Рабочая программа кружковой деятельности по обучению детей шахматам
рабочая программа (подготовительная группа)
Рабочая программа по шахматам в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.92 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Центр развития ребенка – детский сад №89 «Парус» ГО «город Якутск»
Рабочая программа
Кружковой деятельности
по обучению детей игре в шахматы
«Шахматный городок»
Воспитатель:
Иннокентьева А.П
Якутск 2016г
ОГЛАВЛЕНИЕ
Паспорт программы
Пояснительная записка
1.Содержание программ
1.1.Календарно-тематическое планировании
1.2.Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков
1.3.Требования к уровню подготовки
2.Список литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.
Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней.
Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».
В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.
Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.
Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.
Занятия проводятся 1 раза в неделю по 25-30 минут на протяжении восьми месяцев.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы:
Обучение детей дошкольного возраста в шахматы.
Задачи программы:
Образовательная:
Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
Общеразвивающая:
Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Эстетические:
- играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шахмат в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.
Физическое:
- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.
Объем и реализация рабочей программы
Рабочая программа рассчитана на один года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.
В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.
Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:
Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 36 часов.
Планируемые результаты освоения программы
Воспитанники должны:
- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
- различать называть шахматные фигуры;
- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
- иметь представление об элементарных правилах игры;
- играть малым числом фигур;
- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
- владеть основными шахматными терминами;
- правильно применять элементарные правила игры;
- иметь представление о некоторых тактических приемах.
Методическое обеспечение программы
Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.
Методы проведения занятий
- словесный: рассказ, беседа, объяснение;
- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
- практический: упражнение, тренинг, решение задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.
Методы организации учебно-воспитательного процесса
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри детского сада, соревнований с выездом в другие детскими садами, родителей, спонсоров;
- связь с общественными организациями.
Условия для реализации программы:
Оборудование, материалы.
Для кружка необходимы:
- магнитна- демонстрационная доска
- столы и стулья.:
- комплекты шахмат и досок (4-5 комплектов);
- шахматные часы (1-2 комплекта);
1.1.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ занятия | Месяц | № недели | Тема | Программные задачи | Методические приёмы |
1 | Октябрь | 1 | Шахматная доска | Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты. | Рассказ об истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес» Беседа по содержанию сказки. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы |
2 | 2 | Проспекты, улицы, переулки шахматной доски | Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами, введение понятия «горизонталь», «вертикаль», | Показ, беседа. Чтение сказки «Шахматная беседка». И.Г. Сухина. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы | |
3 | 3 | Шахматные фигуры | Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания | Чтение сказки «Чудесные фигуры» Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?" | |
4 | 4 | Начальное положение | Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет". | Показ, объяснение. Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы |
5 | Ноябрь | 1 | Слон | Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков | Отгадывание загадки о слоне Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 3 |
6 | 2 | Ладья | Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание. | Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". | |
7 | 3 | Ладья | Отрабатывать практические навыками | Практические упражнения. Загадки из тетрадки. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 2 | |
8 | 4 | Ферзь | Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура» | Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые» "Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 6 |
9 | Ноябрь | 1 | Конь | Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию | Рассказать и показать сложность ходов коня Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 4 |
10 | 2 | Пешка «Ни шагу назад!» | Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки. | Чтение дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка" Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек» | |
11 | 3 | Пешка | Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение. | Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля" Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 5 | |
12 | 4 | Король | Показать, как ходит король. Разучить правило «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение. | Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 7 |
113 | Декабрь | 1 | Открытое занятие для родителей «Азбука шахматной игры» | Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Подвести итоги | Конспект занятия |
114 | 2 | Шах | Формировать представление о позиции «шах» Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь. | Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". | |
115 | 3 | Шах и мат | Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар). | Практические упражнения. | |
116 | 4 | Мат | Формировать представления о том, что мат - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций. | Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна" Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат". | |
117 | Январь | 1 | Ничья | Формировать представлений о положении «пат» , выделение отличий пата от мата. | Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат» Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 9 |
18 | 2 | Игра в парах | Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы. | Практические упражнения. | |
19 | 3 | Рокировка | Отрабатывать практические навыки. | «Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И.Сухина. Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 8 |
20 | Февраль | 1 | Тренировочная шахматная партия | Игра всеми фигурами. Овладение элементарными основами шахматной игры. Воспитание морально – волевых качеств ребят. | Практические навыки. Загадки из тетрадки. |
21 | 2 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлятьфигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. | ||
22 | 3 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат- ной доске. | Загадки из тетрадки. | |
23 | 4 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. | |
24 | Март | 1 | Шахматная партия | Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" |
25 | 2 | Шахматная партия | Закреплять представлений и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. | |
26 | 3 | Первые ходы | Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле. | Игры в парах. | |
27 | 4 | Эстафета | Закреплять умения правильно и быстро расставлятьфигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые они ставятся. |
28 | Апрель | 1 | Практические навыки: мат белыми в один ход | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат- ной доске. | Загадки из тетрадки. |
29 | 2 | Практические навыки: лучший ход белых | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки | |
30 | 3 | Практические навыки: лучший ход чёрных | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. | |
31 | 4 | Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре | Учить элементарным основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске. | Загадки из тетрадки. | |
32 | 5 | Шахматная партия | Дать общие представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения. | Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода" | |
33 | Май | 1 | Шахматная партия | Закреплять представления и рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. | Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения. |
34 | 2 | До свидания шахматная страна | Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка. | Игра. | |
35 | 3 | Мониторинг. | |||
36 | 4 | Мониторинг. |
МОНИТОРИНГ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей
Ф.и.ребёнка | знать | уметь | |||||||
Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль | Название шахматных фигур и их отличия | Правила хода, взятие каждой фигуры | Ориентировка на шахматной доске. | Играть каждой фигурой | Правильно располагать доску | Правильно располагать фигуры | Умение перемещать фигуры | Решать простые шахматные задачи | |
1.3.Требования к уровню подготовки воспитанников
Должны знать:
- Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
- Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
- Правила хода, взятие каждой фигуры.
Должны уметь:
- Ориентироваться на шахматной доске;
- Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
- Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
- Правильно располагать фигуры перед игрой;
- Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
- Решать простые шахматные задачи.
Итогом реализации дополнительной образовательной программы являются организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.
Основные формы и средства обучения:
1. Практическая игра.
2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
4. Теоретические занятия, шахматные игры.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы».
2.М.Чандлер, Х. Миллиган «Шахматы для детей», Москва, 2011.
3.Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник – тетрадь, первый год обучения.
4.Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991.
5.Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.: Поматур, 2000.
6.Сухин И. Шахматы для самых маленьких. – М.: Астрель, АСТ, 2000.
7.Сухин И. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Учебник для 1 класса четырёхлетней и трёхлетней начальной школы. – Обнинск: Духовное возрождение, 1998.
8.Сухин И. Шахматы, первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя – Обнинск: Духовное возрождение, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Представлена рабочая программа учителей-логопедов, работающих с детьми в условиях логопункта. Программа написана с учетом ФГТ....
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/22/picture-43819-1369216999.jpg)
Рабочая программа воспитатния и обучения детей во 2 младшей группе.
В рабочей программе представленны занятия по темами программное содержания к ним....
![](/sites/default/files/pictures/2023/03/10/picture-274299-1678466939.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях дошкольного логопункта.
В рабочей программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования правильного звукопроизношения, фонетико-фонематической стороны речи детей старше...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/07/picture-245762-1481086437.png)
Рабочая программа кружка "ЗАВИТОК"- обучение детей элементарным приемам техники квиллинга.
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность....
Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"
Рабочая программа кружка по обучению детей правилам дорожного движения в подготовительной группе "Светофорик"...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/09/picture-155320-1355062447.jpg)
Рабочая программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи 5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленности в условиях логопункта
Рабочая программавоспитания и обучения детей с нарушениями речи5-7 года жизни для групп общеразвивающей направленностив условиях логопункта...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/20/picture-993287-1519122476.png)
Рабочая программа по ритмике "Обучение детей движениям под музыку" для детей среднего и старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет)
Программа «Обучение детей движениям под музыку» направлена на всестороннее, гармоничное развитие дошкольников, на развитие музыкально-ритмических и творческих способностей детей, на оздоро...