Проект "Ранняя профориентация воспитаникков с ООП"
проект по коррекционной педагогике

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит развитие рынка труда, занятость населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.46 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность

Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит развитие рынка труда, занятость населения.

7 мая 2018 года издан Указ Президента России «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года». Одно из направлений «Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся».

О необходимости профориентации детей дошкольного возраста отмечали в своих исследованиях Н.Н. Захаров, Е. Гинзберг, Д. Сьюпер, Е.Н. Землянская, С.Н. Чистякова, Е.А. Климов и др. Данные авторы уделяли внимание этапам формирования профессионального самоопределения, возможностям выбора предпочитаемых профессий детьми. В дошкольном возрасте появляется непосредственный интерес к миру взрослых и к различным видам их деятельности.

Наше учреждение посещают дети с нарушением интеллекта, а это особая категория воспитанников.  Которых отличает инфантилизм, искаженное формирование образа себя и значимых взаимоотношений, неумение планировать свою жизнь и управлять ею, низкая готовность к самостоятельному решению проблем, невысокий уровень самоорганизации, отсутствие мотивации к социальной реализации. Поэтому тема выбора профессии является важной для подготовки воспитанников к полноценной самостоятельной жизни. Необходимо, чтобы находящиеся рядом с детьми взрослые – могли оказать ненавязчивую, но компетентную помощь в выборе профессии.

Управленческой командой решили разработать и реализовать проект по ранней профориентации детей подготовительной группы № 3 с легкой умственной отсталостью. Так же большим подспорьем оказалась территориальная близость Техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства и МБОУ СОШ № 18, так они принимают на обучение детей с ОВЗ.

Проблема 

МКДОУ № 9  специализированное учреждение, деятельность которого полностью посвящена коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников. Выбор профессии сложный и долгий мотивационный процесс, а особенно сложно он дается людям с ограниченными возможностями здоровья. Для детей с ОВЗ правильность выбора сферы трудовой деятельности принципиально важна в силу того, что выбор взаимосвязан с особыми образовательными потребностями. А сама возможность адекватного профессионального выбора затруднена из-за ограничений видов профессиональной деятельности, в которых может проявить себя человек с отклонениями и нарушениями в развитии и в силу искаженных представлений о собственных возможностях. 

Идея проекта

Главными задачами профориентации детей с ОВЗ являются всестороннее развитие личности и активизация самих детей в процессах определения себя, своего места в мире профессий, подготовка детей к самостоятельному, осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, формирование способности планировать жизненный путь с учётом своих интересов, возможностей, и потребностей общества, успешная интеграция в социум.

Детский сад является первой важной ступенью знакомства дошкольников с профессиями, что не только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Ранняя профориентация преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессий), а также не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности (в плане самообслуживания, при выполнении посильной работы).

На основании этого определили цель и задачи работы по ранней профориентации детей с ОВЗ.

Цель: создание условий для подготовки воспитанников с ограниченными возможностями здоровья и их родителей  к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, психофизиологическими данными и потребностями в доступных видах деятельности.

Задачи:

- запустить процессы начального профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, интересов, склонностей воспитанников;

- подобрать методы и приёмы, способствующие формированию сознательного отношения ребенка с умственной отсталостью к выбору доступной профессии;

- познакомить родителей воспитанников с профессиями профессиональных учреждений, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в г. Канске;

- познакомить воспитанников с профессиональной деятельностью в  доступных им сферах;

- выработать систему сотрудничества детского сада с учреждениями общего и профессионального образования;

- воспитывать интерес к рабочим профессиям, доступным для обучения детей с ОВЗ в  нашем городе;
– стимулировать развитие познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей;
– помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Деятельность по реализации проекта

Целевая группа: воспитанники группы №3, педагоги, родители/ЗП, сетевые партнеры.

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный (август 2019 –май 2020 г.)
Продолжительность проекта:
 10 месяцев.

Этапы реализации проекта

Первый этап (подготовительный август-сентябрь 2019 г.)

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Август

Изучение нормативно-правовой базы,  методической литературы по ранней профориентации детей с ОВЗ.

Волкова А.В.

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Подборка технологий, методов  и приёмов работы с учетом особенностей детей при реализации проекта.

Сентябрь

Организация родительского собрания, знакомство родителей (законных представителей) с проектом, выявление возможности участия родителей в реализации проекта.

Волкова А.В.

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Введение детей в мир рабочих профессий, анкетирование родителей.

Заключение договоров о муниципальном взаимодействии с МБОУ СОШ №18 и с Техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства.

Второй этап (основной октябрь 2019г. - апрель 2020г.)

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Октябрь

Знакомство с миром рабочих профессий.

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Экскурсия к месту работы родителя воспитанника группы № 3. Знакомство с профессией дворник. Наблюдение конкретных трудовых действий.

Знакомство с профессией кухонный работник. Экскурсия на овощной склад (МКДОУ № 9).

Экскурсия в Техникум отраслевых технологий и сельского хозяйства. Ознакомительная экскурсия с учреждением.

Ноябрь

Знакомство с профессией пекарь. Закрепление трудовых навыков при изготовлении хлебобулочных изделий из соленого теста  (МКДОУ № 9).

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Экскурсия в Техникум отраслевых технологий посещение мастерской  пекаря. Наблюдение конкретных трудовых действий.

Мастер-класс для родителей «Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр» (МКДОУ № 9)

Декабрь

Знакомство  с профессией швея (МКДОУ № 9).

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Посещение урока технологии в школе № 18.

Посещение швейной мастерской в техникуме отраслевых технологий и сельского хозяйства. Наблюдение конкретных трудовых действий.

Круглый стол участников муниципального взаимодействия в рамках проекта «Эффективные формы и методы профессионально - ориентационной работы с детьми имеющими ООП».

Январь

Знакомство с профессией столяр (МКДОУ № 9).

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Посещение урока технологии, мастерских в школе №18. Наблюдение конкретных трудовых действий.

Родительское собрание  «Ярмарка профессий предлагаемых учебным заведением  техникумом отраслевых технологий и сельского хозяйства». Привлечение методистов с техникума отраслевых технологий и сельского хозяйства.

Февраль

Знакомство с профессией слесарь по ремонту автомобилей (МКДОУ № 9).

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Посещение практической части занятия в техникуме отраслевых технологий и сельского хозяйства по профессии слесарь по ремонту автомобилей.

Март

Знакомство с профессией штукатур (МКДОУ № 9).

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Посещение мастерской обучающихся по профессии штукатур».

Консультация для родителей «Востребованность рабочих профессий на рынке труда»

Апрель

Знакомство с профессией облицовщик-плиточник (МКДОУ № 9).

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

 Посещение мастерской в техникуме отраслевых технологий и сельского хозяйства.

Выставка рисунков «Все профессии важны» (МКДОУ № 9).

Третий этап (заключительный май 2020г.)

Месяц

Мероприятия

Ответственный

Май

Вручение сертификата участника  проекта детям группы № 3.

Волкова А.В.

Тюлькова Е.М.

Шутикова Е.А.

Подведение итогов проекта на родительском собрании. Знакомство родителей с выбранной на данном возрастном этапе профессией детей. Раздача памяток родителям «Поддерживание интереса ребенка к выбранной профессии».

     

Формы работы с детьми: групповые и индивидуальные.

Методы и приемы работы с детьми в рамках реализации проекта:

- экскурсии;

-  наблюдение конкретных трудовых действий людей разных профессий;

- беседа;

- чтение детской художественной литературы;

- экспериментирование с разными материалами;

-мастер-классы;

 - игра.

Тесное взаимодействие с партнерами позволит выйти на новый уровень развития профориентационной системы работы дошкольного образования, поможет создать благоприятные условия для образовательной деятельности с учетом современных требований для развития детей с ОВЗ. Квалифицированная помощь в знакомстве с профессиями – важный аспект социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Профессиональное ориентирование детей с ОВЗ нужно осуществлять комплексно, вовлекая в этот процесс различных специалистов.

Дети активно включаются в деятельность, у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей личной успешности.

Прогнозируемые результаты:

  • произойдет запуск раннего профессионального самоопределения с учетом индивидуальных и личностных особенностей, склонностей воспитанников на основе подобранных методов и приемов работы;
  • сформируется  понимание родителей (законных представителей) о доступных рабочих профессиях, осознанное отношение к профессиональному миру в доступных видах деятельности, приоритет рабочим профессиям;
  • разработается система сотрудничества МКДОУ № 9 с учреждениями общего и профессионального образования;
  • сформируется интерес у воспитанников к рабочим профессиям доступным для обучения детей с ОВЗ в  нашем городе;
  • произойдет сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и повышение педагогической грамотности семей воспитанников в вопросах профориентации.

Эффективность проекта мы будем оценивать:

  • По сформированности знаний о мире рабочих профессий у детей, с первоначальным профессиональным самоопределением (возможно не у всех воспитанников).
  • По пониманию (виденью) родителями  дальнейших перспектив обучения ребенка.
  • По умения детей самостоятельно выражать в игровой и продуктивной деятельности знаний полученные в рамках проекта.

Возможности дальнейшего развития проекта:

  • На основе приобретенного опыта по реализации проекта «Ранняя профориентация дошкольников с особыми образовательными потребностями» публиковать опыт работы, распространять его в городе.
  • Так же после завершения данного проекта,  вижу перспективу в разработке и реализации готового плана работы для подготовительных групп по теме «Ранняя профориентация детей с ООП».

Ресурсное обеспечение:

1. Бондарев В.П. Выбор профессии. Москва: Просвещение,1991.

 2. Климов Е. А. Как выбрать профессию. – Москва; 1990.

3. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. Москва-Воронеж, 2003 г.

4. Пузанов Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития, Москва, 2000 год;

5.  Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. -Москва, 2006

6. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Специфика профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ОВЗ. - Москва, Академия, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме: «Формирование у дошкольников первоначальных чувств патриотизма через раннюю профориентацию».

На мой взгляд, воспитание патриотических чувств у современного  дошкольника  является одной из основных задач дошкольного образования. Но так, как наши воспитанники – дети работников ОАО «РЖ...

Ранняя профориентация дошкольников

Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...

Математика с элементами профориентации (Математический экспресс)

конспект занятия по математике в старшей группе на тему " Измерение "...

Математика с элементами профориентации.

Конспект занятия по математике в старшей группе на тему "Четырёхугольник"....

Занятие по профориентации «Профессий много на Земле, выбирай по душе».

Цель: расширить знания учащихся о различных профессиях, формировать интерес к профессиям, развивать память, мышление, воображение, связную речь, расширять словарный запас, прививать любовь и уважение ...

МАСТЕР–КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ РАННЕЙ ПРОФОРИЕНТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ИСКУССТВО, КУЛЬТУРА» «РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ РАЗЛИЧНЫЕ ВИДЫ ТЕАТРОВ»

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс, тема которого «Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста через различные виды театров»....

Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»

Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...