Консультация "Развитие речи на занятиях по физической культуре"
консультация по коррекционной педагогике

Данный материал будет полезен воспитателям, инструкторам по физической культуре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_razvitie_rechi_na_zanyatiyah_fk.docx103.95 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Развитие речи на занятиях физкультуры»

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития детей. Следовательно, помимо развития физических качеств, целесообразно уделять внимание и такой важной образовательной области, как речевое развитие. С каждым годом число поздно говорящих детей возрастает, активный словарь детей крайне низок. Они стараются обходиться мимикой, жестами, но, никак не словесным выражением потребностей и просто общением. На занятиях физкультурой мы стараемся помочь детям овладеть развитием не только крупной моторики, но и мелкой, отвечающей за умственное развитие и развитие речи.

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культуры:

1. Речь инструктора (воспитателя)

Как известно, дети младшего возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если родители или воспитатель четко, логично и правильно излагают свои мысли, ребёнок будет неосознанно стремиться делать также.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры - это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Многие исследователи, занимающиеся проблемой воспитания детей младшего школьного возраста, указывают на взаимосвязь и взаимозависимость становления моторной и речевой функций. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка.

 «Муха»

На паркете восемь мух

Польку танцевали,

(дети сгибают руки в локтях и быстро шевелят пальчиками)

Увидали паука – в обморок упали!

(роняют руки на колени ладошками вверх).

«Лепёшки»

Тошки-тошки-тошки!

Испечём лепёшки! 

(дети хлопают ладошками, то одна рука сверху, то другая)

Дрожжи, сахар, соль, яйцо и парное молоко 

(загибают пальцы одной руки),

Муку положили, тесто замесили

(«посыпают», мелко перебирают пальцами, сжимают и разжимают кулачки)

Тошки-тошки-тошки! Напекли лепёшки!

(«пекут» лепёшки, протягивают руки вперёд).

3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Пример считалок:

Шёл утёнок по дорожке,

Видит он – лежат сапожки.

Стал сапожки он носить,

Выходи, тебе водить.

Пример зазывалок:

Всех в игру мы принимаем

Никого не обижаем.

Приглашаю детвору

На веселую игру!

А кого не примем-

За уши поднимем!

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала целесообразно о правилах рассказать взрослому, а затем предложить это делать и самим детям. Объяснение правил игры способствует развитию логичности, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил ребёнок учиться строить сложноподчинённые и сложносочинённые предложения в соответствие с нормами и правилами русского языка.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением: 

игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.

Игры с мячом.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от дефекта речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Дети дошкольного возраста очень любят игры с мячом, но помимо просто игр с ним, целесообразно использовать следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов.

Игра «Брось-добавь!»

Цель: формирование умения ловить мяч и складывать слоги в слова.

Например: жа-ра, зи-ма, мо-ре, гру-ша и др.

Пояснение: первый слог называет инструктор и бросает мяч, ребёнок «складывает» слово и возвращает мяч обратно.

Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук».

Цель: закрепление навыков ловли и бросания мяча, развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Игра «Скачет мячик»

Цель: формировать умение отбивать мяч об пол с проговариванием ритмического рисунка

Скачет мячик, как живой. Мячик, мячик, что с тобой?

Ничего он не сказал, лишь быстрее ускакал.

Игра «Брось-назови!»

Цель: расширение словарного запаса за счёт употребления обобщающих слов. Умение различать родовые и видовые понятия.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

На скакалке я скакала и ни капли не устала,

Раз, два, три, четыре, пять, буду дальше я скакать!

Подвижные коллективные и интерактивные игры.

Подвижная игра «Ковбой»

Цель: развивать двигательную и речевую активность детей.

Ход игры: выбирается водящий-ковбой и отходит в конец зала.

Дети-«лошадки» дразнят ковбоя:

Ковбой, ковбой! Не спи под горой!

Ты нас накорми, ты нас напои!

С нами ты поиграй, нас, лошадок, догоняй!

Русская народная игра «Заря».

Цель: активизировать двигательную и речевую потребность детей, воспитывать интерес к народному творчеству.

Ход игры: дети встают в круг, руки держат за спиной, один из играющих-заря-ходит за кругом с лентой и все говорят слова:

Заря-зареница, красная девица, по полю ходила, ключи обронила,

Ключи золотые, ленты голубые, кольца обвитые-за водой пошла!

С последними словами водящий незаметно кладёт ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, берёт ленту, и оба разбегаются в разные стороны по кругу. Тот, кто остается без места, становится зарёй.

Игра «В бассейн ныряй, цвет называй!» (для детей первой и второй младшей группы).

Цель: тренировать умение энергично отталкиваться двумя ногами от пола и прыгать в сухой бассейн; формировать умение четко и правильно называть цвета.

Ход игры: дети по очереди прыгают в сухой бассейн, выбирают два шарика разного цвета и называют их.

Таким образом, что интеграция физического и речевого развития детей дошкольного возраста играет колоссальную роль в становлении личности ребёнка, в гармоничном развитии как физических, так и психических качеств детей, делает занятия физкультуры полезными и увлекательными.

Гиманстика для детей очень полезна по мнению педиаторов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей на занятиях физкультурой

Использование речевого материала на занятиях физической культурой...

Открытое занятие по физкультуре в старшей группе. Тема: Нестандартное оборудование на занятиях физкультуры.

Задачи:  1. Упражнять в ползании.           2. Развивать ловкость и координацию.           3. В...

«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ»

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...

Занимаемся физкультурой в игровой форме. Как же привлечь детей к занятиям физкультурой в домашних условиях?

В период пандемии, в условиях самоизоляции резко снизилась физическая активность детей, увеличился риск заболеваемости. Необходимо дома создать условия для занятия физической культурой, чтобы сохранит...

Консультация для воспитателей «Как развивать речь на занятиях физкультурой».

На занятиях физической культурой помимо физических качеств нужно не забывать о речевом развитии у детей.Так же на занятиях физической культурой мы развиваем не только крупную моторику, но и мелкую, ко...

Развитие речи на занятиях по физкультуре в ДОУ

Формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников на занятиях физической культурой....

«Развитие речи на занятиях физкультуры в ДОУ».

Главная цель физического воспитания в детском саду состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность дошкольников в движении, добиться хорошего уровня здоровья и всестороннего ...