развитие мелкой моторики для детей с нарушением зрения
методическая разработка по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Подлеснова Нэля Михайловна

опыт работы с детьми с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие мелкой моторики у детей

с нарушением зрения»

Составлено тифлопедагогом:

Подлесновой Н.М.

       Человек - существо оптическое (С.Л. Рубинштейн), поскольку зрение доминантно. Но в условиях зрительной депривации ведущее значение приобретают другие анализаторные системы. Осязание - одна из важнейших составляющих сенсорной организации человека.
    В исследованиях СВ. Кравкова (1948), И.М. Соловьева (1966), посвященных взаимодействию осязания и зрения, показано влияние их друг на друга в процессе выполнения различных форм деятельности. И.М. Соловьев (1966) подчеркивал роль осязания в помощи зрению. В работах И.М. Сеченова (1947) осязание рассматривалось как специфическая форма познавательного действия (ощупывания), в процессе которого рука как бы «снимает» копию предмета, подчеркивалась возможность осязательного отражения таких признаков и свойств предметов, которые недоступны кожной чувствительности самой по себе. И.М. Сеченов подчеркивал, что в процессе осязания отражаются не только твердость, шероховатость, температура и другие подобные свойства предмета, но также его форма, величина и положение в пространстве. Это дает основание считать осязание особым видом восприятия, по своему познавательному значению оно сравнимо лишь со зрением.
   И. М. Сеченов раскрыл роль осязания в процессе чувственного отражения и показал сходство зрительного и осязательного восприятия. Глаз и рука способны самостоятельно и вполне адекватно отражать следующие категории признаков: форму, величину, направление, удаление, телесность, покой и движение. Помимо перечисленных категорий глаз различает краски и тени.
   Рука чувствует плотность тела, его гладкость или шероховатость и степень нагретости. Рука, ощупывающая предметы, как показано в работах И.М. Сеченова, дает слепому все, что дает нам глаз, за исключением окрашенности предметов и чувствования вдаль, за пределы длины руки (1947). Их основное сходство - в двигательном поведении руки и глаза.
      И.М. Сеченов называл зрение и осязание «параллельными чувствами». Он считал, что в процессе формирования образа, в отражении формы, положения, величины предметов и их пространственных отношений решающую роль играют «ощупывающие» движения руки и глаза. В основе зрительного и осязательного восприятия лежат двигательное поведение руки и глаза, способность мозга объективировать, то есть выносить наружу впечатления, возможность отражать одни и те же категории признаков объектов и идентичность физиологических механизмов зрительного и осязательного восприятия.
 Активное осязание возникает в результате активного ощупывания предметов. Благодаря активным ощупывающим движениям рук становится возможным не только отражение отдельных свойств и качеств, но и вычленение формы и контуров объектов, на основе чего формируется целостный образ восприятия. В процессе активного осязания большое значение приобретает кинестетическая чувствительность. Именно активному осязанию отводится первостепенная роль в познании окружающего мира.
   Сенсорный образ - это эффект рефлексов, развертывающихся в анализаторах. Это означает, что анализатор, состоящий как морфологическая система из трех выделенных И. П. Павловым частей (рецептор, проводящие пути и центр), в то же время функционально представляет собой рефлекторную дугу. Будучи первой частью большой дуги исполнительных рефлексов, заканчивающихся собственно исполнительным эффектом, он представляет собой функционально замкнутую целостную рефлекторную систему.
Осязательный образ формируется на основе синтеза массы тактильных и кинестетических сигналов.    В современной научной литературе достаточно разнообразно отражены психофизиологические механизмы осязания, его познавательная роль, приемы и способы опознания объектов посредством осязания. Особое внимание уделяется роли осязания в трудовой деятельности (А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, 1982; Б.Ф. Ломов, 1982; Б.Г. Ананьев, Л.М. Веккер, А.В. Ярмоленко, 1998).
   В работах Л.М. Веккера, Б.Ф. Ломова (1959) отмечается, что в обычных условиях непосредственно-контактного ощупывания предмета рука функционирует как сложная динамическая координатная система. Различные пальцы выполняют неодинаковые функции. Большой палец выполняет функцию опоры и перемещающегося начала отсчета. Основная доля ощупывающих движений приходится на указательный и средний пальцы. Благодаря их движениям осуществляется последовательная развертка контура предмета и его элементов. Безымянный палец и мизинец участвуют в процессе ощупывания эпизодически, лишь время от времени касаясь предмета. Основная их функция заключается в уравновешивании всей движущейся системы. В процессе ощупывания плоских предметов ладонь, как правило, не участвует. Но при ощупывании объемных предметов она выполняет довольно активную роль в отражении кривизны их поверхности и объема.
  Благодаря разделению и специализации функций пальцев рук становится возможным отражение кривизны контура и разнородной структуры осязательно воспринимаемых предметов.
   При ощупывании симметричных предметов движения рук синхронны, при ощупывании асимметричных — асинхронны. В ходе ощупывания совершается огромное количество разнообразных движений - микродвижений пальцев, что способствует сохранению определенного уровня тактильной чувствительности и производят анализ фактуры ощупыванием предмета, а также возвратные движения рук, обеспечивающие тонкую дифференциацию отдельных деталей (Б.Ф. Ломов, 1982).
   Цикл работ отечественных психологов и педагогов посвящен развитию осязания у детей дошкольного возраста и взаимосвязи осязания и зрения (В.П. Зинченко, А.Г. Рузская, 1960, 1962; А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинчен-ко, А. Г. Рузская, 1967). Теоретическое обоснование вопросов развития осязания и пути их практического решения изложены в трудах Л.А. Венгера (1965, 1982, 1998), А.В. Запорожца (1963, 1968), В.И. Логиновой (1964, 1981) и др.
  Анализ литературных источников показал, что проблема развития осязания в отечественной психологии рассматривалась в тесной связи с развитием зрения и является достаточно разработанной. Рассмотрим специфику развития осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

     Наибольшее количество информации о внешнем мире человек получает через зрение. Оно является определяющим в формировании представлений о реально существующих предметах и явлениях. Дети с нарушениями зрения имеют недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Из-за нарушения зрения они плохо видят и выделяют конкретные признаки и свойства предметов: их форму, цвет и пространственное расположение. 

     Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточной зрительной информации. Из-за недостатков зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушениями зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей. 

    Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных отношений. Нарушение глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов.

     У детей наблюдаются:

- нарушения психических функций в виде: памяти (становится трудным запомнить материал, сохранить его в памяти и воспроизвести);

- нарушения зрительного восприятия;

- трудности пространственной ориентировки;

- недостаточность развития мелкой моторики.

   Отсюда возникает необходимость целенаправленной комплексной  коррекционной  работы с детьми с нарушением зрения по развитию мелкой моторики.

     Коррекционная работа по преодолению недостатков в развитии мелкой моторики у детей с нарушением зрения строится с учетом следующих принципов:

  - принцип индивидуально-дифференцированного подхода, который подразумевает, что коррекционная работа организуется с учетом степени выраженности зрительных диагнозов детей, характера зрения, уровня развития познавательных способностей детей;

    - принцип оптимальной информационной наполненности коррекционной работы. Все ее формы и средства должны служить обеспечению наиболее полного общения и самопроявления ребенка на основе его возможностей, потребностей и склонностей;

     - принцип единства педагога и ребенка, включающий такие критерии, как: адекватность содержания психолого-педагогического воздействия состоянию и уровню психофизического развития ребенка с нарушением зрения; оптимальная направленность коррекционной работы и ее процессов на достижении объективно обоснованных целей; обеспеченность практического взаимодействия ребенка с реальным миром.

     - принцип наглядности, доступности, системности.

      На основе вышеизложенных принципов строятся методы и приемы коррекционной работы. Это наглядный метод и прием наблюдения, а так же словесный метод и прием (беседа, вопросно-ответный), метод предметно-практических действий, игровой, диагностические методы.

     Особое внимание я  уделила созданию условий для развития мелкой моторики: достаточной освещенности, удобному размещению детей за столами, расположению наглядного материала (на уровне глаз и на доступном расстоянии), обязательной организации во время занятий разнообразных коррекционных упражнений для зрения.

     Коррекционная работа и комплексный, лечебно-восстановительный процесс осуществляется на основе максимального сближения, поэтому всю работу по развитию мелкой моторики я строила с учетом рекомендаций врача-офтальмолога, который постоянно наблюдает за процессом восстановления зрения у детей, распределяет соответствующие нагрузки для каждого ребенка.

     Для осуществления поставленной цели, изготовила яркий наглядный материал и пособия, помогающие развивать мелкую моторику детей с нарушением зрения: «Найди пару», «Определи на ощупь», «Сделай по образцу», «Шнуровка», мобильные тренажеры: «Платья», «Машины».

   Использовала так же материал и пособия, помогающие развивать мелкую моторику: «Чудесный мешочек», «Соедини линиями», «Трафареты», «Угадай на ощупь», «Обводка по контуру»,  «Сухой бассейн».

     Можно сказать, что использование разнообразных игр и упражнений, направленных на развитие тонких движений рук,  играют огромную роль в развитии мелкой моторики и осязания. Дидактические  игры и упражнения направлены на развитие общей и мелкой моторики у детей с нарушением зрения, способствуют всестороннему развитию ребенка. Чем раньше мы будем развивать двигательные способности пальцев детей, тем лучше. Дети  самостоятельно определяют на ощупь предметы из своего окружения, правильно и точно застегивать и расстегивать молнии и пуговицы. Без труда находят с закрытыми глазами одинаковые предметы. Дети умеют правильно держать в руке карандаш, проводить различные виды линий (прямые, извилистые, наклонные), обводить по контуру силуэт предметов. Детям очень нравиться определять на ощупь различную поверхность предметов (мягкая, шероховатая, гладкая, бугристая). Зрительно-двигательная координация детей становится более точной и целенаправленной. 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения через игры и ручной труд

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев....

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Предлагаю вашему вниманию презентацию к открытому занятию "цветные дорожки"...

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....

Статья: Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения

Особенности развития мелекой моторики у детей с нарушением зрения, виды работ, методы и приемы....