методические рекомендации по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) по теме

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТ

В 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.

Подробная психолого-педагогическая диагностика, длительное наблюдение за развитием ребенка и правильный подход к процессу обучения позволяют вообще избежать диагноза «дислексия».

С самого рождения ребенок способен выделять человеческую речь из всех окружающих звуков. А что произойдет, если кроха не будет слышать слова? Даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга, хорошего слуха, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась способность говорить и в дальнейшем речь правильно развивалась, нужна речевая среда.

Именно в младенчестве закладываются предпосылки понимания речи и активного употребления слов. В первом полугодии речь взрослого, обращенная к малышу, вызывает максимальное внимание и радость по сравнению с другими воздействиями, так как служит наиболее значимым признаком того, что взрослый вступает в общение. На основе взаимных выражений любви складываются первые привязанности, умение открыто и полностью выражать свои чувства. В подготовительный период ребенок еще не овладевает элементами речи, но у него уже происходит формирование речевого слуха. Малышу необходимо слышать речь взрослого, причем именно слова, обращенные непосредственно к нему. Только в этом случае они будут способствовать развитию малыша.

Слыша речь окружающих, кроха начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт. Подражая взрослому, ребенок как бы копирует его мимику, чутко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии (радость, огорчение и т.д.). По мере развития эмоциональных контактов у крохи постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда ребенок начинает сам проявлять инициативу, задача близких состоит в том, чтобы максимально поддержать его стремление к общению.

Именно в этот период осуществляется переход к ситуативно-деловому общению, которое требует от малыша не только понимания обращенной к нему речи, но и побуждает его самого называть предметы, обозначать действия, с помощью слов призывать взрослого к себе.

Чтобы развить у ребенка способность вслушиваться в слова взрослых и воспроизводить их, нужно следить за тем, чтобы на речь он чаще отвечал словами, а не жестами.

Основной деятельностью маленького человечка на первом году жизни является эмоциональное общение с близкими взрослыми. Внутренняя связь между малышом и мамой, их общение является основным условием развития речи у ребенка. Главная задача родителей в этот период - установление контакта с ребенком с помощью эмоциональной речи. Никакая игрушка в этом возрасте не сможет так легко вызвать радостное состояние, как улыбка и ласковый голос родного человека. Родителям необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему - это важное условие развития его ответных голосовых реакций, слухового сосредоточения.

Логопеды давно заметили, что для предупреждения и коррекции многих речевых нарушений очень эффективен массаж щек, губ и лба. Легкий массаж лицевых мышц способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц, нормализует обмен веществ, улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, тонизирует и тренирует сосуды. Делайте массаж 1-2 раза в день в течение 3-5 минут. Легонько поглаживайте личико малыша подушечками пальцев: медленно, плавно, не сдвигая складки кожи. Основные направления движений:

от середины лба к вискам
от середины лба к ушам
от бровей к волосистой части головы
от линии лба вниз через лицо к шее
от середины верхней губы к ушам
от мочек ушей по щекам к крыльям носа
от середины верхней губы к подбородку
по верхней губе от угла рта к его середине
по нижней губе от угла рта к его середине
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта
легкое постукивание по губам подушечками пальцев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moya_rabota_po_disgrafii.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

У СТАРШИХ ДОШОЛЬНИКОВ

Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче будет ему учиться в школе.

Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу первого класса бегло читает, то он успевает по всем предметам, и наоборот. Скорость чтения у отстающих, неуспевающих детей гораздо ниже нормы, а это показывает негативное отношение к самому процессу чтения, так как информация плохо усваивается и , как правило, чтение становится механическим, без понимания материала. Таким детям трудно овладеть учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку.

Существует немало методик обучению детей чтению уже с двухлетнего возраста. Почему не начать с этих же лет целенаправленное обучение стилистической грамотной литературной речи?

В течение нескольких лет мне приходилось заниматься с группами детей  пяти, шести  и семилетнего возраста с различной речевой патологией:

с общим недоразвитием речи;

с нарушением произношения отдельных звуков;

с фонематическим недоразвитием речи.

Дети разного уровня подготовки с интересом включались в игры с буквами, слогами, словами, а некоторые из них требовали только индивидуальной работы, так как на фронтальных занятиях их восприятие затруднялось; но с группой детей необходимо проводить работу по опережающему обучению.

К концу обучения в группе детского сада на выпускных занятиях дети показывали достаточно высокий уровень осведомленности не только об окружающем мире, но и были знакомы с наиболее ошибкоопасными местами русского языка. Дети, у которых стоял диагноз  «тяжелое нарушение речи» в дальнейшем, как правило, обучались в  общеобразовательных школах.

Таким образом, профилактическая работа по развитию речи у дошкольников оказалась  своевременной и полезной.

ПРЕДУПРЕДИТЬ ДИСЛЕКСИЮ У РЕБЕНКА МОЖНО В 5 ЛЕТ

В 5 лет выявляется предрасположенность  ребенка к дислексии, определяется комплекс мероприятий по дислексии.

Подробная психолого-педагогическая диагностика, длительное наблюдение за развитием ребенка и правильный подход к процессу обучения позволяют вообще избежать диагноза «дислексия».

С самого рождения ребенок способен выделять человеческую речь из всех окружающих звуков. А что произойдет, если кроха не будет слышать слова? Даже при наличии достаточно развитого речевого аппарата, сформированного мозга, хорошего слуха, без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Чтобы у него появилась способность говорить и в дальнейшем речь правильно развивалась, нужна речевая среда.

Именно в младенчестве закладываются предпосылки понимания речи и активного употребления слов. В первом полугодии речь взрослого, обращенная к малышу, вызывает максимальное внимание и радость по сравнению с другими воздействиями, так как служит наиболее значимым признаком того, что взрослый вступает в общение. На основе взаимных выражений любви складываются первые привязанности, умение открыто и полностью выражать свои чувства. В подготовительный период ребенок еще не овладевает элементами речи, но у него уже происходит формирование речевого слуха. Малышу необходимо слышать речь взрослого, причем именно слова, обращенные непосредственно к нему. Только в этом случае они будут способствовать развитию малыша.

Слыша речь окружающих, кроха начинает прислушиваться к звукам, отыскивать взглядом источник звучания, а затем поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая внимание на его лице, губах, пытаясь таким образом установить контакт. Подражая взрослому, ребенок как бы копирует его мимику, чутко реагируя на каждое новое выражение лица, сигнализирующее об эмоциональном состоянии (радость, огорчение и т.д.). По мере развития эмоциональных контактов у крохи постепенно возникает желание общаться, которое он выражает различными движениями и звуками. Когда ребенок начинает сам проявлять инициативу, задача близких состоит в том, чтобы максимально поддержать его стремление к общению.

Именно в этот период осуществляется переход к ситуативно-деловому общению, которое требует от малыша не только понимания обращенной к нему речи, но и побуждает его самого называть предметы, обозначать действия, с помощью слов призывать взрослого к себе.

Чтобы развить у ребенка способность вслушиваться в слова взрослых и воспроизводить их, нужно следить за тем, чтобы на речь он чаще отвечал словами, а не жестами.

Основной деятельностью маленького человечка на первом году жизни является эмоциональное общение с близкими взрослыми. Внутренняя связь между малышом и мамой, их общение является основным условием развития речи у ребенка. Главная задача родителей в этот период - установление контакта с ребенком с помощью эмоциональной речи. Никакая игрушка в этом возрасте не сможет так легко вызвать радостное состояние, как улыбка и ласковый голос родного человека. Родителям необходимо разговаривать с малышом, улыбаться ему - это важное условие развития его ответных голосовых реакций, слухового сосредоточения.

Логопеды давно заметили, что для предупреждения и коррекции многих речевых нарушений очень эффективен массаж щек, губ и лба. Легкий массаж лицевых мышц способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц, нормализует обмен веществ, улучшает кожное дыхание, повышает кожно-мышечный тонус, тонизирует и тренирует сосуды. Делайте массаж 1-2 раза в день в течение 3-5 минут. Легонько поглаживайте личико малыша подушечками пальцев: медленно, плавно, не сдвигая складки кожи. Основные направления движений:

от середины лба к вискам
от середины лба к ушам
от бровей к волосистой части головы
от линии лба вниз через лицо к шее
от середины верхней губы к ушам
от мочек ушей по щекам к крыльям носа
от середины верхней губы к подбородку
по верхней губе от угла рта к его середине
по нижней губе от угла рта к его середине
поглаживание носогубных складок от крыльев носа к углам рта
легкое постукивание по губам подушечками пальцев
















Игры с малышом на первом году жизни способствуют
не только успешному речевому развитию,
но и профилактике дисграфии, дислексии.

Баюшки-баю
Взрослый берет ребенка на руки, одной рукой поддерживая за ягодицы, а другой обхватив поперек спины, и покачиват, как будто баюкает.

Ладушки
Ребенок выполняет хлопки в ладоши, подражая взрослому. Взрослый задает темп: сначала медленный, потом с ускорением.

На горку
Взрослый сидит или стоит, ребенка ставит перед собой, подерживая за кисти рук, и приговаривает: «Взбираемся на горку», тем самым стимулируя перемещение малыша вверх по ноге взрослого.

Воробьи
Взрослый держит ребенка подмышки, а позднее — за плечи, лицом к себе. Малыш подпрыгивает на обеих ногах. Далеe взрослый держит ребенка за одну руку и прыгает вместе с ним.

Тучи и ветер
Сидя или стоя, ребенок изображает маленькие и большие тучи круговыми движениями рук над головой и движениями всего тела. Потом он бежит, как туча, которую гонит по небу ветер.

Разговариваем с младенцем

Совет первый. Разговаривая с малышом, обязательно смотрите ему в глаза: это усилит действие слов. Прежде чем заговорить, погладьте кроху, прижмите к себе, поцелуйте. Ощутив всю вашу любовь и нежность, в самом скором времени он захочет ответить вам!

Совет второй. Примечательно, что интонации детских народных сказок очень точно рассчитаны на восприятие маленького ребенка. Поэтому как можно раньше (с 2-3 месяцев) ввидите в систему чтение коротких и ритмичных сказочек. Постепенно увеличивайте объем текста.

Совет третий. С первых дней беседуйте с ребенком на самые разные темы. Смысла он, конечно, не поймет, но уловит разные интонации. Именно они послужат в дальнейшем своеобразными смысловыми ниточками на которые «нанижутся» слова и фразы.

Совет четвертый. Грудной ребенок - не только приятный собеседник, но и прилежный ученик, внимательно анализирующий каждую фразу. Ваш малыш учится родному языку. Приспособьте свою речь к правилам обучения: не говорите быстро, четко произносите все согласные, чисто артикулируйте гласные звуки.

Помните, что «повторение - мать учения», поэтому не ленитесь много раз говорить одно и то же слово, фразу, снова воспроизводить интонацию. Сделайте обучение наглядным: рассказывайте о том, что близко малышу, что его окружает.

Совет пятый. Из сотни других голосов ваш кроха выберет и узнает, прежде всего, материнский: он привык к нему еще в период внутриутробного развития. Маме важно использовать свое преимущество и говорить с ребенком как можно чаще: это успокоит его, вызовет приятные эмоции.

Для разговора с младенцем отлично подойдут эмоциональные фразы: «Какое вкусное молочко!», «Какой ты молодец!», «Хороший, любимый мой мальчик!». Они одобрительные, ласковые, говорятся на повышенных тонах. Давно известно, что младенцев больше всего привлекают высокие звуки - их лучше слышно.

Когда родители приводят первоклассника на консультацию к логопеду с просьбой разобраться в причинах трудностей в обучении и помочь ребенку, мы каждый раз сталкиваемся с тем, что взрослые не помнят особенностей раннего развития своих детей (от 0 до 3 лет).

Избежать многих проблем поможет дневничок «Этапы развития моего гениального ребенка», куда вы будете записывать все достижения и трудности в развитии вашего малыша.

Если ваш ребенок собирается поступать в школу, вспомните и подготовьте ответы на ряд очень важных вопросов, которые вам обязательно задаст квалифицированный учитель-логопед.

Как протекала беременность? Не было ли в состоянии здоровья матери отклонений, которые могли бы повлиять на нервную систему плода?

Как проходили роды: нормально или принимались специальные меры, в срок ли родился ребенок?

Состояние новорожденного: не было ли после рождения физиологических отклонений, каковы были показатели шкалы Апгар и вес ребенка при рождении?

Какие заболевания перенес ребенок до 1 года, до 3 лет?

Как проходило моторное развитие ребенка: когда он начал держать головку, садиться, вставать, ползать, ходить?

Как шло развитие речи: время появления гуления, лепета, первых слов, с какого возраста началось постоянное речевое общение с окружающими?

Отмечались ли у ребенка нарушения слоговой структуры слов, аграмматизмы, какие звуки он долго произносил неправильно?

Не прерывалось ли речевое развитие ребенка? Если прерывалось, то по какой причине и как долго длилось, с какими последствиями?

Обращались ли ранее к логопеду? Причины обращения.

Условия воспитания: где и с кем воспитывался ребенок до трех лет, речевое окружение ребенка?

Как приобретались и осуществлялись самостоятельные гигиенические навыки и навыки самообслуживания (зашнуровывание ботинок, застегивание пуговиц и т.д.)?

Каков характер игровой деятельности ребенка, в какие игры он играет, как часто, сколько времени бывает занят одной игрой? Умеет ли ребенок общаться со сверстниками и взрослыми?

Каковы интересы ребенка: чем он интересуется, насколько устойчивы его интересы?

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ КОРРЕКЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Нарушение чтения и письма у детей  чаще всего возникает в результате общего  недоразвития всех компонентов  языка:

Фонематического;

Лексико-грамматического.

Поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям:

- формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков;

-развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений;

-расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;

-развитие мышления, памяти, слухового и зрительного влияния;

-формирование связной речи;

-совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе, листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автомотизации и воспроизведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого «кулак-ребро-ладонь», рядоговорение времени года, дней недели и т.д.);

-развитие мелкой моторики рук с использование массажа и самомассажа пальцев, игр с пальчиками, обводки,  штриховки, работы с ножницами, пластилином и т.д.;

-развитие тактильных ощущений :посредством дермалексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (н-р: узнать какую букву « написали»  на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.);

-расширение «поля зрения» ребенка;

-развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек, из элементов букв, реконструирования  букв;

-подготовка к обучению грамоте: знакомство с основными понятиями (предложение, слово, буква, звук), составление схем и т.д.;

Решение всех этих задач помогает сформировать базу для овладения дошкольниками знаниями.

Игры и упражнения

по профилактике дисграфии у дошкольников

 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ БУКВЫ

В русском языке 33 буквы из них 23 (Б,В,Г,Д,Е,Е,З,И,Й,К,Л,Р,С,У,Ц,Ч,Щ,Ъ,Ь,Ы,Э,Ю,Я) вызывает затруднение из-за свойств зеркальности. Поэтому прежде чем приступить  к работе по различению правильной буквы и ее зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе и на листе бумаги. Дети должны четко усвоить понятия «верх»,  «низ», «право», «лево».Для осуществления этой цели можно провести :

1.ИГРА «ЭЛЕКТРОННАЯ МУХА»

.

На первых порах все дети имеют перед собой лист с квадратной сеткой, а а одно крупное пособие крепится на доске. В центре сетки находится «электронная» муха – точка, точка, которая может перемещаться только по сигналу  и только одну клетку в пределах данного поля. Начало отсчета всегда ведется от центра. Дается сигнал:  ВВЕРХ-ВПРАВО. Дети  передвигают свою фишку по листу бумаги, отмечая, где остановилась муха.

Постепенно ускоряется темп и увеличивается количество перемещений: от 2-3 до 8-10.

Для усложнения игры детям предлагается не двигать рукой фишку, а мысленно представлять ее перемещение, глядя на таблицу.

На третьем этапе дети с закрытыми глазами определяют путь «мухи» и отвечают, где она остановилась.

В результате этой игры легко усваиваются понятия: вверх-вниз, вправо-влево, а также запоминают названия квадратов:

8

4

6

3

1

2

9

5

7

1-центральный квадрат;

2-правый центральный квадрат;

3-левый центральный квадрат;

4-верхний центральный квадрат;

5-нижний центральный квадрат;

6-правый верхний квадрат;

7-правый нижний квадрат;

8-левый верхний квадрат;

9-левый нижний квадрат.

После такой подготовки детям предлагаются диктанты для рисования орнаментов и букв. Н-р: поставить точку на клетчатом листе бумаги и от нее вести карандашом линии по клеточкам под диктовку.

5-вниз,1-вправо,4-вверх,2-враво,1-ввех,3-влево и т п.

Если нет ошибок , то получается буква «Г», которую дети штрихуют.

Таким образом,  дети могут написать под диктовку любую неизвестную букву. Эта работа интересна, требует концентрации внимания, четкости выполнения инструкции, сформированного зрительного пространственного восприятия.

2.Выкладывание букв  из  палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы,  и в  каком количестве.

3.Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные, так и ложные (зеркальные) буквы.

4. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова, содержащие данную букву, положить ее на стол так, чтобы она отражала верное написание.

5.Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре "Буква сломалась".

Какая буква сломалась?

6.Обведение букв по трафарету, шаблону, вкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой.

Эти задания помогают, как следует запомнить образ буквы.

У нас в группе у детей есть специальные альбомы для рисования букв по трафарету" а так же для рисунков на ассоциативные связи.

На что похожа буква?

А - антенна, телеграфный столб, стремянка;

У - уши, сучок, вешалка.

7.Демонстрация букв в разном положении.

8.Предъявление букв разного шрифта: печатные; прописные; строчная; стилизованная...

9.Определение буквы, "написанной" на спине (пальцем по коже медленно проводится контур буквы), на ладони, в воздухе (с закрытыми глазами, с открытыми глазами).

Эти упражнения можно использовать и для младших детей, рисуя геометрические фигуры, знакомые им (круг, квадрат, треугольник).

10.Систематическое придумывание детьми слова на данную букву. Связь звука и буквы, а так же их различия объясняется на каждом занятии. Дети должны усвоить, что звук мы произносим и слышим, а букву видим и пишем. Согласные звуки могут иметь пару: твердый - мягкий звук, обозначающуюся одной буквой. Например: Т - твердый согласный звук (тапки, стук, рот). ТЬ - мягкий согласный звук (тяпка, утюг, мать).

Здесь выявляется роль "ь" и "ъ" на письме.

Гласные звуки и буквы так же не совпадают: буквы Е. Ё.Ю. Я несут в себе два звука (Й+Э, Й+О, Й+У, Й+А) либо служат показателем мягкости предыдущего согласного и обозначают соответственно звуки э, о, у, а. Поиск букв, наложенных друг на друга.

Необходимо выделить буквы, написанные одна на фоне другой.

11.Придумывание слов на данную букву в определенной позиции:

Начало Середина Конец

12.Реконструирование букв.

Например: из буквы П можно сделать букву Н, передвинув одну палочку. Определение букв, которые можно выложить из трех (И, А, П, Н, С, К) и из двух (Т, Г, Х) палочек.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОГА

Игра "Живые буквы".

Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару, так чтобы получился слог (любой или же заданный по опорной гласной, либо по опорной согласной букве, либо слог называется сразу полностью).

Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних, вторых от начала слова, вторых от конца и т.д.

Например: даны картинки, на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам: УМ.

Придумываем слова с данным слогом:

УМный, УМник, УМница.

Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог?

Увидели - МУ. Вспомним слова с этим словом:

МУка, МУха, МУзей, МУсор - в начале слова.

эМУ, почеМУ, панаМУ (взял) - в конце слова.

заМУтить, заМУчить, приМУла - в середине слова.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ

Вначале необходимо дать понятие "слово".

Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова - союзы и предлоги, состоят из одной буквы У, И, К, В, С. Поэтому при изучении буквы "а" дети знакомятся с союзом "а".

Составляем предложения, используя картинки, между которыми буква "а" (противительный союз). Например:

Необходимо придумать как можно больше предложений, используя эту картинку. Например:

Морковь - овощ, а яблоко - фрукт.

Морковь растет в огороде, а яблоко в саду.

Из моркови делают салат, а из яблок - компот.

Заучивание считалок.

На письме все слова пишутся отдельно, поэтому детям предлагается учить считалку, взмахом рукой ограничивая на каждое слово. Особое внимание уделяется предлогам, союзам, для того чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими.

Для работы с предлогами используем схемы, где предлог маленький человечек.

- ПОД

- В

- НА

Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы:

Кто это? Аня, кошка, мама...

Что это? Книга, лето, туча...

Что делает? Сидит, умывается, думает...

Какой? Какая? Какое? Какие?

Для уяснения лексического значения слова хорошо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду:

по опорным признакам - белое, теплое, парное - ? (молоко);

хищный, серый, злой, клыкастый - ? (волк);

на обобщающие понятия:

а) какое слово лишнее и почему? (зима, весна, среда);

б) добавить нужное словечко (стол, шкаф, стул,. .);

в) назвать общим словом (автобус, трамвай, троллейбус - .).

Ударный слог проще выявляется, если слово произнести протяжно, как бы позвать заблудившегося в лесу человека. Если потянуть дольше других не ударный слог, а любой другой, то меняется смысл слова либо смысл теряется совсем:

зАмок - замОк

крУУУжки (тянем "у") - кружкИИИ (тянем "и")

ИИИра - ИрААА

Подбор к данному слову родственных слов.

Например: зима - зимний, зимушка, зимующий, зимовье, зимовать;

дом - дома, домик, домишко, домище, домовой, домашний, домоводство.

Исключение лишних слов.

Например: гусь, гусыня, гусак, гусенок, гусеница.

Составление слова из данных слогов (вначале слоги даны по порядку, затем в рассыпную).

Разделение слова на слоги, а затем их перестановка.

Например: нав-ес (весна), мои-ли (лимон).

Составление слова с использованием начальных звуков (букв), других слов.

Например: камень, озеро, торт (кот).

Составление слова по конечному звуку других слов.

Например: кенгуру, ананас, часы (усы). Составление слова по второму звуку данных слов.

Например: усы, лодка, смородина (сом).

Затем, в зависимости от уровня подготовки детей, составляются слова по третьему, по четвертому звуку,... По второму звуку от конца слова, по третьему и т.д. Эту работу можно проводить, используя картинки, а при более усложненном задании - по памяти.

Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова:

зайка - майка - чайка - шайка - сайка - лайка - Райка.

Игра "Слово рассыпалось". Составление из данных букв слова. Например: М. Т.С. О - мост; Ы,3, Б, У - зубы.

Игра "Потерялась буква".

Например, даются следующие сочетания: ДУ. СУ.Д. М Б. К

Какое получится слово, если вставить буквы? Подобрать если можно, родственные слова.

ДУ. - дуб, дух, душ;

СУ. - суп, сук, сух, суд;

Д. М - дым, дом, дам, дум;

Б. К - бак, бок, бук, бык.

Используя каждое придуманное олово необходимо составить предложение, чтобы понять его смысл.

Например: из бука вырезали деревянную фигурку. Важный бек дал приказ слугам проводить гостей. И т.д.

Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного олова придумать другие слова.

Например, сироп: соль - сахар; ирис - игра; рак - роль; озеро - ослик; парк - пыль.

Составление из двух слов одного. Например: голубые глаза - голубоглазый; нежное лицо - нежнолиций; длинные уши - длинноухий.

Подбор антонимов к данным словам и сочетаниям.

Например: высокий - низкий; день - ночь; строить - ломать; далеко - близко; свежий хлеб - черствый хлеб; свежий ветер - душный ветер.

Работа с омонимами. Придумывание предложений с данным словом в различных лексических значениях.

Например: ключ - дверной, родник, скрипичный; лисичка - гриб, животное; коса - прическа, инструмент, часть суши в водоемах

Будет полезно, если дети сами нарисуют картинки к данным словам.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

Сочетание существительных с прилагательными.

а) Подбор как можно большего количества слов к предлагаемому, отвечающих на вопросы: Какой?, Какая?, Какие?, Чей?, Чья?, Чье?, Чьи?

Например: яблоко (какое?) - сочное, спелое, вкусное, зеленое, красное, крупное, червивое, целое, надкусанное, ароматное;

след (чей?) - заячий, волчий, лисий, и т.д.

б) Подбор существительного к данному прилагательному. О чем можно сказать: теплый, теплая, теплое? Например:

теплый - день, вечер, пирог, чай, свитер,...

теплая - погода, кофта, весна, рука,...

теплое - молоко, платье, письмо, озеро,...

в) Соединение стрелками слов, чтобы получилось верное словосочетание, при этом используя как относительные, так и притяжательные прилагательные. Например: зеленый листьяхвост коровьи

зеленая платьеголова коровье

зеленое дуб туловище коровья

зеленые лужайканоги коровий

г) Предъявление словосочетаний с пропущенным окончанием прилагательного. Например:

Кофта - красн..., син...;

туфли - красн..., син...;

помидор - красн..., син...;

пальто - красн..., син...

Это задание может быть устным, чтобы дети на слух определяли нужное окончание, либо его можно предъявлять напечатанным, а отдельно дать карточки с окончаниями. Например:

ое ые ая ый

ее ие яя ий

д) Предъявление детям неверно составленных словосочетаний. Игра типа "Помоги Незнайке исправить ошибку". Например: длинная вечер (длинный), черный крылья (черные).

Сочетание существительных с глаголами.

а) Подбор как можно большего количества к данному слову. Например:

Что можно сделать с яблоком?

Сорвать яблоко - купить, съесть, помыть, разделить, сварить, запечь, нарисовать, и т.п.

б) Подбор существительного к данному глаголу с предлогом. Например:

Прийти к... (дому, отцу, решению);

Уйти от... (дедушки, дома, проблемы).

в) Подбор нужного глагола в зависимости от рода и числа существительного. Например: Женя упал - Женя упала; Саша ушел - Саша ушла; яблоня цветет - яблони цветут.

Это задание нужно проводить, используя картинки.

Сочетание существительных с числительными.

В русском языке у существительных изменяется окончание, а порой - и вся основа при счете.

Необходимо учить детей верно согласовывать числительные 1,2,5 с существительными:

один цыпленок, два цыпленка, пять цыплят;

одна курица, две курицы, пять куриц;

одно яйцо, два яйца, пять яиц.

При выполнении такого задания успехом у детей пользуются игры типа “Дразнилки". Детям даются карточки, на которых изображены картинки с определенным количеством предметов; при этом дети проговаривают: “У меня два конверта, а у тебя нет двух конвертов", “У меня пять лимонов, а у тебя нет ни одного лимона".

Иногда детям заранее даются карточки с любыми предметами, и ставится такое условие: в начале у Саши всех предметов будет по одному, у Сережи - по два, а у Ани - по пять. Затем они меняются карточками между собой.

Это задание можно выполнять аналогично выше изложенной работе по сочетанию существительного с другими частями речи. Соединения стрелками слов. Например:

один зеркало одно весла

одна сутки два весел

одно пень пять весло

Предъявление детям неверных сочетаний. Необходимо найти ошибку. Предложить назвать по картинкам слова, используя сочетания со словами "один" - "много" и изменив основу. Например:

один человек - много людей;

один ребенок - много детей.

Сочетание числительных с существительными, не имеющими единственного числа;

одни брюки, две брюк, одни ножницы и т.д.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Составление предложений по схемам:

______. Зима.

______ ______. Наступила зима.

______ ______ ______. Наступила холодная зима.

______ ______ ______ ______ Наступила холодная

вьюжная зима.

Дается также и обратное задание: составление схем к данным предложениям.

Исключение слова из предложения, для того чтобы предложить детям исправить ошибку, составив нужное предложение.

а) Пропуск предлогов:

Мы гуляли... лесу.

Кошка сидит... окне.

б) Пропуск существительных:

Яблоки растут на...

Мама положила книгу в...

... играет с куклой.

... вяжет носки.

в) Пропуск прилагательных:

Летом листья клена зеленые, а осенью...

Дай, пожалуйста, лента не короткую, а...

У белочки зимой шкурка серая, а летом...

г) Пропуск наречий:

Скажу я слово высоко, а ты ответишь... (низко).

Скажу я слово далеко, а ты ответишь... (близко).

Легче всего такой вид заданий давать на материале антонимов русского языка.

д) Пропуск глаголов:

Саша... машину.

Папа... из машины.

Дети... конфеты.

Закончить логические фразы:

Врач - это человек, который... (лечит).

Ткачиха - это человек, который... (ткет). I

Портниха - это человек, который... (шьет).

Чтобы волосы на голове были аккуратными, их надо... (мыть, причесывать, стричь).

Это задание лучше выполнять на материале русских пословиц и поговорок:

Семь раз отмерь, а один раз...

Без труда не... и рыбку из пруда.

Выделение границ предложений в тексте.

а) Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда, по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы: На улице льет дождь.

В парке гуляют дети,

Мама купила арбуз.

Вначале подбираются предложения короткие не связанные по смыслу, затем - более распространенные и близкие по смыслу.

б) Постановка точек в предложениях, предъявленных на доске или на карточках.

Соединение частей разорванных предложений:

Падает липкий. Снег громко лает. Шарик.

Падает липкий снег. Громко лает Шарик.

В зависимости от уровня подготовки детей это задание можно проводить устно или письменно: либо дети определяют границы предложения на слух и говорят верные предложения, либо читают.

Выделение всех слов в предложении, подсчет их количества и составление нового предложения с тем же числом слов.

Выделение слов и предложений в слитном тексте. ПАДАЮТЛИСТЬЯДУЕТВЕТЕРЛЬЮТДОЖДИ:

Падают листья. Льют дожди.

Чтение всего предложения от конца к началу.

Дети должны усвоить, что начало предложения всегда пишется с большой буквы, а в конце ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.

Работа с фразеологизмами.

Заключение.

Актуальность профилактики дисграфии  у дошкольников   состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушен уровень   сформированности  всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, звукослоговой структуры слов, фонематических процессов, языкового анализа и синтеза,  монологической связной речи, лексико-грамматического строя речи, зрительного гнозиса, оптико-пространственного праксиса, памяти, внимания, моторной функции, мышления; имеет место недоразвитие познавательной деятельности, и ,соответственно, не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения письмом. В связи с этим логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения письмом.

Дифференцированный подход в процессе логопедической работы по профилактики дисграфий должен осуществляться с учетом доминирующих нарушений и их соотношений с другими компонентами, лежащими в основе процесса письма, а так же с учетом индивидуально-психологических особенностей детей с ОНР по степени риска возникновения дисграфий.

Невозможно сформировать грамотную письменную  и устную речь ребенка, если систематически не читать ему художественную литературу, которая позволяет решать многие задачи :воспитывает интерес и любовь к родному языку, обогащает словарный запас детей, учит стилистически правильным оборотам, пробуждает у детей интерес к овладению чтением и т.д.

С этой целью нужно для занятий отбирать интересные и высокохудожественные произведения, предлагать заучивать наиболее понравившиеся стихотворения, поощрять любое проявления творчества (сочинение собственных стихов, сказок, рассказов).

Работа по предупреждению ошибок чтения и письма будет успешным, если логопеды, воспитатели и родители объединят свои усилия. Различные виды заданий можно включать в подвижные игры не только в помещении, но и на улице. Н-р: использование считалок, либо деление слов на слоги хлопками в ладоши, это можно также делать с мячом.

Чтобы овладеть премудростями родного языка, дети должны слышать правильную речь взрослых, которая является образцом для подражания. Поэтому взрослым не5обходимо знать орфоэпические нормы литературного современного языка, чтобы не давать детям ошибочных эталонов. Грамотная, связная устная речь- залог успешного обучения ребенка в школе.

Литература

Аркин Е. А.: Дошкольный возраст. М., Учпедгиз, 1948 г.

Ананьев Б. Г.: Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом. ”Известия" // АПН СССР - 1955г.

Бельтюков В. И.: Взаимодействие анализаторов в процессе усвоения устной речи (в норме и патологии)

Выготский Л. С.: Собрание сочинений, т2.М., 1982г, т3.М., 1983г.

Волкова Л. С.: Логопедия. Гл. ”Общее недоразвитие речи". “Владос" М., 1998г, стр.482-507

Грановская Р. М.: Элементы практической психологии. Л., 1984г, стр.182.

Гвоздев А. Н.: Вопросы изучения детской речи. М., изд АПН РСФСР, 1961г.

Гаркуша Ю. Ф.: Коррекция и развитие речевых навыков у детей с общим недоразвитием речи. ж”Дефектология” №6, 1990г.

Глухов В. П.: Особенности формирования связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Автореф. днс…канд. пед. наук М, 1987г.

Ефименкова Л.Н., Садовникова И. Н.: Исправление и предупреждение дисграфии у детей. М, 1972г.

Жаренкова Г. И.: Выявление недостатков речи у детей. // Недостатки речи у учащихся начальных классов массовой школы / Под редакцией Р.Е. Левиной, М., 1965г.

12. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т. Б.: Преодоление

общего недоразвития речи у дошкольников. М, 1990г.

Каше Г. А.: Предупреждение нарушений письма и чтения у детей // 0сновы теории и практики логопедии. М, 1968г.

Корнев А. Н.: Методика раннего выявления дислексии у детей. С-Петербург 1991г.

Корнев А. Н.: Дислексия и дисграфия у детей. С-Петербург, 1995г.

Корнев А. Н.: Нарушение чтения и письма у детей. С-Петербург 1997г.

Ковшиков В. А.: Экспрессивная алалия. Л., 1985г.

Лурия А. Р.: Высшие корковые функции человека. М., 1969г.

Лурия А. Р.: Очерки психофизиологии письма М., изд АНН РСФСР, 1950г

Лалаева Р. М.: Нарушение процесса овладения чтением у школьников М, Просвещение 1983 г.

Левина Р. Е.: Недостатки чтения и письма у детей М, Учпедгиз 1940г

Левина Р. Е.: Опыт изучения неговорящих детей (Алаликов). М, 1951 г.

Лубовский В. И.: Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. МД989г.

Бесссонова Т.П.: Методы обследования речи у детей/Сост. под ред. И.Д. Власенко, Г.В. Чиркиной. М, 1992г.

Маркова А. К.: О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей страдающих алалией. Совещание-семинар по вопросам спец. обучения в школе детей с ОНР.М., 1964г.

Мухина В. С.: Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта, М, 1981г.

Милостиленко Л. Г.: Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей. С-Пб, 1996г.

Никашина Н. А.: Работа по исправлению недостатков речи на школьных логопедических пунктах. М,. 1954г

Николаева С.: Коррекция нарушения письменной речи у первоклассников. Мурманск 1995г

Назарова Л. К.: Обучение грамоте. М, 19б5г

Основы теории и практики логопедии / Под ред. Левиной Р.Е.

Ольхин А. Б.: Нарушения письма и их устранения у детей с недостатками артикуляции Автореф. дис. канд. мед. наук. - Л, 1980г. - 12с I

Психодиагностические методы в педиатрии и детской психоневрологии / Сост. В.Е. Каган, А.Н. Корнев, И.П. Журавлева и др. С-Пб, 1991г.

Парамонова Л. Г.: Говори и пиши правильно, С-Пб "Дельта", 1996г.

Практикум по психологии под ред. А.Н. Леоньтьева, Ю.Б. Гиппенрейтера. Изд. МГУ, 1972г.

Садовникова И. Н.: Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. М, Просвещение, 1995г.

Сальникова Т.П.: Методика преподавания грамматики, правописания: и развитие речи. Москва-Воронеж 1996г.

Спирова Л.Ф., Ястребова А. В.: Дифференцированный подход к проявлениям нарушения письма и чтения у учащихся общеобразовательных школ. // Дефектология, 1988г. №5, стр.3-9.

Сухарева Г. Е.: Клинические лекции по психиатрии детского возраста т.3 М, Медицина 19б5г.

Тоцкий И. О.: Орфография без правил. М, 1991г.

Троицкая И. В.: Опыт изучения детей с дисграфией // Седьмая научная сессия по дифектологии. М, 1975г. стр.568

Токарева О. А.: Расстройства чтения и письма // Расстройства речи у детей и подростков // Под ред.С. С. Ляпидевского. М, 1964г.

Усанова О. М.: Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей. М, 1990г.

Филичева Т.Б., Чиркина Г. В.: Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специальных Д/С. М, "Альфа" 1993г.

Хватцев М. Е.: Логопедия М. Учпедгиз, 1959г.

Швачкин Н. Х.: Развитие фонематического восприятия речи в раннем детстве. Известия АПН РСФСР, 1948г, вып.3.

Эльконин Д. Б.: Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты // Вопросы психологии, 1956 г., №5

Энциклопедия М, 1979г., стр. 205

Приложение

"Развитие фонематического восприятия и слухопроизносительных дифференцировок у детей с общей недоразвитием речи".

Игры и упражнения по развитию фонематического восприятия на разных этапах работы.

ИГРЫ 1 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Развивать способность узнавать и различать неречевые звуки. Развивать слуховое внимание и слуховую память.

Игра №1. "Что за окном?"

Игра №2. "Путешествие"

Игра №3. "Расскажи, что ты слышишь?"

Игра №4. "Отгадай, что я делаю?"

Игра №5. "Где звенит колокольчик?"

Игра №6. "Кто живет у Саши в деревне?"

Игра №7. "Назови животных"

Игра №8. "Оркестр"

ИГРЫ 2 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра №1. "Кто сказал мяу?"

Игра №2. "Большие и маленькие"

Игра №3. "Кто с нами поздоровался?"

Игра №4. "Как сказать правильно?"; "Слушай и поправляй!"

Игра №5. "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Игра №6. "Письмо от Незнайки"

ИГРЫ 3 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу

Игра №1. "Разберем картинки"

Игра №2. "Цепочка слов"

Игра №3. "Найди парные картинки"

Игра №4. "Назови лишнее слово"

Игра №5. "Уберите лишнюю картинку"

ИГРЫ 4 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слоги

Игра №1. ”Назови, какой слог лишний?"

Игра №2. “Эхо”

Игра №3. “Проверяй и выполняй"

Игра №4. “Повтори”

Игра №5. “Телефон"

ИГРЫ 5 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать фонемы Игра №1. “Отгадай, какой звук я произнесла"

Игра №2. “Назови звук”

Игра №3. “Слушай и выполняй"

Игра №4. “Посмотри и запомни"

Игра №5. “Я назову слова, а вы покажите символ"

Игра №6. “Волшебный кубик”

Игра №7. “Рулетка"

ИГРЫ 6 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа

Игра №1. ”Читаем слово”

Игра №2. ”Составь слово"

Игра №3. ”Закончи слово”

Игра №4. ”Составь схему"

Игра №5. ”Разберем картинки”

Игра №6. ”Кто больше придумает слов"

Игра №7. ”Составь схему к картинке"

Игра №8. ”Ромашка”

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА 1 ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ.

Цель: Учить слушать и слышать, различать и узнавать неречевые звуки.

Игра №1. "Назови звуки, которые слышишь"

Воспитатель  предлагает закрыть глаза и назвать звуки, которые слышаться в группе и за ней (голоса детей, пение птиц, гудок машин. .)

Игра №2. "Путешествие".

Занятие проводится с подгруппой детей. Воспитатель  предлагает послушать и отгадать, что делают взрослые (нянечка моет посуду, дети в группе: садятся за столы, в музыкальном зале дети танцуют под музыку, повар готовит еду. .) Воспитатель уточняет, какие звуки помогли отгадать, что делают за закрытой дверью взрослые и дети? (Стук посуды, струю текущей воды - эти звуки подсказали, что нянечка моет посуду. Дети ставят стульчики и садятся за столы - этот шум подсказывает, что дети будут заниматься и т.д.)

Игра №З. "Что за окном?"

(с подгруппой детей) Воспитатель  подводит детей к окну, предлагает послушать, что за окном? (лает собачка, голоса детей, скрип качелей, пение птиц) Воспитатель поощряет детей, которые называют еле уловимые звуки

Игра №4. "Отгадай" что я делаю?"

Дети сидят полукругом. Воспитатель за ширмой совершает различные действия с предметами, дети называют эти действия: рвет бумагу, переливает воду, играет на металлофоне, пересыпает крупу, отучит молотком, хлопает в ладоши. (Воспитатель поощряет детей, если они правильно называют действия логопеда с предметами).

Игра №5. "Где звенит колокольчик?"

Дети встают в круг. Водящий закрывает глаза, дети передают колокольчик, логопед жестом показывает, кто должен позвонить. Ребенок идет на звук и показывает на того, у кого в руке колокольчик.

Игра №6. "Кто живет у Саши в деревне?"

Воспитатель  рассказывает, как Саша отдыхал летом в деревне у бабушки. Каждое утро Саша помогал бабушке кормить всех животных, которые были у бабушки. Давайте попробуем отгадать, кого кормил Сада каждое утро? Воспитатель  включает магнитофон. Дети слушают голоса животных: му-му, ку-ка-ре-ку, гав-гав, мяу-мяу, бэ-э... бэ-э, хрю-хрю. Воспитатель  предлагает назвать животных: корова, петух, собака, кошка, овечки, поросенок.

Игра №7. "Назови животных"

Вспомним, какие животные жили у Саши? Послушайте еще раз голоса животных и запомните, кто издавал звук первым, вторым и т.д. После прослушивания предлагается на полотне расставить картинки в той последовательности, как животные издавали звуки.

Игра №8. "Оркестр"

Воспитатель  предлагает послушать музыкальное произведение. После прослушивания назвать инструмент, на котором исполнялось музыкальное произведение (пианино, скрипка, гитара. .)

2 вариант игры "Наш оркестр"

Воспитатель  предлагает подойти к дверям музыкального зала и послушать "Наш оркестр". После прослушивания назвать инструменты, на которых играли дети (бубен, колокольчик, металлофон, пианино, ложки).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ 2 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать одинаковые слова, звукосочетания, ориентируясь на высоту, силу и тембр голоса.

Игра №1. "Отгадай, кто позвал?"

Дети стоят в кругу, водящий в центре, закрыв глаза. Воспитатель жестом показывает того, кто должен назвать имя водящего. Водящий отгадывает.

Игра №2. "Кто сказал мяу?"

Ребенок называет не имя, а издает звук, подражая котенку. Водящий отгадывает, кто из детей издает звук (мяу).

Игра №3. "Большие и маленькие"

Воспитатель  предлагает послушать голоса животных. Лай собаки и щенка. Писк котенка и зов кошки. Звук коровы и теленка. Воспитатель  предлагает назвать, какие животные издавали звуки? Как вы узнали, кто лаяла собака или щенок-

2 вариант игры №2. "Поможем найти детенышей"

Воспитатель  показывает картинки животных, издавая звук взрослого животного, а ребенок имитирует детеныша этого животного. Воспитатель  поощряет, если дети точно передают звук того или иного животного.

Игра №4. "Кто с нами поздоровался?"

Воспитатель  уточняет у детей, какие слова говорят друг другу, когда встречаются на улице, приходят в гости? Да, это пожелание друг другу здоровья, поэтому люди говорят: "здравствуйте!". Послушайте, кто с нами поздоровался. Воспитатель  включает пленку. Дети слушают. Кто поздоровался первым? Дети: Лариса Никандровна. А кто поздоровался вторым? Дети: Людмила Александровна. Воспитатель: А кто поздоровался последним? Дети: Валентина Егоровна. Воспитатель: Как вам удалось угадать? Дети: По голосам. Воспитатель  предлагает поиграть в игру

2 вариант игры "Отгадай, кто сказал слово"

Воспитатель за ширму приглашает 3-х детей, объясняет правила игры. Каждый ребенок поочередно Громко произносит одно и тоже слово: "Мама". Дети отгадывают имена детей, сказавших это олово.

Игра №5. "Как сказать правильно?"

Незнайка принес вам новые игрушки и хочет их

(вносится большая коробка). Как вы думаете, какие игрушки в коробке? (спросить 5-6 человек). Незнайка: я покажу вам игрушки: это кукла (показывает куклу). Это тукла, мукла, жукла. Воспитатель: дети. Незнайка запутался, как правильно сказать - это кукла. Незнайка: я постараюсь, скажу правильно - это мушка, ношка, мешка (показывает мишку). Это? Дети: мишка.

2 вариант игры "Слушай и поправляй"

Воспитатель: Незнайка, ты совсем запутался, потому что торопишься, учись слушать и думать. Посмотри, как дети умеют слушать. Я буду говорить слова, а дети, если я неправильно назову слово - хлопнут в ладоши и поправят меня. Вагон - вакон - факон - вагон - факон - вагом - вагоп - вагон. Какое слово я старалась сказать правильно? Дети: Вагон.

Игра №6. "Какое слово я хотела сказать правильно?"

Воспитатель  раздает картинки детям (шар, чашка, лента, кукла, флаг). Я буду произносить слова неправильно, догадайтесь, какое слово я хотела сказать, и покажите картинку, обозначающую предмет, который я хотела назвать.

Воспитатель : мар, кар, вар, кар, сар... Дети: шар (картинка, выставленная на полотне). Воспитатель : ташка, кашка, башка, башка... Дети: чашка.

Игра №7. "Письмо от Незнайки "

Воспитатель: ребята, к нам пришло письмо. А написал письмо Незнайка. Давайте прочтем, что он нам написал." Ребята, я научился писать и читать. У меня новая книска. Там много картинок. Тоска и Татенок, собака и кенок, метух и турочка". Ребята, вы поняли, какие ошибки в письме? (Тоска и татенок - кошка и котенок, собака и кенок - собака и щенок, метух и турочка - петух и курочка). Воспитатель: у нас тоже есть такая книжка. Давайте, посмотрим картинки и назовем правильно животных.

ИГРЫ 3 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слова, близкие по звуковому составу,

Игра №1. "Разберем картинки" На полотне картинки

ком лук мак

Воспитатель предлагает посмотреть на картинки, произнести, что нарисовано, и определить, в каком столбике надо поставить картинку. В каждом столбике надо ставить картинки, название которых близки по звучанию

ком лук мак дом сук

рак

сом жук лак

лом

Игра №2. "Цепочка слов"

Воспитатель: я начну слово, а вы, заменяя первый звук на любой другой, назовите свое олово. Майка - сайка - зайка - чайка - лайка - Райка; чашка - кашка - Машка - Сашка.

Игра №3. "Найди парные картинки"

Воспитатель: на полотне разные картинки, рассмотрите, их я покажу картинку и назову, а вы найдите на полотне картинки, которые| по своему названию с той, которую я назвала.

сук - лук рак - мак, дом - сом, пар-шар.

Игра №4. "Назовите лишнее слово"

Воспитатель: я буду называть слова, которые по своему звучанию очень похожи друг на друга, но одно слово лишнее. Попробуйте его услышать. Мак - рак - бак - сук (сук); кот - пот - рот - кит (кит); Лук - сук - мак - жук (мак); ком - сом - дом - лом - ром - лук (лук). Воспитатель : кто запомнил, какие слова были лишними? Воспитатель выставляет картинки (сук, кит, мак, лук).

2 вариант игры "Уберите лишнюю картинку"

На полотне картинки, по своему звучанию очень похожи, но одна картинка лишняя. Найдите ее и уберите. Мак - лак - рак - кот. сом - дом - ком мак лук - жук - сук дом.

ИГРЫ 4 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать слоги.

Игра №1. "Назовите, какой слог лишний"

Воспитатель: я буду называть слоги, слушайте и скажите, какой слог лишний? На - но - ма; ка - ка - го - ка; па - ба - па.

Игра №2. "Эхо"

Воспитатель: я буду называть слог, а вы, как "эхо", тихо повторяйте

Воспитатель  ПА детиПА

БА БА

КА КА

ТА ТА

Игра №3. "Проверяй и выполняй"

Воспитатель: я буду произносить слоги, если я назову три раза один и тот же слог, то на полоску положите красный кружок, если я неправильно выполню задание, то черный.

ПА-ПА-ПА КА-ГА-КА

ПА-БА-БА ТА-ТА-ТА

По окончании игры воспитатель  анализирует выполнение задания, выясняя ошибки, и правильно ли дети расставили фишки.

Игра №4. "Повтори"

Дети встали в круг, воспитатель предлагает бросить мяч друг другу и назвать тот слог, который называет воспитатель.

Воспитатель  ПА дети ПА

КА КА

МА МА

ТА ТА

Воспитатель: мы называли разные слоги, а кто услышал слова?

ПА-ПА КА-КА МА-МА ТА-ТА

Игра №5. "Телефон"

Дети сидят на стульчиках в один ряд. Воспитатель  произносит слог на ухо ребенку и предлагает передать этот слог следующему ребенку ит.д. Воспитатель  уточняет у каждого ребенка, какой слог он услышал? (Слоги: ПА КА ГА РА МА).

ИГРЫ 5 ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Учить детей различать фонемы.

Игра №1. "Отгадай, какой звук я произнесла?"

Воспитатель: мы с вами учились различать разные звуки, по звукам отгадывали действия детей и взрослых, но есть звуки, которые помогают нам понимать друг друга. Эти звуки соединяются в слоги, а слоги - в слова. Попробуйте отгадать, какой звук я произнесу. Будьте очень внимательными. Звуки, которые я произнесу, вы не услышите, но если внимательно смотреть на положение губ, то сразу отгадаете. Воспитатель  широко открывает рот и беззвучно произносит звук [А]. Как вы догадались? Воспитатель: какой звук вы бы услышали сейчас? (воспитатель вытягивает губы в положение трубочки). Дети: звук [О]. Воспитатель: губы в улыбке и мы слышим звук? Дети: [И].

Игра №2. "Назови звук"

Воспитатель: к нам пришел в гости Незнайка. Он хочет поиграть с нами. Отгадайте, какие звуки "произносит" Незнайка. Дети по положению губ отгадывают гласные звуки. Незнайка вам в подарок принес символы гласных звуков, попробуйте  отгадать  какие звуки обозначают эти символы? [А У И О]

У незнайки есть очень любимая песенка, когда у него хорошее настроение, но всегда ее поет. Давайте споем ее вместе: А О У И

Дети вместе с логопедом поют "песню". Усиливая и уменьшая силу голоса.

Игра №3. "Слушай и выполняй"

Воспитатель: у вас на столе символы гласных звуков. Я буду называть звук, а вы покажите символ этого звука. Воспитатель  произносит гласные звуки [А О У И]. Дети показывают символы этих звуков.

Игра№4. "Посмотри и запомни"

Воспитатель  предлагает посмотреть на полотно и назвать символы гласных звуком. Предлагает детям запомнить последовательность расположения символов гласных звуков. Водящий уходит за дверь - логопед убирает один из символов, ребенок называет, какой символ убрали.

2 вариант.

Воспитатель  предлагает посмотреть и запомнить последовательность расположения символов. Затем на полоске расположить символы гласных звуков в той же последовательности, как на доске, но по памяти [У О И А].

Игра №5. "Я назову слова, а вы покажите символы"

Воспитатель: я назову олова, а вы подумаете, с какого звука начинается каждое слово и покажете символ этого звука: автобус, альбом, астра - [А] ; утка, улитка, утюг [У] ; осы, ослик, обруч - [О] ; индюк, икра, иголки - [И]

2 вариант.

Воспитатель: я покажу символ гласного звука, а вы придумайте слова, которые начинаются с этого звука. Воспитатель  показывает символ гласного звука - [А]. Дети придумывают слова. Воспитатель контролирует правильность выполнения задания. Поочередно показывает символы гласных звуков [О У И].

Игра №6. "Волшебный кубик"

Воспитатель показывает кубик и спрашивает, чем он отличатся от тех кубиков, с которыми играют дети. Дети: на кубике нарисованы символы звуков. Воспитатель  предлагает бросить кубик и придумать слова, которые начинаются с того звука, символ которого будет на кубике.

Игра №7." Рулетка"

Воспитатель предлагает поиграть в новую игру. На стрелочке цветные кружки - дети выбирают любой цвет и поочередно раскручивают рулетку. Каждый придумывает олово, которое начинается о того звука, символ которого показывает стрелка.

Примечание: Когда дети отбирают картинки, придумывают слова с заданным звуком, воспитатель учит детей выделять заданный звук в середине, конце слова. По той же схеме дети учатся различать согласные звуки.

ИГРЫ б ЭТАПА ОБУЧЕНИЯ

Цель: Выработка у детей навыков элементарного звукового анализа.

Игра №1. "Читаем олова"

Воспитатель: я вам расскажу историю одной девочки, которая заблудилась в лесу (логопед рассказывает). Какое маленькое слово мы кричим в лесу, чтобы найти друг друга? Дети: АУ! Воспитатель: давайте попробуем с помощью символов составить это слово. Какой первый звук в слове АУ? Дети: [А]. Воспитатель: а второй звук? Дети: [У]. Воспитатель: какое же слово мы составили с помощью символов? Дети: АУ. Воспитатель  предлагает "погулять" в лесу. Дети упражняются в подаче голоса (ау. ау. ау).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: « Профилактика дисграфии и дислексии у детей в совместной деятельности логопеда и воспитанников старшего дошкольного возраста с ТНР»

   Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко неслучайно. Причины его уходят корн...

Преемственность в работе учителя-логопеда и родителей по профилактике дисграфии и дислексии у дошкольников с ОВЗ.

1. Проблема. В последнее время учителя начальных классов отмечают значительный рост детей со стойкими нарушениями чтения и письма. В основе дисграфии и дислексии лежит повреждение речевых механизмов. ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Научно-образовательный журнал "Образовательный альманах, статья стр. 73....

Памятка для родителей «Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников»

Oднo из неoбхoдимых услoвий предупредительнoгo вoздействия- раннее распoзнавание настoраживающих признакoв речевoгo недoразвития. Учет механизмoв нарушения чтения и письма предпoлагает патoгенетически...

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с приставочными глаголами

Методическая разработка логопедического занятия с использованием электронных ресурсов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, как профилактика дисграфии и дислексии. Виды работы с прист...

Конспект занятия по профилактике дисграфий и дислексий у дошкольников подготовительной к школе группы "На помощь буквам"

Данный конспект раскрывает разнообразие игровых приемов по профилактике различного вида дисграфий и дислексий у дошкольников...

Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья: "Профилактика дисграфии и дислексии у дошкольников с общим недоразвитием речи"....