Главные вкладки

    Сочинение сказочных историй как способ определения эмоциональных проблем ребенка
    консультация по коррекционной педагогике

    Чумакова Алина Александровна

    Консультация для родителей

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Консультация для родителей22.14 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сочинение сказочных историй как способ определения эмоциональных проблем ребенка

    Консультация для родителей

    Эту игру рекомендует Лоренс Шапиро с целью помочь родителям и педагогам научиться разбираться в эмоциональном состоянии ребенка и понимать его проблемы.

    Нужно подготовить 20 карточек, на которых написаны зачины историй.

    • О мальчике или девочке, которые горевали, потому что у них не было друзей.

    • О любителе чтения.

    • О потерявшемся животном или птице.
    • О поездке в парк аттракционов.
    • О человеке, которого уволили с работы.
    • О том, как кто-то нашел клад.
    • О супергерое.
    • О семье, которая нуждается в деньгах.
    • О человеке, который что-то выигрывает.

    • О ребенке, который чего-то боялся.
    • О ребенке, который любит животных.
    • О ребенке, чьи родители ссорятся у него на глазах.
    • О детях, которые отправились в поход.
    • О ребенке, которого дразнят в школе.
    • О ребенке - спортивном чемпионе.

    • О ребенке, который переезжает в новый город и идет в новую школу.

    • О ребенке, который придумал, как заработать много денег.
    • О человеке, который потерял что-то важное, и т.д.

    Можно придумать зачины действительно проблемных историй для вашего ребенка и семьи и добавить их к этому списку.

    Все карточки помешаются в большую коробку, которую можно встряхивать, перемешивая их. Сбоку коробки сделать отверстие, чтобы доставать карточку.

    Вторая коробка - с фишками или жетонами: за рассказ истории полагается 2 жетона (если до конца рассказана). За придумывание вывода или ответа на вопрос: «Чему научила история главного героя?» - еще 1 жетон.

    Третья коробка - с мелкими призами и сувенирами. Можно будет вручить любой из них тому, кто первым наберет 10 жетонов (начинает рассказывать истории ребенок).

    • игре участвует семья или педагог и ребенок, можно - несколько детей. Дети в возрасте от 5 до 12 лет. При этом, когда взрослый будет слушать детские рассказы, ему важно будет ответить для себя на следующие

    вопросы:

    1. Каковы установки героя истории?

    1. Каково его отношение к жизненным проблемам? Какие задачи им ставятся и решаются? Выполнимы ли они? Умеет ли при этом герой справляться с отрицательными чувствами? Кто в результате решает проблему: герой или кто-то еще? При этом используются одинаковые способы или разные?

    1. Какие ценности отражает этот рассказ? Отражают ли они систему ваших ценностей или противоречат ей?

    Нужно подумать над этими вопросами и подобрать в соответствии с ответами на них «ключик» К решению проблем ребенка.

    Тренинг сочинения семейных историй по самопомощи

    Бывает, что «ключик» к решению проблем ребенка и взаимоотношений в семье сразу не находится. Помочь могут специалисты детского сада, в частности, педагог-психолог и воспитатели, для этого можно провести тренинг сочинения семейных историй по самопомощи очно или заочно. Такие тренинги проводили несколько раз в течение года на форумах Родительской академии и Педагогического интернет-клуба. Приведем пример такого тренинга для того, чтобы читатели поняли, что организовать такой тренинг несложно. Труднее - подобрать грамотного психотерапевта или педагога-психолога, который смог бы стать ведущим и направить взаимодействие в нужное русло.

    Методика Л. Шапиро (старший дошкольный возраст) начинаем по очереди сочинять рассказ.

    Но у него есть правила, которым нужно следовать (для педагога):

    1. Начинается он с «Жил-был ... », затем придумывается имя главному герою (его должны звать не так, как ребенка).

    1. Потом в рассказ вводится проблема, с которой он столкнулся (нужно описать ее с точки зрения ребенка). Приводится пример, позволяющий представить проблему в еще большем масштабе.

    1. Далее в рассказе должен появиться «помощник» (но не сказочный персонаж), который переживает за решение этой проблемы.

    1. Предлагается положительный и реалистический или альтернативный выход из положения.

    1. Предлагается ребенку по-новому взглянуть на саму проблему.

    1. Придумывается реалистический конфликт, ситуация, с которой герой столкнулся в действительности.

    1. Персонаж должен найти какое-нибудь решение, справиться с проблемой и проявить оптимизм.

    1. Нужно сочинить развязку конфликта и подвести итоги истории.

    На сочинение истории уходит 5 минут. Текст - по несколько строчек, в итоге получается страница с лишним. Очень помогает в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста!

    План анализа детских и взрослых сказок

    Размышление над сказками и их обсуждение предлагается строить, по следующему плану*,

    • По материалам публикаций ТД. Зинкевич-Евстигнеевой, Т.М. Грабенко. \

    1. Выделение основной темы.

    Через нее передаются основные ценности, установки поведения и формирования взаимоотношений с окружающими. На этом этапе важно понять главные идеи сказки. для этого ребенку или взрослому педагогом, родителям и т.д.) рекомендуется задавать вопросы типа:

    • О чем эта сказка?
    • Чему она нас учит?

    • В каких ситуациях нашей жизни пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни?

    2. Мотивы поступков.

    Здесь важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки, их потребности. Ребенку можно задать вопросы следующего типа:

    • Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно?
    • Чего он хотел на самом деле?
    • Зачем один герой был нужен другому? Почему другие герои

    появились в сказке? Какую роль они выполняют - помощников или врагов героя?

    1. Способы преодоления трудностей.

    Линии героев сказки могут переплетаться. Здесь важно проследить хapaктepныe для них способы разрешения жизненных трудностей. Для этого нужно попробовать ответить вместе с ребенком на следующие вопросы:

    • Как герой решает проблему?
    • Что он использует в качестве средства решения проблем:

    хитрость, волшебные предметы, помощь окружающих и др.? - Какой способ решения и поведения он выбирает? Активный или пассивный?

    • Герой решает и преодолевает все сам или старается переложить ответственность на другого?

    • В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей?

    4. Отношение героев к окружающему миру и самому себе.

    На данном этапе важно понять, является ли герой созидателем или разрушителем по отношению к окружающему миру, другим героям, для этого нужно обсудить следующие вопросы:

    • Что приносят поступки героя окружающим (радость, горе, прозрение)?

    • В каких ситуациях он созидатель, в каких - разрушитель?
    • В связи с этим, какие чувства вызывает эта сказка?

    Это психологический вариант анализа сказки. Есть и педагогический вариант*.

    • Обращает ли ребенок внимание на мимику изображаемых персонажей?

    • Умеет ли по изображению достаточно верно определить характер персонажа?

    • Удается ли ребенку рассказ по изображению? Участвует ли его воображение в этом рассказе?

    • Может ли ребенок начинать и разворачивать игру по сюжету сказки?

    • Использует ли он предметы-заместители в этой игре?

    • Умеет ли активно, действенно выражать сострадание? (Стремится ли как-то помочь, например, Зайчику из сказки «Лиса и Заяц».)

    • Понимает ли ребенок шутки, юмор и помогает ли это снять страх перед безнравственными персонажами?

    • Доступен ли ему переносной смысл рассказываемого, например, обыгрывание слов «большой» и «маленький» В прямом (размеры Таракана, Воробья) и переносном смысле (их поступки, бесстрашие Воробья и т.д.)?

    • Может ли ребенок «остановить» сказку в тот момент, от которого зависит поворот дальнейших событий, и чем он это мотивирует (объясняет)?

    • Подбирает ли ребенок цвет для рисунков персонажей, для раскрашивания фона иллюстраций? (Соответствие с образцом.)

    Если позволяет компетенция взрослого, психологический и пе-дагогический варианты анализа эффективнее всего совмещать. Например, Л.П. Стрелкова рекомендует для этого этическую беседу детей с героями сказки, чтение писем от сказочных героев или сочинение собственных писем для них (при этом взрослый обращает внимание на то, старается ли ребенок поддержать, утешить (или соглашается) обиженных персонажей и выражает ли свое возмущение по поводу поведения обидчиков), ранжирование их по ступенькам «нравственной лестницы» и объяснение причин этого.

    Например, В.В. Абраменкова дополнительно предлагает проводить игру, направленную на выявление особенностей социальной позиции самого ребенка и его отношений с другими людьми, в частности с членами своей семьи. Игра заключается в том, что ре нок, имея набор карточек с изображением различных предметов из реальной и сказочной жизни (в том числе волшебных), должен разложить их по заданию экспериментатора так, чтобы на его планшете оказывались предметы для мамы, для папы, а также для сказочных персонажей - Василисы Премудрой и Ивана- Царевича.

    Таким образом, ребенок последовательно ставится в позицию того или иного лица посредством предметов, отражающих тип взаимоотношений в реальной семье и семье сказочной. Затем дошкольник должен выбрать карточки с теми предметами, которые понадобятся ему во взрослой жизни. Этот этап наиболее важный для анализа, как идеальные образцы семейных отношений, дошедшие до нас в описаниях сказочной семьи, влияют на детские представления о них, как они пересекаются с современными.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».

    ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает оп...

    Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка

    Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?...

    Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей.

    Консультация для родителей "Родительское программирование как источник эмоциональных проблем ребенка и пути его коррекции в ходе самовоспитания родителей"....

    Рекомендации "Принципы общения с ребенком", "Способы эмоциональной поддержки ребенка"

    В представленном материале  даются  рекомендации по  взаимодействию с детьми, спосбоствующие их гармоничному психическому развитию....

    Консультация для родителей на тему: «Сказочные задачи как средство решения эмоциональных проблем детей дошкольного возраста».

    Кто из нас не любит и не знает сказки? Сказки не только помогают нам воспитывать и обучать детей, но могут и лечить, став полезным, эффективным и очень приятным лекарством.Сказкотерапия включает в себ...

    Сказочные истории в системе психолого-¬педагогического сопровождения ребенка в ДОУ.

    Дошкольный возраст является тем периодом жизни, когда ребенку начинает открываться мир человеческих отношений. Именно данный возрастной этап является сенситивным к социокультурному становлению дошколь...

    Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

    Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада...