Составление индивидуальных маршрутов в свете ФГОС.
методическая разработка по коррекционной педагогике

Одинцова Наталья Михайловна

Информация для воспитателей о содержании и требованиям к инд. маршрутам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_praktike.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

СОСТАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В СВЕТЕ ФГОС,

 В практике, процесс обучения и воспитания в основном, ориентируется на средний уровень развития ребенка, поэтому не каждый воспитанник может в полной мере реализовать свои потенциальные возможности. Это ставит перед воспитателями, логопедами, психологами дошкольного образовательного учреждения задачу по созданию оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей каждого воспитанника. У каждого ребенка- разная степень готовности к усвоению образовательной программы ДОУ, и поэтому  каждому ребенку должен быть обеспечен индивидуальный подход.Одним из решений в данной ситуации является составление и реализация индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ). Индивидуализация обучения, воспитания и коррекции направлена, прежде всего, на преодоление несоответствия между уровнем, который задают образовательные программы, и реальными возможностями каждого воспитанника. Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении.

В официальных документах:«Концепция дошкольного воспитания»;Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17.10.13 г. № 1155)методическое письмо Института возрастной физиологии Российской академии образования подчеркивается важность и необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку, а поддержка индивидуальности признается одним из основополагающих моментов дошкольного воспитания: только на её основе могут осуществляться полноценное развитие личности дошкольника, раскрываться его особенности, уникальные способности.

Основная цель, которую мы ставим при создании индивидуального образовательного маршрута (ИОМ, заключается в следующем:

Создание в группах  условий, способствующих позитивной социализации дошкольников, их социально – личностного развития, которое неразрывно связано с общими процессами интеллектуального, эмоционального, эстетического, физического и других видов развития личности ребенка.

Сущность данной работы заключается в том, что ИОМ специально разрабатывается для конкретного ребенка как его индивидуальная образовательная программа.

Таким образом, в основе построения ИОМ должна стать организация наиболее оптимальных для ребенка условий обучения и воспитания. Понятно, что такая организация обучения должна базироваться на знании психологических, биологических и социальных особенностей развития детей. Построение каждого ИОМ должно начинаться (и сопровождаться далее) с комплексной оценки, т. е. педагогического мониторинга. Это позволяет не только регистрировать состояние развития ребенка в данный момент, но и дает материалы для сравнения, анализа и коррекции нарушений и отклонений в развитии.

Цель педагогического мониторинга: обобщение и анализ получаемой информации о состоянии общего развития ребенка, для осуществления оценки, определения зоны ближайшего развития ребенка, планирования коррекционно-развивающего процесса (разработка ИОМ) и прогнозирования конечного результата.

Этапы работы:1) Сбор медико-педагогической информации о ребенке.2) Психолого-педагогическое обследование.3) Анализ и оценка полученных данных.4) Выстраивание ИОМ ребенка.5) Интеграция, координация деятельности педагогов и родителей в рамках единого пространства развития ребенка.6) Отслеживание динамики развития дошкольника, прогнозирование конечного результата.

В проведении мониторинга должны принимать участие все педагоги, работающие с нашими воспитанниками: учителя-дефектологи, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели.

После изучения  имеющуейся литературы и методических  рекомендаций  по составлению ИОМ, коллегиально принимается  форма и определяется содержание ИОМ. В него входят:• Сводные информационные таблицы по диагностике.• Аналитические справки по итогам  работы за полугодие, учебный год.В ИОМ входят таблицы с перечнем заданий по каждому разделу программы и графами результатов, в которых каждый педагог пишет рекомендации по коррекции недостатков познавательной, речевой и других сторон развития ребенка

Особенности работы воспитателя по созданию индивидуального маршрута ребенка

1 этап. Выбор:Коллегиальное решение для работы по построению индивидуального маршрута развития.

2 этап. Наблюдение: (участвуют все педагоги, работающие с ребенком)• Наблюдение за ребенком в организованной взрослым деятельности;• Наблюдение за ребенком в свободной деятельности;• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с педагогами;• Беседа о склонностях и предпочтениях ребенка с родителями

Для более целенаправленной работы по изучению особенностей развития и освоения образовательной программы детьми  разрабатываются оценочные листы как для педагогов-специалистов, так и для воспитателей.

Во время наблюдений за детьми в образовательной деятельности и в режимных моментах, обращается  внимание на следующие моменты: каковы знания ребенка об окружающем (называет или не, называет свое имя, возраст, имена родителей, домашний адрес, времена года, обозначает словом (затрудняется); признаки времен года называет (затрудняется) не знает; знания о животном и растительном мире соответствуют программным требованиям, недостаточны, математические навыки, навыки рисования, какие затруднения испытывает в обучении.

Особенное внимание обращается  на такой показатель как отношение ребенка к деятельности: способен или нет контролировать свою деятельность, доводит ли дело до конца, мешает педагогу, детям, быстро истощаем, работает медленно и неравномерно, темп деятельности быстрый, но деятельность «хаотична и бестолкова»; принимает ли помощь и какую: (словесную, практическую, стимулирующую, направляющую, организующую, обучающую); как преодолевает затруднения, возникающие в процессе деятельности: стремится или нет преодолеть, бросает работу, подглядывает за другими, плачет, переживает и нервничает, обращается к воспитателю, детям за помощью, самостоятельно ищет выход.

3 этап. Диагностика: (проводится  учителем-логопедом, педагогом-психологом)• Определение «проблемных» и «успешных» зон развития (углубленное диагностическое обследование)• Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка• Подбор методик, определение методов и приемов работы

4 этап. Практическая работа:• Подбор индивидуальных заданий• Связь с родителями и педагогами• Корректировка задач, методов работы с ребенком

На этом этапе роль воспитателя по реализации ИОМ особенно возрастает, т. к. именно воспитатели больше всего времени проводят с ребенком, имеют возможность использовать все режимные моменты для проведения индивидуальных занятий, внесенных в индивидуальные программы. Чтобы работа проводилась более четко, осуществляется постоянная связь со всеми педагогами. Учитель-логопед систематически дает рекомендации по организации индивидуальной работы, которые вносятся в календарный план воспитателя.

В индивидуальной работе с детьми используем самые разные формы в зависимости от тех трудностей, которые испытывают дети.

«Индивидуальная беседа на интересующие детей темы», или так называемые «Задушевные посиделки», где дети и взрослые рассказывают интересные истории из своей жизни.• «Сочинение детьми творческих рассказов о себе», о своей семье с последующим составлением книг и оформлением ее рисунками.• «Использование метода коллекционирования» содействует возникновению общения, совместных игр.• «Предметно-развивающая среда в группе» (уголок уединения, разновеликие ширмы, подиум, емкости личных вещей, рамки для рисунков в группе, оборудование для самостоятельной деятельности, оборудование для режиссерских и ролевых игр); направлена на обеспечение индивидуальной комфортности детей.

В работе с детьми, испытывающими трудности в развитии коммуникативной сферы  можно использовать:• Элементы психогимнастики на занятиях по изобразительной деятельности, ознакомлению с окружающим.• Специальные игры и упражнения направленные на развитие распознавания и выражения своих эмоций «Облако настроения», «Зеркало» и т. п.• Пуговичный массаж в сочетании с заданиями на эмоциональное проявление.• Игры драматизации.• Театрализованные игры. • Просмотр спектаклей• Чтение художественной литературы с последующим обсуждением характера героев, их настроения, поступков.

Для развития социальных навыков у ребенка можно взять:• Дидактические игры («Правда или нет»).• Разбор ситуаций с обсуждением как бы ты поступил.• Специальные игры на общение «Найдем волшебные слова», «Секрет»• Игры-тренинги («Через стекло») и др.

Подобным образом определяются  приемы работы по всем направлениям развития, в которых ребенок испытывает те или иные трудности.

Реализация ИОМ д. идти  в тесном взаимодействии с родителями  воспитанников. Родители обязательно знакомить с той работой, которая осуществляется с ребенком в группе через ежедневные индивидуальные беседы, оформление выставок детских работ, через индивидуальные рекомендации воспитателей и специалистов.

Все это дает уверенность в достижении положительных результатов в развитии воспитанников и успешного освоения образовательной программы ДОУ.

5 этап. 1) Контроль:• Итоговая диагностика (позволяет оценить эффективности использования ИОМ).• Представление работ ребенка на мероприятиях ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рекомендации педагога-психолога по составлению индивидуального маршрута

рекомендации педагога-психолога по составлению индивидуального маршрута...

Составление индивидуальных маршрутов обучения детей дошкольного возраста с нарушениями речи посещающих детский сад общеразвивающего вида для реализации инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС

Статья опубликована в сборнике - III Международная научно-практическая конференция «Педагогика, психология и технологии инклюзивного образования»...

Индивидуальная карта развития ребёнка – составляющая часть индивидуального маршрута развития ребенка согласно требованиям ФГОС ДО

Одной из задач нового стандарта образования является «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие спосо...

Алгоритм составления индивидуального маршрута для ребёнка

Этот материал был использован на районном УМС учителей-логопедов и педагогов-психологов. Сообщение сопровождалось слайдовой презентацией....

Опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка учителем-дефектологом.

В материале представлен опыт работы по составлению индивидуального маршрута развития ребёнка  учителем-дефектологом....

Методические рекомендации по составлению индивидуального маршрута развития воспитанника

Даны методические рекомендации по составлению образовательного маршрута воспитанника...

Тема: «Составление индивидуального маршрута сопровождения для детей с ОВЗ» (Синдром Дауна)

Дети с синдромом Дауна имеют ряд особенностей не только в физическом, но и психологическом плане. В зависимости от степени своего развития эти черты бывают более или менее выражены. Они очень сильно о...