Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Федирко Эльвира Ивановна

Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по профилактике различного вида дисграфий и дислексий «на помощь буквам»

Цель: создать условия для профилактики ДГ и ДЛ у старших дошкольников, стимулирующие речевое развитие, на основе совместной деятельности со сверстниками и взрослым.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Совершенствовать ЛГСР (словообразование, предложно-падежные конструкции), навыки звукового анализа и синтеза через использование игр и игровых упражнений.

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать фонематическое и зрительное восприятие, графомоторные навыки, ориентировку в пространстве (лист, стол).

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать желание вступать в совместную практическую деятельность со сверстниками (мини-группа, пара) и взрослым, способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Оборудование: карточки с буквами У, М, Н, И, Ц, Ы; куб со схемами слов, кубики со слогами, мяч, карточки с частями тела человека, маркеры, листы для написания графического диктанта, разрезные карточки буквы Ч (2 шт), картинка с изображением предмета, в названии которого есть звук Ч.

Возраст детей: 6-7 лет.

Ход занятия

Вводно-организационный этап. Настроить детей на предстоящую деятельность. Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Логопед предлагает детям почитать книгу. В книге не оказывается многих букв. Логопед спрашивает у детей, как выйти из этой ситуации. Оглядываясь вокруг, замечают, что некоторые буквы исчезли.

Мотивационно-побудительный (игровой вход в деятельность).        Создать мотивацию на включение детей в предстоящую деятельность.

Логопед вместе с детьми находят в Городе букв записку с просьбой о помощи, читает ее. Спрашивает детей, согласны ли они отправиться им на помощь.

Дети вместе с логопедом отправляются на выполнение заданий (опираясь на цифровые обозначения) по площади групповой комнаты.

Основной этап. Актуализация знаний, закрепление пройденного материала.        Совершенствовать фонематическое восприятие, профилактика акустических ДГ и ДЛ.

Совершенствовать ЛГСР, профилактика аграмматических ДГ и ДЛ.

Совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, профилактика ДГ и ДЛ на основе нарушений звукового анализа и синтеза.

Совершенствовать зрительное восприятие, ориентировку в пространстве (лист, стол), графомоторные навыки, профилактика оптических ДГ и ДЛ.

1.Игра «Звук потерялся».

Определение пропущенного первого звука в слове.

.ука – рука

..олено – колено

.ши – уши

.алец – палец

.ос – нос

.олова-  голова

.пина-  спина

Нашли домик с буквой М.

2.Деление группы детей на две команды (по цвету носков: синий, зеленый)

Игра «Живое предложение».  Составление предложения по одному заданному слову.

Нашли домик с буквой Ц.

3.Игра «Буква сломалась».

Составление целого образа буквы из частей.

Нашли домик с буквой Ы.

4.Игра «Подбери словечко».

        Припоминание слов к заданным схемам (по количеству звуков в слове, по звуковой схеме) с помощью звукового куба.

Нашли домик с буквой У.

5.Упражнение «Отгадай словечко» (деление группы детей на пары).

Определение пропущенного слова в двустишии, опираясь на рифмующиеся окончания. Формирование пар детей для выполнения следующего упражнения.

ЧКА – ЧКА – ЧКА  на цветочке бабочка

ЧКА – ЧКА – ЧКА  я гоню бычка

ЧКА – ЧКА – ЧКА  это наша лодочка

ЧКУ – ЧКУ – ЧКУ   мальчик ловит бабочку

ЧКУ – ЧКУ – ЧКУ   мне купили сумочку

    Упражнение «Слово рассыпалось» (слоги на кубиках)

Составление слов из двух слогов, опираясь на цветовое различие.

Нашли домик с буквой И.

6.Графический диктант «Буква Н». Нашли домик с буквой Н.

Написание графического образа буквы на листе в клетку.

7.Упражнение «Новое слово».

Составление относительных прилагательных путем слияния двух слов в одно.

Рыжый+волосы=рыжеволосый

Длинный+шея=длинношеий

Голубой+глаз=голубоглазый

Длинный+волосы=длинноволосый

Круглый+лицо=круглолицый

Толстый+щеки=толстолщекий

Нашли записку от букв, чтение ее детьми.

Составление слова из рассыпанных букв.

Возвращение домиков с буквами в их «город».

Рефлексивный этап (обобщение). Подведение итогов.

Плавный выход из образовательной деятельности в самостоятельную.

Припоминание и высказывание своей оценки выполненных заданий с помощью символов.

Вручение подарка детям от спасенных букв.

Выход в самостоятельную деятельность (конструктивная, изобразительная).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТВ 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.Подробная психолого-педагогическая диагно...

КОНСПЕКТ занятия по формированию звукопроизношения и обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с общим недоразвитием речи «Звук и буква Р».

Конспект фронтально-подгруппового занятия по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Второе занятие по этой теме....

Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ.

1. Проблема. В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. В основе дисграфии и дислексии лежит повреждение речевых механизмов. ...

Памятка для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников»

Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия- раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетически...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья: "Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи"....

Конспект занятия по формированию фонетико-фонематического строя речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему «Путешествие в страну Звуков и Букв»

Цель: формирование устной речи для выражения своих мыслей и желаний, совершенствовать умение детей строить речевые высказывания в ситуации общения. Задачи:образовательные: формировать фонетико-фо...

Конспект родительского собрания: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»

Тема: «Профилактика дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста»Формат проведения: родительское собраниеУчастники: учитель-логопед, воспитатели, родителиЦель: сформировать у ро...