Сенсорное воспитание посредством дидактических игр
консультация по коррекционной педагогике (младшая группа)

Валентина Алексеевна Куцанкина

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?

Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли). а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова)

Проанализировав изученный материал и исходя из опыта своей работы я решила, что данную проблему надо решать через игру, которая является основной деятельностью младших дошкольников.

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

- развивать у детей все виды восприятия;

- совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;

- формировать умение использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;

-продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;

- расширять уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу рассказать о дидактических играх, использование которых, помогает мне развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. С помощью сенсорных игрушкек я даю детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

 

Мягкие игрушки, которые мы используем только для дидактических игр. Например «Какой Мишка?» (где дети описывают медведя, какой он на ощупь, «Кто как кричит?» (с помощью игрушек дети быстро вспоминают и называют знакомых животных, «Где мама, а где ребенок?» (здесь дети сравнивают игрушки по размеру и делают выводы: дети-меленькие, а мамы-большие).

 

Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: «Зашнуруй Зайке ботинок»,», «Выложи для Антошки красивую дорожку»«Почитаем кукле сказку из маленькой книжки»«Почитаем кукле сказку из самой большой книги», «Построим узкую (широкую) дорожку и пойдем по ней в гости»).

 

Игрушки с функцией простого конструктора. Эти игрушки мы используем в следующих играх: «Помоги кукле Маше сложить пирамидку»«Поместим матрешек в домики»«Построим разноцветную башенку».

 

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др. «Назови какого цвета»«Давай определим, какой на вкус»«Определи какой длиннее».

 Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения«Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые».

 Детям нравиться играть в такие игры, как«Найди одинаковые варежки»«Собери бусы»«Найди окошко для фигурки»«Найди свое место» и др.

При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.

Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.

 В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, и многое другое.

Изготовила сухие бассейны, которые наполнила гречневой и рисовой крупой. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких бассейнах, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Данный вид игр я использую в индивидуальной форме.

 

Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится: "Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie.docx15.5 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляется презентация опыта работы на тему: «Сенсорное развитие -фундамент умственного развития детей младшего дошкольного возраста». 

Необходима ли современному человеку хорошо развитая способность восприятия, и нужно ли развивать ее у ребенка?

Эта тема как никогда актуальна, так как в последние годы у дошкольников отмечаются нарушения познавательной деятельности, наблюдаются недостатки и особенности восприятия, ощущений и представлений, что составляет область сенсорного воспитания. Дети гораздо позже начинают обращать внимание на окраску и форму предметов в окружающей обстановке, с трудом запоминают названия, плохо дифференцируют предметы.

Проблемы сенсорного развития детей раннего возраста раскрыты в работах зарубежных (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли). а также известных представителей отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова)

Проанализировав изученный материал и исходя из опыта своей работы я решила, что данную проблему надо решать через игру, которая является основной деятельностью младших дошкольников.

Поэтому целью моей работы стало: создать условия для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста через использование дидактических игр.

Данную цель мне помогают решать следующие задачи:

- развивать у детей все виды восприятия;

- совершенствовать умение сравнивать предметы, группировать, классифицировать, устанавливать их сходство и различие;

- формировать умение использовать сенсорные эталоны как общественно обозначенные свойства и качества предметов;

-продолжать развивать мелкую моторику рук, совершенствовать координацию руки и глаза;

- расширять уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Сегодня я хочу рассказать о дидактических играх, использование которых, помогает мне развивать сенсорные возможности детей. Но дидактических игр не может быть без самих игрушек. С помощью сенсорных игрушкек я даю детям возможность познакомиться и научиться пользоваться окружающими предметами, выполнять манипуляции с ними, общаться с людьми посредством речи. Данные игрушки через тактильные ощущения воздействуют на мозг ребенка, развивают мелкую моторику, а, значит, и речь малыша.

Мягкие игрушки, которые мы используем только для дидактических игр. Например «Какой Мишка?» (где дети описывают медведя, какой он на ощупь, «Кто как кричит?» (с помощью игрушек дети быстро вспоминают и называют знакомых животных, «Где мама, а где ребенок?» (здесь дети сравнивают игрушки по размеру и делают выводы: дети-меленькие, а мамы-большие).

Игрушки, развивающие точность и координацию движений детей: «Зашнуруй Зайке ботинок»,», «Выложи для Антошки красивую дорожку»«Почитаем кукле сказку из маленькой книжки»«Почитаем кукле сказку из самой большой книги», «Построим узкую (широкую) дорожку и пойдем по ней в гости»).

Игрушки с функцией простого конструктора. Эти игрушки мы используем в следующих играх: «Помоги кукле Маше сложить пирамидку»«Поместим матрешек в домики»«Построим разноцветную башенку».

Развитие сенсорики происходит путем узнавания величины, формы, запаха, цвета предмета. Чтобы в полной мере понять, что тот или иной объект собой представляет, ребенку нужно прикоснуться к нему, понюхать или попробовать на вкус. Только так он в данный момент воспринимает понятия, характеризующие свойства: гладкий, шероховатый, сладкий, горький и т. д. Ребята учатся простейшим умственным операциям, а именно: сравнивать, сопоставлять цвета, узнавать на вкус и др. «Назови какого цвета»«Давай определим, какой на вкус»«Определи какой длиннее».

 Дидактический материал вызывает у детей большой интерес, желание действовать и в этом нам помогает сенсорный уголок. Малыши обмениваются предметами, сравнивают их, делают умозаключения«Такой же шарик. Такая же палочка. Грибочки одинаковые».

 Детям нравиться играть в такие игры, как«Найди одинаковые варежки»«Собери бусы»«Найди окошко для фигурки»«Найди свое место» и др.

При знакомстве с игрой ведущую роль беру на себя, использую разнообразные игровые приемы, создавая игровую ситуацию, вношу элементы соревнования, сочетаю с вопросами, указаниями, объяснением, показом.

Сопровождаю их загадками, потешками, стихами – это помогает эмоционально воспринимать и осознать игровые образы, понимать их эстетический характер, что способствует развитию образного мышления, воображения.

Дидактические игры я использую на познавательных занятиях, в режимных моментах в течение всего дня.

 В группе собрано много материала на развитие тактильных и пальцевых ощущений. Я использую природный материал: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, и многое другое.

Изготовила сухие бассейны, которые наполнила гречневой и рисовой крупой. Дети под моим наблюдением с удовольствием играют в таких бассейнах, одновременно познавая форму, цвет, величину предметов. Данный вид игр я использую в индивидуальной форме.

Свое выступление я хочу закончить притчей, в которой говорится: "Я пытался достичь сердца ребенка словами, но они часто проходили мимо него не услышанными. Я пытался достичь его сердца книгами, он бросал на меня озадаченные взгляды. В отчаянии я отвернулся от него. «Как я могу пройти к сердцу этого ребенка?» - воскликнул я. Он прошептал мне на ухо«Приди, поиграй со мной!».

Так давайте же играть с детьми, удивляться окружающему, радоваться каждому дню, проведенному в Детстве!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по формированию сенсорных эталонов посредством дидактической игры в группе раннего возраста "Путешествие колобка"

Цель:Развитие восприятия; создание положительного эмоционального климата в детском коллективе.Задачи:Закреплять знания детей о сенсорных свойствах предметов (цвет, форма, величина).Развивать различные...

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада.

Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры  в условиях детского сада....

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры для детей младшей группы...

Консультация для педагогов «Создание оптимальных условий для создания у детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в условиях детского сада».

Консультация для педагогов    «Создание оптимальных условий для созданияу детей 3-4 лет сенсорной культуры, общих сенсорных способностей посредством дидактической игры в усло...