Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему
Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhkovoy_programmy_igry_puteshestviya.docx | 35.16 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«ИГРАЕМ В ПУТЕШЕСТВИЯ»
ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7лет
В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»
Игра-путешествие – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нём. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Основой для игр-путешествий детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета.
Игры-путешествия – это обучающие игры, в которых учебный программный материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается игрой. В такой игре формируется познавательная деятельность
Новизна. Рост числа детей с речевыми расстройствами постоянно растёт, а речевые нарушения принимают все более сложные формы. Значение раннего логопедического воздействия трудно переоценить. Вовремя устраняя нарушения звукопроизношения, а также развивая фонематические процессы у детей, мы помогаем преодолевать трудности общения с окружающими, а в дальнейшем хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.
В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы.
Актуальность. Учитывая эффективность ранней логопедической работы, возникла необходимость организовать дополнительную образовательную услугу для детей, посещающих МБДОУ детский сад № 89.
Цель программы: развитие у детей познавательных интересов на основе игр путешествий.
Для реализации цели намечены следующие задачи:
- Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме.
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Формирование и развитие связной речи.
- Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях.
- Развитие познавательного интереса
- Развитие общей и мелкой моторики детей.
Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова и ребёнка, на базе игровых приёмов развиваются умственные способности.
В игре ребёнок учится самостоятельно мыслить, использовать получены знания, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы
Для детей с нарушением речи, действительно игры путешествия могут принести пользу. Развить память, внимание, наглядно образное мышление, Познавательный интерес.
- Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.
- Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.
- Принцип культуросообразности. Образ Мира у ребенка – это не мир вокруг него, это Мир, частью которого является сам ребенок, который он переживает и осмысливает.
- Принцип развития – развивающее образование призвано создавать каждому ребенку условия, в которых он максимально реализовывал бы себя как индивидуальность.
- Принцип природосообразности образовательной деятельности предполагает, что дошкольная образовательная деятельность должна соответствовать как внутренней природе, так и внешним условиям. Дошкольное образование ребенка в соответствии с его природой, его здоровьем, способностями и склонностями, индивидуальными особенностями.
- Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию окружающего мира, педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость, чуткость, отзывчивость, коммуникабельность.
- Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможностей различных вариантов решения проблемы и выбору оптимального решения.
- Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), то есть, сформирован базис личностной культуры.
- Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализация данного принципа в образовательном пространстве обеспечивает ребенку уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность – то есть атмосферу, стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, стремление к познанию, чувство собственного достоинства.
- Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную обусловленность, удовлетворение от расширения индивидуального опыта.
- Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в различных видах деятельности, особенно в художественно-эстетической. Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему само реализовываться.
Основными методами и приемами организации детской деятельности являются:
Методы | Приемы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях предметных картинок. Просмотр фрагментов мультипликационных и учебных фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций, дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых |
Информационно-рецептивный | Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты, конкурсы, физминутки. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение художественной литературы, загадки, пословицы, беседы, дискуссии, моделирование ситуации. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
В старшей группе кружок проводится один раз в неделю по пятницам с 16.00-16.25
Календарно-тематическое планирование в старшей группе.
№ | Тема | Содержание | Количество |
Октябрь | |||
Путешествие по осенней тропе. | Познакомить детей с понятием путешествие. | 1 | |
Путешествие В страну фруктов. | Закрепить названия фруктов. | 1 | |
Путешествие в гости к Чиполлино. | Закрепление названий овощей. | 1 | |
4. | В лес за грибами.
| Игра «За грибами» - развитие общей моторики. «Сказка о непослушном язычке"- развитие органов артикуляции. | 1 |
Ноябрь | |||
1. | Путешествие в мир одежды. | Познакомить детей с видами одежд. Психогимнастика «Чудесные превращения». Игра «Узнай по силуэту». | 1 |
2.
| «Путешествие в мир обуви». | Продолжать знакомить с видами обуви. | 1 |
3 | «Путешествие в страну коротышек». | Познакомить детей с видами головного убора. | 1 |
«Путешествие к пернатым друзьям». |
| 1 | |
Декабрь | |||
1. | «Как животные зимуют зимой». |
| 1 |
2. | «В гости домашним животным». |
Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» - побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.
| 1 |
3. | «Здравствуй, елочка-зеленая иголочка». | Формировать бережное отношение к деревьям, лесу. Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой хата…» | 1 |
Январь | |||
1. | «В гостях у Снеговика». |
| 1 |
2. | «Путешествие к трём поросятам». | Продолжать знакомить с профессиями на строительстве дома. | 2 |
Февраль | |||
1. | «Мир полон сказок и чудес». | Формировать у детей положительные эмоции. Релаксационные упражнения «Сказочные превращения». Пальчиковая гимнастика «Снежок». Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя прогулка» | 1 |
«В страну невыученных уроков». | Формировать у детей доброту, воспитывать дружеские отношения. Игра «Доскажи словечко». Игра “Что делаем, покажем и скажем». Распознаём по мимике и интонации. | 1 | |
«В гости к дедушке Игнату Игнатьевичу». | Формировать уважительное отношение пожилым людям. Дыхательное упражнение «Звездочки». Релаксационные упражнения. Пальчиковая гимнастика. | 2 | |
Март | |||
1. | Путешествие в мастерскую. |
| 1 |
«В гости к Весне». |
| 1 | |
«Ателье Золушки». |
| 1 | |
Итого: | 3 | ||
Апрель | |||
«В гости к Незнайке». |
| 1 | |
«Магазин цветов». |
| 1 | |
«В гости к морскому царю». | 1. Развитие познавательного интереса. 2.Дыхательное упражнение «Буря в стакане». 3. Релаксационные упражнения «Водопад». 4.Развитие слухового восприятия. Игра “Внимательные ушки?” | 1 | |
«В гости к Паровозову». |
| 1 | |
Итого: | 4 | ||
Май | |||
Тема « Мир насекомых». |
| 1 | |
«В гости старику Лесовику». |
| 1 | |
Диагностика. | Изучить процесс достижения детьми 5-6 лета жизни планируемых итоговых результатов освоения программы на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения. | 2 | |
Итого: | 4 |
Формы подведения итогов реализации
дополнительной общеразвивающей программы
- Участие детей в конкурсах детского речевого творчества.
- Открытые занятия для родителей и педагогов, студентов, статьи.
- Родительские собрания.
КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА
6-7 лет
ЦЕЛЬ: продолжать развивать познавательный интерес у детей подготовительной к школе группы на основе игр путешествий.
ЗАДАЧИ:
- способствовать развитию общения ребёнка;
- дать понять, что они будущие школьники;
- нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливо отношении к культуре и людям, малой родине.
Продолжительность занятий - 30 минут.
В неделю два раза: вторник 16.30-17.00; пятница 16.00-16.30
ОКТЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 неделя октября | «Осенний лес полон чудес» | Повторение и актуализация знаний. | «В гости к старику Лесовику» | Закрепить с детьми названия осенних примет. |
2 неделя октября | В гости к «Лесовичку» | Продолжать знакомить со свойством деревьев. | «В гости мастерскую папе Карло» | Познакомить, что можно из маленького деревянного брусочка смастерить. |
3 неделя октября | «Путешествие в лес по грибы» | Продолжать знакомить детей с съедобными грибами. | «В гости повару Карлсону» | Познакомить, что можно приготовить из грибов. |
4 неделя октября | «По ягоды» | Познакомить с видами ягод. Воспитывать бережное отношение к природе. | «В гости Старику Лесовику» | Продолжать знакомить, какие ягоды полезны |
НОЯБРЬ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 неделя ноября | «Поездка на дачу» | Формировать у детей знания о осенней работе в огороде. | «Игра в магазин» | Продолжать знакомить с профессиями. |
2 неделя ноября | «В гости к Вишенке» | Воспитывать уважение к профессии садовника, агронома. | «Варим компот» | Научить детей варить компот из фруктов. |
3 неделя ноября | «Путешествие в страну насекомых» | Знакомить детей с новыми видами насекомых. | «Подготовка насекомых к зиме» Просмотр слайдов | Формировать у детей бережное отношение к насекомым. |
4 неделя ноября | «В гости к птицам» | Развивать память, закрепить названия перелётных птиц. | «Водоплавающие птицы» Чтении сказки»Гадкий утёнок» | Знакомить детей с видами водоплавающих птиц. |
ДЕКАБРЬ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 неделя декабря | «На помощь Незнайке» | Развивать внимание, наглядно образно мышление. | «Путешествие в Зоопарк» | Способствовать развитию памяти, мышления. |
2 неделя декабря | «В гости старику Лесовику» | Продолжать знакомить с видами животных | Мастерская Оригами «Лисичка» | Продолжать знакомить с искусством Оригами |
3 неделя декабря | «Путешествие в страну слов действий» | Развивать у детей связную речь, интерес, внимание. | «Волшебный праздник» | Формировать положительные эмоции. |
ЯНВАРЬ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
2 неделя января | «Путешествие в мебельную фабрику» | Продолжать знакомить с профессиями. | «Магазин» | Продолжать знакомить с профессиями. |
3 неделя декабря | «Путешествие в фабрику посуды» | Познакомить со свойством посуды. | «В гости бабушке Мархиль» | Познакомить с посудой якутов, юкагиров. |
4 неделя декабря | «В гости к Зимушке Зиме» | Формировать положительные эмоции. | «Встреча с Новогодними гостями» |
ФЕВРАЛЬ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 неделя февраля | «В гостях у Бабы Яги» | Закрепить с детьми названия сказки. | Сказка «Маленький гномик Вася» | Формировать положительные эмоции. |
2 неделя февраля | «В страну невыученных уроков» | Закрепить пройденный материал. | «Викторина» | Закрепить пройденный материал. |
3 неделя февраля | «В гости к дедушке Игнату Игнатьевичу» | Воспитывать уважение к героям –солдатам. | «Путешествие в мастерскую» | Развивать мелкую моторику, психические процессы. |
4 неделя февраля | «В гости Шпунтику и Винтику» | Познакомить детей с орудиями труда. | «Путешествие в мир предметов» | Развивать наглядно- образное мышление. |
МАРТ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 неделя марта | «В гости к красавице Весне» | Расширить знания о весенних явлениях. | «Путешествие в мир цветов» | Формировать у детей положительные эмоции. |
2 неделя марта | «Путешествие в жаркие страны» | Знакомить детей с животными жарких стран. | «Путешествие в мастерскую» | Развивать мелкую моторику рук. |
3 неделя марта | «В гостях у царя Нептуна» | Развивать познавательный интерес. | «В стране Оригами» | Продолжать знакомить с искусством Оригами. |
4 неделя марта | «В страну комнатных цветов» | Формировать у детей бережное отношение к цветам. | Викторина | Формировать дружеские отношения. |
АПРЕЛЬ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 неделя апреля | «Путешествие по России» | Развивать у детей чувство патриотизма. | «Путешествие по городу Якутску» | Продолжать знакомить детей с достопримечательностью города. |
2 неделя апреля | «Полёт в Космос» | Способствовать развитию познавательных способностей детей. | «В гости в мастерскую» | Развивать мелкую моторику рук. |
3 неделя апреля | «В гости к волшебному гному» | Закрепить пройденный материал по ФЭМП | «В гости к героям мультиков» | Формировать положительные эмоции. |
4 неделя апреля | «Спасаем зверей на острове» | Развивать познавательный интерес. | «В мастерскую Оригами» | Продолжать знакомить с искусством Оригами. |
МАЙ
ДАТА | ТЕМА | ЦЕЛЬ | ТЕМА | ЦЕЛЬ |
1 неделя мая | Выставка фотографий и медалей прадедов – ветеранов ВОВ. | Расширять представления детей о героическом подвиге солдата в годы ВОВ. | «В гости в мастерскую» | Воспитывать уважительно отношение к героям Ветеранам ВОВ, пожилым людям. |
2 неделя мая | «В гости к Лесовику» | Развивать у детей внимание, видеть изменения в природе. | «В страну невыученных уроков» | Закрепление пройденных материалов. |
3 неделя мая | «В гости в школу» | Познакомить детей с учебными принадлежностями. | «В гости к Светофорчику» | Закрепить правила дорожного движения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)
Данная рабочая программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта. В соответствии с Зак...
Рабочая программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность» (подготовительная логопедическая группа)
Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редак...
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе логопедической группе.
Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе логопедической группе в соответствии с лексическими темами....
Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.
Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год....
Рабочая программа кружковой деятельности по обучению детей шахматам
Рабочая программа по шахматам в ДОУ...
Рабочая программа Кружок по пластилинографии «Волшебный пластилин» с детьми старшей-подготовительной логопедической группы «Кораблик»
В программе представлен перспективный план по кружковой работы "Волшебный пластилин", предназначен для детей старшего дошкольного возраста...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста
Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Данная программа определяет содерж...