Родительское собрание в нетрадиционной форме "Верные друзья"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Калинина Ольга Викторовна

Нетрадиционное родительское собрание для детей 4-5 лет "Верные друзья" направлено на заинтересованность родителей темой собрания, повышению их компетентности по развитию у детей мелкой моторики.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Первомайский детский сад»

п. Первомайский Тамбовской области

                               

« Верные друзья»

(нетрадиционное родительское собрание для детей 4-5 лет)

Подготовила: воспитатель

Калинина Ольга Викторовна

Цель: 

Заинтересовать родителей темой собрания, повысить их компетентность.

 Рассказать  родителям о влиянии мелкой моторики рук на развитие мышления и речи детей.

 В совместных играх и упражнениях  показать важность работы по развитию мелкой моторики рук с детьми дома.

Научить родителей по-новому играть с детьми, применяя методы развития мелкой моторики рук, привить навыки игрового взаимодействия.

Воспитывать доброжелательные отношения между родителями, детьми и воспитателем ДОУ.

Вызвать эмоциональный отклик на проведение совместных мероприятий в группе.

Материалы и оборудование:

Бельевые  прищепки, счетные палочки, массажные  шарики, карандаши, картинки для рисования  по точкам, листы А 4 для рисования ладошкой, гуашевые краски, кисти, вода в баночках, влажные салфетки, карточки для игры со счетными палочками, картина с изображением леса, аудиозапись песни «У меня,  у тебя звонкие ладошки», маски для драматизации «Сказки про пальчики», сундук с пластмассовыми шарами, шоколад «Киндер – сюрприз», ножницы, полоски цветной бумаги.

Предварительная работа:

Подготовка игр с бельевыми прищепками, со счетными палочками, разучивание танца, пальчиковых игр, ролей к драматизации сказки.

I часть:  теоретическая с родителями.

   В последнее время у детей дошкольного возраста снизился  уровень развития кистевой моторики, что существенно отразилось  на общем развитии ребенка и на развитии речи в том числе.  Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи,  внимания, памяти, мышления.   Все дело в  центрах головного  мозга человека, отвечающих за движение пальцев руки и  речи.   Данные центры расположены очень близко друг к другу.

   Таким образом, массируя пальцы и развивая мелкую моторику, мы стимулируем и  активизируем соответствующие отделы мозга, отвечающие за речь.

  Целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает ускорить созревание областей головного мозга ребенка.

     Существует множество игр и упражнений на развитие мелкой моторики.

 Достоинством игр и упражнений является то, что для их проведения  используются подручные материалы, которые есть в любом доме.

 Наиболее эффективными играми и упражнениями для развития мелкой моторики пальцев рук являются: пальчиковая гимнастика,  игры с конструктором,  мозаикой,  пазлами,  лепка из пластилина, глины, теста, аппликация из бумаги, вырезание ножницами ,  перебирать крупные деревянные бусы, четки,  нанизывать на шнурок колечки, собирать пирамидки, застегивать,   расстегивать пуговицы,  завязывать,   развязывать узлы, катать пальцами  ребристый карандаш,   игры с песком, водой, крупой, пуговицами, природным материалом,  игры со счетными палочками, шнуровка.

II часть: практическая с родителями и детьми.

Ребята, я получила необычное письмо, из которого я узнала, где спрятан  клад! Вы когда-нибудь искали клад? (ответы детей)

  Сегодня я предлагаю вам вместе с нашими  родителями отправиться  на поиски клада, а для этого нам понадобиться отличное настроение!

Игра: «Вот так!» (родители и дети стоят в кругу)

- Как живешь?                 - Вот так!

-Как плывешь?                -Вот  так!

-Как бежишь?                  -Вот так!

-Вдаль глядишь?              -Вот так!

-Ждешь обед?                   -Вот так!

-Машешь вслед?              -Вот так!

-Ночью спишь?               -Вот так!

-А шалишь?                     -Вот так!

 В письме написано: «Кто выполнит все задания, тот получит сундук,  в котором находится клад!  Подпись: Ваши верные друзья!»

Ребята,  вы знаете, от кого это письмо? (нет)

Чтобы узнать, от кого это письмо, нам нужно послушать сказку – подсказку!

Драматизация с детьми по сказке  «Про пальчики»

Автор:  Елена Пономаренко - Захарова

  Жили-поживали пять братцев-пальчиков. Жили они дружно на ручке у маленькой девочки Маши. Все они делали вместе: и пирамидку  строили  и чашечку держали, когда Машенька молочко пила. Жили они весело, радуя маленькую хозяйку и во всем ей помогая!
И вот, однажды, купили Маше карандаши, чтобы она рисовать училась. Принялась она за дело. Тут один из пальчиков говорит:
"Ну, что братцы, хватайте карандаш, поможем Машеньке! Быстрее берите, проворнее!"
"Ну-ка, что это ты раскомандовался?  Самый старший что ли?"- проворчал другой.
"Вообще-то, я тут самый главный!"- заважничал третий.
"Это почему еще? Я длиннее вас всех, значит я главный!"- выступил четвертый.
А самый маленький пальчик испуганно сжался и заплакал.
Как ни старалась Машенька правильно взять карандаш в руку, ничего у нее не выходило... Не слушались ее пальчики, они громко спорили между собой, а карандаш давно уже валялся на полу.
Побежала Маша звать на помощь маму: "Мама, мама, помоги! Объясни пальчикам, что они все мне нужны, они меня не слушают!"
Взяла мама Машину ручку в свою руку и начала свой рассказ: "Вот большой палец, без него мы никуда! Когда мы что-нибудь берем, он обязательно нам помогает. Машуня станет свои игрушки собирать - порядок наводить, а большой пальчик - большой помощник ей в этом деле. А вот и следующий братец - указательный пальчик. Он помогает нам на все указывать: куда пойти, на что посмотреть. Машенька сядет книжку читать, а указательный пальчик будет скользить по страничке, чтобы не сбиться! Следующий пальчик у нас называется средний, потому что находится он посерединке – очень теплое местечко! Он тоже очень нужен и важен для нас! Попробуй-ка без среднего пальчика взять ложку и покушать – не простая задача! А вот с этим братцем все ловко получается! Следующий братик у нас самый романтичный! Помимо всякой пользы, которой не мало, на него еще возлагается ответственность носить обручальное кольцо. А называется этот пальчик безымянным! И, наконец, мы добрались до малыша, которого зовут – мизинец! Мизинчик во всем помогает своим старшим братьям, ни в чем от них не отстает! Так что братики не ссорьтесь – все вы для нас важны!!! И только вместе и дружно мы все сумеем!» - так закончила мама свой рассказ. 
Пальчики зашевелились, обрадовались и сказали Машеньке: «Мы больше не будем ругаться, и ссориться, будем дружно жить,  и будем во всем тебе помогать!» 
Машенька взяла в руку карандаш и стала рисовать. Она нарисовала красивую картинку и подарила ее маме.

Отгадайте загадку:

 Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.  (пальчики)

Ребята, догадались, кто наши верные друзья?  (пальчики)

Чтобы наши  пальчики хорошо работали -  сделаем им массаж.

1 задание:  очень полезен  для наших пальчиков массаж  с помощью  шариков, прищепок, грецких орехов, пружинок.

 «Ежик» (массаж с резиновым, колючим мячом).

«Ежик нам ладошки колит, руки нам готовит к школе».

 «Упражнение с карандашом»

Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,  быть примерным научу!

(массаж ребристым карандашом)

«Массаж пальцев  бельевой прищепкой»

Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь!

(массаж бельевой прищепкой)

2 задание: Ребята, чтобы выполнить следующее задание, нам нужно нарисовать  картинку по кочкам,  посмотрим, что получится! (дети с родителями рисуют  по точкам)

Молодцы, ребята, давайте  отдохнем и погуляем:

Пальчиковая гимнастика: «Большие ноги шли по дороге»

Большие ноги шли по дороге  (дети поочередно правую,  левую ладонь кладут на поверхность стола);

Маленькие ножки шли по дорожке  (дети указательным и средним пальцем постукивают по столу)

Ребята, мы с вами пришли в лес! (выставляется картинка с изображением леса)

Скажите, что растет в лесу? (деревья)

Пальчиковая гимнастика: «Деревья»

У дерева ствол  (дети прижимают руки тыльной стороной друг к другу)

На столе много веток (расставить пальцы в стороны)

А листья на ветках, зеленого цвета (пошевелить пальцами).

Ребята, что в лесу мы собираем? (грибы, ягоды)

Пальчиковая гимнастика: «Ягоды»

С ветки ягоды снимаю (кисть руки опущена вниз, другой рукой  поглаживать  каждый пальчик)

И в лукошко собираю  (ладошки соединить в «лукошко»)

Будет полное лукошко (ладонь накрыть другой ладонью)

Я попробую немножко, я  поем еще чуть-чуть  (одна ладошка имитирует лукошко, другой рукой достать воображаемые ягоды и отправить в рот)

Легким будет к дому путь!  (указательный и средний палец имитируют ноги).

Пальчиковая гимнастика: «Грибы»

Красный-красный мухомор   (соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор           (одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем крапины)

Ты красивый, но не рвём!      (погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!          (прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Ребята, еще в лесу живит дикие животные, которым нужна помощь…

3 задание: «Помоги диким животным» (игры с прищепками)

4 задание:  «Сложи картинку» (игры со счетными палочками)

(дети и родители выполняют задания по карточкам – образцам)

 5 задание:  «Вырежи геометрические фигуры» (работа с ножницами)

 ( детям и родителям раздать ножницы, цветную бумагу).

Молодцы, ребята, а теперь приглашайте своих мам на танец «Звонкие ладошки» (дети с родителями исполняют танец)

Вот какой веселый танец с ладошками, а наши ладошки умеют рисовать!

6 задание:  «Рисование ладошкой» 

Рисование – занятие, любимое всеми детьми и очень полезное. И не обязательно рисовать только карандашом или кистью на бумаге или картоне. Можно рисовать на снегу и песке, на запотевшем окне и асфальте.  А для развития мелкой моторики полезно рисовать пальцем и ладошкой.   (дети и родители рисуют ладошкой)

Молодцы, ребята, а также родители, такие замечательные рисунки у вас получились! А вот и сундук, внутри него и находится клад,  надо лишь нащупать его пальчиками.

 (дети ищут  «клад» в сундуке).

7 задание: «Найди клад» (сухой бассейн из пластмассовых шаров, внутри которого находятся  шоколадки  «Киндер – сюрпризы» для детей)

Ребята, все нашли клад? (да!)

Обращение к родителям:

Уважаемые родители!   Игры и упражнения по развитию мелкой моторики приносят не только  пользу ребенку, но и дарят огромную радость!

 Упражнения и игры  способствуют развитию мелкой моторики:  кисти рук  приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений руки, подготавливают к овладению письмом, формируют у него художественный вкус, что полезно в любом возрасте.

Доказано, что развитие рук связано с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому нам с вами, уважаемые родители,  необходимо  ежедневно использовать игры и упражнения на  развитие  мелкой моторики,  уделяется специальное внимание занятиям продуктивного вида: рисование, аппликация,  лепка. Если  проводить регулярно работу по развитию мелкой моторики, то комплекс игр и  упражнений становится мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.

Спасибо за внимание!

  Список используемой литературы:

     Загадки про пальчики: http://zagadki.info/zag/paltsy.html

  1. Песня  «у меня у тебя звонкие ладошки»: http://xmusic.me/q/l_pMoeeDgKPwltV0t8EXs8aD5qDbtvdNpNGnx7fmiv-eg53wtIRauIOU-pbhptCk_IHTuI8/
  2. Сказка про пальчики : http://www.proza.ru/2013/11/18/189
  3. Пальчиковая гимнастика: http://a2b2.ru/methods/15796_palchikovye_gimnastiki/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

 Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией....

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Формировать представления детей о традиционных семейных праздниках.Вызывать у детей радостные эмоции, способствующие становлении его личности, закреплять знания об окружающем мире, развивать речь, тво...

Конспект родительское собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки "Родительский дом"

Это мероприятие способствует возникновению  взаимосвязи детей воспитателей и их родителей. Воспитывать у детей желание радовать своих родителей своими результатоми в творческой и интеллектуальной...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

Цель: Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать перед аудиторией. Воспиты...

Конспект родительского собрания в нетрадиционной форме семейные посиделки «Родительский дом»

Цель:    Привлечь к духовно – нравственному воспитанию родителей, убедить их в важности сохранения семейных традиций, объединить интересы детей и взрослых. Учить детей выступать п...

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол». Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»

Конспект тематического родительского собрания в нетрадиционной форме «Круглый стол».Тема «Современная семья. Детско – родительские отношения»...