Конспект дефектологического занятия с детьми с ОВЗ (легкой умственной отсталостью)
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Командирова Евгения Александровна

Дефектологическое занятие с детьми с ОВЗ(легкой умственной отсталостью)

Тема "Откуда к нам пришел хлеб"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_otkuda_k_nam_prishel_hleb.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 20 «Ягодка»

Конспект дефектологического занятия с детьми с ОВЗ

(легкой умственной отсталостью)

Тема: «Откуда к нам пришел хлеб»

Учитель дефектолог:

                                                                                       Командирова Е.А.

г. Чкаловск

2020 год

Дефектологическое занятие с детьми с ОВЗ

(легкой умственной отсталостью)

Учитель - дефектолог: Командирова Евгения Александровна

Возраст детей 6 -7 лет (Четвертый год обучения)

Предметная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

Основная адаптированная общеобразовательная программа МКДОУ детский сад №20 «Ягодка»  разработана на основе программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно – развивающее обучение и воспитание» Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.

Тема: «Откуда к нам пришел хлеб»

Предварительная работа:

- беседы по теме «хлеб»;

- рассматривание иллюстраций, картин, фотографий по теме «хлеб»;

- работа над словарем: хлебобулочные изделия, рожь, пшеница, колосья, поле, земля, тракторист, сеялка, комбайнер, элеватор, мука, мельница, тесто, пекарь, пекарня, хлеб, булка, батон, калач, баранки, сушки, пирожки, каравай, лепешки, пряник, печенье, торт, пирожные, сухари, свежий, мягкий, душистый, ароматный, хрустящий, черный, белый, пышный, выращивать, пахать, сеять, убирать, молотить, выпекать, печь, резать, есть, беречь;

- чтение рассказов, сказок и рассматривание иллюстраций Благинина Е. «Песенка о колоске», "Легкий хлеб" - белорусская сказка, "Колосок" - украинская народная сказка, Пришвин М. "Лисичкин хлеб", Паустовский К. "Теплый хлеб", работа с пословицей «хлеб всему голова».

Виды детской деятельности: 

познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная.

Коррекционно – образовательная задача:

 - знакомить детей с тем, как получают хлеб;

Коррекционно – развивающие задачи:

- развивать логическое мышление при работе с загадкой и небылицей; развивать зрительное восприятие при конструировании из палочек «колоска», работе с разрезной картинкой.

- развивать навыки словоизменения, через д/и «расскажи о хлебе», «подбери признак», «Один, два, пять».

Коррекционно – воспитательная задача:

- воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к труду работников сельского хозяйства.

Оборудование:

дерево, картинки хлебобулочных изделий на дереве, касса, муляжи хлебобулочных изделий, кольца (6 штук), магнитофон, запись «Я еду», карточка из игры «4 лишний», иллюстрации «Откуда хлеб пришел», хлебные зерна на тарелочках, увеличительные стекла - лупа, мяч, 6 тарелочек, 60 палочек, цифры (1, 2, 5), разрезные картинки.

Ход занятия:

  1. Организационный момент: (подходим к дереву с картинками)

- Здравствуйте, ребята. Посмотрите – что за «чудо – дерево» у нас выросло.

Чудо-дерево стоит

Очень странное на вид!

Вот баранки и буханки, вот печенье, сухари,

А на веточках пониже,

Ватрушки с творогом внутри!

Бублики висят на ветках,

И рогалики висят

Ай да хлебное раздолье:

Ай да чудо, чудо-сад.

- Где можно купить хлеб, батон, печенье? (в хлебном магазине, в булочной).

- Скажите, что в небылице неправда? (хлебобулочные изделия не растут на деревьях)

2. Основная часть:

Проблемная ситуация

- Проходите, я приглашаю вас в булочную

- Давайте рассмотрим, что же можно купить в нашем магазине (рассматривание и называем муляжи). Как их назвать одним словом? А почему их называют хлебобулочными изделиями? (потому что сделаны из муки)

- Д/И «Четвертый лишний» (пирожок, бублик, баранка, конфета (наглядное пособие) – что лишнее)

- Ребята, мы с вами назвали много изделий, которые делают из муки. Аиз чего делают муку? Чтобы это узнать – надо отправиться в поле. На чем мы туда поедем? (дети называют разные виды транспорта; выбираем поездку на машине, раздаю кольца – рули)

Я еду, еду, еду. Я руль кручу, кручу. Везет меня машина, туда – куда хочу(прослушиваем магнитофонную запись).

Беседа, рассмотрение иллюстраций:

Посмотрите, мы с вами приехали в поле. Чтобы получить муку нужно потратить много сил.

- Весной лишь только сойдет снег и просохнет земля в поле выходит трактор. Кто работает на тракторе?

- Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. Какой становится земля? (рыхлая, мягкая)

- Потом к трактору прикрепляют сеялки.  Что делаю сеялки? (сеет семена пшеницы и ржи)

- Давайте рассмотрим в увеличительные стекла семена. Посмотрите какие они маленькие, а их росточки пробьются через слой земли (осуществляем наблюдение).

- Вот пшеница взошла и на поле мы видим много колосьев (рассматриваем на наглядном материале).

Давайте, сделаем с вами колосья из палочек. (индивидуальная работа – Гриша, Геля совместный анализ образца)

- Ребята, у всех получились разные колоски.  

Давайте поиграем в игру «колоски какие – скажи наоборот» (игра с мячом)

- Одни высокие, а другие… (низкие)

 - Одни большие, а другие … (маленькие)

 - Одни толстые, а другие … (тонкие).

 - Одни яркие, а другие… (тусклые).

 - Одни светлые, а другие… (тёмные).

- Одни длинные, а другие …(короткие).

- Все лето созревали зерна. Началась жатва. На поле выходят комбайны. Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зерна. Эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подходят к комбайну (опора на наглядный материал).

- Далее машины везут зерно на элеватор. Это специальное сооружение для хранение зерна.

- Затем зерно везут на мельницу, где перемалывают его в муку.

- Затем в пекарне из муки пекари замешивают тесто и стряпают хлеб и различные хлебобулочные изделия (опора на наглядный материал).

3. Пальчиковая гимнастика, физ. минутка:

- Давайте и мы с вами сделаем и вымесим тесто, приготовили пальчики:

Мешу, мешу тесто

Есть в печи место

Пеку, пеку, каравай

Переваливай, валяй

- Теперь давайте разомнемся немного, встаньте рядом со стульчиками:

В землю зернышко упало, (дети садятся)

Прорастать на солнце стало. (поднимают руки вверх)

Дождик землю поливал (показывают соответствующим движением)

И росточек прорастал (встают, тянутся)

К свету и теплу тянулся и красавцем обернулся. (вокруг себя)

4. Заключительная работа:(в кругу)

Работа с загадкой

- Ребята, отгадайте загадку с опорой на иллюстрацию:

Мягкий, пышный и душистый        

Он и черный, он и белый

И бывает подгорелый   ( хлеб)

- Какой бывает хлеб?

Игры на развитие речи:

- Давайте с вами поиграем, игра называется «подбери признак» (с мячом, с опорой на образец учителя - дефектолога)

хлеб (какой?) — ..., булка (какая?): хлеб вкусный – а булка …

(мягкий(ая), чёрствый(ая), белый(ая), горячий(ая), свежий(ая), ароматный(ая), аппетитный(ая))

- Теперь поговорим о хлебе, я буду называть предложение, а вы в конце должны называть слово хлеб. Только называть его надо правильно, чтобы предложение звучало красиво, например: я знаю много пословиц о хлебе.

Мама купила пшеничный... Дети едят суп с... . Ваня пошел в магазин за... . Я не люблю есть суп без... . У меня дома нет... . я прочитала книжку о…

- Д/и «Один, два, пять» (сухарь, баранка, булка, батон, калач, сушки, пряник) (Саша, Леша – совместное проговаривание).

1 сухарь – 2 сухаря – 5 сухарей

1 баранка – 2 баранки – 5 баранок

- Не цветная разрезная сюжетная картинка из 4 -6 элементов разной конфигурации (Дима – 4 элемента, Геля, Гриша – 5 элементов).

- Что нарисовано на картинке? (мишка режет хлеб, повар несет хлеб, пекарь печет хлеб, кошки покупают хлеб)

5. Итог:(рефлексия)

- Ребята, давайте еще раз повторим как получают муку? (с опорой на наглядный материал)

- Что стряпают из муки?

- Как назвать одним словом булки, баранки, сухари, печенье, ватрушки?

- Спасибо, молодцы!

Литература:

  1. Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду: (Ст. группы). Пособие для воспитателей дет.сада. – М.: Просвещение, 1982. – 96 с.
  2. Благинина Е. «Песенка о колоске» / Е. Благинина – М.: «Малыш», 2009 г., - с. 89
  3. Михалевская М. «Большая хрестоматия для дошкольников» - М.: «Мой мир», 2008 г., - с.528
  4. Емельянова Е. «Расскажите детям о хлебе». -  М.: «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Серия: Расскажите детям», 2010 г., - с.56
  5. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с дошкольниками 5-6 лет (легкая умственная отсталость) "В гостях у Федоры"

В содержание образовательной деятельности вошли задания и деятельность с детьми, направленные на закрепление и обобщение представлений дошкольников по теме "посуда".  Комбинированная деятельность...

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)

Дефектологическое занятие с детьми с ограниченными возможностями здоровья (легкой умственной отсталостью)Дефектолог: Пермякова Людмила ВладимировнаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение де...

Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с детьми дошкольного возраста с умственной отсталостью

Структура коррекционного — развивающего обучения предполагает индивидуально — групповые коррекционные занятия общеразвивающей и тематической направленности. Главное в коррекционных за...

Конспект дефектологического занятия с детьми ОВЗ "Зимующие птицы"

Конспект может быть использован как с группой детей, так и индивидуально....

Конспект дефектологического занятия с детьми ОВЗ "Подарок для любимой мамы"

Дефектологическое занятие проводится с группой детей. Все задачи реализуются через игровые ситуации. Разнообразие материалов и оборудования позволяет сохранять познавательный интерес на протяжении все...

Конспект дефектологического занятия с детьми ОВЗ "Дикие животные"

Конспект коррекционного дефектологического занятия для детей 5-6 лет на тему: «Дикие животные»Цель: создание условий для развития средств общения и способов взаимодействия со сверстниками ...

Конспект дефектологического занятия с детьми с ОВЗ дошкольного возраста "Понятие сохранения количества"

Предложенный материал, имеет практический опыт, отработан. Наглядно и доступно демонстрирует формирование понятия о сохранении количества....