Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».
статья по коррекционной педагогике

Кангина Катерина Александровна

В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 209» г. Ярославля. Раскрываются цель организации, основные направления и задачи консультационного пункта, приводятся конкретные примеры работы специалистов с детьми раннего возраста с ментальными проблемами развития и их родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».

Авторы:

Кангина  Катерина Александровна, Кокурина Галина Владимировна.

Аннотация:

В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 209» г. Ярославля. Раскрываются цель организации, основные направления и задачи консультационного пункта, приводятся конкретные примеры работы специалистов с детьми раннего возраста с ментальными проблемами развития и их родителями.

        Ключевые слова: консультационный пункт; ранний возраст; ментальные нарушения.

С 2014 года в муниципальном дошкольном образовательном учреждении  «Детский сад № 209» г. Ярославля функционирует  консультационный пункт.

Целью организации Консультационного пункта являлся запрос родителей, которые воспитывая детей раннего возраста дома, ожидали места в дошкольном образовательном учреждении.

Основными направлениями деятельности консультационного пункта ДОУ стали:

  • создание условий для преемственности семейного и социального воспитания;
  • оказание квалифицированной психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям) и детям раннего возраста;
  • организация образовательных мероприятий для  всестороннего развития личности детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения,

В процессе деятельности Консультативного пункта, решаются следующие задачи:

  • консультирование родителей (законных представителей) по различным вопросам воспитания, обучения и развития ребенка дошкольного возраста;
  • оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения, с целью профилактики дезадаптации  при поступлении в детский сад;
  • выявление и своевременное проведение комплексной специализированной помощи, при наличии нарушений развития различной этиологии и тяжести в физическом, психическом и социальном развитии детей раннего дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения;
  • создание условия для межведомственного взаимодействия специалистов между образовательным учреждением, организациями здравоохранения и  социальной поддержки семей, воспитывающих детей.

Консультационный пункт осуществляет свою деятельность на основании решения педагогического совета, общего собрания родителей и приказа заведующего ДОУ, при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических, противоэпидемических условий, правил противопожарной  безопасности, кадрового обеспечения, программно-методических материалов.

Непосредственную работу с родителями и детьми осуществляют  специалисты: учителя - дефектологи, учителя - логопеды, педагог психолог,  воспитатели, воспитатель с приоритетным направлением деятельности «Физическое развитие», музыкальный руководитель и медицинские работники.

Опыт работы консультационного пункта в конкретном учреждении позволил  провести статистический анализ обращений. В результате определено, что в среднем из 10 обратившихся семей в год 30 %  детей раннего возраста, имеют отклонения в развитии различной степени тяжести и нуждаются в систематических коррекционных мероприятиях. Это дети раннего возраста с ментальными нарушениями, такими как: синдром Дауна, тяжелые формы нарушений опорно-двигательного аппарата (ДЦП), дети с нарушением социального взаимодействия и нарушением поведения.

При первичном обращении родителей за помощью беседу проводит руководитель консультационного пункта, который определяет примерный уровень запроса и первую встречу ребенка со специалистом.

Первая встреча специалиста с ребенком всегда направлена на установление социального контакта и определения актуального уровня развития.  Далее специалист определяет систему работы с ребенком и направление образовательной деятельности. По необходимости родителям может быть рекомендовано посещение профильных медицинских  специалистов и консультирование на базе психолого–медико– педагогических комиссиях, с целью определения адекватной помощи на уровне образовательного учреждения. Другим не менее важным направлением являются массовые мероприятия для детей: групповые занятия, развлечения игрового характера, направленные на социализацию малышей.

Опыт работы с детьми в условиях консультационного пункта показал, что положительная динамика в развитии прослеживается при условии заинтересованности не только специалистов, но и родителей. Примеры этой слаженной работы говорят сами за себя.

Одним из таких ярких примеров является семья ребенка с синдромом Дауна. За помощью обратилась мама. В процессе беседы был определен конкретный запрос на занятия с учителем – дефектологом. Ребенок 1 года 2 месяцев с Синдромом Дауна, имеющий также нарушение зрения (сходящееся косоглазие). При первой встрече, в процессе обследования было определено, что физическое развитие соответствует развитию  6-7 месячного ребенка. Мальчик самостоятельно не передвигался, отсутствовал жевательный рефлекс, отмечался слабый тонус всех групп мышц. Кроме того, наблюдалось значительное отставание в психоэмоциональном развитии, которое проявлялось в полном отсутствии речи (в наличии только вокализации), отсутствии понимания обращенной речи, в неадекватных манипулятивных действиях с предметами.

Опираясь на актуальный уровень развития, был разработан цикл занятий, среди которых в приоритете были мероприятия, направленные на коррекцию сенсомоторного развития и всех познавательных процессов. Работа началась с непродолжительных упражнений по адаптивной физкультуре и коррекционно-развивающих игр с учителем-дефектологом. Параллельно специалисты консультировали маму по организации режима и игр с ребенком дома.  

За первый год работы с ребенком совместными усилиями специалистов и родителей получены первые положительные результаты динамического развития: ребенок научился ходить практически без поддержки, жевать пищу (со слов мамы мальчик начал употреблять твердую пищу, пить из чашки).  Мальчик стал откликаться на свое имя, реагировать на музыкальные игрушки, фокусировать взгляд на предметах, следить за действиями взрослого, в речи появились лепетные слова. Появились первые предпосылки социального взаимодействия: улыбка при узнавании взрослых, радость на похвалу и обида на порицание. В настоящее время ребенок ожидает места в   дошкольном учреждении и продолжает посещать коррекционно-развивающие занятия на консультационном пункте.

Другим ярким примером результата слаженной работы родителей и специалистов ДОУ являются сестры-погодки. Вначале мама обратилась за консультацией со старшей девочкой. На момент обращения ребенку было 2,5 года. После проведения обследования на определение уровня актуального развития ребенка, было установлено, что девочка значительно отстает в психофизическом развитии и родителям было рекомендовано пройти консультирование в психолого-медико-педагогической комиссии с целью определения дальнейшего образовательного маршрута. На основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии девочка была принята в дошкольное учреждение в группу компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта. Ребенок своевременно начал получать квалифицированную помощь специалистов.

Спустя некоторое время мама обратилась за консультацией с младшей дочерью, которой на тот момент исполнилось 2 года. Основной запрос со стороны родителей состоял в занятиях с учителем-логопедом, родители пожаловались на отсутствие собственной речи у девочки и ее слабую реакцию на речь окружающих. При первой встрече с ребенком было проведено обследование  с целью определение уровня актуального развития. В результате обследование была выявлена задержка речевого и психического развития. Кроме того, у ребенка наблюдалось аутоподобное поведение. Родителям было предложено записаться на консультацию в психолого-медико-педагогической комиссии, но они отказались. В настоящее время девочка посещает коррекционно-развивающие занятия с учителем-дефектологом и учителем – логопедом. Занятия направлены на коррекцию речевого и познавательного развития.

На сегодняшний день в работе с девочкой получены следующие результаты: познавательное развитие соответствует возрасту; положительная динамика прослеживается в речевом развитии: появилось понимание обращенной речи на уровне простых инструкций, увеличился пассивный предметный и глагольный словарь, девочка стала словесно обращаться к родителям и обозначать некоторые предметы и действия. Родители заинтересованы в развитии ребенка и следуют всем рекомендация специалистов.

Многие дети дошкольного возраста с ментальными нарушениями в дальнейшем  направлены в наше дошкольное учреждение и продолжают получать образовательную услугу, посещая группы компенсирующей направленности.

В перспективе развития деятельности консультационного пункта планируем организовать взаимодействие со специалистами областного перинатального центра для организации преемственности.

Авторы:

Кангина  Катерина Александровна, учитель-дефектолог МДОУ «Детский сад № 209»; +79619729039, 81_83@mail.ru

Кокурина Галина Владимировна, учитель-дефектолог,  руководитель консультационного пункта  МДОУ «Детский сад № 209»; +79201488315, kokurina43_74@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа преодоления фонетико – фонематического недоразвития речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения.

Программа позволяет организовать работу по коррекции ФФНР вусловиях логопункта с подгруппой детей. Дети стакми речевым заключением по разным причинам оказываются на логопунктах дошкольных учреждений, ...

Рабочая программа Развитие и коррекция речи у детей 5-7 лет с фонетико- фонематическим недоразвитием речи в условиях логопедического пункта дошкольного образовательного учреждения

Настоящая программа позволяет рационально организовать работу группы для детей 5-7 лет не только ФФНР, но и с НВОНР, ОНР 3 уровня. Срок реализации 1 год для детей с ФФНР, обусловленное дислалией, 2 го...

Семинар для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском гос...

СЕМИНАР для педагогов Тема: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»

Вопросы для обсуждения1.  Развитие    привязанности    и    любви    к родному дому — начальная ступень патриоти­ческого восп...

Статья «Организация Службы ранней помощи на базе дошкольной образовательной организации»

Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ - это совокупность системы социальной поддержки, охраны здоровья и специального образования.      Анализир...

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.

Актуализация проблемыВ настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорно...

«Модели дистанционного консультирования родителей (законных представителей), воспитывающих детей дошкольного возраста, в условиях консультационного центра дошкольной образовательной организации»

Распространение коронавирусной инфекции внесло свои коррективы не только в обычный график нашей жизни, оно заставило нас в корне изменить режим общения. Это не могло не сказаться и на проце...