ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.
статья по развитию речи

Маркина Дина Андреевна

Актуализация проблемы

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность

накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, наблюдаются нарушения динамической структуризации значения слов, неточность их употребления, затруднения при правильной их группировке и усвоении. Этот перечень можно продолжить. Поэтому перед педагогами, работающими с данной категорией детей, встают вопросы ранней диагностики, выбора методов коррекционно-педагогического воздействия.

Изучая проблему организации работы с родителями, воспитывающего ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей является одной из значимых сторон совместной деятельности всего коллектива единомышленников: педагогов и специалистов.

Известно, что семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно в условиях семьи. Многие родители, имеющие детей с тяжелыми нарушениями речи, испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно образовательной работы с ними. Значительная часть родителей проявляет потребительское отношение к образованию, снижая тем самым эффективность обучения. Большинство родителей проявляют некомпетентность в вопросах речевого развития ребенка. Выше изложенные факты побуждают педагогов заняться поиском продуктивных форм работы с семьями для решения проблем каждого ребенка и семьи индивидуально. При этом ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых. Поэтому перед нашим дошкольным образовательным учреждением встала задача разработки и внедрения в практику эффективной модели взаимодействия с родителями, в рамках которой семья выступает в роли «активного» партнера, участвующего в процессе воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства, как в дошкольной образовательной организации, таки в домашних условиях. Организация эффективной работы с родителями в ДОО предполагает опору на принципы, предложенные О. Г. Хабаровой

- Научность: учет особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи и ихсемей с точки зрения индивидуальных возможностей детей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных,физических нагрузок.

− Междисциплинарность: совместная деятельность родителей и специалистов различных областей (педагогики, медицины, психологии и т. д.).

− Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей: исключение у родителей различных страхов и опасений (неопределенности, некомпетентности) при первичном взаимодействии со специалистом; обеспечение эмоционального благополучия, как родителей, так и их детей через знакомые и понятные формы взаимодействия.

− Открытость специалиста: открытость специалиста и его умение исключить  из общения с родителями негативные чувства раздражения, неприятия.− Приоритет активных методов взаимодействия: включение в работу с семьей , ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга;

− Мотивирование родителей к взаимодействию в работе со специалистами:необходимость мотивирования родителей как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрения актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении.

Таким образом, соблюдение данных принципов позволяет включить родителей коррекционно-образовательную работу, сделать ее совместной, для них более понятной, интересной, открытой, а главное установить с родителями партнерские отношения.

Основная часть

В нашем Центре Развития Ребенка № 9 работает консультационный пункт, куда обращаются родители, имеющие детей с ТНР и не посещающие детский сад.

Работу с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи в первую очередь осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог. Включение детей в психолого-педагогическое исследование осуществляется при наличии информированного согласия родителей. Проведению диагностики предшествует анализ медико-психолого-педагогической документации. Создаются необходимые организационные условия: предварительное знакомство с историей развития ребенка, учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей, требования ко времени и месту проведения, ведущей деятельности, выбору дидактического материала, организационныхмоментов, помогающих детям включиться в учебную деятельность.

После прохождения ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА учитель-логопед консультирует родителей о текущих задачах коррекционно-логопедической работы, намечает пути сотрудничества с ними. Параллельно с работой учителя-логопеда, педагог-психолог проводит консультативно-рекомендательную работу с семьей. В ходе общения с родителями воспитанников педагог-психолог обращает внимание на межличностные отношения в семье, отмечает позицию матери по отношению к ребенку, анализирует их реакцию на детские действия (указания, поддержка,безучастность и др.), учитывает состояние родителей (растерянность,тоскливость, нежелание сотрудничать, жалобы или поиск путей решения проблем).Как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки от специалистов, желают владеть точной информацией о нарушениях психофизического состояния ребенка, быть участниками совместного составления плана сопровождения ребенка и дальнейших действий.

Основной задачей НА КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ ЦРР при организации деятельности с родителями является их приобщение к коррекционному процессу. Очень важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов, призвать к единству требований педагогов и родителей, обозначить, что только в этом случае возможна положительная динамика и наилучшие результаты.

Существует достаточно много форм работы с родителями. Некоторые из них буду описаны ниже, которые мы определили для себя как наиболее эффективные формы в работе с родителями.

Следующей организационной формой работы с родителями является проведение недель психологии. Следует подчеркнуть, что целью такого мероприятия является привитие воспитанникам таких качеств как доброта,сочувствие, сопереживание, эмпатия, сердечность, взаимопомощь, взаимовыручка. Дети в играх и тренингах учатся прощать, оказывать друг другупомощь, быть терпимыми, выдержанными, великодушными, делать доброблизким и совсем незнакомым людям. Для родителей детей организуется «дерево  психологической разгрузки», на котором каждый родитель по своему желанию может высказать свое мнение и написать отзыв о работе детского сада, либо о специалисте, задать волнующий вопрос сотрудникам детскогосада. Так же родителям и детям предлагается взять домой раскраску зебру и раскрасить ее в самые яркие цвета, после чего из разноцветных зебр организуетсявыставка на тему «Что бы в жизни было меньше черных полос». Привлечение семей к участию в выставках и конкурсах традиционная исамая распространенная форма взаимодействия с родителями. Но по нашему мнению эта форма достаточно эффективна. Довольно часто у детей кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, недостаточно развита мелкая моторика. Привлечение детей к участию в конкурсах и выставках, совместная подготовка материалов и пособий способствует развитию познавательных процессов. Видеотека еще одна форма, которая получила в последнее время широкое распространение в работе с родителями. Она содержит записи занятий (индивидуальных, групповых, подгрупповых) которые родители могут посмотреть самостоятельно, задав вопросы специалисту, либо занятие просматривается совместно со специалистом, который дает рекомендации по ходуего просмотра и по его окончании. Запись занятия передается родителям через флеш-носитель. Для пользователей программой WhatsApp, учитель-логопед отправляет мгновенные видео-сообщения, которые значительно повышаютэффективность работы с родителями. В процессе обмена такими видеосообщениями родители могут просмотреть игры и упражнения, которые использует учитель-логопед при работе с воспитанником, видят пробелы взнаниях своего ребенка, учатся методам и приемам работы по преодолениютрудностей в речевом развитии.

Заключение, выводы

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников способствует снятию возможных барьеров инедопонимания между педагогами и родителями, способствует повышению их мотивации и более активному и заинтересованному включению в образовательный процесс, что дает положительные результаты. Повысилась эффективность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи,у родителей повысилась компетентность в вопросах речевого развития,организация и проведение коррекционно-образовательной и логопедическойработы в ДОО для них стала более понятной и открытой. Изменился характервзаимодействия семей со специалистами и воспитателями групп. Родители научились видеть проблемы своего ребенка и совместно со специалистами намечать пути их решения, стали положительно настроены на совместную работупо воспитанию и обучению своих детей, активными партнерами и полными участниками образовательной деятельности. Родители убедились в важности участия в образовательной деятельности, что это необходимо для развития и преодоления трудностей их собственного ребенка.Такое взаимодействие с семьями в дошкольном образовательном учреждении дает возможность реализации единой коррекционной программы воспитания и развития ребенка, имеющего речевые нарушения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР ВГСПУ 30 МАРТА 2021г

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИНАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ КОНСУЛЬТАЦИОННОГО ПУНКТА.

Учитель-логопед

МОУ «Центр развития ребенка № 9

Ворошиловского района Волгограда»

Маркина Д.А.

Актуализация проблемы

В настоящее время наблюдается увеличение количества детей со сложной структурой речевого дефекта. Неполноценная речевая деятельность

накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы, отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, наблюдаются нарушения динамической структуризации значения слов, неточность их употребления, затруднения при правильной их группировке и усвоении. Этот перечень можно продолжить. Поэтому перед педагогами, работающими с данной категорией детей, встают вопросы ранней диагностики, выбора методов коррекционно-педагогического воздействия.

Изучая проблему организации работы с родителями, воспитывающего ребенка с тяжелыми нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы пришли к выводу, что взаимодействие с семьей является одной из значимых сторон совместной деятельности всего коллектива единомышленников: педагогов и специалистов.

Известно, что семья оказывает огромное влияние на формирование полноценной личности ребенка. Однако родители часто недопонимают, не знают или недооценивают важность и значимость развития всех сторон речи ребенка, в то время как навык правильной речи, как и все важные навыки, первоначально закладываются и приобретаются именно в условиях семьи. Многие родители, имеющие детей с тяжелыми нарушениями речи, испытывают дефицит знаний о возможностях своих детей, а так же формах и приемах коррекционно образовательной работы с ними. Значительная часть родителей проявляет потребительское отношение к образованию, снижая тем самым эффективность обучения. Большинство родителей проявляют некомпетентность в вопросах речевого развития ребенка. Выше изложенные факты побуждают педагогов заняться поиском продуктивных форм работы с семьями для решения проблем каждого ребенка и семьи индивидуально. При этом ограничиваться только пропагандой педагогических знаний, в которой родители лишь пассивные участники, нельзя. Формы работы с родителями должны быть максимально интересными, разнообразными, позволяющими сблизить детей и взрослых. Поэтому перед нашим дошкольным образовательным учреждением встала задача разработки и внедрения в практику эффективной модели взаимодействия с родителями, в рамках которой семья выступает в роли «активного» партнера, участвующего в процессе воспитания и создания единого коррекционно-развивающего пространства, как в дошкольной образовательной организации, таки в домашних условиях. Организация эффективной работы с родителями в ДОО предполагает опору на принципы, предложенные О. Г. Хабаровой

 - Научность: учет особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи и ихсемей с точки зрения индивидуальных возможностей детей и такой организации обучения, при которой они не будут испытывать интеллектуальных, моральных,физических нагрузок.

− Междисциплинарность: совместная деятельность родителей и специалистов различных областей (педагогики, медицины, психологии и т. д.).

− Обеспечение эмоциональной безопасности для родителей: исключение у родителей различных страхов и опасений (неопределенности, некомпетентности) при первичном взаимодействии со специалистом; обеспечение эмоционального благополучия, как родителей, так и их детей через знакомые и понятные формы взаимодействия.

− Открытость специалиста: открытость специалиста и его умение исключить  из общения с родителями негативные чувства раздражения, неприятия.− Приоритет активных методов взаимодействия: включение в работу с семьей , ролевых и деловых игр, занятий с элементами тренинга;

− Мотивирование родителей к взаимодействию в работе со специалистами:необходимость мотивирования родителей как с точки зрения информирования о функциях специалистов, так и с точки зрения актуализации собственных проблем и возможности поддержки в их преодолении.

Таким образом, соблюдение данных принципов позволяет включить родителей коррекционно-образовательную работу, сделать ее совместной, для них более понятной, интересной, открытой, а главное установить с родителями партнерские отношения.

Основная часть

В нашем Центре Развития Ребенка № 9 работает консультационный пункт, куда обращаются родители, имеющие детей с ТНР и не посещающие детский сад.

Работу с родителями детей с тяжелыми нарушениями речи в первую очередь осуществляет учитель-логопед, но чтобы эта работа была более эффективной, к этому процессу подключаются педагог-психолог. Включение детей в психолого-педагогическое исследование осуществляется при наличии информированного согласия родителей. Проведению диагностики предшествует анализ медико-психолого-педагогической документации. Создаются необходимые организационные условия: предварительное знакомство с историей развития ребенка, учет возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей детей, требования ко времени и месту проведения, ведущей деятельности, выбору дидактического материала, организационныхмоментов, помогающих детям включиться в учебную деятельность.

После прохождения ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ЭТАПА  учитель-логопед консультирует родителей о текущих задачах коррекционно-логопедической работы, намечает пути сотрудничества с ними. Параллельно с работой учителя-логопеда, педагог-психолог проводит консультативно-рекомендательную работу с семьей. В ходе общения  с родителями воспитанников педагог-психолог обращает внимание на межличностные отношения в семье, отмечает позицию матери по отношению к ребенку, анализирует их реакцию на детские действия (указания, поддержка,безучастность и др.), учитывает состояние родителей (растерянность,тоскливость, нежелание сотрудничать, жалобы или поиск путей решения проблем).Как показывает практика, родители ждут эмоциональной поддержки от специалистов, желают владеть точной информацией о нарушениях психофизического состояния ребенка, быть участниками совместного составления плана сопровождения ребенка и дальнейших действий.

 Основной задачей НА КОНСУЛЬТАЦИОННОМ ПУНКТЕ ЦРР при организации деятельности с родителями является их приобщение к коррекционному процессу. Очень важно разъяснить родителям о необходимости ежедневной работы со своим ребенком по заданиям специалистов, призвать к единству требований педагогов и родителей, обозначить, что только в этом случае возможна положительная динамика и наилучшие результаты.

Существует достаточно много форм работы с родителями. Некоторые из них буду описаны ниже, которые мы определили для себя как наиболее эффективные формы в работе с родителями.

Следующей организационной формой работы с родителями является проведение недель психологии. Следует подчеркнуть, что целью такого мероприятия является привитие воспитанникам таких качеств как доброта,сочувствие, сопереживание, эмпатия, сердечность, взаимопомощь, взаимовыручка. Дети в играх и тренингах учатся прощать, оказывать друг другупомощь, быть терпимыми, выдержанными, великодушными, делать доброблизким и совсем незнакомым людям. Для родителей детей организуется «дерево  психологической разгрузки», на котором каждый родитель по своему желанию может высказать свое мнение и написать отзыв о работе детского сада, либо о специалисте,  задать волнующий вопрос сотрудникам детскогосада. Так же родителям и детям предлагается взять домой раскраску зебру и раскрасить ее в самые яркие цвета, после чего из разноцветных зебр организуетсявыставка на тему «Что бы в жизни было меньше черных полос». Привлечение семей к участию в выставках и конкурсах традиционная исамая распространенная форма взаимодействия с родителями. Но по нашему мнению эта форма достаточно эффективна. Довольно часто у детей кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, недостаточно развита мелкая моторика. Привлечение детей к участию в конкурсах и выставках, совместная подготовка материалов и пособий способствует развитию познавательных процессов. Видеотека еще одна форма, которая получила в последнее время широкое распространение в работе с родителями. Она содержит записи занятий (индивидуальных, групповых, подгрупповых) которые родители могут посмотреть самостоятельно, задав вопросы специалисту, либо занятие просматривается совместно со специалистом, который дает рекомендации по ходуего просмотра и по его окончании. Запись занятия передается родителям через флеш-носитель. Для пользователей программой WhatsApp, учитель-логопед отправляет мгновенные видео-сообщения, которые значительно повышаютэффективность работы с родителями. В процессе обмена такими видеосообщениями родители могут просмотреть игры и упражнения, которые использует учитель-логопед при работе с воспитанником, видят пробелы взнаниях своего ребенка, учатся методам и приемам работы по преодолениютрудностей в речевом развитии.

Заключение, выводы

Таким образом, использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников способствует снятию возможных барьеров инедопонимания между педагогами и родителями, способствует повышению их мотивации и более активному и заинтересованному включению в образовательный процесс, что дает положительные результаты. Повысилась эффективность обучения детей с тяжелыми нарушениями речи,у родителей повысилась компетентность в вопросах речевого развития,организация и проведение коррекционно-образовательной и логопедическойработы в ДОО для них стала более понятной и открытой. Изменился характервзаимодействия семей со специалистами и воспитателями групп. Родители научились видеть проблемы своего ребенка и совместно со специалистами намечать пути их решения, стали положительно настроены на совместную работупо воспитанию и обучению своих детей, активными партнерами и полными участниками образовательной деятельности. Родители убедились в важности участия в образовательной деятельности, что это необходимо для развития и преодоления трудностей их собственного ребенка.Такое взаимодействие с семьями в дошкольном образовательном учреждении дает возможность реализации единой коррекционной программы воспитания и развития ребенка, имеющего речевые нарушения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет "УМК как необходимое условие реализации образовательной программы ДОУ компенсирующего вида для детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях введения ФГОС ДО:

УМК, используемый в образовательной деятельности. учителем- логопедом.УМК, используемый в образовательной деятельности воспитателем.Специализированные и развивающие компьютерные программы, используемы...

Сотрудничество с семьей в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи, как условие успешной работы по образовательной области «Речевое развитие»

Данная статья раскрывает основы взаисодействия всех участников образовательных отношений в работе с детьми с тяжелвми нарушениями речи....

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"

Доклад на педсовет "Система работы воспитателя с детьми с тяжелыми нарушениями речи в условиях группы комбинированного типа"...

Консультация для родителей детей, имеющих тяжелые нарушения речи «Приемы логопедического массажа в домашних условиях»

Подготовила: учитель-логопед МДОУ ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской области  Аносова Н....

Организация службы ранней помощи детям с ментальными проблемами развития в условиях консультационного пункта дошкольного образовательного учреждения».

В данной статье рассказывается о работе консультационного пункта, его специалистов, функционирующего на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения  «Детский сад № 209»...