Программа кружковой работы "Увлекательный мир игры"
рабочая программа по коррекционной педагогике
Использование технологии интенсивного интеллектуального развития в работе с детьми с ОВЗ. В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольника на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач. Целевыми ориентирами технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности дошкольников, а целью - развитие интеллектуальных способностей детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 446.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 «Сибирячок» г.Улан-Удэ
Программа кружковой работы
«Увлекательный мир игры»
для одаренных детей
в подготовительной к школе группе № 6
«Колокольчики»
коррекционной направленности
на 2018 -2019 г.
Руководитель кружка:
Печёрина Светлана Михайловна
Актуальность
Введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности детства, где сохраняется сама природа дошкольника. Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся, заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс «обдумывания» задачи. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься. Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Волшебный квадрат» В.В.Воскобовича, палочки Кьюизенера, кубики Никитина, логические блоки Дьенеша, головоломки и лабиринты. Необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных технологий по интеллектуальному развитию детей отвечает социальному заказу общества.
Успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть не только от того, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Поэтому потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью.
Цель: Формирование культуры мышления у детей старшего дошкольного возраста через внедрение в образовательную деятельность системы современных развивающих игровых технологий.
Задачи: 1.Способствовать развитию у детей познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое.
2. Формировать базисные представления, речевые умения.
3. Развивать воображение, креативность мышления.
4. Способствовать развитию мелкой моторики и всех психических процессов.
5. Развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала.
6.Включить в воспитательно-образовательный процесс интерактивные формы взаимодействия всех его участников, обеспечивающих реализацию цели программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной к школе группы.
Время проведения кружковых занятий 1раз в неделю по вторникам с 16.00 до 16.25 - в начале года с постепенным увеличением (до 16.30).
Предполагаемый результат обучения
Дети применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем.
Освоены цифры, счет, ориентировка в пространстве, развиты мелкая моторика, интеллектуальные способности, логико-математическое мышление. Дети планируют свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Решают интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.
В группе созданы условия для интеллектуального развития детей (уголок развивающих игр, который пополнен инновационными комплектами). Повысился уровень заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома.
Значение развивающих игр для детей с ОВЗ
С помощью развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, логических блоков Дьенеша, «Цветных счетных палочек» Х. Кьюизенера решается большое количество образовательных задач. Незаметно для себя в игре у ребенка тренируется мелкая моторика рук, совершенствуется речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой развивающей игре разработано большое количество игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.
Главной особенностью технологии развивающих игр В.В. Воскобовича является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс. Взрослый в этих сказочных сюжетах становится полноправным партнером ребенка, а совместная деятельность в игре способствует усвоению знаний и способов деятельности для решения новых проблем. Игры делают процесс обучения интересным, увлекательным и содержательным. Они способствуют развитию активности, самостоятельности мышления, творческих начал и формируют детскую индивидуальность.
Методы и формы обучения:
- Использование игровых методов обучения.
- Приемы поисковой и творческой деятельности.
- Проектная деятельность.
- Дидактические развивающие игры.
- Интерактивные методы обучения (частично-поисковый, творческий и др.).
- Использование дидактических средств (использование схем, символов, рисунков и др.)
- Использование методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
- Разнообразные виды проведения образовательной деятельности.
- Использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
- Парное взаимодействие в разных видах детской деятельности кооперативного типа.
Организация образовательного процесса реализуется на основе ведущих видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, - как сквозных механизмах развития ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Все образовательные и развивающие мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка, ориентируясь на психологические особенности и индивидуальные склонности детей.
Программа реализуется через следующие виды совместной деятельности:
- «Социально-коммуникативное развитие»: коммуникативные игры, пальчиковые игры, игры на развитие моторики, беседы, беседы по картине, игры-путешествия.
- «Физическая культура»: подвижные и хороводные игры, физкульминутки.
- «Познавательное развитие»: познавательно-речевая деятельность, игры на развитие моторики, дидактические развивающие игры.
- «Речевое развитие»: рассказы детей; чтение сказок и познавательной литературы.
- «Художественно-эстетическое развитие»: выставки картин, их рассматривание продуктивная деятельность, сочинение сказок, фантазирование и др.
- Внедрение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы» Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, палочки Х. Кьюизенера.
- Обогащение игровой среды методическими пособиями, развивающими играми: «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Геоконт» - по развивающим технологиям В.В.Воскобовича; «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Тетрис» - по развивающим технологиям Б. П. Никитина; логические блоки Дьенеша; «Цветные счетные палочки» Х. Кьюизенера (в необходимом количестве).
- На основе дидактического материала В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина разработать игровые занятия, привлекая студентов педагогического колледжа.
- Подготовить презентации для родителей и студентов (+ картотеку игр).
Работа с родителями:
- Консультации о значении интеллектуальных игр нового поколения.
- Практикум по использованию развивающих игр.
- Совместное изготовление пособий: головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Листик», «Волшебный круг», «Квадрат Воскобовича».
- Создание условий для коллективных и индивидуальных игр: оборудование познавательной зоны «Игротека».
План работы
(по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр).
Октябрь
Блоки Дьенеша
Цель: Овладение мыслительными операциями и действиями:
Выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.
Формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку
Палочки Кьюизенера
Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета, порядка счета, развитие измерительных навыков.
Игры Воскобовича - «Прозрачный квадрат»
Цель: развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей;
ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами прозрачность и гибкость.
Игры Воскобовича - «Ларчик»
Цель: Развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; закрепление знаний детей о числах и цифрах.
Ноябрь
Палочки Кьюизенера.
Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Дидактическая игра «Лабиринты»
Цель: Развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Головоломки «Колумбово яйцо»
Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Игры Воскобовича - «Прозрачная цифра»
Цель: развитие коммуникативных конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами «прозрачность» и «гибкость».
Декабрь
Блоки Дьенеша
Цель: овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Палочки Кьюизенера
Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Игры Воскобовича - «Геоконт»
Цель: развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве. Формирование представлений о буквах и цифрах; формирование символической функции сознания.
Январь
Игры Никитина - «Уголки»
Цель: развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.
Головоломки «Пифагор»
Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Февраль
Блоки Дьенеша
Цель: Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.
Палочки Кьюизенера
Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
Игры Воскобовича - «Чудо-крестики»
Цель: Ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».
Дидактическая игра «Лабиринты»
Цель: Развитие пространственных представлений; развитие сообразительности,
смекалки, находчивости.
Март
Блоки Дьенеша
Цель: овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их
абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку
Палочки Кьюизенера
Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.
«Логоформочки»
Цель: Формирование понятий часть и целое; развитие координации движений;
развитие мелкой моторики; развитие логического мышления.
Конструктор цифр
Цель: Развитие мелкой моторики; закрепление основных цветов; запоминание образа цифр.
Апрель
Головоломки «Сфинкс»
Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Головоломки «Танграм»
Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.
Игры - соревнования.
Закрепление пройденного материала.
Цель: формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, делать совместный выбор, замечать положительные качества других сверстников и оценивать их работу доброжелательно.
Список используемой литературы:
- Воскобович В.В. Развивающие игры / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб: ТЦ «Сфера», 2015 г.;
- Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» и к игровому комплекту «Мини Ларчик» / Л.С. Вакуленко, В.В. Воскобович, Вотинова О.М. - СПб: 2016 г.
- Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
- Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
- Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж – ИП Лакоценин Н.А., 2012
- Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей, М.: Линка – пресс, 2016 г.
- Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В.В.Воскобовича.
- Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
- Интернет - ресурсы
Оценка результатов реализации программы.
Исходя из имеющихся в наличии игр в ДОУ, составлен план работы. В течение года игровой материал пополнился новыми играми, направленными на развитие культуры мышления.
Предполагается дальнейшая работа по данной технологии, но уже с другими детьми.
Воспитанники поступили в начальное звено образования.
Изучение уровня интеллектуального развития детей группы проводила, используя «Экспресс – диагностику в д/саду» (авторы Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).
Исходя из полученных результатов мониторинга, можно говорить о том, что работа по технологии развивающих игр В. Воскобовича эффективна. Зафиксированы положительные результаты диагностики.
вводная диагностика итоговая диагностика
Вводная: высокий -26,6%; средний - 53,3%; низкий - 20,0%.
Итоговая: высокий - 53,3%; средний - 33,3%; низкий – 13,3%.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/23/picture-592252-1432360011.jpg)
Программа кружковой работы по развитию мелкой моторики рук “Играем и развиваем” с детьми 4-5 лет
Развитие мелкой моторики рук у дошкольников...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/15/picture-981351-1516010322.jpg)
Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Мы играем в сказку» для детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: 1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки. 2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешк...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/29/picture-1003340-1517200064.jpg)
Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.
Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/19/picture-918047-1492600511.jpg)
Программа кружковой деятельности «Мы играем в экономику» для детей 4 – 7лет
Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения, экономика может...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/31/picture-1518938-1711885818.jpg)
Программа кружковой работы «Подвижные игры» для детей старшего дошкольного возраста
Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее ...