Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации
компьютерная программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Филатова Людмила Николаевна

Педагоги, как правило, используют готовые авторские модели, чтобы формировать у детей природоведческие знания, элементарные математические представления, развивать речь, звуковой анализ слов, навыки конструирования, изобразительной деятельности. Однако подобные модели можно сделать самостоятельно вместе с дошкольниками на основе фотографий. Какие же задачи поможет решить фотомоделирование.

Образовательная деятельность по фотомоделированию позволяет педагогам решать разные задачи. Процесс создания фотомодели имеет развивающее значение, т. к. открывает дополнительные возможности для развития умственной активности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon isprav.doc37 КБ

Предварительный просмотр:

Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации

Педагоги, как правило, используют готовые авторские модели, чтобы формировать у детей природоведческие знания, элементарные математические представления, развивать речь, звуковой анализ слов, навыки конструирования, изобразительной деятельности. Однако подобные модели можно сделать самостоятельно вместе с дошкольниками на основе фотографий. Какие же задачи поможет решить фотомоделирование.

Образовательная деятельность по фотомоделированию позволяет педагогам решать разные задачи. Процесс создания фотомодели имеет развивающее значение, т. к. открывает дополнительные возможности для развития умственной активности ребенка.

Фотомодели раскрывают детям существенные особенности объектов, закономерные связи, формируют системные знания, помогают усвоить большой объем информации. В своих исследованиях многие психологи (Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин и др.) отмечали доступность детям метода моделирования. Они связывали это с тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения – реальный предмет может быть заменен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением. Поэтому фотомоделирование целесообразно начинать вводить в средней группе и продолжать работу в следующих группах.

Как организовать деятельность по фотомоделированию?

Существует пять требований к модели, они представлены на слайде.

Несмотря на то, что деятельность по созданию моделей развивает умения анализировать, определять особенности объектов и устанавливать связи между ними, занятия по фотомоделированию требуют достаточного уровня развития у детей образного мышления, связной речи, словарного запаса.

Перед тем как дети будут создавать свои фотомодели, следует показать им образец. Простые модели дошкольники осваивают достаточно быстро. Освоить более сложные модели детям помогает участие в их создании. Эта деятельность строится на основе наблюдения и анализа того объекта, который дети будут моделировать.

Например, на занятии по ознакомлению с окружающим миром «Кто такие рыбы?» педагог предлагает детям создать модель рыбы. Перед этим они рассматривают рыбок в модели аквариума, определяют их размер, окрас, строение, отличительные признаки. Затем педагог демонстрирует рыбку с разных сторон (анфас, профиль, вид сверху, вид снизу) и параллельно делает схематический рисунок. Далее дети фотографируют рыб из модели аквариума, и с помощью листов для четырехмерного изображения каждый ребенок делает схематический рисунок рыбы. Таким образом, сначала педагог с детьми обследует объект, определяет его признаки и свойства, и только после этого они приступают к созданию 3D-модели. Полностью план-конспект ООД – в приложении.

Готовые фотомодели дети используют в основном в игре, в качестве элементов для разыгрывания сюжетов. Можно выделить три формы организации деятельности с фотомоделями. Первая – индивидуальная и групповая. К ней относятся наблюдение (в уголке природы, на участке, в огороде), экологические игры, обсуждения, рассказы-беседы, экспериментирование.

Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя фотографии для обозначения явлений в неживой и живой  природе. Например, коллаж, в котором отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы: среда обитания, времена года, классификация животных, явлений природы. Фотоколлажи используют в экологических уголках, как календари природы или как украшение помещений.

Следующая форма деятельности – групповая, подгрупповая и индивидуальная. Это проектная и театрализованная деятельность, экскурсии-походы, экологические викторины, КВН, где существенные признаки, связи и отношения могут быть представлены в виде предметов-макетов из фотографий. Например, макет леса, водоема, города и т.д.

К индивидуальной форме деятельности можно отнести самостоятельное фотомоделирование. Это могут быть модели животных, в которых отражен принцип строения живого организма. Для этого необходимо продемонстрировать детям готовую модель в качестве образца, ввести и объяснить новые понятия (восприятие объекта с разных сторон).

Smoothie – 3D- бесплатная программа для 3D-моделирования. Главное отличие в том, что процесс моделирования  происходит на интуитивном уровне. Пользователь загружает 2D изображение, обрисовывает его контуры и специальная программа превращает его в трехмерную модель, готовую к печати. Звучит все довольно сложно, но в действительности с этой задачей справится даже ребенок, достаточно иметь под рукой компьютер и мышку.

Таким образом, фотомодели многофункциональны. Их можно использовать на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности как элементы предметно-развивающей среды. На основе моделей можно создать разнообразные дидактические игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми.

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Давайте узнаем как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образователь...

Консультация для воспитателей «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми».

Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Предлагаю Вам узнать, как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанникам...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ КАК МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ МНЕМОТЕХНИКУ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини пам...

Консультация для воспитателей Как использовать фотомоделирование в работе с детьми. Методические рекомендации

Моделирование – метод обучения, который помогает ребенку дошкольного возраста увидеть скрытые от его непосредственного восприятия свойства, связи, отношения объектов. Педагоги используют готовые...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

Консультация на тему: "Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми"...

Консультация для педагогов «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми?»

В каждой семье есть гаджеты. Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с ними. Дети знакомятся с гаджетами очень рано. Что такое гаджеты? Почему оградить ребенка от них невозможн...

Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми

Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДОО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стат...