Конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну эмоций».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Аликина Наталья Анатольевна

Цель: Создание условий для гармонизации эмоциональной сферы детей, развития социальных эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_emotsiy.docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

 Коррекционно-образовательная деятельность в старшей группе

«Путешествие в страну эмоций»

 

          Введение

Развитие ребенка теснейшим образом связано с особенностями его чувств и переживаний. Эмоции являются показателем состояния ребенка. Зачастую дети находятся в плену эмоций, поскольку не могут управлять ими. Это приводит к импульсивности поведений, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми.  Поэтому в работе педагога-психолога особое место занимает эмоционально-волевое развитие детей. Профилактика психосоматических заболеваний, знакомство детей с базовыми эмоциями, помощь в формировании эмоциональной децентрации — важнейшие задачи в нашей деятельности.

В процессе коррекционно-развивающей работы дети учатся осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать свои эмоции, тем самым развивая уверенность в себе.

 Цель: Создание условий для гармонизации эмоциональной сферы детей, развития социальных эмоций.

Задачи:

  1. Развивать умение узнавать эмоциональные состояния по внешним проявлениям.
  2. Способствовать накоплению положительного эмоционального опыта.
  3. Помочь ребенку правильно отрегулировать имеющиеся отрицательные эмоции, препятствующие его полноценному личностному развитию.
  4. Способствовать снятию психоэмоционального напряжения.
  5. Развивать творческие способности (фантазию, воображение).

Методические приемы:

  • Использование игр;
  • Выражение своего эмоционального состояния через рисование, лепку из соленого теста;
  • Рефлексия.

Материалы и оборудование:

  1. Четыре  шкатулки с пиктограммами (схемы лиц эмоциональных состояний).
  2. Фотографии, изображающие различные эмоциональные состояния.
  3. Ворота с колокольчиками.
  4. Технические средства.
  5. Краски.
  6. Соленое тесто.
  7. «Веселые конфеты» (фантики - пиктограммы радости и веселия).
  8. «Снежные мольберты» (картон темного цвета с поверхностью посыпанной мукой).

Ход деятельности:

Зал оформлен в стиле выставки эмоций. Звучит тихая, спокойная музыка. Дети входят в зал. Их встречает Хранитель Эмоций (психолог, переодетый в костюм волшебника)

Он читает стих «По небу плыли облака» см. прил. №1

Хранитель Эмоций: Ребята, я приглашаю Вас в волшебную и загадочную страну наших эмоций. Но, чтобы в путь нам отправиться – нужно потренироваться.

Игра «Тренируем эмоции»

Попросите ребенка

нахмуриться, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница;

улыбнуться, как: кот на солнце; само солнце; как Буратино; как хитрая лиса;

как радостный ребенок; как будто ты увидел чудо;

позлиться, как: ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мосту;

как человек, которого ударили;

испугаться, как: ребенок, потерявшийся в лесу; заяц, удививший волка; котенок, на которого лает собака;

устать, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху;

отдохнуть, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, который много потрудился, но помог маме; как уставший воин после победы.

Хранитель Эмоций:

Молодцы! Хорошо справились с заданием. Вперед!

Дети подходят к воротам с колокольчиками

Хранитель Эмоций:

Ребята, чтобы ворота распахнулись, нужно произнести заветные слова.

Дети встают в круг, руки опущены.

Дети:

Что за чудо – чудеса

Вот тебе моя рука,                                              Каждый протягивает поочереди

                                                                              руку соседу  справа и слева

                                                                               

Вот ладошка правая, вот ладошка левая!          Берутся за руки.

Скажем вам, не тая: это все мои друзья!           Произносят хором, стоя в кругу

Раздается звон колокольчиков, и ворота открываются.

Хранитель Эмоций: Путь свободен! Добро пожаловать!

Дети проходят в ворота и их взору открывается разноцветная радуга.

Хранитель Эмоций: Ребята – это радуга эмоций и настроений. Она необычная. Посмотрите есть все цвета: красный, желтый, синий, зеленый, фиолетовый, коричневый, серый, черный. Каждая эмоция имеет свой цвет. Вот у меня рисунок с какого эмоцией? Какой мы выберем цвет?

Дети рассуждают, дают ответы. На стене  висит заготовка радуги, на которую прикрепляют эмоцию к соответствующему цвету (Приложение 3).

Хранитель Эмоций: У меня для вас есть сюрприз.

Достает из-под воздушного полога четыре шкатулки.

Хранитель Эмоций: В этих шкатулках лежат эмоции, только вот беда: шкатулки на подписаны, придется нам угадывать – в какой шкатулке какая эмоция! А поможет нам в этом музыка!

Открывает первую шкатулку, слышится флейта (печальная мелодия, например русская народная песня «Степь да степь кругом…»).

Хранитель Эмоций: Отгадайте, какая же эмоция тут живет?

Дети: Грусть.

Хранитель Эмоций вынимает сделанную заранее на занятиях с детьми пиктограмму эмоции грусти (Приложение 2).

Хранитель Эмоций: Как верно вы, ребята, угадали! Только слышите - грустная мелодия опять звучит! Кто же так грустно играет на флейте?

Открывается занавес – сидит девочка Маша с флейтой и плачет.

Хранитель Эмоций: Сидит девочка скучает,

                                      А всяк ее поучает.

Дети подбегают к девочке по одному:

- Займись делом, порисуй мелом! (ребенок с мелком)

- Возьми лопатку, вскопай грядку! (ребенок с лопаткой)

- Позвони Косте, позови в гости! (ребенок с телефоном)

- Попрыгай девчушка, не сиди как старушка! (ребенок с прыгалками)

Маша: Оставьте меня в покое,

             У меня настроенье такое!

Хранитель Эмоций: Ребята, давайте тогда поиграем, ведь мы – то знаем, что игра – лучшее средство от грусти и печали. А Маша, может быть, захочет к нам присоединиться и тогда наверняка развеселится!

Игра «Море эмоций».

Море волнуется – раз, море волнуется – два, море волнуется – три, удивленная (виноватая, радостная, грустная, заинтересованная) фигура на месте замри!

Маша: Спасибо, ребята, развеселили вы меня!

Хранитель Эмоций: Мы с ребятами давно заметили, что если тебе грустно, то надо о своей грусти рассказать другу, маме или папе, и они тебе обязательно помогут. А мы помогли тебе нашей игрой! Хорошо мы поиграли, ребята, можно посидеть, отдохнуть, а я пока открою вторую шкатулку.

Открывает вторую шкатулку, слышится мелодия «Разноцветные стекляшки»

Хранитель Эмоций: Какая эмоция тут живет?

Дети: удивление.

Вынимает пиктограмму эмоции удивления (приложение 2).

 Хранитель Эмоций: Ребята, а что может вызвать удивление?

Дети рассуждают, высказывают свои мнения.

Хранитель Эмоций: Правильно. А еще можно удивить сюрпризом. И вот сегодня мы сделаем игрушку – сюрприз из теста своими руками.

Дети подходят к столу, на котором лежит соленое тесто, кисти, краски, формочки.

Хранитель Эмоций: Выберите формочку, с помощью который вы хотите сделать сюрприз, возьмите гуашь любого цвета. Скатайте шарик из кусочка теста. Сделайте в нем небольшое углубление. Возьмите пальчиком гуашь и заполните это углубление, теперь зажмите два края и начинайте мять тесто, пока оно полностью не закрасится. Раскатайте тесто с помощью скалки и формочкой выдавите фигурку. Остатки теста аккуратно уберите с помощью стека. Теперь фигурку можно украсить тестом других цветов.

Дети изготавливают фигурки из соленого теста.

Хранитель Эмоций: Посмотрите, какие получились замечательные игрушки. Таким подарком можно удивить кого – угодно!

Хранитель Эмоций открывает шкатулку, слышится гневная музыка.

Хранитель Эмоций: Ребята, отгадайте,  какая же эмоция здесь живет?

Дети: Гнев.

Вынимается  пиктограмма эмоции гнева (Приложение 2).

Хранитель Эмоций: Как верно вы, ребята, угадали!

Упражнение с воздушным шариком на совладение с гневом.

Ох, с гневом – то осторожно надо обращаться! Сейчас дети  покажут вам с помощью воздушных шариков, как это сделать.

Представьте, что воздушный шарик – это вы сами, а воздух в этом шарике – гнев, который в эту минуту вас так и переполняет. Что будет, если весь свой гнев, не раздумывая, сразу выпустить?

Надутый, но незавязанный шарик ребенок сразу  выпускает из рук.

Как вел себя шарик?

1 ребенок: Как бешеный! Он натыкался на стены и носился как сумасшедший! Так и люди, если так будут поступать, могут обидеть кого – нибудь, да и себе набить шишки!

2 ребенок  выпускает воздух из шарика постепенно, и он осторожно сдувается.

Хранитель Эмоций:

Как себя вел шарик?

2 ребенок: Мой шарик гнев выражает,

                    Но никого не обижает.

Хранитель Эмоций: Здорово! А сейчас мы вам покажем, как это делают жители одного лесного царства – государства.

Игра «Король – боровик»

Хоровод. В центре ребенок в шапочке гриба.

Король – Боровик:

Шел король Боровик

Через лес напрямик,

Он ворчал и кричал

И ногами стучал.

Был король – Боровик не в духе,

Короля покусали мухи.

Дети останавливаются, и говорят Боровику:

Эй, король Боровик!

Ты ж хороший старик,

Никого не обижай –

Свои чувства выражай!

Боровик топает ногами:

Ох, я злюсь, ох, я злюсь,

Очень сильно сержусь!

Дети: Глубоко подыши (останавливаются, делают дружно два раза вдох - выдох),

            Улыбнись от души! (улыбаются).

Хранитель Эмоций: Как хорошо, ребята, Боровика мы успокоили, научили его свои чувства выражать, никого не обижать. А теперь пришла пора открывать последнюю шкатулку.

Открывает  шкатулку, слышится радостная музыка (песня «Русский сад»).

Хранитель Эмоций: Какая же эмоция тут живет?

Дети: Радость! Ура!!!

Хранитель Эмоций вынимает пиктограмму эмоции радости (Приложение 2).

Хранитель Эмоций: Здорово вы, ребята, умеете эмоции узнавать! Молодцы! Наше путешествие подходит к концу, но жители страны эмоций не хотят с вами расставаться. И чтобы хоть как-нибудь их утешить, предлагаю оставить на память свои автопортреты.

Дети рисуют улыбающиеся лица пальчиком на «Снежных мольбертах».

Хранитель Эмоций: Спасибо! Вы настоящие художники! Портреты получились просто замечательные! Они займут почетное место в музее эмоций. А у меня для вас подарок!

Ребенок в маске, изображающей эмоцию радости, выносит корзинку с «веселыми конфетами». Фантики – пиктограммы радости и веселья.

Хранитель Эмоций: Хочу пожелать, чтобы каждый из вас съел конфетку и улыбнулся, ведь это конфеты не простые: глазурь – радость, начинка – веселье. Будьте счастливы, до новых встреч!

Литература

  1. Котова Е.В. В мире друзей. Программа эмоционально-волевого развития. М., 2000.
  2. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Екатеринбург, 2004.
  3. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятие, игры. М., 1999.
  4. Рожина Л.Н. Развитие эмоционального мира личности. Минск, 1999.
  5. Юрченко Е.Н. Эмоциональное развитие дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  6. Баринова Н. Ярмарка эмоций // Школьный психолог №17, 2008.
  7. Жигало О. Пять дружных гномов // Школьный психолог №1, 2009.

        


Приложение №1

По небу плыли облака,

А я на них смотрел

И два похожих облачка

Найти я захотел

Я долго всматривался ввысь

 И даже щурил глаз

А что увидел я, то вам

В се расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной

- Зачем ты щуришь глазки так

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

- Мне весело с тобой!

И долго-долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями - дождинками

Расплакалось оно...

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

 Страшилище летит.

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мягонький?

Летим, летим за мной!

Так очень долго я играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не мог я отыскать. 

Н. А. Екимова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию"

Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе "Путешествие в страну Звукляндию" - знакомство детей с шумовыми и музыкальными звуками, закрепление знаний о музыкальных инструментах...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну здоровья».

Конспект непосредственно образовательной деятельности   в  старшей  группе  «Путешествие  в  страну  здоровья».Программные  задачи.1....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе «Путешествие в страну МАТЕМАТИКА».

Формировать у детей элементарные математические представления,решать простые задачи; формировать умение работать в команде....

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну Доброты"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе на тему :"Путешествие в страну Доброты" Цель: Закрепить знания детей о значении слов - добро, доброта, вежливость через...

Конспект Непосредственно организованной деятельности в старшей группе "Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию"

Путешествие в страну геометрических фигур - Фигуроляндию»Цель: формирование познавательных действий дошкольников.Задачи: развивать у детей геометрическую зоркость: умение анализировать групп...

Конспект по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну эмоций»

- продолжать формировать умение выражать свои чувства.- расширять представление об эмоциях радость, грусть, злость, страх, удивление.- понимать чувства свои и других людей, способствовать...