Пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей первого года жизни ребенка с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов.
учебно-методический материал по коррекционной педагогике (младшая группа)

Лысенко Анна Юрьевна

Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paket_diagnostich_instr.docx31.27 КБ

Предварительный просмотр:

Пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей первого года жизни ребенка с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов


1. Общие положения

Диагностический инструментарий для изучения индивидуальных особенностей детей первого года жизни имеет своей целью выявление основных физических, психологических особенностей ребенка на первом году жизни.

Диагностика индивидуальных особенностей детей первого года жизни носит систематический, последовательный характер.

Для описания диагностических приемов и методов, с целью оптимального исследования первый год жизни разделяется на соответствующие этапы. Приводится примерное описание каждого этапа.

Общая характеристика первого года жизни ребенка.

Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Развитие в этом возрасте происходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует динамического наблюдения. 

Быстрый темп и неравномерность развития определяют деление первого года жизни на качественно различные периоды, каждый из которых характеризуется ведущими достижениями. 


2. Характеристика периодов первого года жизни

Период

Основные общие психологический особенности

1 месяц

выделение основных особенностей развития ребенка затруднительное;

предпосылки для коммуникаций появляются на 3 – 4 неделе: возникает «ротовое внимание» как ответная реакция на воздействие, появление улыбки

1 – 3 месяца

формируются зрительные, слуховые реакции, ответные эмоционально-выразительные реакции;

развивается умение сосредоточения взгляда,

ответная улыбка, возникает комплекс оживления – как грань между новорожденностью и младенчеством;

формируется способность удержания головы в различных положениях

3 – 6 месяцев

развитие зрительных, слуховых реакций;

возникновение ориентирования,

формируется первичное понимание речи на основе способности к ориентированию;

создаются предпосылки для предметной деятельности,

происходит формирование сенсорного восприятия, первых усложненных поведенческих форм;

ведущее развитие – двигательная функция руки, главную роль играет зрительный анализатор,

движение руки становится целенаправленным,

развивается способность самостоятельно брать рукой предмет, способность к манипуляциям с предметами;

комплекс оживления приобретает дифференциацию,

происходит узнавание;

подготовка к активной речи: гуление сменяется лепетом;

происходит лежание на животе, упор на ладони, руки выпрямленные, переворачивание с живота на спину, обратно;

упор ногами при поддержке под ручки

6 – 9 месяцев

скачок в развитии движений резкий,

хорошее ползанье к 7-му месяцу,

меняется поведение: проявляются активность, самостоятельность,

лучшее пространственное ориентирование,

активные манипуляции;

прямо стоит, умеет садиться, вставать, ложиться, стоять, сидеть, переступать вдоль ограждения,

совершенствование двигательных функций кистей и пальцев

9 – 12

развивается речь;

расширение понимание речи,

меняется характер поведения;

формирование активной речи,

овладение первыми словами,

усложняются действия с предметами;

выполнение действий по словесным инструкциям, по демонстрациям,

разнообразие действий,

их целенаправленность,

координация движений рук;

появление предпосылок для игровой деятельности,

ребенок самостоятельно, без посторонней помощи принимает вертикальную позицию


3. Объекты для наблюдения и обследования и определения качества физического и психического развития ребенка первого года жизни

1. Физическое развитие

1.1. Общая моторика:

- развитие движений рук ребенка,

- способность держать голову,

- умение подниматься на локтях,

- умение двигать ногами, лежа на спине,

- умение переворачиваться со спины на бок,

- сидение,

- ползание,

- ходьба,

- приседание.

1.2. Мелкая моторика:

- умение держать кулаки на уровне груди,

- умение прикасаться к объекту,

- умение захватить игрушку,

- владение ведущей рукой,

- умение брать в руку мелкие предметы,

- наличие манипуляционных умений с игрушками,

- умение работать с книгой,

- умение держать в руке карандаш.

1.3. Артикуляция:

- способность смыкать губы,

- положение языка,

- активность мимических мышц,

- способность самостоятельно есть,

- способность самостоятельно пить из чашки.

2. Социально-коммуникативное развитие

- умение вступать в контакт со взрослым,

- присутствие положительного эмоционального фона,

- поведение во время купания,

- способность успокаиваться под действием взгляда и голоса матери,

- способность играть с погремушкой,

- разглядывание своей руки при игре,

- способность напрягать свое тело при попытке его поднять,

- реакция на чужих,

- приспособленность к совместной игровой деятельности,

- способность использовать в ходе игры определенный предмет,

- интерес к собственному изображению в зеркале,

- способность привлекать к себе внимание взрослого,

- способность понимать запрет,

- способность держать чашку при поении.

3. Познавательное развитие

3.1. Сон, бодрствование:

- отношение сна к активной деятельности,

- способность разглядывания предметов во время бодрствования,

- способность находить игрушки и склонность тянуть их в рот,

- способность двигать ногой и стучать рукой во время активной бодрости,

- способность брать в руку маленькие предметы,

- способность осуществлять последовательные действия,

- склонность выбрасывать игрушки из постели,

- способность вкладывать один предмет в другой.

3.2. Тактильно-зрительные реакции:

- способность к фиксации взгляда на неподвижном предмете,

- способность к фиксации на движущемся предмете,

- склонность касаться собственного тела и к ощупыванию его,

- реакция на прикосновение,

- реакция на появление матери, иных близких людей,

- склонность хватать предмет и тащить его в рот,

- реакция на щекотку,

- способность перевода взгляда с одного предмета на другой,

- способность прятаться и находить,

- способность находить предметы, спрятанные на глазах,

- склонность к показу частей тела на себе и других,

- способность рассматривать книгу и манипулировать с ней.

4. Речевое развитие

4.1. Слуховое ориентирование:

способность прислушиваться к звукам и рассматривать предметы,

реакция на звуки разной силы,

реакция на материнский голос,

реакция на оклик,

способность воспринимать простые речевые установки,

способность понимать односложные инструкции,

способность обобщенно понимать названия отдельных предметов.

4.2. Активная речь:

способность прислушиваться к разным звукам, к различным голосам людей,

дифференциация крика,

гуление,

голосовая реакция на появление взрослого,

лепет,

голосовое выражение удовольствия,

произнесение слов,

способность прислушиваться к озвучиванию незнакомых слов.

5.  Художественно-эстетическое развитие

способность следить за движущимся предметом,

реакция на яркую игрушку,

реакция на цвет,

реакция на музыку,

реакция на тепло, холод,

реакция на характер поверхности,

способность изучать музыкальные инструменты,

склонность к театрализованным действиям,

способность вложения одного предмета в другой,

получение удовольствия от рисования,

попытки примерить красивую одежду,

склонность слушать сказки, рассказы.


4. Критерии оценивания уровня и результаты наблюдения и количественной оценки физического и психического развития

1 балл – объект исследования характеризуется высокой развитостью,

0,5 балла – объект исследования развит ниже среднего,

0,25 балла – объект исследования развит выше среднего,

0 баллов – объект исследования не развит

Развитие

Линия развития

Уровни

высокий

достаточный

средний

низкий

1. Физическое

общая моторика

23

21

19

17

мелкая моторика

13

11

9

7

артикуляция

12

10

8

6

2. Эмоционально-социальное

20 - 19

18 - 17

16 - 15

14 - 13

3. Познавательное

сон, бодрствование

14

12

10

8

тактильно-зрительная реакция

20

18

16

14

4. Речевое

слуховое ориентирование

18

16

14

12

активная речь

22

20

18

16

5. Художественно-эстетическое

16 - 14

13 - 11

10 - 8

7 - 5


5. Диагностика познавательного развития

Данная диагностика включает комплекс дидактических игр, в ходе которых исследуются основные задачи процесса познания.

Игра

Цель

Материал

Технология

Давай дружить

установление контакта с взрослыми

цветной шарик, желобок

взрослый кладет шарик в желобок и просит поймать шар, затем вернет желобок, просит прокатить по нему,

взрослый занимается тем, что ловит шарики

Положи в коробку

установление степени понимания слов и фраз

формирование навыков ориентирования в объектах, предметах, явлениях

коробка с крышкой, красный шар

взрослый показывает коробку с крышкой и просит открыть крышку, достать шарик, затем просит положить обратно

Собери пирамидку

пирамидка с кольцами

взрослый разбирает пирамидку, просит собрать

Кубики

два куба красного цвета

взрослый берет кубик и протягивает ребенку, предлагая взять, потом предлагает отдать

Кубик и шарик

кубик и шарик одного цвета

взрослый предлагает взять и отдать кубик, затем берет кубик и шарик, предлагает выбрать кубик или шарик

Матрешка

двухслойная матрешка

взрослый предлагает взять и отдать матрешку, затем разбирает, предлагает взять и отдать две части, потом собрать и отдать всю матрешку

Предметы на картинках

изображения животных

взрослый предлагает посмотреть на картинки, затем произносит названия животных, прося указать каждое

Угадай

мелодию

выявление восприятия звуков окружающей среды и наличия соответствующих действий

колокольчик

взрослый производит простые звуки, просит угадать, где звучит, что звучит

Диагностическая таблица

Игра

Цель

Уровни

Давай дружить

установление контакта с взрослыми

1 – контакт устанавливается

0,5 – недостаточная коммуникация

0,25 – на низком уровне

0 – контакта нет

Положи в коробку

установление степени понимания слов и фраз

формирование навыков ориентирования в объектах, предметах, явлениях

1

ребенок выполняет все действия, понимает слова, проявляет навыки ориентирования в объектах, явлениях, предметах

0,5

ребенок выполняет не все действия, понимает несколько слов

0,25

уровень восприятия слов низкий, слабое ориентирование в предметах

0

реакции отсутствуют

Собери пирамидку

Кубики

Кубик и шарик

Матрешка

Предметы на картинках

Угадай

мелодию

выявление восприятия звуков окружающей среды и наличия соответствующих действий

1

восприятие звуков отличное

0,5

среднее

0,25

ниже среднего

0

отсутствует


Список литературы:

  1. Аксарина Н.М. Воспитание детей раннего возраста. – М.: Медицина, 1977. – 304 с.
  2. Волосова Е.Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
  3. Галанов А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от рождения до года. – М.: АРКТИ, 2001. – 112 с
  4. Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей первого года жизни/ Сост. Г.А.Таварткиладзе, Н.Д. Шматко. – М.: Полиграф сервис, 2001. – 160 с.
  5. Дунаева З.М., Ростягайлова Л.И. Анализ данных клинико-психолого- педагогического обследования детей раннего возраста, консультированных в консультативно-диагностическом центре ИКП РАО// Альманах института кор- рекционной педагогики РАО. – 2000. – №2. – С. 13–17.
  6. Дунайкин М.Л., Брин И.Л. Методические подходы к оценке нервно– психического развития детей первого года жизни// Дефектология. – 2002. – №3. – С. 78–83.
  7. Казьмин А.М., Дайхина Л.В. Методика оценки психомоторного развития детей до 12 месяцев жизни// Вопросы охраны материнства и детства. – 1990. – №4. – С. 50–54.
  8. Кайл Р. Детская психология: Тайны психики ребенка. – СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2002. – 416 с.
  9. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец: психологическое взаимодейст- вие. – СПб.: Издательство С.-Петерб. ун-та, 1999. – 288 с.
  10. Поляков Ю.Ф., Солоед К.В. Развитие инициативности у детей первого го- да жизни в условиях материнской депривации// Вопросы психологии. – 2000. – №5. – С. 9–17.
  11. Разенкова Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста. – М.: Школьная пресса, 2000. – 160 с.
  12. Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-Пресс, 1997.–384 с.
  13. Шаграева О.А. Детская психология. – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – 368 с.
  14. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 416 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" по разделу "Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"...

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие" "Формирование элементарных математических представлений"

Диагностический инструментарий и разработка индивидуальной карты развития ребенка по образовательной области "Познавательное развитие"...

Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...

Кризис первого года жизни ребенка

Консультация для родителей!...

Пакет диагностических методик по выявлению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе

Важное место в образовательном процессе принадлежит диагностике готовности к школьному обучению, позволяющей взрослому понять, в верном ли направлении он осуществляет подготовку детей к школе. Ценност...

Методика выявления НПР детей первого года жизни.

Методика выявления НПР детей первого года жизни....