Творческо-исследовательский п р о е к т «Логопедические ступеньки»
проект по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - «присваивает» знания и опыт.

           Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление общего образования

Ртищевского муниципального района Саратовской области

Муниципальное дошкольное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»

Творческо-исследовательский

                                     п р о е к т

«Логопедические ступеньки»

(долгосрочный, индивидуальный, групповой)

                                                             Выполнила:

                                                             учитель-логопед: Андрианова Л. М. –

                                                             высшая квалификационная категория,

дети,  обучающиеся в  логопедическом

пункте  МДОУ №12 «Звездочка  и  

                                                             родители.  

Р Т И Щ Е В О

2019

           Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект: 

    Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников

Актуальность проекта.

          Проектный метод в детском саду стал одним из важнейших компонентов в организации непосредственной образовательной деятельности. Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми. «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму» - так гласит восточная мудрость. Действительно, только действуя самостоятельно, методом проб и ошибок, ребенок приобретает - «присваивает» знания и опыт.

           Проектирование представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника. Прежде всего, в ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, развиваются общие способности детей - познавательные, коммуникативные и регуляторные. Уже в дошкольном возрасте ребенок приобретает навык публичного изложения своих мыслей. В ходе проектной деятельности дошкольники приобретают необходимые социальные навыки - они становятся внимательнее друг к другу, начинают руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

             Проектная деятельность влияет и на содержание игровой деятельности детей - она становится более разнообразной, сложно структурированной, а  сами дошкольники становятся интересны друг другу.  Нельзя не сказать о влиянии проектной деятельности на педагога.      

             Проектирование заставляет педагога постоянно находиться в пространстве возможностей, что изменяет его мировоззрение и не допускает применения стандартных, шаблонных действий, требует ежедневного творческого, личностного роста. В ходе проектной деятельности развиваются и детско-родительские отношения. Ребенок оказывается интересен родителям, поскольку он выдвигает различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь ребенка и родителей наполняется богатым содержанием. У детей повышаются потенциальные возможности полноценного развития, в том числе и речевого. Но стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у которых существуют проблемы в развитии речи? Собственный опыт позволяет ответить однозначно - да! Напротив, такие дети возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче понять, «принять» новую информацию, освоить новый навык. Разница заключается только в том, что логопед заранее должен изучить возможности детей с речевыми проблемами, определить для себя основные цели, направления в работе, распределить обязанности в работе над проектом, тщательно контролировать все действия детей, но с другой стороны дать возможность им самостоятельно оценивать свою деятельность, использовать приёмы самоконтроля.

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с речевыми нарушениями.

Опыт и современные исследования показываютчто педагогический

процесс лишь в той степени может повысить возможности и качество развития ребенка с речевым недоразвитием, в какой педагог умеет им грамотно управлять. Успех определяют методы и приемы образования воспитанника. Использование,  наряду с традиционными, инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников с нарушениями речи, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

            Этот метод актуален и эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым готовит его к успешному обучению в школе. Знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, усваиваются быстрее, легче и дают более высокие результаты; сложные и порой малоинтересные логопедические упражнения становятся для ребенка увлекательным занятием.

           «В продуктивной деятельности значительно быстрее происходит развитие восприятия и осознания речи детьми, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет большое значение для выполнения той или иной деятельности» - пишет С.А.Миронова о значении практического опыта для дошкольников с речевыми нарушениями.

          Решая в ходе проектирования различные познавательно-практические задачи вместе со взрослыми и сверстниками, дети с недоразвитием речи мотивированно обогащают и активизируют свой словарный запас, учатся публично выступать, адекватно общаться с окружающими. Конечно же, проектный метод нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельный, он становится частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносит в них дух современности, новые способы взаимодействия логопеда и ребёнка, новые стимулы, служит для создания благоприятного эмоционально сохранных и активизации нарушенных психических функций.

         Многолетний опыт логопедической работы позволил выделить

некоторые трудности и противоречия, которые могут возникнуть в процессе реализации данного вопроса:

         Во-первых, устойчивая тенденция к увеличению числа детей с нарушениями речевого развития. Решение проблем коррекции речи является актуальной темой в дошкольном возрасте.

         Во-вторых, информационная плотность дошкольной ступени обучения детей и подготовка их к школе требует от учителя-логопеда решения сложных задач поиска эффективных форм и методов работы. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к коррекционной работе.

         В-третьих, слабая мотивация ребенка к познавательной деятельности, отсутствие полноценной речевой активности с одной стороны и низкий уровень заинтересованности и компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

         В четвертых, степень разработанности проблемы. В современной литературе появляется все больше статей, публикаций, так или иначе затрагивающих тему использования проектного метода в работе с дошкольниками. Но область применения данного метода в логопедической практике остается пока слабо разработанной.

          Передо мной встала проблема организации системы работы с использованием проектных методов при решении проблем предупреждения и коррекции речевых нарушений с детьми дошкольниками. Одним из путей решения данной проблемы явилась разработка проекта  «Логопедические ступеньки».  Проект направлен на создание условий для полноценного речевого развития дошкольников.

«Логопедические ступеньки»  -  это поэтапное направление в коррекционной работе с ребенком, имеющим нарушения речи, «ступеньки», ведущие ребенка к полноценной развитой речи: формирование артикуляционной моторики, развитие правильного речевого дыхания, фонематических процессов, усвоение правильного звукопроизношения, развитие лексико-грамматической стороны речи, связного высказывания. И каждую такую ступеньку  ребенок должен «пройти» осознанно, поняв и приняв, максимально присвоив знания и опыт данной деятельности, и, как предполагается, одним из наиболее эффективных методов в решении этой задачи становится метод проектов в логопедической практике. Этот метод логопедических проектов представляется как способ организации коррекционного процесса, основанный на взаимодействии учителя-логопеда,  ребенка,  родителей и воспитателей. Проект предназначен для детей подготовительной группы.

Участники проекта: дети обучающиеся в логопедическом пункте, учитель-логопед, воспитатели, родители.

Цель  проекта:

       Повышение потенциальных возможностей полноценного речевого развития дошкольников.

        Гипотезой проекта выступило предположение о том, что использование метода проектов в логопедической работе с детьми дошкольного возраста позволит воспитанникам быстрее, легче и прочнее «присваивать» знания, навыки, которые приобретает ребенок в процессе практической деятельности, повысят мотивацию ребенка и заинтересованность родителей в речевом развитии их детей.

Задачи проекта:

  1. Пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе коррекции речи.
  2. Развивать речевые и творческие способности детей.
  3. Активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
  4. Увеличить объем коррекционного воздействия,
  5. Повышать мотивацию, интерес к логопедическим занятиям, приобщать детей к процессу активного познания.
  6. Побуждать детей к совместной деятельности.
  7. Объединять усилия педагогов и родителей в совместной деятельности по коррекции речевых нарушений, широко использовать родительский

             потенциал.

  1. Стимулировать совместную продуктивную деятельность детей и родителей.

Ожидаемый результат:

  1. Использование метода проектов в коррекционной работе будет способствовать успешному развитию коммуникативных и творческих способностей детей.
  2. Повышение психолого-педагогической компетенции педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
  3. Повышение заинтересованности родителей не только в результатах, но и в самом процессе коррекционно-воспитательной работы. Эффективность данных результатов.

Для детей:

  • положительная динамика речевого развития;
  • успешная социальная адаптация в ДОУ и семье;
  • выработка устойчивой мотивации к речевой самореализации.
  • положительная оценка деятельности ДОУ;
  • готовность и желание помогать;
  • активизация педагогического потенциала родителей,
  • приобретение и использование знаний по вопросам речевого развития детей;
  • овладение родителями регулярной рефлексии достижений ребенка;
  • чувство удовлетворенности от совместного творчества.

 Для педагогов:

  • положительный психологический климат между логопедом и воспитателями;
  • заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях;
  • удовлетворенность собственной деятельностью;
  • повышение профессионального мастерства педагогов по вопросам речевого

            развития и воспитания детей дошкольного возраста через

            разнообразные формы и методы работы;

Для  ДОУ:

  • благоприятные условия для профессионального роста педагогов;

Практическая значимость проекта  заключается в том, что предложенная

система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом

процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых

нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном

возрасте, а также дисграфии и дислексии в школьном возрасте.

Форма проведения итогового мероприятия проекта: 

 Речевой  досуг «АБВГДЕЙКа-волшебная страна».

Вид проекта: творческо-исследовательский,  долгосрочный.

Срок реализации проекта - 1 год

Этапы и стратегия реализации проекта

Реализация  проекта.

Разработаны 3 этапа  реализации проекта:

I.  Подготовительный (информационно-аналитический):  

-  выявление проблемы;

-  формулировка задач проекта;

-  организация развивающей, познавательной, предметной  среды.

II.  Практический (творческо-исследовательский):

-  организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей и

   родителей.

III.  Заключительный :

-  подготовка и проведение презентации продуктов проекта.

Этапы  реализации проекта

Этапы

Задачи

       Мероприятия

Сроки

Ожидаемые результаты

Подготови-

тельный

1. Изучение состоя-ния исследуемой проблемы в теории и практике, обосновать понятийный аппарат исследования.

2. Выявление проблемы- диагно-стика актуального уровня речевого развития детей стар-шего дошкольного возраста (логопедическое обследование детей).

3. Создание опти-мальных условий для проявления речевой активности детей.

Подбор и анализ литературы.

Оснащение различными видами наглядности кабинета учителя-логопеда, подбор речевого материала, разработка речевых карт для обследования.

     02 – 13      сентября

 2019 г.

Будет способствовать более глубокому пониманию теоретических и практических вопросов   в успешном развитии коммуникативных и творческих способностей детей.

Практический

1. Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании; приобретение навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания; формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;


2. Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения;

Выработка тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата с использованием нетрадиционных комплексов.

3.Формирование начальных представлений о многообразии слов русском языке;  формирование у детей интереса к родному языку.

4.Усвоение образа буквы;

Воспитание у детей интереса к творческому взаимодействию при совместной работе.

Развитие силы и целенаправленности воздушной струи на логопедических занятиях, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастики, на занятиях по физкультуре.

Занятие.
Подвижные и дидактические игры.

Консультации для родителей: « Формирование правильного речевого дыхания»,  «Дыхательная гимнастика»;                        

Памятки для родителей «Послушный ветерок»,  «Будем правильно дышать».

Повышение творческой активности и сплоченности педагогов, детей и родителей.

Знакомство со строением органов артикуляции посредством сказки; подгрупповое/индивиду-

альное  разучивание комплексов артикуляцион-ной гимнастики с использо-ванием красочных иллю-страций, мультимедийных презентаций, дидакти-ческой куклы.

Памятки для родителей «Строение артикуляционного аппарата»

Консультация для педагогов «Нарушения звукопроизношения. Причины. Виды».

Знакомство детей с некоторыми синонимами, антонимами, омонимами, неизменяемыми словами на занятиях и в дидактических играх.

Лекторий для родителей «Развитие и обогащение словаря дошкольника»

Игры и упражнения для усвоения образа букв, анализ и синтез  слогового и звуко-буквенного состава слова.

Иллюстрирование буквы по мере ее изучения и размещение странички с буквой  на  выставке «Веселая азбука» совместно с родителями.

 16-27 сентября

По тематическому плану.

  30 сентября –      11 октября 2019 г.

14 октября – 25 декабря 2019

 09 января – 22 апреля 2020г.

Практическое применение дыхательной гимнастики .

Практическое применение

артикуляционных упражнений в утренней коррекционной гимнастике.

Обогащение и практическое применение в активном словаре детей синонимов, антонимов, омонимов.

Знание букв и их правильное звучание  при формирование фонематических процессов и звуко-буквенного анализа-синтеза у детей.

Заключительный

1. Анализ проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения  логопедических проектов в  коррекционном процессе.
2. Презентация проекта «Логопедические ступеньки» для учителей-логопедов и педагогов города, в социальных сетях.

 Речевой  досуг  «АБВГДЕЙка-волшебная страна»

Разработка выводов и рекомендаций по теме.

Объявить благодарность самым активным родителям в организации проекта на родительском собрании.

 23 апреля 2020 г.


 

Реализация проекта с детьми

Форма работы

Тема

Задачи

Методические приемы

Ожидаемый результат

Занятия

«Послушный ветерок»

«Здоровейка»

Формировать у детей силу, плавность, целенаправленность воздушной струи.

Настроить детей на предстоящую деятельность;

Вызвать интерес, желание участвовать в совместной со сверстниками и взрослым работе;

Обучать детей технике диафрагмально-релаксационного дыхания, навыкам дифференциации носового и ротового дыхания.

Игровые упражнения для развития физиологического

(нижнедиафрагмольного) и речевого дыхания с использованием мультимедийных презентаций, красочных иллюстраций, специальных пособий

Дыхательная гимнастика по Стрельниковой.

Правильное речевое дыхание и его практическое применение в общении.

Сказка

"О веселом язычке"

Дать детям знания о строении артикуляционного аппарата.

Научить выработке тонких дифференцированных движений артикуляционного аппарата для правильного звукопроизношения.

Развивать память, мышление;

Развивать фонематические процессы.                              Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

 Знакомство с строением органов речи посредством логопедической сказки.

 Комплексы артикуляционных упражнений на свистящие, шипящие, сонорные звуки с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций «Сказки о веселом язычке», дидактической куклы.

Индивидуальный показ выполнения упражнений, направленных на выработку артикуляционного уклада определенной группы звуков.

Занятия

«Слова-друзья»

 

«Улица слов спорщиков»

«Слова-близнецы»

Познакомить детей с понятием «синонимы», учить подбирать слова сходные  по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.Развивать слуховое внимание.

Обогащать словарь детей словами-антонимами;

Учить подбирать слова с противоположными значениями;

Развивать мышление;

Развивать фонематические процессы.

Научить детей различать слова одинаковые по звучанию, но совершенно разные по лексическому значению

 Загадывание загадок, Дидактические игры "Закончи предложение".

Рассматривание карты-схемы "Города самых Простых Слов";

Дидактические игры на активизацию глагольного словаря, прилагательными противоположного значения с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций.

Дидактические игры «Подскажи словечко», отгадывание загадок  с использованием красочных иллюстраций, мультимедийных презентаций.

Дети должны хорошо ориентироваться  и подбирать слова с противоположным значением, в словах-синонимах, омонимах.

Научить применять полученные знания и умения в разных видах деятельности, в решении поставленных задач.

Занятия

«АБВГДЕЙка»

Учить детей усвоению образа буквы.

Развивать память, мышление, слуховое внимание наблюдательность;

Анализ существующих азбук. Дидактические игры и упражнения для усвоения образа букв.

Дети должны  хорошо знать буква, уметь складывать их в слоги и слова.

  Приложение 1

Тема:   «Слова – друзья»

Задачи: Познакомить детей с понятием «синонимы», учить подбирать слова сходные  по смыслу. Продолжать учить детей составлять предложения с заданными словами. Воспитывать умение детей действовать согласно словесной инструкции.

Оборудование:

Набор картинок из игры «Контрасты».

Ход занятия:

1.   Логопед: - Чтобы хорошо говорить, надо хорошо знать язык. Лучше говорит и пишет тот, кто много читает, кто внимательно слушает людей, владеющих культурной речью. Сегодня мы с вами совершим путешествие по стране слов. Там нас ожидают веселые задания, игры и головоломки. (Инсценировка: стук в дверь. - Кто там? Входят три мальчика.)

Первый:  - Не сердитесь на нас!

Второй:   - Не обижайтесь.

Третий:    - Не злитесь.

Логопед:   - Где вы были?

Первый:    - Недалеко.

Второй:     - Близко.

Третий:      - Рядом.

Логопед:  - Садитесь. А почему вы так странно отвечали? Все говорите об одном и том же, но по-разному. Оказывается, в русском языке есть слова-друзья. И хотя они и пишутся по-разному, и звучат по-разному, но обозначают одно и тоже. Пример:

Большой – огромный – громадный.
Маленький – крошечный – малюсенький.

- Такие слова-друзья называют еще «слова близкие по значению» или «слова-синонимы», потому что они обозначают близкие понятия.
- Мальчики, опоздавшие, повторите нам слова-друзья, которые вы использовали.

Сердитесь – обижаетесь – злитесь.
Недалеко – близко – рядом.

2.   Логопед: - К некоторым словам можно подобрать не одно слово, близкое по значению, а несколько. Например:

Обмануть – перехитрить – одурачить – провести.
Храбрый – смелый – отважный – мужественный – бесстрашный.

- Если бы слов-друзей было меньше, то нам было бы скучно говорить одними и теми же словами. Послушайте:

Человек бежит. Река бежит.

- Давайте заменим слово «бежит» в предложении «Река бежит» словом, близким по значению слову «бежит».
Река бежит, бурлит, журчит, шумит, льется, катится, плывет.

- Как скучно звучало просто «река бежит», и как красиво получилось, когда мы использовали слова, близкие по значению. Послушайте коротенькую историю: «Пошли два медвежонка гулять, и нашли пчелиный улей. Одного медвежонка ужалила пчела, и пришел он к маме грустный».

- Как еще можно про него сказать? Подберите к слову «грустный» слова, близкие по значению. (Печальный, невеселый, унылый, тоскливый, несчастный.)

3.  Логопед: - А теперь послушайте стихотворение И. Токмаковой и попытайтесь отыскать в нем слова-друзья.

Зябнет осинка
Дрожит на ветру
Стынет на солнышке
Мерзнет в жару.
(Зябнет, дрожит, стынет, мерзнет.)

4. Логопед:  - А сейчас прочитаем пословицы. В них тоже есть слова-синонимы, близкие по значению.

1. Спеши – не спеши, а поторапливайся.
2. Приятелей много, а друга нет.
3. Переливает из пустого в порожнее.

5. Дидактическая игра «Найди друзей»

- Поиграем в игру «Найди друзей». К заданному слову нужно подобрать слово-друг из следующих слов. Послушайте их и выберите нужные слова: Алфавит Аккуратный Огонь Алый Чистый Скакать Прыгать Азбука Бросать Пламя Красный Кидать (Работа у доски, дети попарно соединяют линиями слова-синонимы.)

- Когда мы используем слова-друзья, наша речь становится точной, выразительной, яркой.

6.  Физкультминутка «Веселая разминка»

А теперь мы разомнемся,
Улыбнемся, посмеемся.
Наклоняйтесь ниже, ниже,
Головой к коленям ближе.
А теперь вы не ленитесь.
Хорошо назад прогнитесь.
Головою покрутите,
Потянитесь, потянитесь!
Вы, ребята, не устали?
Сели – встали!
Сели – встали!
Все руками помахали
​И на место побежали!

7.   Логопед:   Замените в предложениях повторяющиеся слова   словами-друзьями. Пользуйтесь словами для справок.
Стояло жаркое лето. Дни были очень жаркие. С утра до вечера светило жаркое солнце. Дети загорали под его жаркими лучами.
 Слова для справок: знойные, палящее, жгучими.

8.  Логопед:   - А теперь, отгадайте загадки и найдите в них слова синонимы.

После урока непременно                                          

Нужна ребятам ______________.
На время что-то прекратив,
Мы объявляем _______________.
В борьбе, в труде устали слишком –
Дают уставшим ________

9.   Подведение итога занятия, оценка работы детей в ходе занятия.

Приложение 2

Тема: "Улица Слов-Спорщиков".
Задачи: обогащать словарь детей словами-антонимами; учить подбирать слова с противоположными значениями; развивать мышление; развивать фонематические процессы.
Материал: куклы Буратино, Пьеро; карточки (сорока, ворона, ель, таракан); мяч; карта-схема Города Простых Слов.
Ожидаемый результат: научить детей подбирать слова с противоположным значением, научить применять полученные знания и умения в разных видах деятельности, в решении поставленных задач.
Ход занятия:
Логопед: Вам знакома эта книга? Как она называется? (Ответ). Правильно, это "Приключения Буратино". Многие мальчики и девочки знают и любят эту сказку. Она ещё называется "Золотой ключик". Эту занимательную историю про деревянного человечка Буратино написал А.Н. Толстой. Алексей Николаевич очень хотел, чтобы у ребят, которые ещё только учатся читать, была такая книжка. Ну, а для того чтобы научиться читать и писать, мы отправимся в сказочное путешествие в страну знаний. С нами в путешествие отправится, угадайте кто? 
У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный,
Но любил папаша сына.
Что за мальчик деревянный?
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос суёт он длинный.
Кто же это?...

Правильно. А вот и Буратино (кукла). Что у него в руках? (Книга). Эта книга называется "Азбука". Папа Карло купил "Азбуку" Буратино и сказал: "Я купил тебе "Азбуку". Ты должен ходить в школу и стать умным и благоразумным". Вспомните, что на это ответил Буратино? ("Я буду умненьким и благоразумненьким"). Буратино взял "Азбуку" и пошёл в школу. По дороге он что увидел? (Ответ). 
Правильно, Кукольный театр Карабаса Барабаса. Буратино забыл, что обещал быть "умненьким и благоразумненьким". Он подошёл к кассе, чтобы купить билет и … (Физ. пауза).
Буратино потянулся
Раз подпрыгнул, два подпрыгнул,
Затем руки в стороны развёл
А "Азбуку" больше не нашёл.
Чтобы азбуку найти,
Нужно карту-схему пройти.
Буратино испугался
И в "Стране Знаний" оказался.
Каждый город имеет улицы с названиями. Мы сейчас тоже отправимся путешествовать по стране Знаний и будем помогать Буратино осваивать эту страну. Итак, сегодня мы будем путешествовать по улице Слов-Спорщиков. Ребята, скажите, какая сегодня погода? (Солнечная). Представьте себе теплый, солнечный денёк, зелёную лужайку с яркими цветами, над которой весело порхают бабочки. Скажите, какое у вас появилось настроение от этого описания? (Радостное, весёлое, хорошее). Представьте себе пасмурное небо, дождь, холодный ветер, взъерошенных воробьёв, которые забились под крышами домов. Какое у вас появилось настроение? (Ответы). Правильно, грустное. Посмотрите на Буратино и скажите, какой он? (Радостный, весёлый). А Пьеро какой? (Грустный, печальный). Как вы думаете, что могло обрадовать Буратино? (Он нашёл Мальвину). А что могло огорчить Пьеро? (Ответы). Наш Буратино и Пьеро последнее время делают всё наоборот. Если один хочет идти вперёд, то другой хочет идти назад. Один смотрит вверх, другой смотрит вниз. Один хочет залезть на дерево высоко, другой низко. Один хочет бежать дальше, другой - …? (Ближе). Один хочет идти направо, другой - …? (Налево).
Но, несмотря на это, они остаются хорошими друзьями. И решили они погулять по городу Самых Простых Слов. "По какой же улице нам пройти?" - подумали Буратино и Пьеро. Вдруг они услышали шум и гам. Буратино и Пьеро свернули туда. Что там творилось! Карабас-Барабас и Дуремар отчаянно спорили о чём-то. Это была улица Слов-Спорщиков. Споря и ругаясь, они прошли мимо наших героев, не видя их. Скажите, какой был Карабас-Барабас? (Злой). А Дуремар? (Жадный). А какая у нас Мальвина? (Добрая). Как вы догадались? (Ответы). Вот видите, какими разными словами их назвали. Такие слова называются словами-спорщиками, потому что противоположны по своему значению. Слова эти ещё называются - антонимами. Я сейчас произнесу определённое слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением. Например:
Высоко - … низко; Узкий - … широкий; Вежливый - … грубый; Начало - … конец; Добрый - … злой; Радость - … грусть; День - … ночь.
А теперь я загадаю загадки про слова с противоположными значениями, а вы отгадайте:
Я - антоним к слову лето, Я - антоним к слову смех,
В шубу снежную одета, Не от радостей, утех,
Но люблю мороз сама, Я бываю поневоле,
Потому что я - … А от горя и от боли,
(Зима) От обид и неудач. Догадались? Это - … (Плач)
Молодцы! А теперь посмотрите: Буратино и Пьеро принесли вам картинки (сорока, ворона, ель, таракан). Назовите первые звуки в словах - названиях предметов ([С], [В], [Е], [Т]). По первым звукам вы прочитаете, чего не знает тьма. Какое слово получилось? (Свет). Антоним к слову? (Тьма). Правильно. Ребята, Мальвина предлагает поиграть с ней в мячик. Попробуйте отгадать слова с улицы Слов-Спорщиков. Я буду называть слово и бросать вам мяч, а вы, поймав мяч, называете слово с противоположным значением и бросаете мячик мне: Зима - лето, Большой - … маленький, Сладкий - … солёный, Далеко - … близко, Поздно - … рано, Забыл - … вспомнил.
Динамическая пауза.
Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и поиграть в игру "Сделай наоборот".
Опустить руки - (поднять)
Открыть рот - (закрыть)
Показать ладони - (спрятать)
Согнуть руки - (распрямить)
Заплакать - (засмеяться)
Закричать - (замолчать) и т. д.
Ребята, Буратино так понравилась улица Слов-Спорщиков, что он решил нарисовать предметы, которые всё время спорят. Он нарисовал (показывает) - лимон-конфету. Как вы думаете, почему именно эти предметы он нарисовал? (Лимон кислый, конфета сладкая). Теперь вы нарисуйте предметы, отличающиеся по размеру и по вкусу. (Дом большой - дом маленький, перец горький - яблоко сладкое и т.д.)
А теперь поиграем в игру "Подберите антонимы и закончите предложение":
1. Окунь плывет вперёд, а рак пятится … (назад).
2. Орёл летает высоко, а ласточка … (низко).
3. На улице холодно, а в комнате … (тепло, жарко).
4. Дорога широкая, а тропинка … (узкая).

Итог занятия:
На какой улице побывали сегодня Буратино и Пьеро? (Ответы. Улица Слов-Спорщиков). Почему их так называют? (Разные по своему значению).
Что случилось с нашими героями дальше, вы узнаете на следующем занятии.

Приложение 3

Дидактические игры.
Задачи: активизировать речь словами-антонимами, омонимами разных частей речи в игровой форме.

Дидактическая игра: "Хорошо - плохо".
Задачи: учить решать противоречия; развивать творческое воображение детей; учить отгадывать загадки.
Ожидаемый результат: научить детей видеть, что любой предмет может нести хорошее и плохое начало; научить с помощью цвета моделировать плохое и хорошее.
Материал: макеты овощей, фруктов, наборы кругов для моделирования.
Логопед: Ребята, а вы любите отгадывать загадки? Отгадайте тогда, о чём я сейчас расскажу.
Сидит девица в темнице, а коса на улице.
Дети: Это - морковь.
Логопед: Почему вы догадались, что это морковь?
Дети: Морковь красивая, как девица. У неё зелёный хвостик. Он похож на косу. Хвостик на улице, за него потянуть и вытащить морковь. 
Логопед: Правильно. Скажите, морковь - хорошо или плохо?
Дети: Морковь - хорошо.
Логопед: А почему?
Дети: Морковь вкусная. Из неё можно сделать сок. Морковь полезная.
Логопед: А бывает, когда морковь - это плохо.
Дети: Плохо, когда морковь грязная, если её съешь, то можно заболеть.
Логопед: А что нужно сделать, чтобы не заболеть?
Дети: Надо морковку мыть, перед тем как её съесть. 
Логопед: Значит, морковь может быть и плохо и хорошо одновременно. Чтобы морковь не стала плохой, её надо мыть всегда. И много морковки сразу есть нельзя. А теперь отгадайте другую загадку.
Само с кулачёк.
Румяный бочок.
Тронешь - гладко,
Укусишь - сладко.

Дети: Это яблоки.
Логопед: Яблоко - это хорошо или плохо.
Дети: Хорошо - оно вкусное. Плохо - высоко висит. Хорошо - сочное, можно сделать сок. Плохо - перед тем как съесть, надо искать воду, чтобы помыть. Хорошо - будешь есть, станешь сильным и здоровым.
Логопед: Вы всё говорили правильно. Яблоко действительно может быть плохим и хорошим.

Игра "Хорошо - плохо".
Педагог раздаёт фишки жёлтого и синего цвета, с их помощью они должны оценивать соответственно: хорошие поступки - фишкой жёлтого цвета, плохие поступки - фишкой синего цвета. Педагог называет поступок или действие, а дети должны поднять фишку, соответствующую его моральной оценке.
Плохие поступки: порвал блузку, обидел друга, поссорился с мамой, ударил малыша, разрушил птичье гнездо.
Хорошие поступки: защитил слабого, проведал больного друга, накормил котенка, помог младшей сестре одеться, повесил скворечник.

Дидактическая игра: "Четвёртый лишний".
Задачи: обогащать словарь антонимами; развивать операцию классификации, речь, внимание; воспитывать умение внимательно слушать и запоминать правила игры.
Ожидаемый результат: дети должны вычленять из ряда антонимов слово, к ним не относящееся. Педагог просит внимательно слушать и называть ряд слов. Затем просит назвать лишнее слово, объяснить, почему оно лишнее.
Высокий, большой, низкий. 
Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий.
Большой, низкий, маленький.
Поднимать, опускать, брать.

Дидактическая игра: "Сравни!"
Задачи: развивать логическое мышление, развивать внимательное отношение к речевой деятельности товарищества.
Ожидаемый результат: дети должны знать отличительные признаки слов-предметов, уметь сравнивать их при помощи слов-антонимов.
По вкусу: горчицу и мёд.
По цвету: снег и сажу.
По высоте: дерево и цветок.
По толщине: дорогу и тропинку.
По возрасту: внука и деда.
По весу: гирю и пушинку.
По размеру: дом и палатку.

Дидактическая игра: "Странные слова"
Описание игры:
Игра представляет собой набор карточек кружков с изображением многозначного слова, а также карточки – вкладыши, с нарисованными обозначениями разных значений слова.
Цель игры: помочь детям запомнить слова, имеющие несколько значений.
Задачи:

• Расширять представления детей об окружающем мире;

• Обогащать и активизировать словарь;

• Помочь детям в умении различать разные значения многозначных слов;

• Формировать умение группировать слова одинаково звучащие, но имеющие разное значение;

• Развивать связную речь, помогая составлять описательные рассказы или придумывать историю с использованием этих слов;

• Воспитывать интерес к родному языку.

Многозначные слова: шляпа, коса, ручка, кисточка, лист, нога, труба, нос, колокольчик, бабочки.

Ход игры:
1 вариант.
Перед детьми лежат кружки и карточки – вкладыши. Задача детей подобрать слова – омонимы.

2 вариант.
Начало игры, такое как в варианте 1, но в дальнейшем дети должны придумать рассказ – описание о том, кто (или что) нарисован на картинке.

3 вариант.
Начало игры, такое как в варианте 1, но в дальнейшем дети составляют сказку о предметах - омонимах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием и составом числа 5, с цифрой 5. Закрепление знания цифр 1 - 4, понятия многоугольника, числового отрезка....

Занятие №24 по программе "Раз - ступенька, два - ступенька" Л.Г.Петерсона, Н.П.Холиной переложенное для использования интерактивной доски.

Знакомство с образованием числа 4, составом числа 4, цифрой 4. Формирование умения соотносить цифру 4 с количеством предметов, обозначать число 4 четырьмя точками. Закрепление умения разбивать группу ...

Программа «Математические ступеньки» (Е.В. Колесникова «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет.)

Программа «Математические ступеньки» составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «Математические ступеньки» для детей 5-7 лет....

развлечение для детей средней группы "За ступенькою ступенька"

Развлечение для детей среднего возраста ДОУ по русской народной сказке "Теремок" с использованием игры, стихов, песенок, танца....

Программа дополнительной коррекционно-развивающей деятельности учителя – логопеда с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности № 1 на 2014-2015 уч.г. в условиях работы логопедического кружка «По ступенькам грамоты»

Материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего видов, ведущим дополнительную коррекционно-образовательную деятельность с детьми 7-го...

Логопедические игры - задания для автоматизации и дифференциации звуков ("Ступеньки") (14.03.2019г.)

Пособие «Ступеньки» предназначено для автоматизации и дифференциации звуков у детей, имеющих нарушения звукопроизношения стойкого характера. Работа с пособием позволяет сохранить у ребенка...

Логопедический уголок для родителей "Ступеньки к школе"

Ступеньки развития для успешной учебы в школе:-развитие фонематического слуха;-коррекция звукопроизношения;-развитие общей и мелкой моторики;-развитие фонематического анализа и синтеза;-учим буквы и н...