Главные вкладки

    Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка
    статья по теме

    Куковицкая Вера Александровна

     Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл risunok_semi.docx15.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рисунок семьи – тест на определение эмоционального благополучия ребенка

     Хотите глубже понять своего ребенка, его восприятие окружающего мира, семьи и вас самих?

    Дети по-своему оценивают поведение родителей, видя то же, что и взрослые, но воспринимают не так, как мы, взрослые.

    Особенности детского осмысления часто не понимаются и не принимаются взрослыми. Во внутреннем мире ребенка сплетается несовместимое, случайное, создаются фантастические образы, собственные теории, версии.

    Опираясь на них, дети ведут себя своеобразно. Родители, не догадываясь об этой премудрости, удивляются и беспокоятся за поступки и душевное развитие детей.

    Чтобы определить эмоциональное благополучие ребенка в семье, можно предложить ему нарисовать семью, а интерпретации детского рисунка, разработанные известным психоаналитиком, профессором В.К.Лосевой, помогут вам в этом.

    Отказ ребенка: «Я не хочу» или вопрос: «А кто это?» говорят нам о том, что у ребенка не формировано понятие «семья» или о тревожности. В рисунке нет ничего случайного. Ведь ребенок рисует не с натуры, а выражает свои эмоции и переживания по поводу близких ему людей. Отговорки: «А брата я просто забыл нарисовать» или «Сестра у меня не получилась...» - не имеют значения.

    ПРАВИЛА ИНТЕРПРЕТАЦИИ

    1. Если отсутствует кто-то из членов семьи:

    а) Наличие бессознательных негативных чувств к этому человеку.

    б) Полное отсутствие эмоционального контакта с «забытым» человеком.

    2. Если нет самого автора:

    а) Трудности самовыражения в отношениях с близкими: «Меня здесь не замечают», «Мне нет места».

    б) «Мне и без них неплохо».

    3. Размер персонажа выражает его значимость для ребенка, т.е. какое место занимает этот член семьи в душе ребенка.

    4. Вымышленные персонажи (кот, собака или предметы) – неудовлетворенные желания.

    5. Кто выше, кто ниже: выше тот, кто имеет наибольшую власть в семье (младшая сестра или сам автор управляют остальными членами семьи).

    6. Расстояние между персонажами связано с психологической дистанцией (кто в психологическом плане ребенку ближе всех, того он изобразит рядом).

    7. Если ребенок рисует себя очень маленьким – у него низкая самооценка.

    8. Соприкосновение изображенных руками - тесный психологический контакт (мама, бабушка или др.)

    9. Усиление нажима или очень тоненькие, дрожащие линии – этот персонаж вызывает наибольшую тревожность у ребенка.

    10. Большая голова – более умный член семьи (по мнению ребенка).

    11. Глаза – орган выражения печали, просьба об эмоциональной поддержке.

    Глаза большие, расширенные – тревожные, беспокойные персонажи, желающие, чтобы им помогли;

    маленькие, узкие – внутренний запрет на плач, не решаются попросить о помощи.

    12. Уши – «орган» восприятия критики о себе:

    Большие уши – изображенный должен больше всех слушаться других;

    без ушей – отказ слушаться, игнорирует то, что о нем говорят.

    13. Большой рот – источник угрозы;

    если вообще нет рта или изображен точкой или черточкой – не может словами выразить или влиять на других.

    14. Шея – символизирует способность к рационализму, самоконтролю над чувствами.

    15. Руки - функция присоединения, взаимодействия, человек может что-то делать, менять; чем больше пальцев – тем сильнее человек; чем меньше пальцев – ребенок ощущает внутреннюю слабость, неспособность действовать.

    16. Ноги – чем больше площадь опоры, тем тверже человек стоит на земле.

    17. Солнце - символ защиты и тепла.

    18. Если ребенок изображает между членами семьи людей или предметы – это то, что мешает ощущать себя защищенным.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье"

    Обеспечение эмоционального благополучия ребёнка в семьеДошкольный возраст характеризуется тесной эмоциональной привязанностью ребенка к родителям (особенно к матери), причем не в виде зависимост...

    Консультация для родителей. «Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в семье»

    Неврозы детей дошкольного возраста.Причины их возникновения.Типы неправильного воспитания.Как предотвратить невроз....

    Презентация Эмоциональное благополучие ребенка в семье

    Цель: Формирование убеждения у  родителей в необходимости поддержания психологического комфорта в семье для правильного развития ребенка, становления его личности и дать рекомендации по созданию ...

    Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.

    Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте и, следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и ре...

    Родительское собрание "Значимость эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье"

    Выступление педагога-психолога на родительском собрании в средней группе о значимости эмоционального благополучия ребенка для сохранения и укрепления психического здоровья ребенка в семье....

    Тест для определения эмоционального благополучия воспитателя в детском саду

    Тест для определения  эмоционального благополучия воспитателя в детском саду...

    Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

    Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада...