Развивающая среда в логопедической группе
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Михалева Людмила Ивановна

Организация развивающей среды по тематическим центрам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_razvivayushchaya_sreda_v_logopedicheskoy_gruppe.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

373.24

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Л. И. Михалёва

МБДОУ БГО ЦРР детский сад №11

e-mail: lydazoloto@inbox.ru

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала, доступность для воспитанников к игровому материалу и игрушкам в соответствии с ФГОС ДО.

Ключевые слова: развитие речи; развивающая среда; ребёнок, игра, развитие.

Общая цель коррекционно-развивающей работы – содействие развитию ребенка, создание условий для реализации его внутреннего потенциала, помощь в преодолении и компенсации отклонений, мешающих его развитию.

        Педагог воздействует на ребенка не прямо, а посредством дидактических материалов, с которыми ребенок действует. Педагог проводит время в индивидуальных занятиях, работая с ребенком за столиком или на коврике. Ребенок обращается к педагогу как к доброжелательному помощнику, который всегда рядом в случае необходимости, но главным образом как к человеку, способному помочь ему сделать что-либо самостоятельно.

        Мы стараемся стимулировать ребенка к саморазвитию. А это достигается с помощью подготовленной развивающей среды. Эта среда содержит необходимые материалы из следующих областей развития:

Жизненная практика. Здесь расположены материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами. Используются: дидактическая подушка с застежками (пуговицы, кнопки, молнии, пряжки, шнурки, крючки, прищепочки); зеркала; детская вешалка для одежды; детские совки и щетки для обуви; предметы для пересыпания зерна ложкой; предметы с застежками; предметы для уборки.

Сенсорное развитие. В области сенсорного развития малыш может использовать свои чувства при изучении окружающего мира – с помощью материалов он развивает свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеет возможность ощутить разницу в весе предметов, и конечно развивать мускулатурную память: деревянные, пластмассовые кубики; дощечки с вкладышами; картонные пазлы с картинками и геометрическими формами; мозаики различные; трафареты: «Птицы», «Фрукты», «Животные»; бусы различной формы; корзинка с лоскутками; тактильные дощечки; сортировка орехов, каштанов, ракушек, бобовых, семян, геометрических форм; бубны, колокольчики, металлофон, погремушки, дудочка, барабан, детское пианино; запись различных звуков.

Языковое развитие. Без чего невозможен полноценный интеллектуальный рост. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, познакомиться с буквами, а также научиться составлять слова с помощью подвижного алфавита: речевой уголок (зеркало, столик, стульчик), для артикуляционной гимнастики и правильной артикуляции звуков; игрушки и игры для правильного физиологического и речевого дыхания (вертушки, султанчики, мыльные пузыри, надувные игрушки,…); доска для письма мелом + цветные мелки; магнитная доска + дидактический материал (схемы предложений, коллажи по темам); картинный материал по:

а) тематическим циклам,

б) звукам и буквам,

в) связной речи: пересказы по предметным картинкам, и серии сюжетных картинок,

г) для составления предложений разных моделей, (для употребления различных категорий рода и числа прилагательных; для понимания оттенков действий; для согласования числительных с существительными; для сложных слов, антонимов, множественные числа существительных),

д) по грамоте.

- схемы звуков:

а) согласных, гласных, твердых, мягких, звонких, глухих.

б) для пересказов, рассказов, описаний,

в) составления предложений,

г) предлогов;

- кубики букв;

- слоговые таблицы для чтения (+ слов);

- настольные игры: «Антонимы», «Предлоги», «Времена года», «Чей домик», «Что к чему», «Что сначала», «Что потом», «Чьи это детки», «Что изменилось»…).

Математическое развитие: подвижные цифры; весь счетный материал (полоски разной длины и ширины, палочки); карточки; дидактические игры: «Один–много», «Подбери по величине», «Геометрические формы».

Естественнонаучное развитие позволяет систематизировать знания об окружающем мире, а также познать свое место в этом мире: опытническая зона;  тазы с водой, песком; гербарий (листья, цветы); экологический музей «Грибы»;  «Дары леса» (шишки, желуди, поделки из природных материалов); календарь природы съемный (человек, птицы, животные, неживая природа).

Развитие изобразительной деятельности. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация, конструирование) имеет большое значение для умственного развития детей: краски, цветные карандаши, книги-раскраски, пластилин, цветная бумага, кисти разные, поролоновые палочки); конструкторы «Лего» + мягкий; конструирование из поролона; трафареты для рисования.

Творческое развитие.         Оказывает большое влияние на коррекцию речи (голос, темп, ритм, интонация, дикция, развитие связной речи): пальчиковый театр; настольный театр; куклы БИБАБО; маски, платочки; одежда для ряженья; игровые уголки: «Парикмахерская», «Магазин», «Семья», «Больница».

Двигательное развитие. Двигательные упражнения развивают малыша физически и помогают ему почувствовать свое тело и осознать свои возможности: спортивный инвентарь: мячи большие и маленькие, скакалки, обруч, детские кольца, деревянные бруски для перепрыгивания, запрыгивания; спортивный инвентарь в спортивном зале: для кувырков, прыжков, лазания, …

        В коррекционно-развивающую работу неотъемлемой частью входит медицинское сопровождение: профилактические и оздоровительные мероприятия, лечебная физкультура и массаж.

Список литературы

1. Анохина Т. Как организовать современную предметно-развивающую среду: Т. Анохина – Дошкольное воспитание. – 1999. №5.-с.32-34.

2. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений: Н.А. Рыжова. – М.: Линка-Пресс, 2004..

3. Урванова Н.Ю. Развивающая предметно-пространственная среда как средство познавательно-речевого развития дошкольников. – Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. №3

Михалёва Людмила Ивановна, учитель-логопед МДОУ БГО Центр развития ребёнка детский сад №11, г. Борисоглебск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Предметно-развивающая среда в логопедической группе старше-го дошкольного возраста, реализующая программу "Детство"

Как известно, развитие ребенка происходит в деятельности. Никакое воспитывающее и обучающее влияние на ребенка не может осуществляться без реальной деятельности его самого. Для удовлетворе...

Рекомендации по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе

Материал по созданию предметно-развивающей среды в логопедической группе.1. Неречевые процессы;2. Звукопроизношение;3. Обучение элементам грамоты;4. Словарная работа;5. Развитие грамматического строя ...

"Развивающая среда в логопедических группах"

"Все о развивающей среде в логопедических группах"...

Организация предметно-пространственной развивающей среды в логопедической группе

Организация  предметно-пространственной  развивающей среды в логопедической группе...

Развивающая среда в логопедической группе ОНР в соответствии с ФГОС

Создавая развивающую среду, мы учитываем  особенности детей, посещающих группу: возраст, уровень развития, интересы, склонности, способности, состав, личностные особенности....

Самоанализ предметно - развивающей среды в логопедической группе в условиях реализации ФГОС ДО

Самоанализ предметно -  развивающей среды в подготовительной к школе  логопедической группе в условиях реализации ФГОС ДО...