Картотека игр и упражнений для детей с ОВЗ
картотека по коррекционной педагогике

Борисова Ольга Валерьевна

Музыкотерапия одно из перспективных направлений в жизни ДОУ. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

 

  1.  Основные формы музыкотерапии

Рецептивная музыкотерапия (пассивная) отличается тем, что пациент в процессе музыкотерапевтического сеанса не принимает в нем активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу лечения.

 

 Активные методы музыкальной терапии основаны на активной работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение.

Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы. Музыкально-терапевтические методы, как правило, подбираются индивидуально.  

  


 


 


 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_dlya_ovz.docx74.81 КБ

Предварительный просмотр:


Муниципальное образование Тазовский район

Муниципальное дошкольное бюджетное образовательное учреждение

детский сад «Радуга»

C:\Users\24\Downloads\hello_html_m3e3d4032.jpg


ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ МУЗЫКОТЕРАПИИ

ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ

                                                                       

Музыкальный руководитель:

 Борисова О.В.

Тазовский 2019

 «В лесу»

(Элементы музыкального моделирования и кинезитерапии)

Переживание эмоционального состояния.

(тревожная музыка)

«Мы заблудились в  лесу, кругом высокие деревья, колючие кусты, пни. Мы идем, высоко поднимая ноги, перешагивая высокую траву, кочки».

Этап выхода из сложной ситуации, успокоения.

( радостная музыка)

«Но вот мы видим впереди солнечную полянку. На ней

мягкая зеленая травка, посередине чистое озеро. В траве растут цветы необычайной красоты, на деревьях сидят птицы, в траве стрекочут кузнечики».

Ребенок садится на пол, и смотрит вокруг.

Эмоциональное расслабление.

(спокойная музыка для релаксации)

«В озере тихо плещется вода, слышно, как где-то журчит ручеек, щебечут птички, жужжат пчелки. Нас обдувает легкий теплый ветерок.

Ребенок лежит на полу в удобной позе с закрытыми глазами.

«Облачко» 

(ритмопластика)

Упражнение хорошо проводить на воздухе.

«Посмотри, какие облака плывут по небу. Это облачко  похоже на великана, а это на лошадку. А давай и мы с тобой превратимся в белые пушистые облака. Вот подул легкий ветерок, и мы плывем, кружимся  по небу вместе с ним. (легкая музыка П.И.Чайковского).

От дуновения ветра форма облака меняется.

Двигаться следует плавно, легко, совершая различные движения.

«Пчелка в цветке»

(Кинезитерапия)

«Пчелка летает по полянке. (Римский-Корсаков «Полет шмеля») Садится то на один цветок, то на другой.

Ребенок имитирует полет пчелы, машет крылышками, садится на цветы - на диван, кресло, стул.

Но вот пчелка налеталась, устала и уснула на красивом цветке. Наступила ночь. ( музыка И.Брамс «Колыбельная»)

Накидываем на ребенка плотный платок.

Наступило утро, взошло солнышко, пчелка проснулась и снова полетела с цветка на цветок. (Платок убираем, музыку меняем).

«Буратино»

Игра на снятие стрессовых состояний.

Взрослый говорит ребенку: «Сейчас ты будешь превращаться в Буратино. Встань прямо, тело становится деревянным, как у Буратино.

Напряги плечи, руки, пальцы, они становятся деревянными.

Напрягаются ноги, пальцы на ногах, становятся деревянными.

Напрягается лицо и шея, лоб, сжимаются челюсти.

А теперь из Буратино ты снова превращаешься в мальчика (девочку).

Расслабляются все мышцы.

«Снеговик»

Психогимнастика на снятие стрессовых ситуаций

Взрослый предлагает ребенку превратиться в Снеговика.  Встать прямо, руки в стороны, щеки надуть, замереть и оставаться в таком положении 10 секунд.

(музыка Ф.Шопена «Зимняя сказка»)

«Но вот выглянуло солнышко, солнечные лучики дотянулись до Снеговика и он начал таять».

Ребенок опускает руки, приседает, ложится на пол, расслабляется.

«Как звучит»

Ребенку предлагается показать, как он будет стучать побарабануметаллофону или использовать другой музыкальный инструмент, если ему грустно, весело, страшно.

«Шум моря»

Речевое дыхание, релаксация

Учащиеся слушают звуки моря, а затем предложить им «подышать», как море. Делать тихий, мягкий вдох животом и плавно поднять вверх руки. А потом выдохнуть на звук «Ш». Выдыхать долго-долго, втягивая живот, чтоб вышел весь воздух. Мягко опустить руки и снова вдохнуть.

«Цапля»

Дети поют любой звук и стоят как можно дольше на одной ноге, разведя руки в стороны как крылья. Это упражнение тренирует чувство равновесия, развивает координацию движений, формирует правильную осанку, укрепляет мышцы ног.

«Сыграй свое настроение»

коллективной формой активного музицирования на шумовых инструментах

Во время проведения упражнения дети учатся озвучивать стихи, играть в ансамбле, импровизировать собственные небольшие пьесы, воплощая в них своё настроение и звуковые представления.

Дыхательные упражнения

оздоровление и укрепление дыхательных функций.

  • С детьми можно проделать дыхательные упражнения, опираясь на образные выражения сказочных героев: прыгает лягушонок, пчелка летит на цветок («бз»- на выходе, «бж»), змея ползет в траве («ш»- «ш» - выдох). Дети движениями рук помогают себе осуществлять моменты вдоха и выдоха.

«Задуем свечу»

(музыка К.Сен-Санс «Лебедь»)

        Дети делают глубокий вдох через нос, подносят ладошку на уровень лица, затем выдыхают тоненькой струйкой воздух через рот на ладонь, при этом губы держать «трубочкой».

«Проколи шину»

        Дети делают легкий вдох, затем показывают, как медленно выходит воздух со звуком «Ш».

 «Морские звезды»

Снятие мышечных зажимов, напряжения

(И. Штраус   «Вальс»)

Дети сидят на полу, расставив ноги и руки в стороны. Им предлагают собрать тело в «комочек», а затем вернуться в исходное положение.

«Игра с воздушными шариками»

Снятие мышечных зажимов, напряжения

(музыка Ф. Шопен «Ноктюрн фа-мажор»)

 Детям раздаются воздушные шарики, предлагают поиграть с ними, при этом обращается внимание на их легкость, затем упражнение повторяется только с воображаемыми шарами.

«Легкие бабочки»

Снятие мышечных зажимов, напряжения

(муз. С. Майкапар «Мотылек»)

Детям предлагается рассказ: «В саду было много красивых цветов. Маленькие, легкие мотыльки летали и кружились над ними, выбирая себе самый яркий и красивый, а потом садились на него». Дети слушают музыку и представляют себя «мотыльками», передают движениями картинку, «нарисованную» музыкой.

«Ритмическое эхо»

  • Ведущий занятия дает двух- или трех тактовый ритмический рисунок,

  который все вместе, хлопая в ладоши, должны повторить участники группы.

  • Ритмизация собственных имен и фамилий. Дискуссия о том, как на основании предложенного ритма можно составить характеристику человека.

  • Ритмизация движений животных – степенная корова, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т.п.

«Ладушки»

Популярная детская игра, хорошо развивающая не только чувство ритма, но также произвольное внимание и координацию движений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"

В картотеке представлены игры и упражнения для развития и коррекции произвольного внимания у детей дошкольного возраста. Каждая игра имеет подробное описание: цель,возраст, инструкцию....

Картотека физкультминуток и упражнений для детей дошкольного возраста.

картотека физкультминуток содержит более 100 игр и упражнений, соответствующих всем лексическим темам....

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста "Развитие внимания у дошкольников"

Игра « Какой игрушки не хватает?»цель: развитие зрительной памяти, объема внимания.возраст: с 3 летПоставьте перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросите ребенка отвернуться и уберите одну ...

Картотека игр и упражнений для детей дошкольного возраста с использованием массажного мячика Су-Джок

В картотеке представлены игры и упражнения с массажным мячиком и кольцом Су-Джок в доступной форме для детей дошкольного возраста....

Картотека игр и упражнений. Тревожные дети.

Предлагаю вашему вниманию упражнения и игры на релаксацию, расслабление мышц, игры, направленные на формирование у детей чувства доверия и уверенности в себе....

Картотека игр и упражнений для детей 2 младшей группы

                      Картотека игр и упражнений, направленные на формирование звуковой стороны речидля детей 2 младшей группы...

Картотека игр и упражнений для детей с СДВГ

Упражнения на развитие навыков концентрации внимания. Тренировка выдержки-контроль импульсивности...