Сочинение сказочных историй как способ определения эмоциональных проблем ребенка
консультация по коррекционной педагогике

Чумакова Алина Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей22.14 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение сказочных историй как способ определения эмоциональных проблем ребенка

Консультация для родителей

Эту игру рекомендует Лоренс Шапиро с целью помочь родителям и педагогам научиться разбираться в эмоциональном состоянии ребенка и понимать его проблемы.

Нужно подготовить 20 карточек, на которых написаны зачины историй.

  • О мальчике или девочке, которые горевали, потому что у них не было друзей.

  • О любителе чтения.

  • О потерявшемся животном или птице.
  • О поездке в парк аттракционов.
  • О человеке, которого уволили с работы.
  • О том, как кто-то нашел клад.
  • О супергерое.
  • О семье, которая нуждается в деньгах.
  • О человеке, который что-то выигрывает.

  • О ребенке, который чего-то боялся.
  • О ребенке, который любит животных.
  • О ребенке, чьи родители ссорятся у него на глазах.
  • О детях, которые отправились в поход.
  • О ребенке, которого дразнят в школе.
  • О ребенке - спортивном чемпионе.

  • О ребенке, который переезжает в новый город и идет в новую школу.

  • О ребенке, который придумал, как заработать много денег.
  • О человеке, который потерял что-то важное, и т.д.

Можно придумать зачины действительно проблемных историй для вашего ребенка и семьи и добавить их к этому списку.

Все карточки помешаются в большую коробку, которую можно встряхивать, перемешивая их. Сбоку коробки сделать отверстие, чтобы доставать карточку.

Вторая коробка - с фишками или жетонами: за рассказ истории полагается 2 жетона (если до конца рассказана). За придумывание вывода или ответа на вопрос: «Чему научила история главного героя?» - еще 1 жетон.

Третья коробка - с мелкими призами и сувенирами. Можно будет вручить любой из них тому, кто первым наберет 10 жетонов (начинает рассказывать истории ребенок).

  • игре участвует семья или педагог и ребенок, можно - несколько детей. Дети в возрасте от 5 до 12 лет. При этом, когда взрослый будет слушать детские рассказы, ему важно будет ответить для себя на следующие

вопросы:

  1. Каковы установки героя истории?

  1. Каково его отношение к жизненным проблемам? Какие задачи им ставятся и решаются? Выполнимы ли они? Умеет ли при этом герой справляться с отрицательными чувствами? Кто в результате решает проблему: герой или кто-то еще? При этом используются одинаковые способы или разные?

  1. Какие ценности отражает этот рассказ? Отражают ли они систему ваших ценностей или противоречат ей?

Нужно подумать над этими вопросами и подобрать в соответствии с ответами на них «ключик» К решению проблем ребенка.

Тренинг сочинения семейных историй по самопомощи

Бывает, что «ключик» к решению проблем ребенка и взаимоотношений в семье сразу не находится. Помочь могут специалисты детского сада, в частности, педагог-психолог и воспитатели, для этого можно провести тренинг сочинения семейных историй по самопомощи очно или заочно. Такие тренинги проводили несколько раз в течение года на форумах Родительской академии и Педагогического интернет-клуба. Приведем пример такого тренинга для того, чтобы читатели поняли, что организовать такой тренинг несложно. Труднее - подобрать грамотного психотерапевта или педагога-психолога, который смог бы стать ведущим и направить взаимодействие в нужное русло.

Методика Л. Шапиро (старший дошкольный возраст) начинаем по очереди сочинять рассказ.

Но у него есть правила, которым нужно следовать (для педагога):

  1. Начинается он с «Жил-был ... », затем придумывается имя главному герою (его должны звать не так, как ребенка).

  1. Потом в рассказ вводится проблема, с которой он столкнулся (нужно описать ее с точки зрения ребенка). Приводится пример, позволяющий представить проблему в еще большем масштабе.

  1. Далее в рассказе должен появиться «помощник» (но не сказочный персонаж), который переживает за решение этой проблемы.

  1. Предлагается положительный и реалистический или альтернативный выход из положения.

  1. Предлагается ребенку по-новому взглянуть на саму проблему.

  1. Придумывается реалистический конфликт, ситуация, с которой герой столкнулся в действительности.

  1. Персонаж должен найти какое-нибудь решение, справиться с проблемой и проявить оптимизм.

  1. Нужно сочинить развязку конфликта и подвести итоги истории.

На сочинение истории уходит 5 минут. Текст - по несколько строчек, в итоге получается страница с лишним. Очень помогает в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста!

План анализа детских и взрослых сказок

Размышление над сказками и их обсуждение предлагается строить, по следующему плану*,

  • По материалам публикаций ТД. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко. \

  1. Выделение основной темы.

Через нее передаются основные ценности, установки поведения и формирования взаимоотношений с окружающими. На этом этапе важно понять главные идеи сказки. для этого ребенку или взрослому педагогом, родителям и т.д.) рекомендуется задавать вопросы типа:

  • О чем эта сказка?
  • Чему она нас учит?

  • В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

2. Мотивы поступков.

Здесь важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки, их потребности. Ребенку можно задать вопросы следующего типа:

  • Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?
  • Чего он хотел на самом деле?
  • Зачем один герой был нужен другому? Почему другие герои

появились в сказке? Какую роль они выполняют - помощников или врагов героя?

  1. Способы преодоления трудностей.

Линии героев сказки могут переплетаться. Здесь важно проследить хapaктepныe для них способы разрешения жизненных трудностей. Для этого нужно попробовать ответить вместе с ребенком на следующие вопросы:

  • Как герой решает проблему?
  • Что он использует в качестве средства решения проблем:

хитрость, волшебные предметы, помощь окружающих и др.? - Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный?

  • Герой решает и преодолевает все сам или старается переложить ответственность на другого?

  • В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

4. Отношение героев к окружающему миру и самому себе.

На данном этапе важно понять, является ли герой созидателем или разрушителем по отношению к окружающему миру, другим героям, для этого нужно обсудить следующие вопросы:

  • Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение)?

  • В каких ситуациях он созидатель, в каких - разрушитель?
  • В связи с этим, какие чувства вызывает эта сказка?

Это психологический вариант анализа сказки. Есть и педагогический вариант*.

  • Обращает ли ребенок внимание на мимику изображаемых персонажей?

  • Умеет ли по изображению достаточно верно определить характер персонажа?

  • Удается ли ребенку рассказ по изображению? Участвует ли его воображение в этом рассказе?

  • Может ли ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки?

  • Использует ли он предметы-заместители в этой игре?

  • Умеет ли активно, действенно выражать сострадание? (Стремится ли как-то помочь, например, Зайчику из сказки «Лиса и Заяц».)

  • Понимает ли ребенок шутки, юмор и помогает ли это снять страх перед безнравственными персонажами?

  • Доступен ли ему переносной смысл рассказываемого, например, обыгрывание слов «большой» и «маленький» В прямом (размеры Таракана, Воробья) и переносном смысле (их поступки, бесстрашие Воробья и т.д.)?

  • Может ли ребенок «остановить» сказку в тот момент, от которого зависит поворот дальнейших событий, и чем он это мотивирует (объясняет)?

  • Подбирает ли ребенок цвет для рисунков персонажей, для раскрашивания фона иллюстраций? (Соответствие с образцом.)

Если позволяет компетенция взрослого, психологический и пе-дагогический варианты анализа эффективнее всего совмещать. Например, Л.П. Стрелкова рекомендует для этого этическую беседу детей с героями сказки, чтение писем от сказочных героев или сочинение собственных писем для них (при этом взрослый обращает внимание на то, старается ли ребенок поддержать, утешить (или соглашается) обиженных персонажей и выражает ли свое возмущение по поводу поведения обидчиков), ранжирование их по ступенькам «нравственной лестницы» и объяснение причин этого.

Например, В.В. Абраменкова дополнительно предлагает проводить игру, направленную на выявление особенностей социальной позиции самого ребенка и его отношений с другими людьми, в частности с членами своей семьи. Игра заключается в том, что ре нок, имея набор карточек с изображением различных предметов из реальной и сказочной жизни (в том числе волшебных), должен разложить их по заданию экспериментатора так, чтобы на его планшете оказывались предметы для мамы, для папы, а также для сказочных персонажей - Василисы Премудрой и Ивана- Царевича.

Таким образом, ребенок последовательно ставится в позицию того или иного лица посредством предметов, отражающих тип взаимоотношений в реальной семье и семье сказочной. Затем дошкольник должен выбрать карточки с теми предметами, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Этот этап наиболее важный для анализа, как идеальные образцы семейных отношений, дошедшие до нас в описаниях сказочной семьи, влияют на детские представления о них, как они пересекаются с современными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка

Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?...

Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.

Консультация для родителей "Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей"....

Консультация для родителей на тему: «Сказочные задачи как средство решения эмоциональных проблем детей дошкольного возраста».

Кто из нас не любит и не знает сказки? Сказки не только помогают нам воспитывать и обучать детей, но могут и лечить, став полезным, эффективным и очень приятным лекарством.Сказкотерапия включает в себ...

Сказочные истории в системе психолого-¬педагогического сопровождения ребенка в ДОУ.

Дошкольный возраст является тем периодом жизни, когда ребенку начинает открываться мир человеческих отношений. Именно данный возрастной этап является сенситивным к социокультурному становлению дошколь...

Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада...

Консультация для родителей "Сочинение сказочных историй"

Консультация для родителей "Сочинение сказочных историй"...

Сочинение сказочных историй при помощи "Речевых кубиков"

Представленная авторская педагогическая разработка содержит мультимедийную презентацию"Сочинение сказочных историй при помощи "Речевых кубиков"" и электронный сборник историй, сост...