программа обследования детей
методическая разработка по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Введение
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, цель которой выявить характер патологии, ее структуру, индивидуальные особенности проявления. Проблемами диагностики речевых нарушений занимались многие исследователи Г. В. Чиркина [14, 15] и Т. Б. Филичева [12], О. Е. Грибова и Т. П. Бессонова [3], Г. А. Волкова [1, 2], Л. А. Зайцева [4], В. А. Киселева [5], О. Н. Усанова [10, 11] и многие другие.
Недоразвитие речи у детей является системным дефектом, и затрагивает не только речь, но и развитие всей психической сферы. Методика обследования предусматривает анализ разных аспектов недоразвития – психологического, психофизиологического, клинико–физиологического, нейропсихологического. Каждый аспект вносит в общую картину нарушения свой специфический вклад, что способствует пониманию происхождения дефекта, его структуру.
Обследование психомоторной сферы детей необходимо для выработки принципов построения и проведения коррекционно–развивающей работы. Развитие основных двигательных функций, координации движений, точности их и быстроты реакции служит опорой для совершенствования движений органов артикуляционного аппарата. Установлено, что у детей с нарушениями речи имеет место более или менее выраженное отставание от возрастных показателей в развитии двигательной, познавательной и эмоционально-волевой сфер, что отражается на сроках и качестве овладения всеми видами деятельности. Психомоторное обследование наряду с логопедическим позволяет уточнить и углубить картину первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта.
В компилятивной программе обследования использованы материалы Л. С. Цветковой [13], А. Н. Корнева [6], Г. А. Волковой [1, 2], О. Е. Грибовой и Т. П. Бессоновой [3], А. В. Семенович [9], Л. М. Шипициной [16].
Программа основана на принципах: комплексности, целостности, учета возрастных, индивидуальных и личностных особенностей, особенностей состояния двигательной сферы обследуемого, речевого нарушения.
В обследовании используются наглядные, словесные и практические методы.
Цель: определение путей и средств коррекционно–развивающей работы и возможностей обучения ребенка с дизартрией на основе выявления у него речевых и неречевых нарушений.
Задачи:
- выявление особенностей психомоторного развития дошкольников с дизартрией;
- определение уровня речевого развития, состояния звукопроизношения, особенностей дыхания, голосообразования;
- прогнозирование потенциальных и компенсаторных возможностей ребенка.
Критерии оценки:
Для оценки успешности выполнения тестов разработана бальная система. Методика включает три серий, каждая из которых объединяет диагностические задания разной сложности. Исследуются все виды праксиса, звукопроизношение, дыхание и голосообразование.
При оценке заданий каждой серии учитываются уровни выполнения, выделенные в соответствии с критериями оценки знаний у детей дошкольного возраста [7, 8].
Нулевой уровень − 0 баллов, задание недоступно ребенку для выполнения, даже после подробного многократного разъяснения со стороны педагога.
При первом уровне – 1 балл, ребенок в состоянии выполнить задание только при непосредственной помощи педагога, с большим количеством ошибок, неточностей.
Второй уровень − 2 балла, ребенок в состоянии выполнить задание после нескольких попыток, развернутых подсказок и наводящих вопросов.
Третий уровень − 3 балла, выставляется, если отмечается ряд мелких погрешностей, исправляемых самим ребенком, практически без участия педагога. 3 балла – это нижняя граница нормы.
Четвертый уровень − 4 балла, выставляется в тех случаях, когда ребенок без дополнительных разъяснений выполняет предложенные задания.
Данные, полученные по каждой серии, суммируются, и результат делится на количество заданий в серии. Исходя из полученных результатов обследования уровень развития дошкольника соответствует нулевому − от 0 до 14 баллов, низкому − от 15 до 29 баллов; недостаточному – от 30 до 44 балла, среднему − от 45 до 59 баллов, высокому – от 60 до 68 баллов.
В заключении проводится описание нарушенных факторов. На основании полученных данных составляется коррекционная программа.
Протокол обследования представлен в приложении 1.
- Изучение общих сведений о ребенке
При обследовании необходимо выяснить развитие ребенка на ранних этапах онтогенеза, используя данные анамнеза, логопедического обследования, психолого-педагогической характеристики. По данным анамнеза выясняются основные этапы развития моторных функций, импрессивной и экспрессивной речи.
II. Процедура обследования
Обследование целесообразно проводить в утренние часы, в форме индивидуальных встреч с ребенком в привычной для него обстановке групповой комнаты, кабинете педагога-психолога, логопеда или в физкультурном зале.
Перед началом обследования необходимо:
- предварительно изучить документацию и продукты детской деятельности;
- провести беседу с воспитателями, музыкальным руководителем и другими специалистами с целью получения более полной информации об индивидуальных особенностях детей и выбора правильного подхода к каждому ребенку;
- наладить положительный эмоциональный контакт с ребенком, вызвать у него положительное отношение к предстоящему взаимодействию и деятельности.
Индивидуальное обследование каждого ребенка проходит в несколько встреч по 20-25 минут каждая. Все задания предъявляются в игровой форме. В перерыве между выполнением используются короткие игры-разминки. Процесс выполнения тщательно фиксируется, при этом отмечался не только результат, но также характер самих действий ребенка, все речевые и эмоциональные реакции, особенности поведения, временные параметры выполнения отдельных заданий. Кроме этого показано наблюдение за детьми на занятиях, в процессе проведения режимных моментов и свободной деятельности для выявления: особенностей поведения, эмоционально-волевой сферы, сформированности двигательных навыков, особенности понимания речи и владения активной речью.
Характеристика серий диагностических заданий:
Первая серия включает исследование двигательной сферы.
Серия состоит из одиннадцати заданий, направленных на исследование праксиса.
Задание 1. Праксис позы – кисти руки
Цель: исследование кинестетической организации предметных действий.
Методика проведения: ребенку предлагается, вслед за взрослым воспроизводить различные позы пальцев:
- вытянуть вперед второй и пятый пальцы − «коза»;
- вытянуть вперед второй и третий пальцы – «ножницы»;
- вытянуть второй палец;
- сделать кольцо из первого и второго пальцев;
- делать кольцо из первого и четвертого пальцев.
Позы выполняются ребенком сначала по зрительному образцу, затем – по тактильному.
Критерии оценки: первые ошибки не фиксируются
0 балла – отказ от выполнения задания;
1 балл – поза создается и удерживается с помощью педагога;
2 балла – поза создается с большим трудом, с помощью другой руки, сразу распадается;
3 балла – поза выполнена после 3-4 попыток, удерживается с трудом;
4 балла – проба выполняется, поза удерживается не менее 3-5 сек.
Задание 2. Пространственный праксис. Пробы Хэда.
Цель: исследование пространственной и сомато–пространственной организации движения.
Методика проведения: ребенку предлагается воспроизвести движения, выполняемые сидящим напротив взрослым:
- кисть руки к подбородку, касаясь подбородка пальцами;
- кисть руки к подбородку, ладонью наружу;
- кисть руки тыльной стороной накладывается на тыльную сторону кисти другой руки;
- к вертикально стоящей ладони одной руки перпендикулярно приставить ладонь другой руки. Смена рук.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл – выполняется с помощью педагога;
2 балла – многочисленные ошибки пространственного расположения, смешение левой и правой стороны;
3 балла – 1-2 ошибки пространственного расположения с самокор-рекцией;
4 балла – пробы выполняются верно.
Задание 3. Динамический праксис. Проба «Кулак – ребро – ладонь».
Цель: исследование динамической организации двигательного акта.
Методика проведения: педагог производит последовательный ряд движений:
- Кулак, поставленный на ребро;
- Вытянутая ладонь, поставленная на ребро;
- Ладонь, лежащая на столе.
При выполнении упражнения меняются лишь позы, сама рука не меняет место расположения.
Ребенку показывают три положения руки, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет упражнение вместе с педагогом, затем по памяти в течение пяти повторений моторной программы. Упражнение выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами: «кулак – ребро – ладонь», произносимыми вслух или про себя.
Для усложнения задания можно предложить ребенку те же движения, но в измененной последовательности, например, «ребро – ладонь – кулак».
Критерии оценки:
- баллов – отказ или невыполнение задания;
1балл – задание выполняется с грубыми ошибками, отмечается полная неспособность к переключению;
2 балла − задание выполняется частично, отмечается наличие чрезмерного напряжения мышц, истощаемость, сбой программы движений, неспособность переключения с одного движения на другое;
3 балла − при выполнении допускаются негрубые ошибки, объем движений несколько ограничен, отмечается напряженность, скованность движений, небольшие сбои программы выполнения;
4 балла − плавное, точное выполнение движений, темп умеренный, способен переключаться с одного движения на другое.
Задание 4. «Пересчет пальцев»
Цель: исследование динамической организации двигательного акта
Методика проведения: ребенку предлагается поочередно коснуться каждым пальцем, начиная со второго, большого пальца той же руки, а затем сделать то же самое, но начиная с мизинца.
Критерии оценки:
Оценивается точность, дифференцированность движений пальцев и способность к переключению с одного движения на другое.
Критерии оценки:
0 баллов −отказ или невыполнение задания;
1 балл − движения выполняются частично, с непосредственной помощью педагога;
2 балла − низкий уровень: задание выполняет частично, не одновременно, с многочисленными ошибками, движения ограничены, темп выполнения нарушен (не под счет педагога), активно пользуется помощью взрослого;
3 балла – при выполнении допускаются негрубые ошибки, отмечается напряженность, скованность движений;
4 балла – плавное, точное и одновременное выполнение проб.
Задание 5. Реципрокная координация движений
Цель: исследование динамической организации двигательного акта.
Методика проведения: ребенку предлагается (после демонстрации) положить кисти рук ладонями вниз, поочередно сжимать в кулак то одну, то другую руку, плавно переключаясь с движения на движение.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения заданий;
1 балл – грубые ошибки при выполнении, невозможность переключения с одного движения на другое;
2 балла – напряженное выполнение, вовлечение в движение всей руки, ухудшение качества по мере выполнения;
3 балла – трудности запоминания программы, замедленное выполнение;
4 балла – проба выполняется с 1-2 показов, переключение с одного движения на другое плавное, по мере выполнения качество улучшается.
Задание 6. Конструктивный праксис
Цель: исследование пространственного гнозиса, восприятия пространства.
Методика проведения: ребенку предлагают копировать (выложить) фигуры, сделанные из палочек педагогом в том же пространственном расположении. Затем, копировать (выложить) геометрические рисункипространственно ориентированные. Задания предлагаются по образцу.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невыполнение задания;
1 балл – задание выполняется частично, с грубыми ошибками при непосредственной помощи педагога;
2 балла – задание выполняется с третьего раза с многочисленными ошибками, активно пользуясь помощью взрослого;
3 балла – задание выполняется со второго раза, допускает негрубые ошибки, использует помощь взрослого в виде дополнительного показа или объяснения.
4 балла – точное, четкое выполнение задания, без помощи взрослого.
Задание 7. Двигательная память
Цель: исследование двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении двигательных проб.
Методика проведения: педагог показывает три движения для рук и предлагает их повторить: руки вперед, вверх, в стороны, перед грудью, на пояс, вниз.
Если ребенок справился, то предлагают усложненный вариант: повторить за педагогом упражнения с отставанием на одно. Количество упражнений то же.
Критерии оценки:
0 баллов − отказ или невыполнение задания;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками при непосредственной помощи педагога;
2 балла – задание выполняется с многочисленными ошибками, активно используется помощь взрослого; движения ограничены, не последовательны;
3 балла – средний уровень: при выполнении допускает негрубые ошибки, использует помощь взрослого в виде дополнительного показа или объяснения;
4 балла – точное, четкое выполнение задания, без помощи взрослого.
Задание 8. Координация движений
Цель: исследование координации движений.
Методика проведения: ребенку предлагают выполнить движения – ноги в сторону на ширине плеч, руки вверх; левую ногу выставить вперед на носок, руки на поясе.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения заданий;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками при непосредственной помощи педагога;
2 балла – задание выполняется с третьего раза с многочисленными ошибками, активно используется помощь взрослого; движения ограничены, не последовательны;
3 балла – задание выполняется со второго раза, допускаются негрубые ошибки, используется помощь взрослого в виде дополнительного показа или объяснения;
4 балла – точное, четкое выполнение задания, без помощи взрослого.
Задание 9. Пространственная организация движений
Цель: исследование пространственной организации движения.
Материалы: цветная ленточка или воздушный шарик.
Методика проведения: по подражанию ребенку предлагают повторить за педагогом движения на ходьбу по кругу, в обратном направлении, через круг. Начать ходьбу от центра круга направо, пройти круг, вернуться в центр слева. Пройти зал из правого угла через центр по диагонали, обойти зал вокруг и вернуться в правый угол по диагонали через центр из противоположного угла. Повернуться на месте вокруг себя и поскоками пробежать по залу, начиная движение справа; то же слева.
Для усложнения – по словесной инструкции проделать эти же задания.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невыполнение задания;
1 балл – задание выполняется частично, с грубыми ошибками при непосредственной помощи педагога;
2 балла – задание выполняется с третьего раза с многочисленными ошибками: неуверенно двигается, с трудом воспроизводит инструкцию, не знает стороны тела, ведущую руку;
3 балла – допускаются негрубые ошибки, используется помощь взрослого в виде дополнительного показа или объяснения, неуверенность в выполнении;
4 балла – точное уверенное выполнение задания, ребенок достаточно ориентируется в пространстве, координирует свои движения.
Задание 10. Статическая координация движений
Цель: исследование статической координации движений.
Методика проведения: ребенку предлагают стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперед.
Время выполнения – 5 секунд, проба выполняется по два раза для каждой ноги.
Прием: стоять с закрытыми глазами на правой, а затем на левой ноге, руки вперед. Время выполнения 5 сек.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками при непосредственной помощи педагога;
2 балла – поза не удерживается, ребенок сильно раскачивается из стороны в сторону, сходит с места или делает рывок в сторону, открывает глаза, падает;
3 балла – ребенок удерживает позу с напряжением, балансирует туловищем, руками головой, раскачивается из стороны в сторону, касается пола другой ногой;
4 балла – точное выполнение задания, ребенок свободно удерживает позу.
В протоколе отметить наличие или отсутствие у ребенка леворукости.
Задание 11. Артикуляционная моторика
Цель: исследование артикуляционной моторики.
Материалы: зеркало.
Методика проведения: ребенку предлагается сделать упражнения под счет до пяти:
- «Улыбка» – «Трубочка». Выполнение: необходимо попросить ребенка растянуть губы в улыбку, при этом резцы должны быть обнажены. Затем попросить его сделать «Трубочку». Для этого нужно вытянуть губы вперед в трубочку. Обратить внимание – при переключении не должно быть движений нижней челюсти, двигаются только губы.
- «Маятник». Выполнение: сначала делаем упражнение «Улыбка»: зубы разомкнуты, губы в улыбке, резцы обнажены. Затем нужно попросить ребенка высунуть язык и повернуть к правому углу рта. Затем сделать то же движение, но к левому углу рта; чередовать движения языка вправо-влево. При этом губы находятся в улыбке, язык не касается губ, нижняя челюсть не должна передвигаться вправо или влево, остается неподвижной.
- «Качели». Выполнение: рот широко открыт. Кончик языка поднимается за верхние зубы на бугорки, а затем опускается вниз за нижние зубы
- «Цоканье». Выполнение: присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками при непосредственной помощи педагога;
2 балла – задание выполняется частично, отмечается наличие чрезмерного напряжения мышц, истощаемость движений, наличие тремора, саливации, гиперкинезов;
3 балла – при выполнении допускаются негрубые ошибки, объем движений несколько ограничен, отмечается напряженность, скованность движений;
4 балла – плавное, точное выполнение движений.
Вторая серия представлена обследованием звукопроизношения. Серия состоит из заданий направленных на выявление дефектов звукопроизношения: отсутствия, искажения, замены, смешения звуков. Для проведения обследования используется «Альбом для логопеда» О. Б. Иншаковой [24]. Проверяются следующие звуки: [с, с,, з, з,, ц, ш, ж, ч, щ, р, р,, л, л,, ы, м, н, б, д, в, к, к,, г, г,, х, х,]. Подбор материала обследования проводился в соответствии с приемами Е. Ф. Рау [50], М. Ф. Фомичевой [65].
Задание 1. Звукопроизношение
Цель: выявление состояния звукопроизношения
Методика проведения: ребенку предлагают произнести то, что изображено на картинке.
Критерии оценки:
0 баллов – отсутствие звука;
1 балл – основные группы звуков нарушены;
2 балла – нарушение трех и более групп звуков;
3балла – нарушение двух и менее групп звуков;
4 балла – звукопроизношение соответствует возрастной норме.
В протоколе обследования отмечаю уровень несформированности звука: изолированно, в словах, в слогах, в самостоятельной речи.
Третья серия представлена обследованием акустического гнозиса, дыхания. Серия состоит из пяти заданий, направленных на исследование темпо-ритмического чувства, фонематического слуха, дыхания.
Задание 1. Воспроизведение звуковых ритмов
Цель: восприятие и воспроизведение ритмов.
Материалы: карандаш или барабанная палочка.
Методика проведения: ребенку предлагают простучать за педагогом карандашом ритмичный рисунок: 1 1, II II, 1 II, II 1, 1 Ш, III II, 1 II II, 1 III 1, Ш 1 1.
Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцу.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками;
2 балла – задание выполняется частично, с многочисленными ошибками в восприятии услышанного, нарушено количество элементов ритмического рисунка;
3 балла – при выполнении допускаются негрубые ошибки, чувство ритма недостаточно развито, ритмический рисунок при воспроизведении изменен, количество элементов нарушено, темп замедлен или ускорен.
4 балла – точное воспроизведение ритмического рисунка, темп выполнения соответствует норме.
Задание 2. Игра «Музыкальное эхо»
Цель: исследование ритмического чувства.
Материалы: бубен, барабан.
Методика проведения: ребенку предлагают поиграть в игру «Музыкальное эхо»: педагог ударяет в определенном ритме по ударному инструменту, ребенок должен повторить.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками;
2 балла – задание выполняется частично, с многочисленными ошибками в восприятии услышанного, нарушено количество элементов ритмического рисунка;
3 балла – при выполнении допускаются негрубые ошибки, чувство ритма недостаточно развито, ритмический рисунок при воспроизведении изменен, количество элементов нарушено, темп замедлен или ускорен.
4 балла – точное воспроизведение ритмического рисунка, темп выполнения соответствует норме.
Задание 3. Воспроизведение звуковых ритмов
Цель: воспроизведение ритмов по речевой инструкции.
Методика проведения: ребенку предлагают: «Стучи по два раза, теперь по три раза. Стучи два раза сильно, три раза слабо, повтори. Теперь три раза сильно, два раза слабо.
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками;
2 балла – задание выполняется частично, с многочисленными ошибками в восприятии услышанного, нарушено количество элементов ритмического рисунка;
3 балла – при выполнении допускаются негрубые ошибки, чувство ритма недостаточно развито, ритмический рисунок при воспроизведении изменен, количество элементов нарушено, темп замедлен или ускорен.
4 балла – точное воспроизведение ритмического рисунка, темп выполнения соответствует норме.
Задание 4. Фонематический слух
Цель: обследование фонематического слуха
Методика проведения: ребенку предлагают повторить серию слогов:
- Па – ба, ба – па
- Са – ша, ша – са
- Ша – жа – ша, жа – ша – жа
- Ца – са – ца, са – ца – са
- Ра – ла – ра, ла – ра – ла
Критерии оценки:
0 баллов – отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл – частичный отказ от выполнения задания, неверное воспроизведение слогов;
2 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой или пропуском;
3 балла – первый член воспроизводится правильно, второй уподобляется первому;
4 балла – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления.
Задание 5. Продолжительность и сила выдоха
Цель: исследование продолжительности и силы выдоха.
Материалы: детский музыкальный инструмент – дудочка или труба, листок бумаги, пушинка из ваты.
Методика проведения: ребенку предлагают сыграть на любом духовом инструменте, поддувать пушинки, листок бумаги.
Критерии оценки:
0 баллов − отказ или невозможность выполнения задания;
1 балл − задание выполняется частично, с грубыми ошибками;
2 балла − задание выполняется частично, дыхание затрудненное, поверхностное;
3 балла − объем выдоха недостаточный;
4 балла − плавное дыхание, продолжительность речевого выдоха в норме.
В протоколе отмечается: тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное, брюшное, смешанное), отмечаются характеристики темпа речи; ритма (нормальный, дисритмия); паузации; интонирования.
Полученные в ходе обследования результаты подвергаются статистической обработке, с целью выявления уровня развития ребенка.
По результатам обследования составляется заключение, в котором отмечаются:
- особенности поведения ребенка во время обследования (заинтересованность, контактность, эмоциональность, утомляемость, отвлечения);
- сохранные стороны психомоторного развития;
- состояние звукопроизношения, темпо-ритмических средств;
- планируются психолого-педагогические возможности коррекции нарушенных функций.
Список использованных источников
- Волкова, Г. А. Логопедическая ритмика. /Г. А. Волкова. – М.: Просвещение, 1985. – 191с.
- Волкова, Г. А. Психолого-логопедическое исследование детей с нарушениями речи: методическое пособие. /Г. А. Волкова. – СПб.: Сайма, 1993. − 63с.
- Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: методическое пособие. /О. Е. Грибова, Т. П. Бессонова. – М.: Айрис–пресс, 2005. – 96с.
- Зайцева, Л. А. Обследование детей с речевой патологией: методические рекомендации /Л. А. Зайцева. – Мн.: Н М Центр, 1994. – 20с.
- Киселева, В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии. /В. А. Киселева. – М.: Школьная пресса, 2007. – 109с.
- Корнев, А. Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. /А. Н. Корнев. – СПб.: МиМ, 1997. – 286с.
- Лалаева, Р. И. Методические рекомендации по логопедической диагностике. /Р. И. Лалаева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000. – С.5-14.
- Логинова, В. И. О критериях оценки знаний у детей дошкольного возраста. /В. И. Логинова. – Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1984. – С.3−11.
- Семенович, А. В. Комплексная нейропсихологическая коррекция и абилитация отклоняющегося развития: методическое пособие. /А. В. Семенович и др. – М.: МГПУ, 2001. – 479с.
- Усанова, О. Н. Диагностика интеллектуальных и речевых нарушений у детей. //Логопатопсихология. /С. Н. Шаховская, Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2011. – С.58−73.
- Усанова, О. Н. К вопросу о психолого-педагогическом исследовании детей с речевыми расстройствами. //Логопатопсихология. /С. Н. Шаховская, Р. И. Лалаева. – М.: ВЛАДОС, 2011. – С.92−106.
- Филичева, Т. Б. Основы логопедии. /Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Просвещение, 1989. – 223с.
- Цветкова, Л. С. Методика нейропсихологической диагностики детей. /Л. С. Цветкова. – М.: Когито–центр, 1998. – 128с.
- Чиркина, Г. В. Основы коррекционного обучения. //Хрестоматия по логопедии. Т. 1. / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. − М.: ВЛАДОС, 1997. – С.69−77.
- Чиркина, Г. В. Основы логопедической работы с детьми. /Г. В. Чиркина. //– М.: АРКТИ, 2003. – 240с.
- Шипицина, Л. М. Диагностика психического состояния детей: методические рекомендации. /Л. М. Шипицина. – СПб.: Сайма, 1993. – С.73-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты психологического обследования детей МБОУ «СОШ № 2» дошкольные группы (№ 4) По готовности к школе (программа Л.А. Ясюковой)
СправкаПо результатам психологического обследования детейподготовительных групппо программе«Методика определения готовности к школе» (Л.А.Ясюкова) за 2014-2015 учебный год...

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть I Обследование артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики.
Подробная программа обследования артикуляционного аппарата, артикуляционной моторики у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть II Обследование звукопроизношения гласных звуков.
Подробное обследование звукопроизношения гласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть III Обследование произношения согласных звуков.
Обследование произношения согласных звуков у ребёнка старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического и наглядного материалов, примеров игр и игровых приёмов....

Подробная программа обследования компонентов произносительной стороны речи для ребёнка старшего дошкольного возраста. Часть IV Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов.
Обследование слоговой структуры слова и фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с предоставлением дидактического материала....

Сводная таблица результатов освоения программы диагностического обследования детей
Сводная таблица результатов диагностического исследования детей средней группы на начало 2023г и конец 2024г...

