Презентация "Вся правда о «солнечных детях» или синдром Дауна"
материал по коррекционной педагогике

Кириллова Марина Александровна

Вся правда о

«солнечных детях»

или синдром Дауна

Скачать:


Предварительный просмотр:

1 слайд «Тема»

В природе человека – боязнь неизвестного, избегание его, игнорирование, неприятие. Но человек на то и существо мыслящее, чтобы суметь остановиться, присмотреться, увидеть и осознать.

Этих людей не так много, но они есть и они – среди нас. Уязвимые, ласковые и добрые – те, от кого порой отказываются сразу после рождения, а иногда и не дав родиться вовсе.

Сегодня мы говорим о солнечных детях и взрослых. О людях с синдромом Дауна.

2 слайд «Что такое синдром Дауна?»

        

Форма носа, пол и рост... Огромное число заметных глазу (а также менее очевидных) признаков обусловлены генами, которые передаются человеку его родителями. От папы и мамы каждый получает по половине всего генетического набора, «упакованного» в особые образования - хромосомы.

3 слайд «Из истории …»

Синдром Дауна назван по имени английского врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые дал описание синдрома в 1862 году, охарактеризовав его как психическое отклонение. Уже к XX веку синдром Дауна стал достаточно распространенным диагнозом, случаи болезни фиксировались, за больными наблюдали, но помочь удавалось лишь некоторым из них, большая часть умирала.  О причинах возникновения заболевания не было известно довольно долго, ученые лишь проводили параллель между возрастом матери и возрастающим риском появления больного ребенка, так же было известно, что болезнь возникает у детей всех расовых принадлежностей.

И только в 1959г. спустя почти 100 лет французским генетиком Жеромом Леженом была обнаружена  «материальная основа» заболевания, а именно хромосомные изменения.

После слияния мужской и женской половых клеток образуется одна клетка, причем количество хромосом новой оплодотворенной яйцеклетки удваивается и достигает 46. Из них 23 хромосомы принадлежат материнской клетке и 23 - отцовской. Но иногда при зарождении новой жизни происходят отклонения. У людей с синдромом Дауна в 21-й паре присутствует дополнительная хромосома. Она появляется в результате генетической случайности и вследствие этого в клетках оказывается по 47 хромосом.

Эта так называемая трисомия по 21-й хромосоме и лежит в основе синдрома Дауна. Иногда присутствует не целая добавочная хромосома, а ее фрагменты.

4 слайд «Статистика»

Синдром Дауна - самая распространённая генетическая аномалия. По статистике, каждый 700й-800й ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. Это соотношение одинаково в разных странах, климатических зонах, социальных слоях. Оно не зависит от образа жизни родителей, их здоровья, вредных привычек, цвета кожи, национальности. В нашей стране ежегодно рождается около 2200 детей с синдромом Дауна. Мальчики и девочки с синдромом Дауна рождаются с одинаковой частотой, их родители имеют нормальный набор хромосом. Ничьей вины в появлении лишней хромосомы нет и быть не может. Детей с синдромом Дауна «вылечить» нельзя, ведь это не болезнь. Но им можно помочь.

5 слайд «Внешние признаки» (послеродовые признаки)

Для всех детей с этим синдромом характерны внешние особенности:

  • плоское лицо, небольшой нос;
  • косой разрез глаз;
  • небольшой рот, но большой язык (чаще всего кончик высунут);
  • деформированные мизинцы;
  • слабые мышцы всего тела;
  • короткая широкая шея;
  • плоская переносица;
  • плоский затылок;
  • короткие конечности;
  • слишком подвижные суставы.

6 слайд «Внутренние  изменения»

Для синдрома Дауна характерны и внутренние изменения, часто требующие лечения или постоянного контроля:

  • пороки  развития сердца;
  • глазные болезни (катаракта, глаукома), косоглазие, близорукость;
  • постепенное снижение слуха;
  • проблемы с ЖКТ;
  • затрудненное дыхание из-за неправильного строения носоглотки.

7 слайд «Этапы психомоторного развития»

Еще одна проблема — моторика. В первые несколько месяцев эти малыши почти что неподвижны. Без помощи взрослых они не могут переворачиваться, принимать другие положения в кроватке. Мышцы очень слабые. Только на 4-5 месяце для детей открывается мир предметов.

Они тянутся к ним, хотят потрогать, поиграть, рассмотреть. Это нормальный детский интерес, просто пришел он значительно позже.

Развитие моторики проходит тяжело. Это связано с явным отставанием в когнитивном развитии. К тому моменту, как здоровые дети уже начинают ползать или даже ходить, «солнечные» детки лишь учатся сидеть. 

Таким малышам труднее учиться. И все же большинство детей с синдромом Дауна может делать то, что умеют делать другие дети.

8 слайд «Психические особенности»

Проблемы с развитием речи. Дети с синдромом Дауна имеют недостатки

развития речи (как в произношении звуков, так и в правильности грамматических конструкций).

Отставание в развитии речи вызвано комбинацией факторов, из которых часть обусловлена проблемами в восприятии речи и в развитии познавательных навыков. Любое отставание в восприятии и использовании речи может привести к задержке интеллектуального развития.

Общие черты отставания в развитии речи

– меньший словарный запас, приводящий к менее широким знаниям;

– пробелы в освоении грамматических конструкций;

– способность скорее осваивать новые слова, чем грамматические правила;

– большие, чем обычно, проблемы в изучении и использовании общепринятой речи;

– трудности в понимании заданий.

Кроме того, сочетание меньшей ротовой полости и более слабой мускулатуры рта, и языка физически затрудняют произношение слов; и чем длиннее предложение, тем больше возникает проблем с артикуляцией.

Для таких детей проблемы в развитии речи часто означают, что они фактически получают меньше возможностей и участвовать в общении. Взрослые имеют тенденцию задавать им вопросы, не требующие ответов, а также заканчивать за них предложения, не помогая им сказать самим или не давая им для этого достаточно времени. Это приводит к тому, что ребенок получает:

– меньше речевого опыта, который позволил бы ему выучить новые слова

структуры предложения;

– меньше практики, которая делала бы его речь более понятной.

Мышление. Глубокое недоразвитие речи этих детей (выраженные повреждения артикуляционного аппарат, заикание) часто маскирует истинное состояние их мышления, создает впечатление более низких познавательных способностей. Однако при выполнении невербальных заданий (классификация предметов, счетные операции и пр.)

некоторые дети с синдромом Дауна могут показывать те же результаты, что и другие воспитанники. В формировании способности к рассуждению и выстраиванию доказательств дети с синдромом Дауна испытывают значительные затруднения. Дети труднее переносят навыки и знания из одной ситуации на другую. Абстрактные понятия, в учебных дисциплинах недоступны для понимания. Также может быть затруднено умение решать возникшие практические проблемы. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений, лежащих в основе мыслительной деятельности делают для многих детей с синдромом Дауна невозможным обучение отельных школьных предметов.

Память. Характеризуется гипомнезией (уменьшенный объём памяти), требуется больше времени для изучения и освоения новых навыков, и для заучивания и запоминания нового материала. Недостаточность слуховой кратковременной памяти и обработки информации, полученной на слух.

Внимание. Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, Короткий период концентрации внимания, дети легко отвлекаются, истощаются.

Воображение. Образ не возникает в воображении, а воспринимается лишь

зрительно. Способны соотносить части рисунка и, однако, соединять их в целое изображение не могут.

Поведение. Характеризуется, в основном послушанием, легкой подчиняемостью, добродушием, иногда ласковостью, готовностью делать то, что их попросят. Дети легко вступают в контакт. Может встречаться и разнообразные поведенческие расстройства.

Эмоции. У детей с синдромом Дауна отмечаются сохранность элементарных

эмоций. Большинство из них ласковы, привязчивы. Некоторые выражают положительные эмоции ко всем взрослым, вступают с ними в контакт, некоторые – преимущественно к тем, с которыми они постоянно общаются. У детей положительные эмоции наблюдаются чаще, чем отрицательные. При неудаче они обычно не огорчаются. Не всегда могут правильно оценить результаты своей деятельности, и эмоция удовольствия обычно сопровождает окончание задания, которое при этом может быть выполнено

неправильно. Доступны страх, радость, грусть. Обычно эмоциональные реакции по глубине не соответствуют причине, вызвавшей их. Чаще они выражены недостаточно ярко, хотя встречаются и слишком сильные переживания по незначительному поводу.

Личность. В личностном плане этим детям в большей степени свойственна

внушаемость, подражательность действиям и поступкам других людей. У некоторых из этих детей наблюдаются эпилептоидные черты характера: эгоцентризм, чрезмерная аккуратность. Однако большинству детей присущи положительные личностные качества: они ласковы, дружелюбны, уравновешены.

Периодически встречаются дополнительные аномалии, такие как отсутствие одного ребра, чрезмерно низкий рост, искривление грудной клетки.

Наличие этой генетической аномалии обуславливает появление ряда особенностей, вследствие которых ребенок будет медленнее развиваться и позже своих ровесников проходить общие для всех детей этапы развития.

Люди с синдромом Дауна не являются больными. Они не «страдают», не «поражены» этим синдромом и не «являются его жертвами». Правильно говорить: «У человека синдром Дауна». Но чаще всего особенных малышей называют «солнечными детьми».

Очень долго считалось, что диагноз «синдром Дауна» связан с умственной отсталостью. Сейчас врачи и психологи соглашаются в том, что это далеко не так. У этих детишек выявляется легкое или среднее отставание от нормального графика развития. Это не так уж и страшно. Только у небольшого числа детей наблюдается сильная отсталость. Дети вполне могут учиться, большинство из них, при хорошем уходе и воспитании, смогут пойти в обычную школу.

Конечно, говорить о том, что они полностью соответствуют уровню развития своего возраста, нельзя. В возрасте 3 месяцев малыш обычно уже умеет распознавать голоса, особенно материнский, улыбается при ее приближении. А у ребенка с синдромом Дауна отсутствует этот комплекс оживления. Он бесстрастно смотрит на происходящее, не узнает людей.

Развитие ребенка зависит от родителей. Конечно, придется приложить больше усилий, но в итоге эти дети могут получить профессию, работать, стать более независимыми.

Как живут солнечные дети?        

           Воспитание и социальная адаптация детей с синдромом Дауна строятся с обязательным учетом особенностей их психического и физического развития. Большое значение имеет коррекционная психолого-педагогическая работа, направленная, среди прочего, на умение обслуживать себя без посторонней помощи, выполнять несложную бытовую работу. У детей развивают полезные поведенческие и коммуникативные навыки, учат выражать просьбу, суметь постоять за себя, избежать опасной ситуации и т.д.

А что же взрослые?

Они вступают в браки, у многих из них могут быть дети (в основном у женщин). Есть данные о повышенном риске рождения ребенка с таким синдромом или иными нарушениями от женщины, которая сама имеет такой синдром.

9 слайд «И в заключение….»

А заключения не будет. Будет продолжение - продолжение жизни, полной понимания, принятия и самое главное - любви…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Вся правда о «солнечных детях» или синдром Дауна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6» г. Назарово Красноярского края Оформил: Кириллова М.А., старший воспитатель

Слайд 2

Что такое синдром Дауна? это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы; самая распространенная генетическая аномалия; врожденное нарушение развития, проявляющееся умственной отсталостью, нарушением роста костей и другими физическими аномалиями.

Слайд 3

Джон Лэнгдон Хэйдон Даун — ученый, впервые описавший синдром Дауна и назвавший его « монголизм », а также предложил ошибочную теорию расовой регрессии. На самом деле синдром Дауна не связан с расовыми особенностями и встречается у представителей всех рас. Фамилия доктора совпадает с английским словом, обозначающим «вниз», в результате чего возникло популярное заблуждение о сути синдрома Дауна (умственной отсталости) — однако синдром назван так в 1965 г. только по имени собственному, без дополнительных коннотаций. Слово «синдром» означает набор признаков или характерных черт. Синдром Дауна, как показал в 1959 году французский ученый Жером Лежен ( Lejeune ), - это генетическое состояние, которое существует с момента зачатия и определяется наличием в клетках человека дополнительной хромосомы. Из истории

Слайд 4

Статистика Каждый 700-800-ый ребенок на планете появляется на свет с синдромом Дауна. В нашей стране ежегодно рождается около 2200 детей с синдромом Дауна. Частота рождения мальчиков и девочек с синдромом Дауна одинакова.

Слайд 5

Характерная поперечная складка на ладони Деформированные мизинцы Плоское лицо Короткий нос Короткая шея Монголоидный разрез глаз Аномальное укорочение черепа Мочки ушей плохо развиты и оказываются приросшими Слабые мышцы всего тела Слишком подвижные суставы Открытый рот Зубная аномалия Внешние признаки

Слайд 6

Внутренние изменения Катаракта, косоглазие, глаукома А ркообразное («готическое») небо Б ороздчатый язык ВПС (врожденный порок сердца) Д еформация грудной клетки, килевидная или воронкообразная П игментные пятна по краю радужки ( пятна Брушфильда ) Эписиндром С теноз или атрезия 12-перстной кишки

Слайд 7

Этапы психомоторного развития Дети с синдромом Дауна «Нормальные» дети Средний возраст (месяцы) Диапазон (месяцы) Средний возраст (месяцы) Диапазон (месяцы) Улыбается 2 1,5-3 1 0,5-3 Перекатывается 6 2-12 5 2-10 Сидит 9 6-18 7 5-9 Ползает 11 7-21 8 6-11 Ходит на четвереньках 13 8-25 10 7-13 Стоит 10 10-32 11 8-16 Ходит 20 12-45 13 8-18 Говорит слова 14 9-30 10 6-14 Фразовая речь 24 18-46 21 14-32

Слайд 8

Психические особенности РЕЧЬ Тяжелое недоразвитие речи; Речь начинает развиваться поздно, медленно; Нарушения пространственного соотнесенности артикуляционных поз МЫШЛЕНИЕ Вербальные задания выполняет хуже невербальных Предпочитает простые стимулы сложным; Ограничение представлений, отвлечений и обобщений; Стремление обращать больше внимания на детали формы, чем на целостную конфигурацию ВНИМАНИЕ Неустойчивость активного внимания; Повышенная утомляемость и истощаемость ПАМЯТЬ Уменьшенный объем памяти; Недостаточность слуховой кратковременной памяти ВООБРАЖЕНИЕ Образ не возникает в воображении ПОВЕДЕНИЕ Послушание; Добродушие; Легко вступают в контакт ЭМОЦИИ Сохранность элементарных эмоций ЛИЧНОСТЬ Внушаемость; Подражательность действиям и поступкам других людей

Слайд 9

И в заключении… А заключения не будет. Будет продолжение – продолжение жизни, полное понимание, принятие и самое главное - любви.

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА: «Весна, весна на улице». Конспект для группы детей со сложным дефектом синдром Дауна(4-5 лет) 1-й год обучения.

Синдром Дауна - одно из самых распространенных генетических нарушений. Статистики подсчитали, что частота рождения таких детей составляет примерно один на 600-800 новорожденных. Люди мало знают о синд...

Сценарий игрового сеанса с группой детей «Солнышко» (Синдром Дауна)

В сценарии представлена примерная групповая работа двух специалистов, работающих в лекотеке: педагога- психолога и педагога доп. образования по ИЗД...

Солнечные дети с синдромом Дауна.

Данная презентация раскрывает ряд вопросов: что такое «синдром Дауна»,  возможные причины возникновения,  дает краткую характеристику аномалии и др....

Презентация: "Солнечные дети с синдромом Дауна"

Характерные черты детей с синдромом Дауна, организация работы специалистов....

Презентация "Синдром Дауна - Солнечные дети"

Информационная презентация для учителей-логопедов, воспитателей и неравнодушных людей....