Консультация_Игры в первые годы жизни ребенка
консультация на тему

ранний возраст

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_igry_v_pervye_gody_zhizni_rebenka.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное образовательное автономное

учреждение  д/с № 7 г. Свободного

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 «РОЛЬ ПОДВИЖНЫХ ИГР ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ»

                                                                                                     

Воспитатель:

Попова И.А.                  

г. Свободный        

2018 г.

Первые годы жизни ребенка - самый очаровательный период. Малыш многому учится, начинает говорить, задавать вопросы, наблюдает за окружающими и очень трогательно им подражает. В младшем дошкольном возрасте большую часть времени ребенок занимается предметной деятельностью, но с удовольствием участвует в подвижных играх и игровых упражнениях двигательного характера.

Подвижная игра - доступная и увлекательная деятельность для детей дошкольного возраста. В играх привычное становится необычным, новое и сложное - хорошо освоенным. Играя, ребенок упражняется в различных действиях, с помощью взрослого овладевает новыми и более сложными способами их выполнения.

Подвижная игра как основная форма двигательной активности обладает определенной спецификой. Игровые действия, обусловленные сюжетом, правилами, способствуют осознанному достижению цели условного замысла. Кроме этого подвижная игра требует от ребенка точного выполнения правил, быстрой реакции на сигналы и изменения игровой ситуации. Сюжеты, правила и организация игр несложны, они допускают выполнение заданий в соответствии с возможностями и желаниями ребенка.

Подвижные игры разного характера имеют огромное значение для разностороннего развития детей младшего дошкольного возраста, формирования личности каждого ребенка.

Наиболее эффективно проведение подвижных игр на свежем воздухе. При активной двигательной деятельности детей на свежем воздухе усиливается работа сердца и легких, следовательно, увеличивается поступление кислорода в кровь. Это оказывает благотворное влияние на общее состояние здоровья детей: улучшается аппетит, укрепляется нервная система, повышается сопротивляемость организма различным заболеваниям.

Очень важна роль подвижных игр в увеличении двигательной активности детей в течение дня, развитию двигательных навыков.

Кроме того, подвижные игры влияют на снижение заболеваемости.

Как видим из диаграммы число дней по заболеваемости, хоть и в незначительной степени, но снижается. Здесь не приводятся зимние месяцы, когда заболеваемость детей возрастает по другим причинам.

Кроме того, заметно увеличение процента развития двигательных навыков (здесь отражены умение бегать, прыгать, ползать).

Подвижные игры по своему содержанию чрезвычайно многообразны. В детском саду широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы, игры в разных природных условиях.

Среди них следует особо выделить сюжетные подвижные игры. В них все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Одной из их особенностей является возможность воздействия на детей через образы и правила, которые они выполняют. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями в сюжетных играх, дети ведут себя очень непосредственно. Подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, прыгают как зайчики, стараются влезть на лестницу как пожарные и т. д.

При проведении сюжетных подвижных игр с малышами можно использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности персонажей: кота, медведя, волка, петуха, и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки необязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике или на вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.

Бессюжетные игры типа ловишек, перебежек близки к сюжетным - в них нет образов, которым дети подражают; все компоненты те же: наличие правил, ответственных ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятанием.

Первыми бессюжетными играми для детей младшего дошкольного возраста являются такие игры, как «Догоните меня», «Догоню». В них предлагается задание двигаться в одном направлении - за воспитателем или от него - в заранее намеченное место «домик», где педагог не должен их ловить.

В таких простейших играх, как «Догони мяч», «Пилоты», уже имеет место задание, заставляющее ребенка проявлять быстроту и ловкость: выполнять действия как можно быстрее, найти свое место, сохранить свой предмет (кубик, колечко, погремушки).

Подвижные игры в режиме дня. Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В соответствии с современными программными требованиями подвижные игры входят в общую структуру жизнедеятельности детей как самостоятельный вид двигательной деятельности и как обязательная часть физкультурного занятия.

Проведение подвижных игр предусмотрено в режиме дня в разные отрезки времени: до завтрака, во время утренней гимнастики, физкультурных занятий и прогулки, во второй половине дня.

В утренние часы до завтрака, целесообразно дать возможность поиграть самостоятельно или провести несложные игровые упражнения спокойного характера с небольшими группами детей. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь малышам найти себе занятие, подбадриванием и шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

Перед занятиями или свободное от них время уместны игры средней подвижности: это игры чаще всего индивидуального порядка или малокомплектные.

В занятие физической культурой для дошкольников могут быть включены две подвижные игры. Одна, более подвижная, проводится в основной части занятия с целью повышения его физиологической нагрузки и эмоциональности.

Вторая игра, более спокойная, включается в заключительную часть занятия. Основная ее цель - успокоить детей, несколько снизив физиологическую нагрузку на их организм. Например, на одном занятии могут быть проведены такие две игры: «Кот и воробышки» (все дети активно   бегают,   приседают,   изображая   летающих   и   клюющих  птичек, имеется момент ловли, особенно увеличивающий активность и эмоциональность детей) и «Найди, что спрятано» (дети спокойно ходят, разыскивая заранее спрятанный воспитателем флажок).

Сразу после дневного сна или в конце дня игры должны быть спокойными.

На вечерней прогулке можно проводить подвижные игры со всей группой детей и с небольшими подгруппами, но желательно игры малой подвижности. Для этого времени хороши игры с текстом, пением, а также хороводные.

Для детей 3 - года жизни в дни, когда проводятся физкультурные занятия, длительность подвижных игр на прогулке может быть 6-8 минут. В другие дни, без физкультурных занятий, следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить до 10 - 15 минут.

Педагогическое руководство в ходе игры. От того, как педагог сумеет привлечь детей к игре, заинтересовать их, во многом зависит освоение детьми игровых действий и развитие игровой активности. На этапе раннего и младшего школьного возраста воспитатель использует разнообразные методы педагогического руководства игровой деятельностью детей: непосредственное участие, объяснение, показ, словесный рассказ, пояснения, указания, игровые образы.

В подвижных играх воспитатель берет на себя выполнение ответственной роли, т.к. дети младших групп не могут еще хорошо справляться с этими обязанностями, хотя и проявляют к ним большой интерес.

Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т.п.).  Малыши играют с большим удовольствием,  когда взрослые сами участвуют в играх, показывая пример правильного выполнения движений. Они охотно подражают воспитателю, подчиняются его указаниям и в то же время воспринимают его как активного участника игры.

Объяснить малышам правила игры надо эмоционально, выразительно, стараясь сменой интонаций охарактеризовать персонажей. Например, о зайчиках, птичках говорить нежно, ласково, а о медведе, который пугает зайчиков - низким голосом, несколько грубым. Сам рассказ должен быть коротким, образным. Так малыши смогут лучше представить игровую ситуацию, войти в образ и более выразительно воспроизводить характерные для этого образа движения.

Необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют характер действий. Произносить слова, сопровождающиеся теми или иными движениями, нужно четко, не торопясь.

Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать показ, пояснения, указания, игровые образы. Например, в игре «Мой веселый звонкий мяч» воспитатель предлагает подпрыгивать повыше, как мячики, может показать, как надо подпрыгнуть повыше и мягче приземлиться, поощряет тех, кто хорошо выполнил движение.

Активность детей в подвижных играх в большей мере зависит от уровня общей и физической подготовленности. Ребенок проявляет свои способности и возможности в каждом новом доступном движении Поэтому при организации игр целесообразно каждому ребенку подобрать интересное задание, которое бы соответствовало его возможностям.

Многие дети в возрасте 2-3 лет не обладают необходимыми двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и однообразны. Как правило, малыши, недавно пришедшие в детский сад из семьи, отличаются более низкой физической подготовленностью и двигательной активностью по сравнению с детьми, ранее уже посещавшими детские учреждения. В период адаптации к условиям жизни в детском саду новички часто робки, не умеют действовать в коллективе сверстников, держатся напряженно, настороженно.

Поведение таких детей в подвижных играх, как правило, характеризуется тем, что они начинают движение не одновременно со всеми, в ходе игры часто останавливаются, присматриваются к тому, что и как делают другие, боятся быть пойманными, пропустить сигнал. К этим детям педагогу    во время игры следует проявлять больше внимания, помогать малышам в выполнении правил, подбадривать и побуждать их к активной деятельности.

В то же время в любой группе детского сада всегда есть чересчур активные дети, у которых наблюдаются беспорядочные, нецелесообразные действия, частая смена видов двигательной деятельности. В таких случаях воспитателю необходимо переключить внимание детей на более спокойное занятие, игру. Можно предложить, например, кому-нибудь из них пройти по узкой доске, лежащей на полу, пронести на ладони вытянутой вперед руки маленький резиновый мячик.

При организации игр воспитателю следует учитывать и интересы детей. Участие в игре без интереса не вызывает у малышей достаточной эмоциональности, инициативы, а наоборот ведет к снижению. В индивидуальной работе главное - вовлечь детей в активную коллективную деятельность, позволяющую упражнять их   в выполнении игрового задания.

Таким образом, игра помогает преодолеть робость, застенчивость. Часто бывает трудно заставить малыша выполнять какое-либо движение на глазах у всех. В игре же, подражая действиям своих товарищей, он естественно и непринужденно выполняет самые различные движения.

Для малышей они являются жизненной   потребностью,   выполнение   игровых   заданий   доставляет   им большое удовольствие. Совместные действия маленьких детей создают условия для общих радостных переживаний, общей активной деятельности.

Литература

1.  Адашкявичене Э.И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1992.

2.  Андерсон В.А., Вике Л.А., Жбанова Л.С. и др. Физическое воспитание детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 1991.

3.  Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать. Лазать, метать. М.: просвещение, 1991.

4.  Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду. М.: Просвещение, 1986.

5.  Рунова М.А. Радость в движении. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

6.  Тимофеева Е.А., Сагайдачная Е.А., Кондратьева Н.Л.Подвижные игры: хрестоматия и рекомендации. Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2002.

7.  Новые санитарно-эпидемиологические правила и нормативы для дошкольный образовательных учреждений. СанПин 2.4.1. 2791 - 10

8.  Сборник игр к «Программе воспитания и обучения в детском саду». М.: Просвещение, 1974.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Критерии и нормы психологического развития ребенка первого года жизни.

Ребенок – ваша высота, ваш полет, ваш вечный поиск и ваше безграничное благодеяние перед неисчерпаемостью развития человека, его творческого самовыражения, если хотите, божественной сути. Господ...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

"Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок познает  окружающую его действительность.свой внутренний мир. В младенческом возрасте посреством игры развиваются орган...

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни

Роль игры в развитии ребенка первого года жизни   Опубликовано 07.09.2012 - 18:09 - Калинина Ольга Анатольевна "Что дети больше всего любят делать?" Конечно же играть! Через игру ребенок п...

Презентация "Построение предметно-развивающей среды ребенка первого года жизни"

Презентация содержит материал для родителей малышей, которые хотят чтобы их ребенок активно развивался. Играя в раннем детстве ребенок познает мир, и ему помогают различные развивающие игрушки и дидак...

Личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя и ребенка первого года жизни в режимных моментах (в условиях дома ребенка)

1.     Особенности формирования личности ребенка в условиях депривации.2.     Теоретические пути решения проблемы формирования личности в условиях депривации.3....

Пакет диагностического инструментария для выявления индивидуальных особенностей первого года жизни ребенка с учетом педагогических, психологических и правовых аспектов.

Особенностью детей первого года жизни является большая зависимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрослым - необходимая потребность детей уже в первые месяцы жизни. Именно в процессе э...

Кризис первого года жизни ребенка

Консультация для родителей!...