Развитие мелкой моторики у младших дошкольников
статья по коррекционной педагогике

Королева Жанна Борисовна

В статье раскрывается связь между развитием речи и мелкой моторики. Предложены способы развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki_u_mladshih_doshkolnikov.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

                В  последнее время наблюдается снижение уровня речевого развития дошкольников. В первую очередь это связано с ухудшением здоровья детей и неблагоприятными социальными процессами. По данным доктора медицинских наук И. С. Скворцовой, в настоящее время у 70% новорожденных выявлены разного рода перинатальные поражения головного мозга – центрального органа речевой функции. Подобные отклонения могут отрицательно отразиться на последующем развитии ребенка. Речь при этом страдает одной из первых, так как напрямую зависит от созревания головного мозга.                                                                                                                                              По последним данным распространенность речевых нарушений у дошкольников и младших школьников в разных регионах нашей страны колеблется от 30,7 до 92,6% от общего числа детей. Согласно данным «Статуправления Я.О.» около 50% детей 3-4 лет- это дети с задержкой речевого развития.

Существует тесная связь между речью и координацией тонких движений пальцев рук. С анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. Исследования профессора М. М. Кольцовой показали, что речевая деятельность детей частично развивается и под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Наблюдая детей в возрасте 10 – 12 месяцев, она установила, что их речь, образно говоря, находится на кончике пальцев. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни,  используют один очень простой метод. Ребенка просят показать один, два и три пальца («Сделай вот так»). Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – «говорящие дети», если же пальцы напряжены или, напротив, вялые и сгибаются и разгибаются только вместе, то это – «не говорящие дети».

Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Так на основе проведенных опытов и обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие. Исследованиями в этой области занимались: М.М.Кольцова, Л.В.Фомина, Е.Н.Исенина, Н.С.Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Б.Филичева и другие. Результаты  их исследований подтверждают: тренировка тонких движений пальцев рук, стимулирует развитие речи.

Что же такое мелкая моторика?  Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.                                                                                                                                               Тренировку пальцев рук можно начинать уже в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2 – 3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Можно катать шарики из пластилина, рвать бумагу на мелкие части, складывать деревянные пирамидки, играть во вкладыши. Начиная с полуторагодовалого возраста можно давать ребенку более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровку. Очень хорошую тренировку движений для пальцев рук дают народные игры – потешки: «Сорока – белобока», «Коза – рогатая» и так далее. Если упражнения вызывают у детей некоторые трудности, то родители помогают ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста используются более сложные игры и упражнения. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая  оказывает благоприятное влияние на развитее речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.                                                         

Как правило, приемы развития мелкой моторики и способы развития мелкой моторики базируются на игре. Это - прежде всего, пальчиковые игры и упражнения. Они могут быть с речевым и без речевого содержания. Хорошо известны игры со специальными развивающими игрушками; например, пазлы, мозаика, конструкторы, пирамидки, матрешки. Не менее популярными для развития мелкой моторики ребенка являются игры – шнуровки, разработанные Марией Монтессори. Пластилин или тесто тоже могут стать отличными материалами для игры. Лепка – один из проверенных способов развития мелкой моторики.

Используются также игры с крупами. Для них нужно подготовить «сенсорную ванночку» и наполнить ее крупой: манкой, пшеном, рисом. Можно использовать фасоль, горох, орехи и емкости для их перекладывания.  Известны игры с пуговицами и бельевыми прищепками. А также:

  • Тактильные дощечки
  • Игры с лентами
  • Игры со счетными палочками
  • Игры с песком (потребуется песочница и образцы рисунков)
  • Бизиборд
  • Световой планшет

Существует множество способов развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста. Главное при этом учитывать возрастные особенности ребенка, уровень его развития, опыт, интересы и желания.


 

                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Тематическая система на год по развитию мелкой моторики младших дошкольников....

Презентация на тему :Развитие мелкой моторики у младших дошкольников

Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-г...

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики у младших дошкольников.

Цель работы: разработать и апробировать систему работы воспитателя по использованию пальчикового театра в развитии мелкой моторики кисти  руки детей младшего дошкольного возраста....

Мониторинг развития мелкой моторики рук младших дошкольников

Определение уровня мелкой моторики и координации движения рук даёт возможность правильно спланировать свою работу и узнать степень продвижения  детей в речевом развитии....

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ «Развитие мелкой моторики рук младших дошкольников посредством техники тестопластики»

Методическое пособие поможет родителям, работникам дополнительного образования, специалистам образовательных учреждений построить свою работу от простого к сложному....

Развитие мелкой моторики у младших дошкольников в домашних условиях

Полезная информация для родителей младших дошкольников....

Методическая разработка по развитию мелкой моторики «Пальчиковые игры –лучший способ развития мелкой моторики рук младшего дошкольника»

Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Жак Руссо в своём романе о воспитании «Эмиль» так написал...