Применение информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ
статья по коррекционной педагогике

Лысова Надежда Валентиновна

Особенности использования информационных  технологий в работе с детьми с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ikt_dlya_detey_ovz.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол для педагогов

«Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

 

      Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям, и способствовать гармоничному вхождению ребенка в информационное общество.

Что же такое информационные технологии?  

 Информационно-коммуникативные технологии  – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Если сказать простыми словами ИКТ – это способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. Информация может быть текстовой (учебники и учебные пособия), визуальной (картины, фотографии, иллюстрации и т.п.), аудиоинформацией (музыка, звуки живой и неживой природы, песни), аудио-и видеоинформацией (обучающие фильмы, виртуальные экскурсии, компьютерные игры). Часто термин "информационная технология" выступает синонимом термина "компьютерные технологии". Но термин информационные технологии значительно шире и включает в себя компьютерные технологии лишь в качестве составляющей.

        И.В.Роберт (академик РАО) применительно к традиционному учебному процессу выделила следующие методические цели использования программных средств учебного назначения: 

  • индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;
  • осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;
  • визуализировать учебную информацию;
  • моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления (которые невозможно увидеть в природе);
  • осуществлять контроль с  диагностикой ошибок  и с обратной  связью;
  • формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;
  • развивать  определенный  вид  мышления (например,  наглядно-образного, абстрактного);
  • усилить  мотивацию обучения (например,  за счет изобразительных средств программы или вкрапления игровых ситуаций);
  • формировать культуру  познавательной деятельности и др.

Эти задачи решаются с помощью различных средств: аппаратных (компьютер, принтер, сканер, копир, проектор, фото- и видеотехника,  звукозаписывающие устройства, мультимедиа и т.п.) и программных (виртуальные конструкторы, тренажеры, комплексные обучающие пакеты, поисковые системы, Интернет ресурс).

Средства ИКТ (на примере логопедической работы с детьми с ОВЗ).

Обучающие: это различные рабочие тетради, презентации по лексическим и грамматическим темам, видеофильмы, «Игры для Тигры» (артикуляционные уклады звуков), «Дельфа-142» (сила звука, правильное звукопроизношение и т.д.), «Играем и учимся».

Тренажеры: «игры для Тигры» (тренировка фонационного дыхания, плавности речи, закрепление словарного запаса), «Учимся говорить правильно» (развитие фонематического восприятия, умения дифференцировать звуки, составлять описательные рассказы по схемам), «ВОТ» (закрепление определенной лексики)  и др. игры и тренажеры.

Демонстрационные (муляжи и макеты, картинный материал по лексическим темам, презентации, слайдшоу, которые позволяют конкретизировать изучаемые объекты или явления, сформировать четкие представления о них, что очень важно для детей с особыми образовательными потребностями – реализуется один из важным принципов обучения – принцип наглядности.

Имитационные и моделирующие (игрушки: чайная посуда, животные и птицы, транспорт, конструктор, лего, виртуальные модели жизненных ситуаций и объектов)

Учебно-игровые (разнообразные игры и игровые задания, созданные с помощью компьютерных программ, интерактивные доски)

В логопедической практике созданы так же программно-аппаратные средства «Видимая речь III» и комплекс «БОС» - это комплексные коррекционные средства.

По сравнению с традиционными формами обучения детей с ОВЗ компьютер обладает рядом преимуществ

  1. предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
  2. несет в себе образный тип информации, понятный детям;
  3. движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  4. проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  5. предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  6. в процессе своей деятельности за компьютером ребенок с ОВЗ приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  7. позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  8. компьютер очень "терпелив", никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.

Сегодня компьютерные игры все более широко применяются для решения образовательных задач. Однако наряду с пользой компьютерные игры могут причинять и вред.

Основные вредные факторы, воздействующие на ребенка:

  • нагрузка на зрение;
  • стеснённая поза;
  • нагрузка на психику;
  • излучение.

Чтобы уменьшить воздействие этих вредоносных факторов, необходимо четко регламентировать продолжительность применения компьютерных технологий, использовать физминутки для снятия статического напряжения (особенно верхней части тела: шеи, плеч, спины) и проводить зрительную гимнастику (переключение зрения с ближнего на дальнее, чтобы снять напряжение цилиарной мышцы глаз)

Главное в использовании компьютерных игр придерживаться рекомендаций, как педагогам, использующих их на занятиях, так и родителям. Множество авторов дают разного рода рекомендации, но большинство из них сходятся в следующих положениях:

  1. Лучше не применять компьютер там, где можно обойтись без него (лучше рисовать красками на бумаге, а не с помощью нажатия определенных клавиш, производить счетные операции в уме, а не с помощью калькулятора).
  2. Компьютерные игры не должны подменять собой обычные игры детей, а должны ходить в их структуру и взаимодополнять их. (Н-р, устроить чаепитие куклам с игрушечной чайной посудой, а на компьютере расставить посуду по полкам по заданной инструкции.)
  3. Игры должны  соответствовать возрастным возможностям детей.
  4. Особое место в проведении подобного рода занятий занимает предварительная работа с детьми (обогащение знаний по тому или иному вопросу, знакомство с некоторыми символами).
  5. Необходима подготовка вариантов разноуровневых заданий. Так если ребенку задание покажется слишком легким, он быстро потеряет к нему интерес, слишком трудные занятия вызовут тот же эффект.
  6. По ходу деятельности необходимо проводить физминутки.
  7. Вся работа  должна проходить под строгим присмотром педагога. Длительность применения компьютерных технологий не должна превышать 10 минут в день у детей 5 лет, 15 мин. - у детей 6 лет.

И напоследок, раз уж мы говорим о применении информационных технологий в работе с детьми с ОВЗ,   нельзя не отметить такую форму обучения – как дистанционное обучение посредством сети Интернет. В настоящее время есть возможность организовывать различные вебинары, работать посредством Skype, создавать образовательные порталы и т.п., что облегчает возможность получения специализированной помощи детям с особыми образовательными потребностями.

     

книжное издательство, 1966. 

2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников

дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987. 

4.  Ленок  Я.  Я.  Коррекционно-развивающие  упражнения  и  игры//

Дефектология.-1996.

5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы

олигофренопедагогики. Учебное пособие для студентов средних  учебных

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 

Литература: 

1. Ануфриева А., Митюкова О. Игры и занятия для малышей.- Волго-Вятское

книжное издательство, 1966. 

2. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет: кн. для работников

дошк. учреждений/ сост. В. И. Теленчи.- М.: Просвещение, 1987. 

4.  Ленок  Я.  Я.  Коррекционно-развивающие  упражнения  и  игры//

Дефектология.-1996.

5. Мозговой В.М., Яковлева И.М., Еремина А.А. Основы

олигофренопедагогики. Учебное пособие для студентов средних  учебных

заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 

Подготовила : учитель-дефектолог Лысова Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми и семьей в средней группе

Презентация по применению здоровьесберегающих технологий в детском саду....

"Применение информационных технологий в работе с детьми с ограниченными Возможностями Здоровья"

"ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ"...

Применение инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ (из опыта работы педагога-психолога ДОУ)

Проблема воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ является одной из наиболее важных и актуальных проблем коррекционной педагогики. Важнейшее условие совершенствования системы дошкольного образова...

Выступление на РП(М)О «Эффективные практики применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми раннего и дошкольного возраста (из опыта работы)»

laquo;Использование здоровьесберегающих технологий на физкультурных занятиях с детьми дошкольного возраста»...

Дистанционное применение информационных технологий в работе учителя-логопеда с родителями

 Безусловно, неоспоримым помощником в современном мире является интернет. Грамотное применение информационных технологий позволяет доступно и в нужном формате преподносить информацию для д...