Семинар для родителей на тему: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»
статья на тему

 

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно у нас недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

1. Развитие привязанности и любви к родному дому — начальная ступень патриотического воспитания детей.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из наиболее актуальных тем на сегодня. Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций. Также равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. И конечно у нас недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что неопределимо несколькими словами.
Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому – к родному дому и детскому саду, а ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и только потом – жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким ему людям — матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям и сестрам.

В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагоприятных семей. В семьях нет традиций, которыми ребёнок мог бы гордиться. Ему всё сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться не только брать, но и отдавать: заботиться о близких с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать, в семье должны появиться какие-либо «ценности», традиции. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.

Развитие любви и привязанности к родному дому в первоначальном значении служит первой ступенью патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Родной дом» — сложное, многогранное понятие. Оно включает отношение к себе как к личности, отношение к своей семье, включенность в семейные традиции. Первые друзья малыша, детский сад, куда он ходит, улица, на которой стоит его дом, — все это включается в представления ребенка о родном доме, о своей «изначальной» родине.

Постепенно эти представления расширяются. Родина уже ассоциируется не только с домом и с улицей, но с родным городом, селом, с окружающей природой. Позже приходит осознание причастности к краю и к России, огромной многонациональной стране, гражданином которой предстоит стать ребенку.

В нашем ДОУ воспитание нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста идёт через систематизацию знаний о своей семье, о детском саде, о деревне, в которой ребёнок живет, о городе Кропоткине, о своей стране. А родители должны ориентироваться на патриотическое воспитание детей в семье. Формируя у детей представления о семье, доме, детском саде, о стране, в которой он живёт, происходит освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ребенка как личности.

В ДОУ большое внимание уделяется воспитанию нравственно - эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру. Ведётся формирование нравственно-патриотических чувств посредством ознакомления детей с произведениями пейзажной живописи, народного декоративно-прикладного искусства, архитектуры и музыкальными произведениями. Происходит развитие личности дошкольника, его творческих способностей, формирование желания и умения к познанию.

В течение учебного года ребята пополнят знания по разделу: «Моя Родина». Дети будут обладать ценностно-нравственные качествами, являющимися фундаментом для дальнейшего воспитания гуманной, духовно-нравственной и социально-активной личности, будущих достойных граждан России.

2.Пути, средства и методы формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома:

а) воспитание любви и уважения к родителям, прежде всего, к матери.

Научить ребенка с уважением относиться к близким - матери, отцу, бабушке, дедушке - значит заложить в нем зерно человечности, чувства долга и сыновней ответственности, умение жить среди людей. Ведь трудно себе представить, что плохой сын, став взрослым, может быть чутким отцом, верным другом, хорошим семьянином, преданным гражданином своей Родины. Подготовить растущего человека к будущей жизни, вырастить в нем настоящего гражданина с присущими ему качествами нового человека, умеющего руководствоваться высокими идеалами в отношениях с близкими и окружающими людьми - задача высокая и гуманная. И эта задача решается тем успешнее, чем раньше начинают думать над ней взрослые.

В дошкольные годы, когда формируются основные черты личности, роль матери как воспитателя особенно велика.

Воспитание уважения и чуткого отношения к матери, выражающихся в поведении и поступках малыша - умении охранять ее покой, оказывать ей помощь, проявлять заботу о ней, в уважении к ее производственному и домашнему труду и общественным делам. Важно, чтобы чувство любви и привязанности к матери выражалось у ребенка не только на словах, но и в делах.

Это задача большого социального значения: с воспитания уважения и любви к матери, начинается и воспитание в растущем человеке любви к Родине.

Почему, случается, что сын или дочь вдруг перестают слушаться мать, начинают ей дерзить, командовать ею? Почему между самыми близкими людьми – матерью и ребенком – теряется связующая нить взаимопонимания?

Часто родители не замечают, что их отношения с маленьким членом семьи строятся неправильно, что ребенок растет потребителем, баловнем, проявляет эгоистические наклонности – все то, что мешает формированию в нем таких ценных свойств человеческой души, как доброта, отзывчивость, чуткость, умение считаться с интересами и возможностями семьи.

В каждой семье свой уклад жизни, свой стиль отношений. В одних семьях ребенок - объект забот и внимания матери – растет без забот и обязанностей («Детство – пора беззаботности»). В других ребенку прививают заботливость, умение проявлять внимание к старшим.

С воспитания у ребенка любви, заботливости, уважения, чуткости, внимания к близким начинается его мироощущение в обществе людей, оказывающее огромное влияние на его чувственную сферу, поведение, отношения с окружающими. С малого возраста растущий человек должен ощущать, что он не только объект внимания близких, но и сам должен проявлять внимание к ним.

Уже в дошкольном возрасте дети умеют проявлять заботу о близких, помогать в домашних делах, ухаживать за младшими братьями, сестрами.

Отец и мать должны наладить быт так, что все члены семьи участвуют в домашних делах. Усвоив это, ребенок сам будет складывает свои игрушки, помогает убирать комнату, вместе с папой меняет воду в аквариуме, накрывает на стол и делает многое другое. «Не хочу, но надо», - эта истина усваивается благодаря приобщению растущего человека к общественным делам. Так начинается рождение чувства долга к самому близкому человеку - маме.

Требовательность к ребенку в семье способствует развитию в нем заботы и внимания к близким.

К сожалению, встречаются и такие отношениями в семье, когда ребенка отстраняют от общесемейных дел («Еще мал - наработается, когда вырастет! », он - в центре внимания, первый кусок - маленькому. Родители считают, что счастливое детство не должно омрачаться какими-либо поручениями, заботами, обязанностями и т. п. Они очень любят свое дитя и выражают это чувство в том, что не предъявляют к нему никакой требовательности. Мать и отец тешат себя нехитрой «философией»: «Еще совсем мал, пусть растет в радости! »

Так, помимо своего желания, они растят эгоиста, не познавшего, что у него есть свои, пусть совсем небольшие, обязанности по отношению к отцу и матери.

Вот почему пока ребенок мал, пока у него еще не отстоялись способы отношений с близким для него человеком, нужно родителям проводит разъяснительную работу о необходимости установления с малышом таких отношений, которые бы формировали в нем чувства долга и сыновней ответственности. У него должны быть определенные трудовые и моральные обязанности перед близкими, в нем необходимо формировать разумные потребности, умение считаться с материальными возможностями семьи, уважать покой старших и их интересы, выполнять распоряжения, правильно реагировать на родительское слово.

Недопустимо, чтобы ребенок командовал матерью, ощущая себя центром ее забот и внимания, как это, к сожалению, встречается там, где в семье растет «единственный».

Известно, что отношения взрослых – пример для маленьких. Эмоционально-нравственный микроклимат семьи, основанный на высоких гуманных отношениях близких – залог развития в ребенке отзывчивости, умения сопереживать, правильно реагировать на дальнейшие события.

К сожалению, встречается еще в отдельных семьях эгоистическое, пренебрежительное отношение мужа к жене, что, как известно, отрицательно влияет на воспитание детей.

Важная роль в воспитании у ребенка уважения и любви к матери и другим близким, отводится родителям, очень много значит их умение строить отношения с ребенком на разумной требовательности к нему. Помните, высказывание В. А. Сухомлинского: «Самое святое и прекрасное в жизни человека - это мать».

б) Влияние семейных традиций на воспитание привязанности

и любви к родному дому:

Воспитание ребенка - это очень сложный трудоемкий процесс, который не терпит пренебрежительного отношения, ведь каждый родитель хочет не просто вырастить ребенка, но и помочь сформироваться своему чаду как личности. Не последнее место в воспитании занимает семья. Семья, то место, где ребенок родился, рос, сделал свои первые шаги, где он окружен любовью и заботой. Каждая семья уникальна, следовательно, и дети в ней растут самые разные. Ребенок как губка впитывает все то, что происходит в семье, поведение, манеры, речь, через семью он знакомится с взаимоотношениями с людьми и изучает окружающий мир. Какое же влияние оказывают на ребенка семейные отношения и традиции? Попробуем в этом разобраться.

Наибольшее влияние на ребенка в семье оказывают взаимоотношения родителей. Для малыша поведение отца и матери является своеобразной моделью, и в будущем полученный опыт он попытается перенести на общение с другими людьми. Если в семье преобладают теплые дружеские отношения, то и ребенок к другим будет относиться также, ведь он считает такое поведение образцом. И каким будет эмоциональное и психологическое состояние ребенка, зависит от взаимоотношений в семье.

Ценности, традиции, нормы поведения помогают формировать мировоззрение малыша. Всем известно, что семейные традиции переходят от поколения к поколению, конечно со временем они меняются, как и весь мир, но их функция остается прежней: укрепление семейных взаимоотношений, воспитание таких личностных качеств как взаимная поддержка, понимание, любовь, забота.

Традиции всегда показывают и ярко подчеркивают особенности семьи. Через традиции можно увидеть к какому профессиональному классу принадлежит данная семья, ее веру исповедания, национальность, культурное развитие. И чем богаче она на традиции, тем разносторонней будет ребенок. Например, если празднование дня рождения сопровождается весельем, задорными играми, сюрпризами, гостями в доме, то и ребенок будет дружелюбным, добрым, активным, гостеприимным. Но если праздник сводится к застолью и выпивке, и нет никаких игр и конкурсов, то ребенок потеряет к этому интерес, он будет думать, что в каждой семье празднования проводятся именно так.

Традиции несут в себе много разнообразных функций: прежде всего это воспитание, эмоциональное развитие малыша, насыщение его жизни событиями, которые дадут ему определенный опыт, они позволят более гармонично и успешно воспитать ребенка и сплотить вашу семью. И помните, что для ребенка образцом поведения всегда являются родители, и воспитанность малыша зависит только от того, какой пример вы подадите. Не только показывайте ребенку что нужно делать, но и прививайте в нем привычку помогать другим. Например, если вы постирали, то попросите помочь развесить вещи на сушилки для белья, или убрать в квартире, помыть посуду.

В последнее время зародилась замечательная семейная традиция вместе с детьми проводить отпуск у моря. Это не только прекрасная возможность для ребенка познать окружающий мир, это и общение с другими детьми, что немаловажно в воспитании человека. Но никто не отменял походов с ребенком по музеям, выставкам, такие семейные традиции позволят воспитать человека любящего искусство, отзывчивого, патриотичного, высокого духовного развития.

3. Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста.

Семья — это первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого является. Семья занимает центральное место в воспитании ребёнка, играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции малыша. В семье воспитание детей должно строиться на любви, опыте, традициях, личном примере из детства родных и близких. И какую бы сторону развития ребёнка мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в становлении его личности на разных возрастных этапах играет семья. В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».Вот почему проблема сохранения семейных ценностей, возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально-нравственной культуры ребёнка.

Кризисные явления в социально-экономической, политической, культурной и других сферах жизни нашего общества обострили многие нравственные проблемы, выдвинув их в разряд наиболее актуальных. Этот процесс, что закономерно, коснулся и такого важного структурного элемента общества, как институт семьи.

К сожалению, в последнее время из семейного быта исчезают понятия «родной дом», «священные места и предметы в нём». Они подменяются лжеценностями — дорогими вещами и украшениями интерьера. Уходят в прошлое семейные обеды, празднования, забываются семейные традиции. А, если дома на ребёнка не хватает времени, а родители сами ещё незрелые и недостаточно взрослые, то ощущение родного очага у такого ребёнка вряд ли появится. Этого допустить ни в коем случае нельзя! Вместе с тем, сформированный в детстве положительно насыщенный образ родного дома, становится психологическим основанием действительно нравственного человека.

Родной дом - это сложное многогранное понятие. Оно включает в себя семью, где ребёнок родился и растёт, атмосферу домашнего очага, определяемую, прежде всего, семейными традициями; дом, где он живёт, близких друзей, родственников и т.д. Постепенно понятие «родной дом» расширяется, родными становятся улица, посёлок (город), край, страна, а потом и планета Земля. Поэтому формирование любви к родному дому по сути является первой ступенью гражданского воспитания человека.

Понятие «родной дом» для ребёнка складывается из нескольких важнейших составляющих, это:

-само здание, стены и крыша над головой;

-семья, населяющая дом: родители, сёстры и братья, бабушки и дедушки и другие близкие родственники;

-определённое постоянство окружения (люди, вещи, внешняя среда, пейзаж, природа);

-семейный микроклимат (эмоциональный покой, чувство безопасности, домашнее тепло);

-своё личное пространство.

А под положительно насыщенным образом родного дома, мы понимаем: положительно эмоциональное отражение в сознании внешнего облика здания, в котором ребёнок родился и вырос; убранства дома, окружающих его предметов и объектов; людей, часто встречающихся дома или около него, и тех ощущений, которые возникают при этом; домашних животных; временной последовательности событий, происшедших в этом доме.

Формирование положительного образа родного дома в условиях ДОУ у детей старшего дошкольного возраста возможно при решении следующих задач:

1.Организовать общественно полезную деятельность ребёнка на благо своего дома и родителей.

2.Создать ситуации переживания ребёнком чувства гордости за членов семьи и их достижения.

3.Обеспечить организацию и проведение семейных праздников и других мероприятий с постепенным закреплением их как традиций семьи.

4.Привлечь всех членов семьи к формированию у ребёнка положительно насыщенного образа родного дома.

Мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому.

Решение семинара:

  1. Разместить в информационных стендах материал для родителей на тему «Моя семья».
  2. Продолжать знакомиться с традициями разных семей.
  3. Развивать интерес и желание продолжать семейные традиции, воспитывать в поступках и действиях доброе отношение к членам семьи и родному дому.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие семьи и дошкольного образовательного учреждения как условие гармоничного развития ребенка.

Проблема взаимодействия ДОУ и семьи в последнее время попала в разряд самых актуальных. Ведь семья – самый первый и наиболее долго действующий фактор, формирующий личность ребенка. Именно в семье пере...

Организация мониторинга взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта (на примере МАДОУ ДС № 37 «Дружная семейка»).

С введением Федерального государственного стандарта повышенное внимание в дошкольных учреждениях уделяется работе с родителями. Нами, на основе педагогического опыта дошкольного учреждения № 37 «Дружн...

Экологическое воспитание детей в условиях взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения

В данной статье рассказано о мероприятиях, которые можно организовать совместно с родителями по экологическому воспитанию....

СЕМИНАР для педагогов Тема: «Воспитание у детей любви к родному дому в условиях семьи и дошкольного образовательного учреждения»

Вопросы для обсуждения1.  Развитие    привязанности    и    любви    к родному дому — начальная ступень патриоти­ческого восп...

Выступление на семинаре Д/С "Организации взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения".

quot;Организации взаимодействия семьии дошкольного образовательного учреждения"...

Образовательный проект "Приобщение детей дошкольного возраста к детской художественной литературе как средство развития речи в условиях социального партнерства дошкольного образовательного учреждения и городской библиотеки"

Ознакомление с художественной литературой влияет на все стороны личности ребенка. Наше общество, еще в недавнем прошлом «читающее», превратилось в «смотрящее». Угасание интерес...