Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.
методическая разработка по коррекционной педагогике на тему

Иванова Светлана Гаврильевна

Рабочая программа кружковой работы "Играем в путешествия" для детей 5-7 лет в логопедической группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
«ИГРАЕМ В ПУТЕШЕСТВИЯ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7лет

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ

«ПРИНЦЕССА НА ГОРОШИНЕ»

 

Игра-путешествие – это один из способов расширения жизненного пространства детей, осмысления окружающего мира, места в нём. В игре ребёнку предоставляется возможность решить множество проблем без утомления, перенапряжения, эмоциональных срывов. Всё происходит легко, естественно, с удовольствием, а главное, в ситуации повышенного интереса и радостного возбуждения. Основой для игр-путешествий детей служат сформулированные представления о построении игрового сюжета.

Игры-путешествия – это обучающие игры, в которых учебный программный материал усваивается в игровой форме, познавательная деятельность сочетается игрой.                                В такой игре формируется познавательная деятельность

Новизна. Рост числа детей с речевыми расстройствами постоянно растёт, а речевые нарушения принимают все более сложные формы. Значение раннего логопедического воздействия трудно переоценить. Вовремя устраняя нарушения звукопроизношения,                               а также развивая фонематические процессы у детей, мы помогаем преодолевать трудности общения с окружающими, а в дальнейшем хорошо учиться в школе и в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой, высшей формы фонематического слуха – фонематического восприятия и ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности. В этом возрасте дети наиболее восприимчивы к звуковой стороне языка и проявляют особый интерес к словам и звукам.

В настоящее время большую роль в развитии ребенка играет не только основное образование, но и дополнительное. Дополнительное образование в дошкольных учреждениях дает возможность выявить и развить творческие способности детей.                                 На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение                                                и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Кружковая работа даёт возможность ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, речевые и творческие запросы.  

Актуальность. Учитывая эффективность ранней логопедической работы, возникла необходимость организовать дополнительную образовательную услугу для детей, посещающих МБДОУ  детский сад № 89.

Цель программы: развитие у детей познавательных интересов на основе игр путешествий.

Для реализации цели намечены следующие задачи:

  1. Пополнение, уточнение и активизация словарного запаса по текущей лексической теме.
  2. Совершенствование грамматического строя речи.
  3. Формирование и развитие связной речи.
  4. Развитие понимания речи, внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых упражнениях.
  5. Развитие познавательного интереса
  6. Развитие общей и мелкой моторики детей.

Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов,                      т.е. последовательному вычленению всех звуков слова по порядку, дифференцированию звуков по их качественным характеристикам. Осознание звукового состава слова                                          и ребёнка, на базе игровых приёмов развиваются умственные способности.

В игре ребёнок учится самостоятельно мыслить, использовать получены знания, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы

Для детей с нарушением речи, действительно игры путешествия могут принести пользу. Развить память, внимание, наглядно образное мышление, Познавательный интерес.

  1. Принцип гуманизма – уважение личности ребенка, построение взаимных отношений на основе общечеловеческих цивилизованных норм и правил.
  2. Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на открытие им нового знания.
  3. Принцип культуросообразности. Образ Мира у ребенка – это не мир вокруг него, это Мир, частью которого является сам ребенок, который он переживает и осмысливает.
  4. Принцип развития – развивающее образование призвано создавать каждому ребенку условия, в которых он максимально реализовывал бы себя как индивидуальность.
  5. Принцип природосообразности образовательной деятельности предполагает, что дошкольная образовательная деятельность должна соответствовать как внутренней природе, так и внешним условиям. Дошкольное образование ребенка в соответствии с его природой, его здоровьем, способностями и склонностями, индивидуальными особенностями.
  6. Принцип педагогики сотрудничества. Ребенок учится познанию окружающего мира, педагог учится постигать ребенка, от обоих требуется терпимость, чуткость, отзывчивость, коммуникабельность.
  7. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможностей различных вариантов решения проблемы и выбору оптимального решения.
  8. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе – обществе – самом себе), то есть, сформирован базис личностной культуры.
  9. Принцип диалогического общения рассматривает диалог как неотъемлемое условие взаимодействия субъектов образовательного процесса. Реализация данного принципа в образовательном пространстве обеспечивает ребенку уверенность в своих силах, открытость внешнему миру, инициативность, самостоятельность – то есть атмосферу, стимулирующую активность дошкольника, его любознательность, стремление к познанию, чувство собственного достоинства.
  10. Принцип доверительного сотрудничества подразумевает открытость, взаимную обусловленность, удовлетворение от расширения индивидуального опыта.
  11. Принцип творчества – максимальная ориентация на творческое начало в различных видах деятельности, особенно в художественно-эстетической. Развитие в ребенке природных задатков, творческого потенциала, специальных способностей, позволяющих ему само реализовываться.

Основными методами и приемами организации детской деятельности являются:

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях предметных картинок.

Просмотр  фрагментов  мультипликационных  и  учебных  фильмов, обучающих презентаций, рассматривание схем, таблиц, иллюстраций,  дидактические игры, организация выставок, личный пример взрослых

Информационно-рецептивный

Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности (беседа, упражнения по аналогу)

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы. Проекты, конкурсы, физминутки.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. Чтение  художественной  литературы,  загадки,  пословицы,  беседы, дискуссии, моделирование ситуации.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

В старшей группе кружок проводится один раз в неделю по пятницам с 16.00-16.25

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.

Тема

Содержание

Количество

Октябрь

Путешествие по осенней тропе.

Познакомить детей с понятием путешествие.

1

Путешествие В страну фруктов.

Закрепить названия фруктов.

1

Путешествие в гости к Чиполлино.

Закрепление названий овощей.

1

  4.

В лес за грибами.

 

Игра «За грибами» - развитие общей моторики.

«Сказка о непослушном язычке"- развитие органов артикуляции.

1

Ноябрь

1.

Путешествие в мир одежды.

Познакомить детей с видами одежд.

Психогимнастика «Чудесные превращения».

Игра «Узнай по силуэту».

1

2.

       

«Путешествие в мир обуви».

Продолжать знакомить с видами обуви.

1

3                                  

«Путешествие в страну коротышек».

Познакомить детей с видами головного убора.

1

«Путешествие к пернатым друзьям».

  1. Познакомить с видами птиц.
  2. Релаксационные упражнения «Спасем птенчиков».
  3. Игра «Гуси- лебеди»- развитие речевого дыхания.
  4. Усвоение понятий «живой — неживой» - развитие мышления

1

Декабрь

1.

«Как животные зимуют зимой».

  1. Развивать внимание, интерес.
  2. Дыхательное упражнение «Снежинка».
  3. Игра с мячом «Подбери пару».

1

2.

«В гости домашним животным».

  1. Продолжать знакомить с видами домашних животных.

Игра «Это вовсе не ребенок – это маленький телёнок» - побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

 

1

3.

«Здравствуй, елочка-зеленая иголочка».

Формировать бережное отношение к деревьям, лесу.

Разыгрывание эпизодов «Есть в лесу под елкой хата…»

1

Январь

1.

«В гостях у Снеговика».

  1. Формировать положительные эмоции.
  2. Дыхательное упражнение «Вьюга».
  3. Релаксационные упражнения.
  4. Театральная игра «Сказочные превращения».
  5.  Работа над выразительностью в стихотворении «Есть в лесу под елкой хатой…».

1

2.

«Путешествие к трём поросятам».

Продолжать знакомить с профессиями на строительстве дома.

2

Февраль

1.

«Мир полон сказок и чудес».

Формировать у детей положительные эмоции.

Релаксационные упражнения «Сказочные превращения».

Пальчиковая гимнастика «Снежок».

Культура и техника речи. Стихотворение «Зимняя прогулка»

1

«В страну невыученных уроков».

Формировать у детей доброту, воспитывать дружеские отношения.

Игра «Доскажи словечко».

Игра “Что делаем, покажем и скажем».

Распознаём по мимике и интонации.

1

«В гости к дедушке Игнату Игнатьевичу».

Формировать уважительное отношение пожилым людям.

Дыхательное упражнение «Звездочки».

Релаксационные упражнения.

Пальчиковая гимнастика.

2

Март

 1.

 Путешествие в мастерскую.

  1. Развивать мелкую моторику рук.
  2. Дыхательное упражнение «Аромат роз».
  3. Заучивание стихотворения «Мамин день».
  4. Драматизация сказки «Теремок».

1

«В гости к Весне».

  1. Продолжать знакомить с весенними явлениями.
  1. Релаксационные упражнения «Для чего нужны руки».
  2. Оздоровительный массаж
  3. Работа над выразительностью: стихотворение «Мамин день».

1

«Ателье Золушки».

  1. Продолжать знакомить с профессиями.
  2. Дидактическая игра «Наведи порядок».
  3. Дыхательное упражнение «Ветерок».
  4. Выполнение артикуляционных упражнений.
  5. Релаксационные упражнения.

1

Итого:

3

Апрель

«В гости к Незнайке».

  1. Продолжать знакомить с видами птиц.
  2. Дыхательное упражнение «Гуси- лебеди».
  3. Релаксационное упражнение Холодно -жарко».
  4. Массаж лица «Воробей».
  5. «Слава, слава Айболиту, слава, слава всем друзьям».
  6. Гимнастика для глаз «Солнышко и тучка».

1

«Магазин цветов».

  1. Познакомить с видами цветов (садовые, луговые, полевые).
  2. Дыхательное упражнение «Лепестки».
  3. Релаксационное упражнение «На полянке».
  4. Логоритмическое упражнение «Цветок».
  5. Проблемное упражнение «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей».

1

«В гости к морскому царю».

1. Развитие познавательного интереса.

2.Дыхательное упражнение «Буря в стакане».

3. Релаксационные упражнения «Водопад».

4.Развитие слухового восприятия. Игра “Внимательные ушки?”

1

«В гости к Паровозову».

  1. Познакомить детей с видами транспорта «Паровоз».
  2. Подвижня игра «Шоферы» -координация речи с движением.
  3. Дифференциация звуков. Упражнение “Шина” -“Насос”.
  4. Упражнение “Шифровальщики”- слуховое восприятие.

1

Итого:

4

Май

Тема « Мир насекомых».

  1. Познакомить детей с видами насекомых.
  2. Дыхательное упражнение «Ворона».
  3. Релаксационное упражнение «Стрекоза и муравей».

1

«В гости старику Лесовику».

  1. Формировать положительные эмоции.
  2. Дыхательное упражнение Дровосек».
  3. Релаксационные  упражнения  «Бабочка».
  4. Пальчиковая гимнастика «Раз,два….»

1

Диагностика.

Изучить процесс достижения детьми 5-6 лета жизни планируемых итоговых результатов освоения  программы на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных качеств, которые они должны приобрести в результате ее освоения.

2

Итого:

4

Формы подведения итогов реализации

дополнительной общеразвивающей программы

  1. Участие детей в конкурсах детского речевого творчества.
  2. Открытые занятия для родителей и педагогов, студентов, статьи.
  3. Родительские собрания.

КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

6-7 лет

ЦЕЛЬ: продолжать развивать познавательный интерес у детей подготовительной                          к школе группы на основе игр путешествий.

ЗАДАЧИ:

- способствовать развитию общения ребёнка;

- дать понять, что они будущие школьники;

- нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливо отношении                                к культуре и людям, малой родине.

Продолжительность занятий - 30 минут.

В неделю два раза: вторник 16.30-17.00; пятница 16.00-16.30

ОКТЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя октября

«Осенний лес полон чудес»

Повторение и актуализация знаний.

«В гости к старику Лесовику»

Закрепить с детьми названия осенних примет.

2 неделя октября

В гости к «Лесовичку»

Продолжать знакомить со свойством деревьев.

«В гости мастерскую папе Карло»

Познакомить, что можно из маленького деревянного брусочка смастерить.

3 неделя октября

«Путешествие в лес по грибы»

Продолжать знакомить детей с съедобными грибами.

«В гости повару Карлсону»

Познакомить, что можно приготовить из грибов.

4 неделя октября

«По ягоды»

Познакомить с видами ягод. Воспитывать бережное отношение к природе.

«В гости Старику Лесовику»

Продолжать знакомить, какие ягоды полезны

НОЯБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя ноября

«Поездка на дачу»

Формировать у детей знания о осенней работе в огороде.

«Игра в магазин»

Продолжать знакомить с профессиями.

2 неделя ноября

«В гости к Вишенке»

Воспитывать уважение к профессии садовника, агронома.

«Варим компот»

Научить детей варить компот из фруктов.

3 неделя ноября

«Путешествие в страну насекомых»

Знакомить детей с новыми видами насекомых.

«Подготовка насекомых к зиме»

Просмотр слайдов

Формировать у детей бережное отношение к насекомым.

4 неделя ноября

«В гости к птицам»

Развивать память, закрепить названия перелётных птиц.

«Водоплавающие птицы»

Чтении сказки»Гадкий утёнок»

Знакомить детей с видами водоплавающих птиц.

ДЕКАБРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя декабря

«На помощь Незнайке»

Развивать внимание, наглядно образно мышление.

«Путешествие в Зоопарк»

Способствовать развитию памяти, мышления.

2 неделя декабря

«В гости старику Лесовику»

Продолжать знакомить с видами животных

Мастерская Оригами «Лисичка»

Продолжать знакомить с искусством Оригами

3 неделя декабря

«Путешествие в страну слов действий»

Развивать у детей связную речь, интерес, внимание.

«Волшебный праздник»

Формировать положительные эмоции.

ЯНВАРЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

2 неделя января

«Путешествие в мебельную фабрику»

Продолжать знакомить с профессиями.

«Магазин»

Продолжать знакомить с профессиями.

3 неделя декабря

«Путешествие в  фабрику посуды»

Познакомить со свойством посуды.

«В гости бабушке Мархиль»

Познакомить с  посудой якутов, юкагиров.

4 неделя декабря

«В гости к Зимушке Зиме»

Формировать положительные эмоции.

«Встреча с Новогодними гостями»

 ФЕВРАЛЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя февраля

«В гостях у Бабы Яги»

Закрепить с детьми названия сказки.

Сказка «Маленький гномик Вася»

Формировать положительные эмоции.

2 неделя февраля

«В страну невыученных уроков»

Закрепить пройденный материал.

«Викторина»

Закрепить пройденный материал.

3 неделя февраля

«В гости к дедушке Игнату Игнатьевичу»

Воспитывать уважение к героям –солдатам.

«Путешествие в мастерскую»

Развивать мелкую моторику, психические процессы.

4 неделя февраля

«В гости Шпунтику и Винтику»

Познакомить детей с орудиями труда.

«Путешествие в мир предметов»

Развивать наглядно- образное мышление.

МАРТ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя марта

«В гости к красавице Весне»

Расширить знания о весенних явлениях.

«Путешествие в мир цветов»

Формировать у детей положительные эмоции.

2 неделя марта

«Путешествие в  жаркие страны»

Знакомить детей  с животными жарких стран.

«Путешествие в мастерскую»

Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя марта

«В гостях у царя Нептуна»

Развивать познавательный интерес.

«В стране Оригами»

Продолжать знакомить с искусством Оригами.

4 неделя марта

«В страну комнатных цветов»

Формировать у детей бережное отношение к цветам.

Викторина

Формировать дружеские отношения.

АПРЕЛЬ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя апреля

«Путешествие по России»

Развивать у детей чувство патриотизма.

«Путешествие по городу Якутску»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностью города.

2 неделя апреля

«Полёт в Космос»

Способствовать развитию познавательных способностей детей.

«В гости в мастерскую»

Развивать мелкую моторику рук.

3 неделя апреля

«В гости к волшебному гному»

Закрепить пройденный материал по ФЭМП

«В гости к героям мультиков»

Формировать положительные эмоции.

4 неделя апреля

«Спасаем зверей на острове»

Развивать познавательный интерес.

«В мастерскую Оригами»

Продолжать знакомить с искусством Оригами.

МАЙ

ДАТА

ТЕМА

ЦЕЛЬ

ТЕМА

ЦЕЛЬ

1 неделя мая

Выставка фотографий и медалей прадедов – ветеранов ВОВ.

Расширять представления детей о героическом подвиге солдата в годы ВОВ.

«В гости в мастерскую»

Воспитывать уважительно отношение к героям Ветеранам ВОВ, пожилым людям.

2 неделя мая

«В гости к Лесовику»

Развивать у детей внимание, видеть изменения в природе.

«В страну невыученных уроков»

Закрепление пройденных материалов.

3 неделя мая

«В гости в школу»

Познакомить детей с учебными принадлежностями.

«В гости к Светофорчику»

Закрепить правила дорожного движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста, имеющими логопедическое заключение: ОНР (в условиях дошкольного логопункта)

Данная рабочая  программа носит коррекционно-развивающий характер и предназначена для обучения и воспитания детей с ОНР от 5 до 7 лет в условиях дошкольного логопункта.  В соответствии с Зак...

Рабочая программа Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» Раздел «Изобразительная деятельность» (подготовительная логопедическая группа)

Детский сад работает по Основной образовательной программе дошкольного образования ДОУ, с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редак...

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе логопедической группе.

Рабочая программа по формированию элементарных математических представлений у детей в подготовительной к школе логопедической группе в соответствии с лексическими темами....

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе  на 2019-20 учебный год....

Рабочая программа Кружок по пластилинографии «Волшебный пластилин» с детьми старшей-подготовительной логопедической группы «Кораблик»

В программе представлен перспективный план по кружковой работы "Волшебный пластилин", предназначен для детей старшего дошкольного возраста...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ Развитие речи детей старшего дошкольного возраста

Развитие речи и преодоление недостатков в развитии речи у детей среднего дошкольного возраста осуществляется путем использования поэтапной системы формирования речи. Данная программа определяет содерж...