Сенсорное воспитание во 2 мл.гр.
статья по коррекционной педагогике

Агильдина Елена Николаевна

  Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для представлений об окружающем мире.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сенсорное воспитание во 2 мл.гр.

 

  Сенсорное развитие младших дошкольников должно занимать одно из центральных мест работе с ними: этот возраст наиболее благоприятен для представлений об окружающем мире.

   Формирование у детей 4 г. Жизни представление о внешних свойствах предметов: форме, цвета, величие положении в пространстве – необходимо для полноценного восприятия или окружающего мира. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинаются познания. Таким образом, с одной стороны, сенсорное развитее ребенка имеет самостоятельное значение, т.к. обеспечивает представление об окружающем, с другой – обеспечивает фундамент общего умственного развития ребенка, которое невозможно без опоры на полноценное восприятие.

    Программа сенсорного воспитания во 2 младшей группе предлагает формирование общей сенсорной способности, понимаемой как способности к наиболее элементарной форме опосредствования – использованию сенсорных эталонов.

    Сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов: сенсорные эталоны цвета – хроматический (красный, оранжевый, желтый, голубой, зеленый, синий, фиолетовый) и др. охроматические (белый, серый, черный) цвета: эталоны форм геометрической фигуры эталоны величины соотношение объектов по величине в целом и по отдельным ее параметрам, система деловых и в конечном счете метрических мер.

    Программа предусматривает знакомство с сенсорными эталонами, являющимися образцами основных разновидностей каждого свойства: 6 потом 7 цветов, сектора: 5 геометрических фигур, 3 градации величины. Первоначальный этап обучения – это ознакомление детей с сенсорными эталонами (дети составляют эталоны между собой, подбирают одинаковые, запоминают их названия).

    Затем детей учат более тонкой дифференциации усваиваемых ими эталонов: знакомят с оттенками цветовых тонов, вариантами геометрических форм, различающихся пропорциями и отдельными параметрами величины. У детей появляются четкие представления о разновидностях каждого свойства. Все это дает возможность усвоить системные связи и зависимости между ними расположение цветов в спектре, результатами их смешивания, последовательность нарастания и убывания величины группировку геометрических форм. Усвоив представление о разновидностях каждого свойства, дети начинают пользоваться этими представлениями для анализа и выделения свойств предметов, т.е. усвоив сенсорные эталоны, они используют их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств вещей. Что касается названия свойств и их разновидностей, то они постоянно употребляются взрослыми, но только к концу года можно рассчитывать на их полное понимание и тем более активное использование самими детьми.

      В ходе воспитания программы перед детьми ставиться задача, требующая ориентации в пространственных отношениях ( на плоскости и в 3-х мерном пространстве ) однако ознакомление с пространственными отношениями не возносятся в отдельный раздел обучения. Оно осуществляется позднее, при овладении моделями пространственных ситуаций (план, чертеж и т.д.).

       Программа обучения рассчитана на 2занятия в неделю, длительность 15-20 минут. Все занятия построены так. Что представления о эталонах цвета, формы, величины являются необходимым условием выполнения интересных для детей игровых и практических заданий.  В программе дан перечень занятий по каждому из разделов (цвет, форма, величина) а так же представлена последовательность занятий. «Детский сад и Мария Монтессори»

      Мария Монтессори (1870-1952) итальянский врач, педагог, первая женщина в Италии. Получившая степень доктора медицины. Работая врачом-ассистентом при университетской психотерапевтической клинике, она заинтересовалась детьми, страдающими слабоумием, и применила давно забытые методы лечения, предложенные 50 лет назад Сегеном. Он доказывал, что воспитание слабоумных – это пед. Лечение дефективных в духовном и физическом отношении детей, преследующие своей целью моторное и сенсорное развитие, интеллектуальное и нравственное становление личности. Однако, в отличие от Сенгена, Монтессори пришла к выводу: умственная отсталость детей нуждается не только в мед. Лечение, сколько в воспитание. Поэтому, она в течении 2-х лет руководит школой для «педагогического лечения» дефективных детей сама обучает и воспитывает из по 12 часов в сутки. В результате упорного труда умственно недоразвитые и невоспитанные дети выдержали экзамен в городскую школу лучше, чем нормальные дети, обучавшиеся в нормальной школе. Успех в своей – работе Монтессори объявила тем, что обучаемые дети прошли мой путь духовного развития, чем дети, обучавшиеся в нормальных школах. В приюте Монтессори психологическое развитие детей стимулировалось специальной разработанной методикой, тогда как нормальных детей задавливали зубрежкой формализмом.

    Заслугой Монтессори явилась то, что она впервые ввела в практику детских учреждений систематизированное антропологическое измерение, видоизменение конструкции антрополита. Произвела значительную реформу в привычном оборудовании: заменила тяжелые парты на легкие, по росту детей мебелью, внесла гигиенические и трудовые оборудования (низкие умывальники, полочки для гигиенических принадлежностей).

      Сегодня в мире существует более 200 образовательных программ. Одна из самых известных- система Монтессори, зародившееся в 19 в. Эта система оказалась одной из самых домовесных. По настоящее время д/сады Монтессори с успехом работают на всех континентах. Сейчас можно говорить о 2 тенденциях в мировой практике работы по этой системе 1 – Международная ассоциация Монтессори, которая выступает за использование метода в его оригинальном виде, 2 – Американская ассоциация М, которая выступает за идею модернизации метода, поскольку окружающий мир постоянно меняется. Первая система популярна в Европе, а вторая в Америке.

     Чем отличается методика Монтессори от традиционности. Прежде всего целями: говорят к жизни Монтессори научить читать, писать, но гораздо важнее, чтобы он обрел уверенность в себе, был самостоятельным, жил в гармонии с миром. Изменяется и роль учителя. Он не контролирует, не указывает на ошибки, а наблюдает, приходит на помощь, когда нужно. Во многом это возможно самоконтролирующим материалом и созданию развивающей среды в группе.

      Группы Монтессори – разнообразны, акцент на индивидуальное развитие. Большое значение имеет организация помещения, комнаты должны быть просторными. Свободными, стены не должны быть голыми так и завешанными картинами ( несколько картинок или фото) на уровне глаз ребенка. Мебель должна быть легкой, чтобы дети могли, сами переставлять и одновременно бережно относится к ней, не ломать ее. Все что окружает детей должно отличаться простотой и изяществом. Другим условием является дидактический материал. Его прямое назначение – воспитание всех чувств, а посвященное развитие психологической активности, для воспитания органов чувств для обучения письма и счета. Материал Монтессори можно разделить на несколько групп. Материал практической жизни учит ребенка быть независимым, помогает заботиться о себе и окружающем мире. Сенсорика  - это основа интеллектуального развития. Каждый материал предназначен для развития какого-либо одного чувства – слуха, обоняния, зрения. Все материалы постепенно усложняются. Например: с помощью первой коробочек цветных табличек, ребенок знакомится с тремя основными цветами, учится подбирать их пары; в следующей коробочке количество цветных табличек увеличивается до 22-х, дополняются дополнительные цвета; 3 коробка знакомит с оттенками. Материал по математике вводят ребенка в мир счета, цифр, знакомит с десятизначной системой.

         В рабочей должен находится только дидактический материал, игрушки служат для других целей и располагаются в игровой комнате. Детям  предоставляется свобода выбора материала, места деятельности: за столом сидя, лежа и форму по одному, группами. В саду ребенку предоставляется возможность научиться грамоте.

        Для рисования даются цветные карандаши, а краски получают те, у кого в достаточной мере развита координация движения. Для обучения счету предлагаются такие предметы, как брусики, которые дают возможность познакомиться с числами, не только с числами первого десятка. Дети работают от 1 часа до 1,5 часа, одни без перерыва, другие с перерывами или меняют вид деятельности. В д/с Монтессори практикуют «урок тишины» спокойно сидят, молчат, могут беззвучно встать и идти. Воспитывают волю.

      Посещают добровольцы. Ошибочное мнение, что для детей характерны постоянные движения, шум, крик. Наблюдая за детьми можно прийти к выводу: покой и тишина также необходимы, как движение и шум. И то и другое признак здорового и жизнерадостного образа жизни. В группе не должно работать меньше 2 педагогов одновременно. На каждого 10 детей. Занятия начинаются в общем кругу. Дети и педагог садятся, приветствуют друг друга, обсуждают разные темы: по желанию и по предложению взрослого – от погоды, рождения сестрички или брата, покупки вещей, проблемы политики. Когда круг закончен, выбирают материал для работы. Все материалы в одном экземпляре. Если нужен материал, который занят, то просят разрешения поработать или ждет своей очереди. Ребенок свободен в своем выборе, но и ответственный за него. Если уже решил что-то делать – приготовь своё место, доведи дело до конца и убери за собой всё. Ребенок может выбрать даже ничего не делать, нельзя только мешать другим. Заканчиваются занятия также одним кругом – это упражнение в равновесии, игра, пение. Отличительной чертой д/с Монтессори является внутренняя дисциплина, но это достигается не сразу. Те, кто думает, что система Монтессори что-то волшебное, что дети сразу станут умными, дисциплинированными – заблуждаются. Беспорядок в первое время будет, и чем больше педагог старается воспитывать нотациями, указаниями, тем труднее достигается цель. Цель достигается только тогда, когда дети займутся простой, доступной по их силам работой.

     К педагогическим идеям и опытам Монтессори отношение было неоднозначно. Так Водолазова и Тихеева критически оценивая практику воспитания в «Доме ребенка» указали на такие недостатки, как отсутствие живой речи, свободных коллективных игр. Но, тем не менее, были вынуждены признать успехи итальянского ученого.

     Водолазова писала что: « Монтессори одной всецело принадлежит великая честь открытия новой эры в первоначальном обучении, которое избавляет детей от множества тяжелых затруднений и напрасно затраченного времени при упражнениях в письме».

      Ю.И. Фаусек писал: « Система заслуживает внимания, обязательного изучения, ибо что говорит и делает Монтессори, дышит таким талантом, такой теплотой, такой любовью, восторгом перед человеческой душой, что невольно увлекает и вселяет надежду, веру в будущее».

Литература:

  1. История – Дошкольное воспитание №10-89
  2. Монтессори – материал школа для малышей, перевод с немецкого М.Буториной.
  3. Упражнение с Монтессори – материалом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей раннего и младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем возрасте. Краткое описание дидактических игр по сесорному воспитанию, систематизированных по направлениям....

Авторское дидактическое пособие для сенсорного воспитания детей младшего дошкольного возраста "Дидактический сенсорный коврик Мальчик и Девочка"

Данное дидактическое пособие поможет малышам как адаптироваться к условиям детского сада, так и развить сенсорные способности...

Сенсорное развитие и дидактические игры по сенсорному воспитанию детей младшего дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения на развитие тактильных ощущений, для закрепления понятий формы, величины,цвета....

Психолого – педагогические основы сенсорного развития и сенсорного воспитания.

Познание начинается с чувственного ознакомления с предметами и  явлениями окружающего мира, с ощущений и восприятия. Первый  источник знаний о мире – ощущения. С помощью ощущения ребён...

О важности сенсорного воспитания дошкольников. Рекомендации по развитию тактильно- двигательного восприятия, как составляющей сенсорного развития детей( из опыта работы)

В дошкольной педагогике одним из вопросов, требующих пристального внимания, является проблема формирования сенсорной культуры ребенка. Важность сенсорного воспитания определяется тем, что по...