Консультация - практикум «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени»
статья по коррекционной педагогике

В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_moya.docx69.07 КБ
Файл prezentatsiya_zpr_babich.pptx335.96 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация  -  практикум

«Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени»

1 слайд.

Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы рассмотрим и обсудим особенности развития детей с ЗПР и методы работы с ними. В последние десятилетия одной из самых актуальных обозначилась проблема существенного роста детей с нарушениями в психическом и соматическом развитии. Особое место среди этих детей занимают именно дети с задержкой психического развития (ЗПР).

Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с задержкой

психического развития

2 слайд.

Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

3 слайд.

Умственная отсталость (олигофрения) – патологическое состояние, при котором наблюдается нарушение, отставание в развитии мыслительных (умственных) функций человека. Проявляется данное заболевание преимущественно в детском возрасте, реже – в подростковые годы. Стадии:

  • дебильность;
  • имбецильность;
  • идиотия.

Последняя - самая тяжелая стадия, а дебильность - легкая умственная отсталость. В настоящее время эти термины лишь частично сохраняются в медицинской литературе и исключаются из официальной диагностики. 

4 слайд.

Отличия детей с ЗПР от УО

Не всегда легко определить, умственная отсталость или ЗПР у детей, поскольку эти состояния имеют сходные черты. Но ЗПР, в отличие от умственной отсталости, выражена мягче и успешнее компенсируется. 

В отличие от УО, дети с ЗПР обладают более полноценными возможностями для дальнейшего развития. При правильной педагогической работе отмечается значительный скачок в развитии. В дальнейшем (при благоприятных условиях воспитания и обучения) они оканчивают массовую школу, учатся в техникумах, а в отдельных случаях – в ВУЗах.

5 слайд.

Основные причины формирования ЗПР и УО:

Биологические: 

- мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде,

- родовые травмы,

- инфекционные и хронические соматические заболевания;

- гипоксия и другие осложнения во время родов,

- асфиксия, кислородное голодание,

- вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков),

- прием матерью препаратов, не подходящих для беременных,

- недоношенность,
- близнецовость,

- генетические нарушения.

При этом недостаточная развитость психики и интеллекта может наблюдаться у детей, которые были рождены здоровыми. Если ребенок часто болеет тяжело протекающими болезнями, это также сказывается на его психическом развитии. 


6 слайд.

Социальные: 

- обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями),

- развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами),

- токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его),

- недостаточное питание,

- гиперопека. 

Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.

7 слайд.

Классификация ЗПР по К. С. Лебединской:

Существует несколько классификаций задержек психического развития.

В практике работы с детьми с ЗПР более широко используется

классификация К.С. Лебединской (1980). В соответствии с данной классификацией

различают четыре основных варианта ЗПР.

1. Задержка психического развития конституционального происхождения

(гармонический психический и психофизический инфантилизм). При данном

варианте на первый план в структуре дефекта выступают черты эмоциональной и

личностной незрелости. Эмоционально-волевая незрелость может сочетаться с

негрубыми нарушениями познавательной деятельности, речи, повышенной

истощаемостью и пресыщаемостью активного внимания. Эмоционально-волевая незрелость выражается в несамостоятельности, повышенной внушаемости, беспечности, преобладании игровых интересов. Для таких детей характерна «детскость моторики» – суетливость, порывистость, недостаточная координированность движений. Инфантильность психики часто сочетается с инфантильным типом телосложения, с «детскостью» мимики, моторики, преобладанием эмоциональных реакций в поведении. Такие дети проявляют творчество в игре, эта деятельность для них наиболее привлекательна в отличие от учебной. Заниматься они не любят и не хотят. Перечисленные особенности затрудняют социальную, в том числе школьную адаптацию.

2. Задержка психического развития соматогенного генеза возникает у детей с

хроническими соматическими заболеваниями – сердца, почек, эндокринной

системы и др. Детей характеризуют явления стойкой физической и психической

астении, что приводит к снижению работоспособности и формированию таких

черт личности, как робость, боязливость. Дети растут в условиях ограничений и

запретов, сужается круг общения, у них недостаточно пополняется запас знаний и

представлений об окружающем. Нередко возникает вторичная инфантилизация,

формируются черты эмоционально-личностной незрелости, что наряду со

снижением работоспособности и повышенной утомляемостью не позволяет

ребенку достичь оптимально уровня возрастного развития. Отставание в развитии

связано с регуляторной незрелостью и снижением общего психического тонуса.

3. Задержка психического развития психогенного генеза. При раннем возникновении

и длительном воздействии психотравмирующих факторов могут возникнуть

стойкие сдвиги в нервно-психической сфере ребенка, что приводит к

невротическим и неврозоподобным нарушениям, патологическому развитию

личности.

В условиях безнадзорности может наблюдаться развитие личности по

неустойчивому типу: у ребенка преобладают импульсивные реакции, неумение

тормозить свои эмоции.

В условиях гиперопеки формируются эгоцентрические установки, неспособность  к волевым усилиям, к труду.

В психотравмирующих условиях происходит невротическое развитие личности. У одних детей при этом наблюдаются негативизм и агрессивность, истерические проявления, у других – робость, боязливость, страхи, мутизм.

При названном варианте ЗПР на первый план также выступают нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения. У детей беден запас знаний и представлений, они не способны к длительным интеллектуальным усилиям.

4. Задержка церебрально-органического генеза. При этом варианте ЗПР сочетаются

черты незрелости и различной степени поврежденности ряда психических функций. В зависимости от их соотношения выделяются две категории детей:

группа а – в структуре дефекта преобладают черты незрелости эмоциональной

сферы по типу органического инфантилизма, т. е. в психологической структуре

ЗПР сочетаются несформированность эмоционально-волевой сферы (эти явления

преобладают) и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика;

группа б – доминируют симптомы поврежденности: выявляются стойкие

энцефалопатические расстройства, парциальные нарушения корковых функций, в

структуре дефекта преобладают интеллектуальные нарушения.

ЗПР цереброорганического генеза, характеризующаяся первичным

нарушением познавательной деятельности, является наиболее стойкой и

представляет особо тяжелую форму ЗПР. Данная категория детей в первую

очередь нуждается в комплексной медико-психолого-педагогической коррекции в

условиях специальных классов и дошкольных учреждений. По своей сути эта

форма ЗПР нередко выражает пограничное с умственной отсталостью состояние,

что требует квалифицированного комплексного подхода к обследованию детей.

Особые состояния формируются у детей и вследствие педагогической

запущенности. В этих случаях у ребенка с полноценной нервной системой, но

длительно находящегося в условиях информационной и часто эмоциональной

депривации, наблюдается недостаточный уровень развития навыков, знаний,

умений. Психологическая структура этого отклонения и его прогноз будут более

благоприятны. В знакомых ситуациях такой ребенок ориентируется достаточно

хорошо, динамика его развития в условиях интенсивной педагогической

коррекции будет очень существенной. В то же время у здорового от рождения

ребенка при условии ранней депривации также может наблюдаться недоразвитие

тех или иных психических функций. Если ребенок не получит педагогической

помощи в сензитивные сроки, то эти недостатки могут оказаться необратимыми.

Важнейшим фактором, определяющим динамику возрастного развития,

является своевременно, т. е. в раннем и дошкольном возрасте, организованная

коррекционно-педагогическая помощь.

12 слайд. (только название)

Симптомы задержки психического развития (ЗПР)

в раннем возрасте (1-3 года)

Нарушения темпа нервно-психического развития могут быть выявлены уже в

раннем возрасте (до 3-х лет). Последствия раннего органического поражения

мозга или функциональная незрелость ЦНС обусловливают ряд отклонений,

затрудняющих взаимодействие ребенка с окружающей средой, вследствие чего не

складывается полноценная база для последующего развития высших психических

функций.

Практическая работа

Для дальнейшей работы необходимо разделиться на группы по 4 чел.

- В группах раннего возраста есть дети, имеющие задержку развития по основным линиям развития, которые представлены определенными показателями (эпикризными сроками).

Задание:

        Дайте описание нарушений НПР ребенка раннего возраста, как они проявляются во внешних реакциях и поведении.

ПОСЛЕ

Явными признаками нарушений психического развития являются:

1) Отставание возрастных норм по формированию речи. Часто ребенок с ЗПР позже начинает гулить, лепетать.

Как проявляется задержка развития речи

- небольшой словарный запас. В активном словаре всего 2-3 десятка слов, многие из которых еще не являются по-настоящему словами, а представляют собой скорее устойчивые звуки или слоги («ба» - бабушка, «куп» - купаться);

- пассивный запас слов также низкий. Ребенок не может показать названные предметы и сам не знает названий частей своего тела и предметов домашнего обихода;

- ребенок не может выполнить простые просьбы (принести, унести);

- речь состоит только из перечислений предметов и каких-либо действий. Слова при этом не связываются во фразу, в предложения;

- произношение невнятное, а значимых слов так мало, что понять малыша могут только близкие или иногда только мама.

2) Отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов).

3) Неадекватные действия (например, упорно пытается вложить неподходящие вкладыши в доске Сегена). Не различает цвета.

4) Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт. Это важно для дифференциации ЗПР и более тяжелый нарушений, таких как аутизм.

5) Не могут прослушивать простейшие стишки. Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. Однако ребенок в 1 годик в норме не слушает сказку больше 10-15 минут. Подобное состояние должно насторожить в 1.5-2 года.

6) Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики, что обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.

7) Симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием, обильное слюнотечение, высунутый язык.

8) Из-за нарушений в центральной нервной системе, ребенок может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения.

9) Аутизация ребенка – жизнь в своем собственном мире, снижение потребности в общении с детьми и взрослыми, неадекватные страхи, навязчивые стереотипные движения (например, раскачивание).

9 слайд

10) Поведенческие нарушения, свидетельствующие о неблагополучии в эмоционально-волевой сфере личности, заключаются в следующем:

- ребенок очень часто плачет, раздражителен, нервозен, капризничает, истерики по пустякам,

- не может сам себя занять,

- трудно адаптируется к новым ситуациям,

- снижена коммуникативная активность ребенка, его возможность в плане сотрудничества со взрослым,

- проявляет негативизм, агрессивность, не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком,

- не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения,

- возбудим, трудно тормозим.

Выраженность перечисленных недостатков психомоторного и речевого

развития зависит от степени тяжести поражения ЦНС. Проблемы в развитии

ребенка могут усугубляться ранней сенсорной и эмоциональной депривацией,

если он воспитывается в неблагоприятных социальных условиях.

Однако оценка уровня психомоторного и речевого развития ребенка должна

производиться очень осторожно. Так как при различной локализации нарушений может наблюдаться сходная симптоматика (например, «безречевым», неговорящим может быть ребенок с нарушенным слухом, умственной отсталостью, анемией, аутизмом).

Так же практика доказывает, что раннее выявление отклонений и квалифицированная помощь ребенку в раннем возрасте обеспечивают наибольшую эффективность в преодолении имеющихся нарушений и предупреждении отклонений в развитии.

14 слайд

Алгоритм работы с детьми,

имеющими нарушения в НПР.

Важно обратиться к специалистам, которые смогут обследовать ребенка и назначить правильные коррекционные мероприятия.

Ребенка должны осмотреть:

отоларинголог;

логопед;

дефектолог;

невролог;

психолог;

психоневролог.

Возможно, некоторые специалисты порекомендуют пройти дополнительные обследования. Это необходимо сделать, чтобы понять, что именно мешает ребенку развиваться в соответствии с нормами.

При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные занятия.

11 слайд. (СПЕРВА НАЗВАНИЕ)

Признаки ЗПР в дошкольном возрасте (4-7 лет)

Практическая работа

Для дальнейшей работы необходимо разделиться на 2 группы.

Задание: каждая группа должна дать описание-портрет (на ватмане):

1. Ребенок дошкольного возраста с нормой развития.

2. Ребенок, имеющий ЗПР.

При обсуждении рассматриваются качества обычного дошкольника и дошкольника с ЗПР. По итогам акцентируется внимание групп на позитивных определениях и проблемных качествах, ребенка с ЗПР, которые нуждаются в особом внимании.

ПОСЛЕ

Ребенок с ЗПР

Ребенок с нормой

Незрелость эмоционально-волевой сферы

- низкие коммуникативные навыки

- достигает лишь уровня ситуативно-делового общения

Гармоничный

- общительный

- внеситуативно-личностное общение со взрослым

Несамостоятельный, зависим от взрослого

Самостоятельный

Слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

- слабое понимание взаимоотношений

Понимает и соблюдает нормы и правила поведения

- воспитанный

Неустойчивый эмоциональный фон

- примитивность эмоций

- раздражительный

- не умеет соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, пугливы, тревожны, плаксивы, замкнуты

Адекватные эмоции

- счастливый, веселый

- уравновешенный, спокойный

Не сформированность регуляторных функций

Способен к саморегуляции, самоорганизации

Отсутствие навыков работы в коллективе

Сотрудничающий

Низкий уровень познавательной активности

Любознательный

Низкая мотивация достижения, низкая адекватность, критичность

Замотивированный, целеустремленный,

критичен

Слабая концентрация внимания

Внимательный, сконцентрированный

Слабая работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость

Активный ребенок

Развита кратковременная память, ослаблена долговременная

Память развита (прочность запоминания материала)

Затруднен процесс восприятия

(зрительного, слухового, тактильно-двигательного)

Восприятие развито

Имеются ТНР

Речь в норме

Мыслительные операции несовершенны

Умный

Затрудняется делать самостоятельные умозаключения

Расположен к размышлениям

Отставание в развитии

общей и особенно мелкой моторики

Моторика в норме

Рассматривая психологические особенности старших дошкольников с ЗПР,

прежде всего следует отметить, что это дети с нереализованными возрастными

возможностями. Все основные психические новообразования возраста у них формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие.

- Сейчас мы рассмотрим психологические особенности дошкольников с ЗПР, а так же методы и приемы работы с данной категорией детей.

1). Первое, что необходимо отметить в качестве общих проявлений - незрелость эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР, что обусловливает своеобразие формирования их поведения и личностные особенности. Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту: в старшем дошкольном возрасте они ведут себя как дети 3-5 лет, т.е. разница в 2-3 года. По сравнению с нормально развивающимися сверстниками они несамостоятельны, более зависимы от взрослого. Страдает сфера коммуникации. По уровню коммуникативной деятельности дети находятся на более низкой ступени развития. Так, исследования показали, что старшие дошкольники с ЗПР не готовы к внеситуативно-личностному общению со взрослым, в отличие от своих нормально развивающихся сверстников они достигают лишь уровня ситуативно-делового общения. Эти факты необходимо учитывать при построении системы педагогической и психологической коррекции.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы:

страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к «эмоционально теплым»

отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с

близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах

поведения.

При ЗПР затруднено социальное развитие ребенка, его личностное становление: формирование самосознания, самооценки, системы - «Я». В старшем дошкольном возрасте такой ребенок безынициативен, его эмоции недостаточно яркие, он не умеет выразить свое эмоциональное состояние, затрудняется в понимании состояний других людей. Ребенок не может регулировать свое поведение на основе усвоенных норм и правил, не готов к волевой регуляции поведения.

Отмечается недоразвитие эмоционально-волевой сферы, которое проявляется в примитивности эмоций и их неустойчивости: дети легко переходят от смеха к слезам и наоборот.

Существенным проявлением задержки психического развития является очень низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности, во всех ее видах. Это наблюдается и в восприятии, и в мыслительной деятельности, и в конструктивной деятельности, и даже в игре.

2). Несформированность познавательной деятельности.

Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отличаются его

периодические колебания. Внимание трудно собрать, сконцентрировать на

протяжении той или иной деятельности.

Недостатки внимания детей с ЗПР в значительной мере связаны с низкой работоспособностью. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности – в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.

Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием, в первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна

неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В наибольшей

степени страдает вербальная память. При правильном подходе к обучению дети

способны к усвоению некоторых мнемотехнических приемов, овладению

логическими способами запоминания.

Сенсорное развитие У детей с ЗПР процесс восприятия затруднен: Причины нарушения восприятия низкая скорость приема и переработки информации. Нарушения зрительного, слухового, тактильно-двигательного восприятия.

В исследовании выявлено, что дети с ЗПР в единицу времени воспринимают меньший объем информации, т. е. снижена скорость выполнения перцептивных операций. Затруднена ориентировочно - исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов. Требуется большее количество практических проб и примериваний при решении наглядно-практических задач (доска Сегена, коробка форм и т. п.), дети затрудняются в обследовании предмета. В то же время дети с ЗПР, в отличие от умственно отсталых, могут практически соотносить предметы по цвету, форме, величине. Основная проблема в том, что их сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величина. Таким образом эталонные представления не формируются своевременно. Ребенок, называя основные цвета, затрудняется в названиях промежуточных, светлых оттенков, пользуется недифференцированным обозначением параметров величины «большой – маленький», а не называет признаки длины, ширины, высоты, толщины.

Наиболее значительное отставание наблюдается в восприятии пространства.

Еще большее отставание прослеживается в формировании интеграции зрительно-слуховой, которая имеет важнейшее значение при обучении грамоте. Это отставание, несомненно, проявляется в трудностях этих детей при обучении чтению и письму.

Значительно больше проявляется отставание в развитии осязательного восприятия. Дети затрудняются в осязательном узнавании даже многих хорошо знакомых им предметов. У детей с ЗПР затруднен процесс узнавания предметов на ощупь (стереогноз).

Недостаточность, отставание в развитии двигательных ощущений проявляется в неточности и несоразмерности движений, оставляющих впечатление двигательной неловкости детей, а также в трудностях воспроизведения, например, поз их руки, устанавливаемых взрослым. Все это отмечается, естественно, тогда, когда ребенок не видит устанавливаемых поз.

Важно отметить, что в ходе возрастного развития недостаточность восприятии преодолевается, при этом тем быстрее, чем более осознанными они становятся. Быстрее преодолевается отставание в развитии зрительного восприятия и слухового. Особенно интенсивно это происходит в период обучения грамоте.

Медленнее  развивается осязательное восприятие.

Речевое развитие. 

Особенности речевого развития

Большую роль в структуре дефекта детей с ЗПР играют речевые нарушения, которые характеризуются определенными чертами.

Артикуляционный аппарат                                                                                         Различные отклонения в строении органов артикуляции: аномалии прикуса; укорочение подъязычной связки; массивный язык; дефекты строения зубного ряда. Недостаточность речевой моторики, что проявляется в напряжении мышц языка, трудностях удержания определенной позы языка, переключении органов артикуляции с одного положения на другое. Большинство детей имеют неврологический статус – ст. дизартрия.

Звукопроизношение                                                                                                 Нарушение звукопроизношения носит полиморфный характер (нарушено произношение различных групп звуков). Чаще всего это сложные звуки: свистящие, шипящие, сонорные. Преобладающим видом нарушения  является смешение звуков. Осуществление одновременного контроля за несколькими действиями, сложная межанализаторная деятельность зрительного, слухового и тактильного анализаторов для детей с ЗПР представляет значительную трудность.
Фонематическое восприятие                                                                                        Недостаточная сформированность фонематического восприятия. Дети испытывают затруднения при дифференциации звуков на слух, при этом они плохо различают не только нарушенные в произношении звуки, но и некоторые правильно произносимые звуки: тв-мяг, зв-глух, св-шип. Дети испытывают затруднения в удержании порядка и количества слогового и словесного ряда (да-та-да как да-та) или изменяют их последовательность.                                                                                                                   Звуковой анализ                                                                                                     Нарушение фонематического развития детей с ЗПР проявляется и в несформированности звукового анализа и синтеза. Это нарушение оказывается очень стойким, сохраняется в течение нескольких лет и вызывает в школе нарушения письма и чтения. Данные исследований показывают, что без целенаправленной коррекционной работы дети с ЗПР не могут овладеть звуковым анализом слов. Относительно возможным для них является умение выделять начальный ударный гласный. Затрудняются при выделении первого согласного звука, конечного гласного звука. Наибольшую трудность у детей с ЗПР вызывает анализ слога со стечением согласных. Малодоступны такие задания, как определение количества и  последовательность звуков в слове, установление позиционных соотношений звуков.                                                                                                                                  Лексика                                                                                                                                  Своеобразие словарного запаса и понимания речи связано у детей с ЗПР с их интеллектуальной и эмоциональной незрелостью, со сниженной познавательной активностью. При ЗПР характерны следующие особенности словарного запаса:

- преобладание пассивного словаря над активным;

- ограниченность словарного запаса;

- затрудненная его активизация;

-неточное, иногда и неадекватное употребление слов.                

Предметный словарь. Страдает предметная соотнесенность слов. Дети не могут назвать воспринимаемый предмет, его свойства, особенности. Вместо этого они начинают описывать ситуацию или действие, с которыми связан данный предмет. Затруднения вызывает использование обобщающих понятий. Часто обобщающее понятие заменяется родовым, видовым или каким-либо конкретным понятием. («Земляника – это малина такая»). И наоборот, используют лишь обобщающие понятия для называния предмета: «рыбы», «грибы» - в их лексике отсутствуют названия рыб, грибов и др.

Глагольный словарь. Низкий. Редко используют глаголы, обозначающие эмоциональные состояния (обрадовался, испугался, удивляется).

Качественный словарь. Ограничен. Дети с ЗПР недифференцированно используют слова, обозначающие свойства и признаки предметов.

Чаще они используют прилагательные, обозначающие непосредственно воспринимаемые признаки. Так, для обозначения величины предметов используют слова «большой» - «маленький». При подборе антонимов используют прилагательные с частицей «не»: храбрый – не храбрый, веселый – не веселый. Затрудняются и в подборе слов-синонимов.

Детское словотворчество. Период бурного словотворчества наступает к концу дошкольного возраста и сохраняется на 1-2 годах обучения в школе, в то время как обычное детское словотворчество к 5-6 годам  угасает.

Эти процессы (правильно выделить морфему, понять смысловое значение корня, образовать слово, не выходя за границы грамматических закономерностей родного языка) отсутствуют у умственно отсталых детей.

Грамматический строй речи

Отмечается недоразвитие процессов словоизменения, словообразования.

При восприятии длинных предложений из 6-7 слов дети  нарушают порядок слов, пропускают отдельные члены предложений, заменяют малознакомые слова, что связано с неполноценностью грамматического программирования.

Словоизменение. Не сформирована система предлогов языка – нарушенным является как понимание значения простых и сложных предлогов, так и их употребление. Характерными ошибками в словоизменении являются:

 -неточное употребление глаголов (дети катаются – дети едут);

 -нарушение дифференциации глаголов единственного и множественного числа (мальчик рисует – мальчик рисуют; девочки читают – читает);

 -нарушение чередования в основе глагола (мальчик бегит, дети бежат);

-трудности согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий варежки, железные замок, красная яблоко, красных ягодов).

Словообразование. Характерными ошибками являются:

-трудности словообразования ум-ласк. сущ. (домочик, туфеленьки, шкафик);

-трудности словообразования названий детёнышей животных и птиц (свиненок, лошаденок, лошадка, лошадик, маленькая лошадка);

-трудности образования относительных и притяжательных прилагательных - дети используют ограниченное число суффиксов  (шерстевая, волкин).

Связная речь

Недостаточно сформированы регулирующая и планирующая функции речи (это важно учитывать в плане организации коррекционной работы с детьми)

Диалогическая речь – дети могут не отвечать на вопросы взрослого из-за слабого побуждения к речи, или дают малоразвернутые ответы. Часто в ответах основная мысль перебивается посторонними мыслями и суждениями.

Монологическая речь – носит ситуативный характер. У большинства детей  обнаруживаются существенные нарушения программирования текста, невозможность подчинить речевую деятельность замыслу, соскальзывание на побочные ассоциации.

Незрелость внутриречевых механизмов приводит к трудностям в

формирования связной речи. Дети не могут пересказать небольшой текст, составить рассказ по картине, серии сюжетных картин, описать наглядную ситуацию, им недоступно творческое рассказывание. Самостоятельные рассказы на заданную тему особенно трудны для детей с ЗПР. Многие дети отказываются от выполнения этих заданий, не зная, о чем говорить.

При ЗПР отмечается слабость словесной регуляции действий.

Мыслительная деятельность.

Отставание отмечается уже на уровне наглядных форм мышления, сложности создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. К старшему дошкольному возрасту у детей с ЗПР не формируется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления: дети не выделяют существенных признаков при обобщении, обобщают либо по ситуативным, либо по функциональным признакам.

Например, отвечая на вопрос: «Как назвать одним словом: диван, шкаф, кровать,

стул?» – ребенок может ответить: «Это у нас дома есть». Затрудняются при

сравнении предметов, производя сравнение по случайным признакам, при этом

затрудняются даже в выделении признаков различия. Однако в отличие от умственно отсталых детей дошкольники с ЗПР после получения помощи выполняют предложенные задания на более высоком, близком к норме уровне.

Моторное развитие.

В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии

общей и особенно мелкой моторики. Главным образом страдает техника

движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность,

координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы

навыки самообслуживания, технические навыки в изобразительной деятельности,

лепке, аппликации, конструировании: многие дети не умеют правильно держать

карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются в пользовании

ножницами, затруднено формирование графомоторных навыков. Грубых

двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и

моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.

Игровая деятельность.

У детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке. В отличие от нормально развивающихся детей у них обычно нет любимых игрушек. С трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику. Ролевое поведение отличается импульсивностью, например, ребенок собирается играть в «Больницу», с увлечением надевает белый халат, берет чемоданчик с «инструментами» и идет в магазин, так как его привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей. Не сформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты, дети мало общаются между собой, коллективная игра не складывается.

Однако в отличие от умственно отсталых дошкольников, у которых без

специального обучения ролевая игра не формируются, дети с ЗПР находятся на

более высоком уровне – они переходят на этап сюжетно-ролевой игры. Но в

сравнении с нормой уровень ее развития достаточно низкий и требует коррекции.

15 СЛАЙД

16 СЛАЙД

Коррекционная направленность воспитания и обучения

детей с ЗПР и УО

Ребенок с ЗПР

Методы и приемы работы

Незрелость эмоционально-волевой сферы

- низкие коммуникативные навыки

- достигает лишь уровня ситуативно-делового общения

Учите ребенка называть чувства. Для этого:

- в присутствии ребенка чаще обращайте внимание на свои чувства:

«Я расстраиваюсь, если…», «Я радуюсь когда…»;

- при каждом удобном случае отмечайте, что по-вашему, чувствуют другие дети или взрослые в той или иной ситуации;

- читая книги, обращайте внимание ребенка на эмоции и переживания героев, сказочных персонажей, животных («Видишь, как грустно и одиноко Серой Шейке!»);

- старайтесь вводить в словарь ребенка с ЗПР побольше близких по значению слов, например: веселый, радостный, неунывающий, ликующий, праздничный и др.

(Как вариант использование проектной деятельности, ТРИЗ технология)

Несамостоятельный, зависим от взрослого

- похвала, поощрение

- давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.

- учить выстраивать план действий через регуляцию громкой речью.

Слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения.

- слабое понимание взаимоотношений

- учите детей распознавать разницу между чувствами и поступками:

- помогите ребенку понять, что многие чувства не являются ни хорошими, ни плохими. Например, испытывать гнев, или сердиться нормально в зависимости от ситуации;

- следите за своей речью, никогда не переходите на личности, отмечайте лишь плохой поступок;

- умейте прощать ребенка и показывайте ему это.

Неустойчивый эмоциональный фон

- примитивность эмоций

- раздражительный

- не умеет соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, пугливы, тревожны, плаксивы, замкнуты

- постоянно тренировать мимические мышцы, тем самым укрепляя общую мускулатуру лица, используя различные виды мимической гимнастики и специальные упражнения. Одно из них – упражнение «Отражение».

- учить способам выражения чувств:

физические – потопать ногами, станцевать бурный танец, попрыгать через скакалку, обежать вокруг здания, заняться силовой гимнастикой, сделать несколько глубоких вдохов, «надуть» злостью или огорчением воздушный шарик;

слуховые – послушать веселую или спокойную музыку, пение птиц;

песенные - «пропеть» без слов свое настроение, сочинить и спеть песню о себе и своем настроении;

речевые – рассказать о своих проблемах кому-либо (воспитателю, ребенку, даже игрушке); попросить помощи или совета; похвалить себя за старание;

творческие – заняться каким-нибудь творчеством: нарисовать картинку о том, что волнует, сочинить рассказ (сказку о происшедшем; разыграть маленький спектакль);

игровые – поиграть в любимую игру, в спортивные игры;

зрительные – посмотреть альбом с фотографиями или просто красивую книгу;

хозяйственные – направить всю энергию на уборку игрового уголка, сходить по поручению за чем-нибудь;

помощи другим – узнать, чем можно помочь, например товарищу

Если вам удастся заинтересовать ребенка с ЗПР различными вариантами переключения с негативных эмоций на позитивные, то затем он сам начнет фантазировать, придумывая все новые интересные способы. Тогда ребенок не только научится осознавать свои чувства и управлять ими, но еще и поймет, что из любого затруднительного положения есть выход, и не один.

Не сформированность регуляторных функций

- четкие и ясные указания относительно последовательности выполнения действий: прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания или упражнения, заполнить таблицу, рассмотреть иллюстрацию и пр.

- необходимо развивать самоконтроль, давать возможность самостоятельно находить ошибки у себя и у товарищей, но делать это тактично.

- обучение ребенка самоконтролю успешно достигается в процессе занятий по конструированию

- игры с правилами

Отсутствие навыков работы в коллективе

- обучать детей игровым навыкам через д/и, с/р., подвижные игры,

- обучать навыкам работы в паре, в микрогруппе, в команде.

Низкий уровень познавательной активности

- использовать на занятиях игровую ситуацию, приемы

- создание благоприятного психологического климата во время занятий прибегать к дополнительной мотивации (похвала, поощрения, соревнования и др.).

- не нужно ставить ребенка в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого  ответа, обязательно дать некоторое время для обдумывания.

Низкая мотивация достижения, низкая адекватность, критичность.

- поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность

- нужно предусмотреть различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, обучающую.

Обучать навыкам самопроверки

- учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

Слабая концентрация внимания

- не нужно требовать немедленного включения в работу. Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.

- на каждом занятии обязательно вводить организационный момент, т.к. дети с трудом переключаются с предыдущей деятельности.

- в момент выполнения задания не отвлекать ребенка на какие-либо дополнения, уточнения, инструкции, т.к. процесс переключения внимания снижен.

- для концентрации рассеянного внимания необходимо делать паузы перед заданиями, меняя интонацию и используя приемы привлечения внимания.

- более медленный темп обучения.

- возможно уменьшение объема заданий.

- использовать упражнения, развивающие все формы внимания.

Слабая работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость

-важна смена видов деятельности, организация динамических пауз. Увлеченность и положительный настрой способствуют сохранению работоспособности, отодвигают утомление.

 -поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.

Развита кратковременная память, ослаблена долговременная

- так как объем памяти снижен, инструкция должна быть короткой.

- в работе стараться активизировать не столько механическую, сколько смысловую память.

 - многократно повторять материал на занятиях.

Затруднен процесс восприятия

(зрительного, слухового, тактильно-двигательного)

- активизировать работу всех анализаторов (двигательного, зрительного, слухового, кинестетического). Ребенок должен слушать, смотреть, проговаривать и т.д.

- материал должен быть ограничен по объему.

- необходимо многократное закрепление пройденного материала на предметно-практическом уровне.

- должны применяться разнообразные формы закрепления.

- использование наглядных изображений, конкретных примеров способствует конкретизации теоретического материала. Особенно выразительными являются примеры, апеллирующие к личному опыту ребенка, его наблюдениям.

Имеются ТНР

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).                                                                            - Вопросы должны быть хорошо продуманы, четко сформулированы, доступны детям.                                  

- Используется одноступенчатая инструкция.                

 - Объяснение педагога часто требует повтора.              

 - Рассказ педагога должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.                    

 Словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических (при ЗПР трудности в восприятии и переработке вербальной информации).                                                                    

2. Наглядные (экскурсии, наблюдения, демонстрация наглядных иллюстраций, схем…).                

- Необходимо предъявлять ребенку только тот предмет, который рассматривается на этом этапе.    

 - Применять принцип полисенсорной основы обучения, то есть с опорой на все органы чувств (посмотреть, потрогать, понюхать, попроб. на вкус).                                                                                         - Иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме.                                        - Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.                                          3. Практические (практические упражнения, графические работы, дидактические игры). Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.                                                           Нетрадиционные формы и методы работы:                   

 - Применение элементов из логоритмики, фонетической ритмики (дизартрия, заикание, фонем.)                                                      

 - Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка.      

 - Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка.

 Н-р: дидактическое пособие Воскобовича («Фиолетовый лес»), которое является игровой технологией интеллектуально-творческого развития.                                                                     - Пескотерапия – игры с песком.

Мыслительные операции несовершенны

Затрудняется делать самостоятельные умозаключения

 - интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи». Учить оречевлять план своих действий «Что ты сейчас будешь делать?», после окончания действия утоточнять «Что ты сейчас сделал?»

Отставание в развитии

общей и особенно мелкой моторики

Использование:

- кинезиологических упражнений

- пальчиковых игр.

-  пособий и оборудования из физ.центра

- речи- двигательных упражнений

- 0бучать навыкам самомассажа


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени» 2018 г.

Слайд 2

Что такое ЗПР? Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространенных форм психических нарушений. Это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.

Слайд 3

Что такое УО? . Умственная отсталость (олигофрения) – патологическое состояние, при котором наблюдается нарушение, отставание в развитии мыслительных (умственных) функций человека. Проявляется данное заболевание преимущественно в детском возрасте, реже – в подростковые годы. Стадии: дебильность имбецильность идиотия

Слайд 4

Степени умственной отсталости Отсталость Характеристика Легкая IQ 50–69, код F70 Умеренная IQ 35–49, код F71 Тяжелая IQ 20–34, код F 72 Глубокая IQ ниже 2, код F 73

Слайд 5

Отличия детей с ЗПР от УО Признаки ЗПР: Недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений Незрелость мышления Преобладание игровых интересов Быстрая пересыщаемость в интеллектуальной деятельности Признаки УО: Очень медленный темп обучения Нарушение всех высших психических функций Преобладание непроизвольного внимания над произвольным Отсутствие мотивации Быстрая утомляемость, частая смена настроения

Слайд 6

Основные причины формирования ЗПР и УО : Биологические: мягко выраженные нарушения развития мозга в пренатальном периоде, родовые травмы, инфекционные и хронические соматические заболевания; гипоксия и другие осложнения во время родов, асфиксия, кислородное голодание, вредные привычки матери (курение, употребление алкоголя, наркотиков), прием матерью препаратов, не подходящих для беременных, недоношенность, близнецовость , генетические нарушения.

Слайд 7

Основные причины формирования ЗПР и УО : Социальные: обилие стрессовых ситуаций (смерть близких, война, разлука с родителями), развитие в нездоровой обстановке (жизнь с родителями-алкоголиками, наркоманами), токсичные родители (те, что регулярно унижают, избивают ребенка, нагружают его требованиями, не соответствующими его возрасту, либо те, что игнорируют его), недостаточное питание, гиперопека . Социум практически никогда не влияет на формирование умственной отсталости.

Слайд 8

ВИДЫ ЗАДЕРЖКИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Классификация Лебединской К.С . Конституциональная задержка психического развития. Соматогенная ЗПР. Психогенная ЗПР. Церебрально-органическая ЗПР.

Слайд 9

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Конституционального происхождения (гармонический психический и психофизический инфантилизм ) Особенности ребенка таковы: эмоциональная и личностная незрелости незрелое телосложение, « детскость» мимики, моторики ; мотивация к учебе низкая; замедленное мышление, память, речь.

Слайд 10

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Соматогенного Генеза не имеет наследственности Особенности ребенка: н изкая работоспособность; р обость, боязливость; недостаточный запас знаний и представлений об окружающем эмоционально-личностная незрелость ;

Слайд 11

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Психогенного Генеза Особенности ребенка: нарушения в эмоционально-волевой сфере, снижение работоспособности, несформированность произвольной регуляции поведения, беден запас знаний и представлений, не способны к длительным интеллектуальным усилиям .

Слайд 12

ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЦЕРЕБРАЛЬНО-Органического Генеза Особенности ребенка : группа а – несформированность эмоционально-волевой сферы и познавательной деятельности, выявляется негрубая неврологическая симптоматика ; группа б – первичное нарушение познавательной деятельности, является наиболее стойкой и представляет особо тяжелую форму ЗПР.

Слайд 13

Симптомы ЗПР в раннем возрасте (1-3 года) 1 ) Отставание возрастных норм по формированию речи. 2) Отсутствие истинно предметных действий, замена их манипуляциями (действиями, неспецифичными для определенных предметов). 3) Неадекватные действия (например, упорно пытается вложить неподходящие вкладыши в доске Сегена ). Не различает цвета. 4) Не понимают обращенную речь, но вслушиваются, идут на контакт. 5 ) Не могут прослушивать простейшие стишки. Игры, мультики, слушание сказок, все, что требует понимания, у них не вызывает интереса, или их внимание концентрируется на очень короткое время. 6 ) Бывают нарушения координации движений, мелкой и крупной моторики, что обусловливает несформированность навыков самообслуживания: многие затрудняются в использовании ложки, могут затрудняться в процессе одевания.

Слайд 14

Симптомы ЗПР в раннем возрасте (1-3 года) 7) Симптомы нарушения центральной нервной системы: заикание, беспорядочная речь, постоянное моргание, бесцельные движения руками, разнообразные тики, сосание пальца, ходьба с подпрыгиванием, обильное слюнотечение, высунутый язык. 8) Может иметь проблемы с засыпанием, сном, процессами возбуждения и торможения. 9) Аутизация ребенка – жизнь в своем собственном мире, снижение потребности в общении с детьми и взрослыми, неадекватные страхи, навязчивые стереотипные движения (например, раскачивание). 10) Поведенческие нарушения ребенок очень часто плачет, раздражителен, нервозен, капризничает, истерики по пустякам, не может сам себя занять, трудно адаптируется к новым ситуациям, снижена коммуникативная активность ребенка, его возможность в плане сотрудничества со взрослым, проявляет негативизм, агрессивность, не могут выразить свои потребности и эмоции и реагируют на все криком, не понимает запретов, не усваивает элементарные правила поведения, возбудим, трудно тормозим.

Слайд 15

Алгоритм работы с детьми, имеющими нарушения в НПР Ребенка должны осмотреть: отоларинголог логопед дефектолог невролог психолог психоневролог. При выраженности нарушения развития, при невозможности ребенка работать в группе проводятся индивидуальные занятия.

Слайд 16

Признаки ЗПР в дошкольном возрасте (4-7 лет) Ребенок с ЗПР Ребенок с нормой Незрелость эмоционально-волевой сферы - низкие коммуникативные навыки - достигает лишь уровня ситуативно-делового общения Гармоничный - общительный - внеситуативно-личностное общение со взрослым Несамостоятельный, зависим от взрослого Самостоятельный Слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. - слабое понимание взаимоотношений Понимает и соблюдает нормы и правила поведения - воспитанный Неустойчивый эмоциональный фон - примитивность эмоций - раздражительный - не умеет соотносить свои эмоциональные реакции с конкретной ситуацией, пугливы, тревожны, плаксивы, замкнуты Адекватные эмоции - счастливый, веселый - уравновешенный, спокойный Не сформированность регуляторных функций Способен к саморегуляции, самоорганизации Отсутствие навыков работы в коллективе Сотрудничающий Низкий уровень познавательной активности Любознательный Низкая мотивация достижения, низкая адекватность, критичность Замотивированный, целеустремленный Слабая концентрация внимания Внимательный, сконцентрированный Слабая работоспособность, повышенная утомляемость, истощаемость Активный ребенок Развита кратковременная память, ослаблена долговременная Память развита (прочность запоминания материала) Затруднен процесс восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного) Восприятие развито Имеются ТНР Речь в норме Мыслительные операции несовершенны Умный Затрудняется делать самостоятельные умозаключения Расположен к размышлениям Отставание в развитии общей и особенно мелкой моторики Моторика в норме

Слайд 17

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят «особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

Слайд 18

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пальчиковые игры - как средство развития мелкой моторики рук у детей с интеллектуальной недостаточностью легкой степени.

Специалисты разного профиля, разрабатывающие методы лечения и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью [Певзнер М.С., Лурия А.Р., Головина М.М., Левченко И.Ю., Кузнецова Г.В.], среди других ...

Технологическая карта НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (ФЭМП) для детей средней группы компенсирующей направленности с умственной отсталостью (легкой степени)

Непосредственно образовательная деятельность для детей 4-5 лет разработана  в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образовательного учреждения, разработанной в соответст...

Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».

Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени&raqu...

Статья «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени».

Участие во II международном фестивале педагогического мастерства «Делюсь опытом» с научно – методической разработкой: «Особенности развития детей с ЗПР и УО легкой степени&raqu...

Инновационные технологии в сенсорном развитии детей старшего возраста с ОВЗ (легкая умственная отсталость). Проект «Радуга»

Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умств...

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности для детей 6-7 лет с ОНР и для детей школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости

План-конспект психокоррекционного занятия по развитию личности можно использовать в работе с детьми 6-7 лет с ОНР и с детьми с ТМНР разного возраста....