Главные вкладки

    Организация и содержание работы по вопросу организации ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ
    статья по коррекционной педагогике

    Лысова Надежда Валентиновна

    В статье представлен опыт работы ДОУ по вопросу организации и содержания ранней помощи детям с ОВЗ в условиях ДОУ

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rannyaya_pomoshch.docx26.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    Организация и содержание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья

     «Каждый ребёнок имеет возможность

    быть психологически готовым к школьному обучению

    на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям» Я.А.Коменский

    Обедняя мир детства, мы затрудняем вхождение ребенка в общество, в коллектив.
    В.А. Сухомлинский

    В соответствии с Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р в нашей стране начата реализация Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года.

    В настоящее время остро стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о своевременном получении ими комплексной помощи, способствующей удовлетворению их особых потребностей. Это связано с ростом количества детей с ограниченными возможностями здоровья,  детей-инвалидов в Российской Федерации.

             Значительное количество современных детей до 3 лет находятся в зоне риска. Речь идет о психическом, социальном, нервно-психическом неблагополучии в развитии и иных ОВЗ. Нарушения развития проявляются в период интенсивного формирования высших психических функций и влияют на дальнейшую социальную адаптацию ребенка, а значит на качество его жизни в целом. Представление о том, что именно медицинский диагноз определяет возможности развития ребенка с ОВЗ — заблуждение. Ключ к успеху — ранняя помощь.

    Наше Учреждение – МБДОУ детский сад комб.вида №19 Земляничка,  имеет свой опыт работы по оказанию ранней помощи  детям  с особыми образовательными потребностями . :

    Актуальность реализации данного направления обусловлена:

    • потребностями детей раннего возраста с ОВЗ и инвалидностью в комплексном сопровождении их развития и недостаточной эффективностью использования методик раннего выявления и коррекции отклонений в развитии детей;

    • значительными потенциальными возможностями ранней помощи для всестороннего развития детей с ОВЗ и инвалидностью и отсутствием целостной системы их комплексного сопровождения;

    • необходимостью разрыва между временем определения первичного нарушения в развитии ребенка и началом целенаправленной коррекционно-развивающей работы;

    • необходимостью снижения временных границ начала образовательного процесса .

    Особенности развития ребенка в раннем возрасте, пластичность центральной нервной системы и способность к компенсации нарушенных функций обуславливает важность ранней комплексной помощи, позволяющей путем целенаправленного воздействия исправлять первично нарушенные психические и моторные функции при обратимых дефектах и предупреждать возникновение вторичных отклонений в развитии.

    От эффективной организации ранней комплексной помощи в определяющей степени зависят предупреждение инвалидности и (или) снижение степени ограничения жизнедеятельности и трудоспособности.

    Ранняя комплексная помощь предполагает широкий спектр психолого-социально-педагогических услуг, ориентированных на ребенка и семью и осуществляемых в процессе согласованной «командной» работы специалистов детского сада.

    Цель работы: оказание психолого-педагогической помощи детям на раннем этапе развития, а также консультативная работа с родителями.

    Задачи:

    • Выявление и диагностика нарушений в развитии у детей раннего возраста.

    • Оказание комплексной помощи ребенку группы риска и ребенку с выявленными отклонениями в развитии.

    • Формирование позитивного отношения к ранней помощи семьям с проблемными детьми.

    • Оказание информационно-просветительской, консультативной и психологической помощи семье.

    Наша команда состоит из специалистов, представляющих различные дисциплины: учитель - логопед, учитель-дефектолог, педагог - психолог, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинский работник, воспитатели. Все специалисты объединяются, чтобы направить свои усилия на помощь каждому ребенку, испытывающему трудности взросления, коммуникации, адаптации в изменяющихся условиях обучения и воспитания.

    При необходимости для удовлетворения потребностей ребёнка и семьи в состав команды могут быть привлечены внешние специалисты. Специалисты имеют высшее профильное образование.  Специалисты имеют знания и умения для проведения оценки; планирования, осуществления и мониторинга программы помощи; ведения беседы; индивидуального и группового консультирования (в рамках своей дисциплины), коррекционного взаимодействия с детьми.

    В обязанности учителя-дефектолога  входят оценка особенностей познавательного  развития ребенка, развития сферы представлений о ближнем и дальнем окружении. Работа учителя-дефектолога  включает в себя также педагогическую  поддержку семьи, находящейся в ситуации кризиса, помощь в оптимизации отношений между родителями и ребенком.

    В обязанности учителя-логопеда  входят оценка особенностей речевого  развития ребенка, развития коммуникативной сферы ребенка в целом. Работа учителя-логопеда  включает в себя педагогическую  поддержку семьи, находящейся в трудной жизненной ситуации.

    В обязанности педагога-психолога входят оценка особенностей социально-эмоционального и когнитивного развития ребенка, оценка взаимодействия между ребенком и родителями. Работа психолога включает в себя также психологическую поддержку семьи, работу с детьми, имеющими серьезные социально-эмоциональные проблемы и нарушения в области психического здоровья. Психолог также проводит профилактические программы для детей групп биологического и социального риска.

    В обязанности инструктора по физической культуре  входит оценка особенностей физического  развития ребенка. Работа инструктора по физической культуре включает в себя также поддержку семей , имеющих нарушения в области физического  здоровья, нарушений опорно-двигательного аппарата.

    В обязанности музыкального руководителя   входит оценка особенностей художественно-эстетического  развития ребенка, развитие художественно-творческих способностей детей. Работа музыкального руководителя включает в себя также поддержку семей воспитанников в вопросе использования нетрадиционных методов разного вида искусств в работе с детьми.

    Ведущие направления деятельности ДОУ по оказанию ранней помощи детям:

    1. Консультативно – диагностическое направление:

    • определение уровня развития ребенка раннего возраста в соответствии с основными нормативными показателями данного возраста;

    • максимально раннее выявление и психолого-педагогическая квалификация отклонений в развитии ребенка;

    • анализ особенностей социальной ситуации развития ребенка;

    • консультирование родителей по вопросам;

    • обеспечение необходимых условий развития и компенсации имеющихся отклонений;

    • реализация коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

    • создание дома соответствующей коррекционно-развивающей среды;

    • консультирование педагогов, работающих с «особыми» детьми.

    2. Коррекционно-развивающее направление деятельности:

    • разработка индивидуальной программы психолого-педагогической помощи ребенку специалистами и педагогами службы совместно с родителями ребенка;

    • обучение родителей способам коррекционно-развивающего взаимодействия с ребенком;

    • проведение индивидуальных и групповых развивающих и коррекционных занятий;

    3. Информационно-методическое направление:

    • информирование родителей об услугах, предоставляемых службой ранней психолого-педагогической помощи с помощью буклетов, объявлений и т. д.

    • информирование о деятельности Службы с помощью средств массовой информации;

    • создание банка коррекционно-развивающих методик для детей с ОВЗ;

    • повышение квалификации педагогов (участие в семинарах, курсы повышения квалификации, участие в вебинарах, самообразование).

    Психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями оказывается в процессе:

    • развивающей ООД в соответствии основной образовательной программой ДОУ, примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

    Содержание ООД дифференцируется в зависимости от уровня развития ребенка. Работа  проводится по подгруппам, с детьми, имеющими близкий уровень развития, или индивидуально с детьми, значительно отличающимися от большинства детей группы своими познавательными, коммуникативными возможностями;

    Индивидуальная работа с ребёнком направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия.

    Групповая работа с детьми направленна на повышение функциональности и познавательной компетентности ребёнка, формирование навыков саморегуляции и социального взаимодействия, осуществляемая на основе разработанной специалистами программы.

    • коррекционных ООД, проводимых специалистами ДОУ в соответствии с индивидуальными программами психолого-педагогической помощи

    Разработка индивидуально-ориентированных образовательных программ, это и одно из требований ФГОС ДО:

    Индивидуально-ориентированная образовательная программа - персонализированный вариант образовательной программы, ориентированный на индивидуальные особенности, возможности и потребности обучающихся.

    Творческой группой ДОУ разработана структура ИООП. Это программа, в которую включены результаты педагогической диагностики конкретного ребенка, объем, сроки, порядок и содержание услуг, предоставляемых этому ребенку и его семье по программе ранней помощи всеми специалистами ОУ.

    • игр, режимных моментов, развлечений, праздников, что обеспечивает коррекционно-развивающую направленность всего образовательного процесса в отношении детей.

     Особенно значимым направлением деятельности службы является содействие с родителями . Информационная, психологическая и педагогическая помощь родителей, направленная на поддержку их адаптации к состоянию ребёнка, коррекцию детско-родительских отношений, освоение родителями адекватных средств общения с ребёнком, способов обучения и воспитания по  выравниванию западаний в развитии «особенных» детей и максимальное приближение их к норме развития для дальнейшего перехода к школьному образованию в соответствии с ФГОС.

    Оказание ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья позволяет более эффективно компенсировать нарушения в физическом и психическом развитии, а в ряде случаев, даже устранить их, что позволит повысить уровень развития наших выпускников, их социализацию и интеграцию в общество.

    Воспитание и обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья – тяжелый труд, но он обязательно даст свои результаты, главное только не опускать руки и работать постоянно, не снижая усилий.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Коррекционно-диагностическая программа для детей раннего возраста с нарушениями развития. (для работы в подразделении службы ранней помощи)

    Данная программа написана исходя из положения «Службы ранней помощи», где основной целью является оказание медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям от 2 месяцев до 4 лет с нарушениями...

    Консультация для воспитателей.Содержание работы по формированию культурно-гигиенических навыков детей второй группы раннего возраста

    Одна из задач воспитания детей второй группы раннего возраста - формирования у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети третьего года жизни, пришедшие в детский ...

    Групповые занятия с использованием верботонального метода в системе ранней помощи детям с нарушением слуха и их семьям в условиях реабилитационного центра.

    Работа в группе позволяет наилучшим образом развить довербальную активность, невербальную, а затем и вербальную коммуникацию. Применение  «Комплексных верботональных занятий» д...

    «Организация педагогической помощи детям с низкой познавательной активностью в условиях группы детского сада общеобразовательного вида»

    Дошкольное детство – период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности человека в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный потенциал ребёнка в дошкольном детст...

    Семинар - совещание "Формы и механизмы взаимодействия по организации ранней помощи детям в Курской области"

    14 июня 2019 года на базе ОКУ «Курский     областной центр психолого – педагогического, медицинского и социального сопровождения» (Отделение развития и реабилитац...

    Организация, содержание работы по формированию временных представлений у дошкольников с ЗПР в условиях детского сада

    Трудно переоценить значение развитого пространственного восприятия, умения ориентироваться в пространстве, сформированности пространственных, пространственно-временных и предложно-падежных конструкций...

    Сообщение из опыта работы с методическими рекомендациям«Обновление содержания образовательной деятельности в области физического развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада». мастер класс «Тимбилдинг игры – игры для сплочения коллектива».

    В последние годы   умение работать в команде имеет большое значение практически во всех сферах   деятельности современного общества. Команды сопровождают деятельность человека...