Программа кружковой работы "Увлекательный мир игры"
рабочая программа по коррекционной педагогике

Печёрина  Светлана Михайловна

Использование технологии интенсивного интеллектуального развития в работе с детьми с ОВЗ. В основу технологии положена идея направленности интеллектуально-игровой деятельности дошкольника на результат, который достигается при решении проблемных и творческих задач. Целевыми ориентирами технологии является формирование интеллектуально-игровой деятельности дошкольников, а целью - развитие интеллектуальных способностей детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhkovoy_raboty.docx446.04 КБ

Предварительный просмотр:

     Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №112 «Сибирячок» г.Улан-Удэ

                                     

 

Программа кружковой работы

«Увлекательный мир игры»

для одаренных детей

                                                    в подготовительной к школе группе № 6

                                                          «Колокольчики»

                                                         коррекционной направленности

на 2018 -2019 г.

                                                

Руководитель кружка:

Печёрина Светлана Михайловна

                                                      Актуальность

        Введение ФГОС связано с необходимостью стандартизации содержания дошкольного образования, которая призвана обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Во главу ставится индивидуальный подход к ребенку и игра, где происходит сохранение самоценности детства, где сохраняется сама природа дошкольника. Оригинальность и самобытность игр, с которыми дети знакомятся, заключается в том, что их содержание учитывает особенности психики ребенка, интересует его, мобилизует внимание, и незаметно втягивает в процесс «обдумывания» задачи. Ребенок, увлеченный замыслом игры, не замечает, что он учится, хотя при этом сталкивается с трудностями, которые требуют перестройки его представлений в познавательной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей. Благодаря тому, что развивающая игра является для ребенка активной и осмысленной деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным опытом и достоянием. Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка.

      Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельно, снимает излишнюю дидактичность обучения, вызывает интерес у детей, желание заниматься.       Среди авторских развивающих игр особо можно выделить группу инновационных игр, влияющих на развитие интеллекта: «Волшебный квадрат» В.В.Воскобовича, палочки Кьюизенера, кубики Никитина, логические блоки Дьенеша, головоломки и лабиринты. Необходимость внедрения в образовательный процесс инновационных технологий по интеллектуальному развитию детей отвечает социальному заказу общества.

      Успешность ребенка в будущей школьной жизни во многом будет зависеть не только от того, какими знаниями владеет ребенок к поступлению в образовательное учреждение, а готов ли он к их получению, умению рассуждать, делать выводы, системно мыслить, понимать происходящие закономерности. Поэтому потребность внедрения новых технологий обучения, адекватных сегодняшнему дню, стала объективной необходимостью.

Цель: Формирование культуры мышления у детей старшего дошкольного возраста через внедрение в образовательную деятельность системы современных развивающих игровых технологий.

Задачи:                                                                                                                        1.Способствовать развитию у детей познавательного интереса, желания и потребности узнавать новое.

2. Формировать базисные представления, речевые умения.

3. Развивать воображение, креативность мышления.  

4. Способствовать развитию мелкой моторики и всех психических процессов.

5. Развивать у детей эмоционально-образное и логическое начала.

6.Включить в воспитательно-образовательный процесс интерактивные формы взаимодействия всех его участников, обеспечивающих реализацию цели программы.

Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми подготовительной к школе группы.

Время проведения кружковых занятий 1раз в неделю по вторникам с 16.00 до 16.25 - в начале года с постепенным увеличением (до 16.30).

Предполагаемый результат обучения

Дети применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых проблем.

Освоены цифры, счет, ориентировка в пространстве, развиты мелкая моторика, интеллектуальные способности, логико-математическое мышление.                                Дети планируют свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Решают интеллектуальные задачи, адекватные возрасту.

В группе созданы условия для интеллектуального развития детей (уголок развивающих игр, который пополнен инновационными комплектами).                               Повысился уровень заинтересованности родителей в применении игровых технологий дома.

                          Значение развивающих игр для детей с ОВЗ

С помощью развивающих игр В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина, логических блоков Дьенеша, «Цветных счетных палочек» Х. Кьюизенера решается большое количество образовательных задач. Незаметно для себя в игре у ребенка тренируется мелкая моторика рук, совершенствуется речь, мышление, внимание, память, воображение. К каждой развивающей игре разработано большое количество игровых заданий и упражнений, направленных на решение одной образовательной задачи. Развивающие игры дают возможность придумывать и воплощать задуманное в действительность.

Главной особенностью технологии развивающих игр В.В. Воскобовича является то, что ее легко внедрить в обычный игровой процесс. Взрослый в этих сказочных сюжетах становится полноправным партнером ребенка, а совместная деятельность в игре способствует усвоению знаний и способов деятельности для решения новых проблем. Игры делают процесс обучения интересным, увлекательным и содержательным. Они способствуют развитию активности, самостоятельности мышления, творческих начал и формируют детскую индивидуальность.  

                                        Методы и формы обучения:

  • Использование игровых методов обучения.
  • Приемы поисковой и творческой деятельности.
  • Проектная деятельность.  
  • Дидактические развивающие игры.
  • Интерактивные методы обучения (частично-поисковый, творческий и др.).
  • Использование дидактических средств (использование схем, символов, рисунков и др.)
  • Использование методов мотивации (эмоциональных, познавательных, социальных и др.).
  • Разнообразные виды проведения образовательной деятельности.
  • Использование различных форм работы (групповые, парные, индивидуальные, фронтальные и др.).
  • Парное взаимодействие в разных видах детской деятельности кооперативного типа.  

Организация образовательного процесса реализуется на основе ведущих видов деятельности: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, продуктивная, - как сквозных механизмах развития ребенка, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Все образовательные и развивающие мероприятия, приемы обучения дошкольников направлены на утверждение самоценности личности ребенка, на создание условий для включения в успешную деятельность каждого ребенка. Дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферы личности ребенка, ориентируясь на психологические особенности и индивидуальные склонности детей.

Программа реализуется через следующие виды совместной деятельности:

  • «Социально-коммуникативное развитие»: коммуникативные игры, пальчиковые игры, игры на развитие моторики, беседы, беседы по картине, игры-путешествия.
  • «Физическая культура»: подвижные и хороводные игры, физкульминутки.
  • «Познавательное развитие»: познавательно-речевая деятельность, игры на развитие моторики, дидактические развивающие игры.
  • «Речевое развитие»: рассказы детей; чтение сказок и познавательной литературы.
  • «Художественно-эстетическое развитие»: выставки картин, их рассматривание продуктивная деятельность, сочинение сказок, фантазирование и др.

  • Внедрение игровой технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры», «кубы» Б.П. Никитина, логические блоки Дьенеша, палочки Х. Кьюизенера.
  • Обогащение игровой среды методическими пособиями, развивающими играми: «Чудо-соты», «Чудо-крестики», «Геоконт» -  по   развивающим технологиям В.В.Воскобовича; «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Тетрис» - по развивающим технологиям Б. П. Никитина; логические блоки Дьенеша; «Цветные счетные палочки» Х. Кьюизенера (в необходимом количестве).
  • На основе дидактического материала В.В. Воскобовича, Б.П. Никитина разработать игровые занятия, привлекая студентов педагогического колледжа.
  • Подготовить презентации для родителей и студентов (+ картотеку игр).

Работа с родителями:

  • Консультации о значении интеллектуальных игр нового поколения.
  • Практикум по использованию развивающих игр.
  • Совместное изготовление пособий: головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо», «Вьетнамская игра», «Листик», «Волшебный круг», «Квадрат Воскобовича».
  • Создание условий для коллективных и индивидуальных игр: оборудование познавательной зоны «Игротека».

                                                     План работы

(по развитию интеллектуальных и творческих способностей детей дошкольного возраста посредством развивающих игр).  

 

Октябрь

Блоки Дьенеша

Цель: Овладение мыслительными операциями и действиями:

Выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение.

Формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку

Палочки Кьюизенера

Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета, порядка счета, развитие измерительных навыков.

Игры Воскобовича - «Прозрачный квадрат»

Цель: развитие сенсорных, познавательных и творческих способностей;

ознакомление с эталонами формы и величины; учить соотносить целое и часть; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами прозрачность и гибкость.

Игры Воскобовича - «Ларчик»

Цель: Развитие мелкой моторики; развитие умения ориентироваться на плоскости; формирование умений в измерительной деятельности; закрепление знаний детей о числах и цифрах.

Ноябрь

Палочки Кьюизенера.

Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Дидактическая игра «Лабиринты»

Цель: Развитие пространственных представлений; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Головоломки «Колумбово яйцо»

Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Игры Воскобовича - «Прозрачная цифра»

Цель: развитие коммуникативных   конструктивных умений; ознакомление с цифрами, их формой; освоение понятий «часть» и «целое»; развитие пространственных представлений и ориентировки в пространстве; знакомство со свойствами «прозрачность» и «гибкость».

Декабрь

Блоки Дьенеша

Цель: овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Палочки Кьюизенера

Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Игры Воскобовича - «Геоконт»

Цель: развитие сенсорных и познавательных способностей; развитие конструктивных умений и навыков; закрепление представлений о форме, цвете; формирование умений ориентировки в пространстве. Формирование представлений о буквах и цифрах; формирование символической функции сознания.

Январь

Игры Никитина - «Уголки»

Цель: развитие анализа и синтеза, способности к комбинированию; развитие конструктивных способностей; развитие смекалки, сообразительности.

Головоломки «Пифагор»

Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Февраль

Блоки Дьенеша

Цель: Овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Палочки Кьюизенера

Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

Игры Воскобовича - «Чудо-крестики»

Цель: Ознакомление с сенсорными эталонами форм, цвета и величины; развитие глазомера; развитие мелкой моторики; освоение понятий «часть» и «целое».

Дидактическая игра «Лабиринты»

Цель: Развитие пространственных представлений; развитие сообразительности,

смекалки, находчивости.

Март

Блоки Дьенеша

Цель: овладение мыслительными операциями и действиями: выявление свойств, их

абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение; формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку

Палочки Кьюизенера

Цель: Формирование представлений о величине, цвете и числах; формирование навыков счета; формирование порядка счета; развитие измерительных навыков.

 «Логоформочки»

Цель: Формирование понятий часть и целое; развитие координации движений;

развитие мелкой моторики; развитие логического мышления.

Конструктор цифр

Цель: Развитие мелкой моторики; закрепление основных цветов; запоминание образа цифр.

Апрель

Головоломки «Сфинкс»

Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Головоломки «Танграм»

Цель: Развитие пространственных представлений; развитие конструктивных и комбинаторных способностей; развитие сообразительности, смекалки, находчивости.

Игры - соревнования.

Закрепление пройденного материала.

Цель: формирование элементарной алгоритмической культуры мышления, развитие способности действовать в уме, делать совместный выбор, замечать положительные качества других сверстников и оценивать их работу доброжелательно.

                        Список используемой литературы:

  1. Воскобович В.В. Развивающие игры / В. В. Воскобович, Л.С. Вакуленко. - СПб: ТЦ «Сфера», 2015 г.;
  2. Методические рекомендации к игровому комплекту «Ларчик» и к игровому комплекту «Мини Ларчик» / Л.С. Вакуленко, В.В. Воскобович, Вотинова О.М. - СПб: 2016 г.
  3. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»
  4. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»
  5. Развивающие игры в ДОУ. Конспекты занятий по развивающим играм В. Воскобовича. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ – Воронеж – ИП Лакоценин Н.А., 2012
  6. Ступеньки творчества. Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. Методические рекомендации для воспитателей ДОУ и родителей, М.: Линка – пресс, 2016 г.
  7. Сказочные лабиринты игры. Игровая развивающая технология В.В.Воскобовича.
  8. Филимонова Н.И. «Интеллектуальное развитие дошкольников. Игры для фантазеров»
  9. Интернет - ресурсы

Оценка результатов реализации программы.

Исходя из имеющихся в наличии игр в ДОУ, составлен план работы. В течение года игровой материал пополнился новыми играми, направленными на развитие культуры мышления.  

Предполагается дальнейшая работа по данной технологии, но уже с другими детьми.

Воспитанники поступили в начальное звено образования.

Изучение уровня интеллектуального развития детей группы проводила, используя «Экспресс – диагностику в д/саду» (авторы Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко).

Исходя из полученных результатов мониторинга, можно говорить о том, что работа по технологии развивающих игр В. Воскобовича эффективна. Зафиксированы положительные результаты диагностики.

вводная диагностика                                                        итоговая диагностика

Вводная: высокий -26,6%; средний - 53,3%; низкий - 20,0%.

Итоговая: высокий - 53,3%; средний - 33,3%; низкий – 13,3%.

C:\Users\DOM\Desktop\4564645\IMG_1210.JPG

C:\Users\DOM\Desktop\4564645\IMG_1194.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительной кружковой деятельности «Мы играем в сказку» для детей младшего дошкольного возраста.

Задачи: 1. Обогащать детский замысел яркими впечатлениями через произведения русской народной литературы: потешки, песенки, сказки. 2. Разыгрывать с помощью воспитателя знакомые потешк...

Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.

Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе....

Программа кружковой деятельности «Мы играем в экономику» для детей 4 – 7лет

Экономика и дошкольник лишь на первый взгляд кажутся слишком далекими друг от друга. Понимаемая, как область “разумного ведения домашнего хозяйства”, искусство его ведения, экономика может...

Программа кружковой работы «Подвижные игры» для детей старшего дошкольного возраста

Человеческая личность – это гармония мысли и движения. Особое внимание нужно уделить подвижным играм, поскольку игра вызывает у детей большой эмоциональный отклик и помогает безболезненнее ...