Главные вкладки

    Применение метода М.Монтессори в работе с детьми с ограниченнми возможностями здоровья
    статья по коррекционной педагогике

    Лысова Надежда Валентиновна

    В статье представлен материал по использованию материалов М.Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл primenenie_metoda_m.docx20.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Применение метода М. Монтессори в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Педагогика Марии Монтессори – замечательный пример свободного воспитания. Эта система подходит как детей с нормальной развития, так и для детей с особенностями в физическом, эмоциональном и психическом развитии. Как показывает общая практика разных педагогов, дети прекрасно чувствуют себя в Монтессори – комнате  и добиваются отличных результатов в обучении. Они здесь самые обычные дети, такие же, как и все остальные, — с присущей им индивидуальностью.

    При проведении коррекционно-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья по методу Монтессори можно выделить следующие задачи:

    • формирование ориентировочных реакций;

    • развитие движений руки и действий с предметами;

    • формирование сенсорных и математических представлений;

    • эмоциональное благополучие и социальная адаптация;

    Основополагающий девиз методики Монтессори - "Помоги мне это сделать самому".

    Обучать ребенка в Монтессори среде – это значит:

    • создать развивающую среду;

    • наблюдать за детьми, не вмешиваясь в процесс;

    • создать вместе с детьми несколько четких и простых правил.

    Особенность системы М. Монтессори – это уникальная развивающая среда, имеющая четкую логику построения и соответствующая психологическим потребностям ребенка.

    Монтессори – комната  разделена на 4 зоны, в каждой зоне решаются свои коррекционные задачи.

    В зоне практической жизни дети овладевают теми навыками, которые пригодятся им в повседневной жизни. По сути то, что здесь происходит, можно назвать «игрой в настоящую жизнь». Дети выполняют настоящую работу, получая реальный полезный для них результат.

    Здесь ребенок уточняет свои движения, развивает мелкую моторику, получает необходимые навыки, например, учится застегивать пуговицы и молнии, а также не только обеспечивают бытовую и социальную адаптацию, но и дают ребенку алгоритм действий, представление о структуре человеческой деятельности. Например, как чистить овощи, как мыть руки т. д. Упражнения в зоне практической жизни способствуют физическому, социальному и психическому развитию.

    Занимаясь в сенсорной зоне, ребенок использует и развивает все свои органы чувств. Занимаясь с разнообразными материалами, дети знакомятся с сенсорными эталонами, учатся определять высоту, цвет, размер, вес предметов.

    Занятия с детьми с ограниченными возможностями здоровья желательно проводить индивидуально, все действия, если это необходимо упрощать и разбивать на дополнительные этапы, работу проводить «от простого к сложному» и пошагово.

    Следующие две зоны: математическая и языковая. В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья элементы этих зон можно использовать только со старшими детьми, имеющими сохранный интеллект.

    Каждый материал, находящийся в Монтессори-среде имеет чёткие цели. При этом цели можно разделить на 2 категории:

    Прямая цель – это то, что хочет сделать ребенок, работая с данным материалом;

    Косвенная цель – это то, чему ребенок научится, какое знание он усвоит, достигнув прямой цели.

    Все материалы автодидактичны, т. е. для работы с материалом ребенку не нужен постоянно сидящий рядом взрослый. Педагог организует работу детей, проводит презентации работы с материалами и, в случае необходимости, помогает детям.

    Как же Монтессори-педагогика помогает социализировать ребенка, в т. ч. и ребенка с ограниченными возможностями здоровья?

    Термин социализация не имеет однозначного определения и в разных словарях и публикациях можно встретить разнообразные определения. Однако, обобщив, имеющиеся определения можно сказать, что социализация – это не только овладение социальным опытом, но и формирование цельной, успешной личности.

    Это заложено в самих принципах и материалах Монтессори-педагогики:

    Свобода выбора материала для работы, места для работы, времени работы с материалом. Свободная деятельность стимулирует осознанный выбор ребенком того или иного действия. По мнению самой Марии Монтессори, в результате свободной деятельности ребенок сам строит себя как личность. Ребенок постоянно сталкивается с различными проблемными ситуациями и это доставляет им огромное удовольствие и задача взрослого, не лишать детей этого удовольствия преодоления трудностей самостоятельно, не бросаться тут же делать за ребенка, а помогать ему лишь при необходимости.

    Но – свобода каждого человека заканчивается там, где начинается свобода другого. «Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Следовательно, мы должны подавлять все, что оскорбляет или неприятно действует на других или, что носит характер грубого или невежливого поступка».

    Свобода и дисциплина были для Марии Монтессори взаимосвязанными понятиями. Она формулировала эту связку так - "свобода в дисциплине". «Мы называем человека дисциплинированным, когда он владеет собою и умеет сообразовать свое поведение с необходимостью следовать тому или иному житейскому правилу».

    Т. е. у ребенка вырабатывается самостоятельность, инициативность и в то же время учет интересов и потребностей окружающих.

    Соблюдение правил. «Общество зиждется не на личных желаниях, а на сочетании различных видов деятельности, которые должны быть приведены в состояние гармонии». «Педагог не учит ребенка правилам и не заставляет соблюдать их под страхом наказания, а помогает понять, почему то или иное правило существует и что плохого в том, что оно нарушается». Например, правило ждать, если материал, с которым хочется работать сейчас - занят. Правило – вести себя тихо и не мешать другим. Правило, убирать материал на место после работы. Осознавая необходимость соблюдения правил, ребенок постепенно приходит к пониманию того, что нужно уважать работу других.

    Внешний порядок приводит к внутреннему порядку. Материалы Монтессори автодидактичны, что помогает ребенку самому оценивать результат своей работы и исправлять ошибки, т. е. ребенок учится быть самостоятельным.

    Сенсорное развитие. «Воспитание чувств делает людей наблюдательными и не только довершает общее дело приспособления человека к современной цивилизации, но и непосредственно готовит к практической жизни». Действительно, у людей со скудным сенсорным опытом ориентировка в практической жизни затруднена. Именно поэтому, в монтессори среде, все продумано таким образом, чтобы ребенок в первую очередь овладевал сенсорными эталонами и узнавал мир «на ощупь».

    Использование технологии Марии Монтессори даёт ребенку основательную базу для формирования личности – личности всесторонне развитой, ответственной, счастливой и образованной, способной понять других людей и быть понятыми ими, установить доброжелательные отношения, наладить контакт с окружающими, чувствовать себя комфортно в любой обстановке.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Педагогические методы М. Монтессори в воспитательной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Мария Монтессори была первой женщиной-врачом в Италии. Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, она заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умст...

    Тема: «Формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в условиях ДОУ».

    Задача педагогов, воспитателей и родителей помочь детям с ограниченными возможностями здоровья понять, что они не одиноки, что они не являются изгоем в обществе и могут наравне со всеми д...

    Применение метода фокальных объектов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (общее недоразвитие речи)

    МФО подразумевает - изучение комбинаций, подчиненных определенным условиям, которые можно составить из элементов, безразлично какой природы. При выполнении заданий детьми, совмещая не совместимое – мо...

    «Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    laquo;Инновационные технологии и методы работы в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»...

    Значение метода словесных поощрений при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Метод поощрения служит основным методом в процессе обучения новым навыкам ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Поощряя ребенка, мы даем ему  понять, что он делает правильно, и в ...