СЕМИНАР для педагогов Тема: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»
методическая разработка на тему

Таратонкина Наталья Владимировна

Вопросы для обсуждения

1.  Развитие    привязанности    и    любви    к родному дому — начальная ступень патриоти­ческого воспитания детей.

2.    Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально насыщенного образа родно­го дома:

а) воспитание любви и уважения к родите­лям,   прежде   всего   к   матери,   другим   членам семьи, друзьям;

б)    влияние семейных традиций на воспитание привязанности и любви к родному дому;

в) воспитание   чувства   восхищения   родной природой, заботливого отношения к ней.

3.    Воспитание     бережного     отношения    к родному дому.

4.    Педагогические    условия    воспитания    у детей привязанности и любви к родному дому.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЕМИНАР для педагогов

Тема: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»

воспитатель МБДОУ

№8 «Виноградинка»

Н.В. Таратонкина

Вопросы для обсуждения

1.        Развитие    привязанности    и    любви    к родному дому — начальная ступень патриотического воспитания детей.

2.        Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома:

а)        воспитание любви и уважения к родителям,   прежде   всего   к   матери,   другим   членам семьи, друзьям;

б)        влияние семейных традиций на воспитание привязанности и любви к родному дому;

в)        воспитание   чувства   восхищения   родной природой, заботливого отношения к ней.

  1. Воспитание     бережного     отношения    к родному дому.
  1. Педагогические    условия    воспитания    у детей привязанности и любви к родному дому.

Задания

1.        Подобрать    народную    или    авторскую сказку, воспитывающую любовь и уважение к матери или отцу, другу.

2.        Подготовить   пословицы и поговорки

а)   о   роли   матери   в   жизни   ребенка, почитании детьми родителей;

б) о бабушке и дедушке    —    домашних    воспитателях;    

в) о бережном отношении к природе;

г) пословицы и   поговорки   о   любви   к   Родине   и   защите
Отечества.

3.        Разработать содержание проекта «Родной дом».

Занятие начинается вопросом «С чего начинается Родина для ребенка?» (Педагогам предлагается раскрыть содержание понятия «родной дом»). 

1 вопрос.

Родной дом — сложное, многогранное понятие. Оно включает в себя: семью, где ребенок родился и вырос; атмосферу домашнего очага, которая во многом определяется семейными традициями, родной культурой; дом, где он живет; его первых друзей; родную природу. Постепенно понятие «родной дом» расширяется: это родная улица, детский сад, родной город (село), позже — не только малая (родной край), но и большая многонациональная Родина — Россия, гражданином которой ребенок является, и, наконец, планета Земля — наш общий родной дом. Развитие любви и привязанности к родному дому в его первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности.

В. Д. Колесов в число психологических оснований нравственности включает сформированный с детства эмоционально насыщенный образ   родного   дома.

Таким образом,  важнейшей задачей ДОУ является формирование у детей духовно-нравственных и нравственно-патриотических ценностей через воспитание любви к семье и родному краю.

«Пословицы о Родине и о семье»

 ИГРА-«ДОСКАЖИ ПОСЛОВИЦУ»

- Золоту – старости нет, Родине – цены нет.

- Всякому мила своя сторона.

- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

- Родина – мать, умей за нее постоять.

- Родная сторона – мать, а чужая – мачеха.

- Человек без Родины – что соловей без песни.

- Нет милее дружка, чем родная матушка

- Вся семья вместе, так и душа на месте

- Когда в семье лад, не нужен и клад

- Семья сильна, когда над ней крыша одна

Вопросы квоспитателям:

  1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны?

                                                                      (государство)

  1. Символ государства, его суверенитета: прикрепленное к древу или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы?

                                                                       (флаг)

  1. Официальная эмблема государства?

                                                                  (герб)

4. Совокупность близких родственников, живущих вместе и ведущих общее хозяйство?  

                                                                      (семья)

     5. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом?

                                                                            (страна)

     6. Что такое патриотизм?  

                                              ( преданность и любовь к Родине, к ее природе, культуре, народу)

 

7. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы (Зимой - в крещенские морозы, древесина становится сухой.)

8. Какое   дерево   сажал   крестьянин   недалеко   от   места,       выбранного для строительства избы?

(Березу - считали счастливым деревом, верили,  что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так лее защищает от молнии.)

9. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?

(Стол - поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него.)

2 вопрос.

Семья – это не просто сумма всех ее членов, а сложная система «невидимых» связей и взаимоотношений. Семья – это взаимозависимость одних членов от других: детей от родителей, родителей от бабушек и дедушек, других родственников и наоборот. Ни один человек не является в семье абсолютно автономным.

- А что на ваш взгляд, включает понятие «Семейные отношения»?

Я предложу на выбор 3 определения. Какое из них вы считаете правильным?

1. Семейные отношения – это характер взаимного общения взрослых и детей в семье.

2. Семейные отношения – это эмоциональная окраска поведения каждого члена семьи.

3. Семейные отношения – это психологический климат семьи, принятые в семье нормы поведения всех ее членов.

Поскольку образ родного дома включает в себя находящихся в нем членов семьи, и прежде всего мать, обсуждение второго вопроса целесообразно начать с определения особой роли матери в жизни ребенка, формировании его личности. Интересную мысль по поводу обсуждаемого вопроса высказывает А. В. Запорожец в статье «Воспитание эмоций и чувств у дошкольника»:  возникшее у двух-трехмесячного младенца положительное отношение к матери или другому близкому человеку, названное «комплексом оживления», возможно, является «зародышем всех в дальнейшем формирующихся высших человеческих чувств» (Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. А. Д. Кошелевой.— М, 1985).

С этой же целью можно использовать проблемные ситуации. Воспитателям предлагается решить педагогические задачи, определить, каковы причины неуважительного и даже жестокого отношения детей к маме и бабушке в данных ситуациях. Вашему вниманию предлагается 2 ситуации:

Ситуация 1.

Уже поздно, ребенку пора спать, но ему не хочется. Отец все-таки пытается отправить ребенка в кровать. Вы вмешиваетесь и разрешаете ребенку еще немного поиграть, говоря, что завтра выходной. Но отец настаивает на своем. Как бы вы поступили в такой ситуации?

Обобщение:

Родители должны знать и помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи. В этой ситуации данное требование нарушено. Чтобы прийти к единому мнению, матери надо уступить отцу и объяснить свое решение: «Да, сыночек, наверное, папа прав. Ведь если ты нарушишь режим, ты долго не уснешь, это может отразится на твоем здоровье, и завтра тебе будет тяжело вставать. Ты у нас уже большой и понимаешь, что режим надо выполнять, чтобы вырасти сильным, смелым, здоровым. Эти качества тебе очень пригодятся в жизни.

Ситуация 2.

Муж наказал ребенка, но вам кажется, что проступок не столь серьезен и вы начинаете играть с ребенком. Муж недоволен этим. Что предпримите вы в этом случае?

Обобщение.

В этой ситуации возможно надо подойти с позиции «Все поступки детей должны быть прощенные». Мама может сказать:

- Да, папа, наш сын поступил плохо, но я думаю он понял свою ошибку и больше не будет так поступать. Наверное, он сам нам об этом хочет сказать. Давай, отец, послушаем его. Мальчик просит прощения, ситуация исчерпана. Но всегда надо помнить о единстве требований к ребенку со стороны всех членов семьи.

При обсуждении вопроса о методах и средствах воспитания любви и уважения к матери, заботливого, внимательного и отзывчивого отношения ко всем членам семьи полезно использовать подобранные воспитателями сказки, прочитанных рассказов.

Делаются выводы: благодаря чему у детей формируются любовь и привязанность к родителям, бабушке; каким образом взрослые воспитывают у своих детей, внуков интерес к позитивным   явлениям   современности,   связанным с ее героическим прошлым, любовь и привязанность к родной природе, родному городу.

Рассматривая вопрос о влиянии семейных традиций на воспитание у ребенка привязанности к родному дому, педагоги обсуждают также составленные ими тексты консультаций для родителей на тему «Как подготовить и провести день рождения вашего ребенка». При этом в методических рекомендациях они обозначают: цель консультации, в чем заключается подготовка к празднику, чем определяется выбор подарка; оформление помещения; развлекательная часть праздника, желательно с предложением конкретных конкурсов или викторин.

3 вопрос

Родной дом — это и квартира, где живет ребенок, и дом, в котором она находится. Как воспитывать у детей бережное отношение к стенам родного дома, желание поддерживать чистоту и порядок в нем? Для решения этой задачи необходимо формировать у каждого ребенка личностное отношение к дому как к общечеловеческой ценности. О технологии соответствующей работы можно узнать, в частности, из экологической программы Н. Н. Вересова «Мы — земляне» и статьи Н. Рыжовой «Экологический проект «Дерево». По аналогии с названным воспитатели разрабатывают проект «Родной дом», предлагая детям оживить, очеловечить свой дом, проникнуть в его внутреннюю жизнь, сделать его способным страдать и радоваться в зависимости от отношения к себе, от тех воздействий, которым он подвергается.

  Первый и последний из выступающих предлагают дополнить древнерусские пословицы и поговорки о матери, любви к Родине и защите Отечества более современными, возможно, пословицами других народов.

В конце занятия внимание обращается на то, что одним из средств воспитания любви к родному дому являются песни о маме, о родной природе, Родине, написанные специально для дошкольников. Вместе с тем дети с удовольствием слушают современные песни из репертуара взрослых, такие как «Отчий дом» (ел. А. Дементьева, муз. Е. Мартынова), «Уголок России» (ел. Е. Шевелевой, муз. В. Шаинского), «Крыша дома твоего» (ел. М. Пляцковского, муз. КЭ. Антонова) и др. Включается грамзапись (магнитофонная запись) названных песен.

Средства патриотического воспитания:

- окружающая среда;

- художественная литература и искусство;

- фольклор;

- практическая деятельность.

Методы патриотического воспитания:

- повышение познавательной активности;

- эмоциональное восприятие дошкольников.

Формы патриотического воспитания:

- занятия;

- игры;

- беседы.

Как показала практика, одним из самых эффективных средств воспитания оказывается непосредственное общение ребенка с родителями, бабушками и дедушками, реализуемое в празднично-игровой, изобразительной и других видах деятельности. Я использую разнообразные формы и методы работы с семьей. Среди них – родительский клуб «Семейный альбом», заседания которого проводятся по темам: «Семейные традиции», «Ты и твое имя», «Твоя фамилия», «Добрых рук мастерство» и т.д. На этот раз мне хотелось бы подробнее рассказать коллегам сразу о некоторых методах работы, успешно применяемых не только мной, но и воспитателями нашего детского сада в работе с семьей.

1.Создание семейной газеты

Тема газеты оговаривается заранее («Моя семья», «По тропинкам сказок», «Я люблю…» и др.). Содержание газеты составляют фотографии, рисунки, аппликации, стихи и мини-рассказы на газетную тему (как профессиональных поэтов и писателей, так и любительские, написанные самим ребенком или кем-нибудь из членов семьи). Готовые газеты украшают групповые комнаты, приемные и музыкальный зал. Используя их, дети рассказывают о своей семье, ее особенностях, интересах и т.п., о том, какое они принимали участие в изготовлении газеты.

2.Составление родословной

Как правило, семьи составляют смешанное восходящее родословие, указывающее всех предков ребенка, как по мужской, так и по женской линии, и оформляют в виде древа. Родословное древо выглядит красиво и наглядно. В группе организуется выставка семейных древ, которая вызывает большой интерес у детей и взрослых. В роли экскурсоводов выступают сами дети. Они рассказывают интересные случаи из жизни своих предков, повествуют об их деятельности и достижениях.

3.Изготовление семейного герба

 Семье дается задание, используя полученные знания, создать собственный герб. Практика показывает, что родители и дети, стремясь подчеркнуть особенности своей семьи, своего рода, не ограничиваются полученной информацией. Гербы, получаются разнообразными, отображающими труд родителей, их профессию, семейные традиции. Устраивается выставка гербов.И в конце нашего семинара решим кроссворд «Солнышко».

  1. Как в старину называли дом? (Изба)
  2. Один из православных праздников? (Пасха)
  3. Короткая шутливая песенка? (Частушка)
  4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский? (Самовар)
  5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска? (Матрешка)
  6. Сдобный пшеничный хлеб? (Каравай)
  7. Население определенной стороны? (Народ)
  8. Отечества страна, в которой человек родился? (Родина)
  9. Где хранился хлеб у крестьян? (Амбар)
  10. Человек любящий свою страну? (Патриот)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и детского сада»

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Консультация для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОУ»

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут.Не все, что окружает ребенка, равнозначно в воспитательном отношении. Поэтому о...

Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи

Основным источником впечатлений дошкольников является их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут....

Семинар для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском гос...

Консультация для родителей: "Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и МБОУ"

Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...

Консультация для педагогов «Воспитание у детей любви к родному краю в условиях семьи и ДОО»

       Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в го...