Консультация учителя-дефектолога Мушковой Е.А«Профилактика дискалькулии у детей дошкольного возраста ».
консультация по коррекционной педагогике

Елена Алексеевна Мушкова
«Профилактика дискалькулии у детей 
дошкольного возраста ».
Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и 
сопровождается нарушениями в формировании гнозо-праксических функций, 
мыслительных операций, памяти и внимания.
Исследование речевых и неречевых психических функций у дошкольников 
с ОНР показывает, что у них недостаточно сформированы многие процессы,
 обеспечивающие овладение элементарной математической деятельностью. 
В связи с этим актуальной является проблема профилактики и коррекции
 дискалькулии в дошкольном возрасте.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Профилактика дискалькулии у детей

дошкольного возраста ».

Дискалькулия часто проявляется у детей с нарушениями речевого развития и

сопровождается нарушениями в формировании гнозо-праксических функций,

мыслительных операций, памяти и внимания.

Исследование речевых и неречевых психических функций у дошкольников

с ОНР показывает, что у них недостаточно сформированы многие процессы,

 обеспечивающие овладение элементарной математической деятельностью.

В связи с этим актуальной является проблема профилактики и коррекции

 дискалькулии в дошкольном возрасте.

Дискалькулия – специфическое нарушение счетной деятельности.

Она проявляется у детей в целом комплексе симптомов,

важнейшими из которых являются:

-недостаточное овладение математическим словарем

-неточное представление о графической структуре цифр

-механическое воспроизведение порядка следования чисел

-затруднения в определении места чисел в ряду натуральных чисел

-трудности установления отношения числа к его «соседям»

-недостаточное знание состава числа

-трудности усвоения правил образования числа

-несформированность количественных отношений чисел

элементарный способ выполнения арифметическихдействий (дети опираются не

на правила, а на внешние действия, используют «ручной способ счета)

(незнание таблицы сложения и вычитания)

мыслительные операции носят преимущественно конкретный характер.

Классификация дискалькулий.

1. Вербальная дискалькулия: нарушено словесное обозначение

математических понятий, восприятия формы, величины; не сформированы

 количественные представления;

имеет место непонимание связи цифр, обозначающих число,

 с его вербальным обозначением.

2. Практогностическая дискалькулия: имеется расстройство системы

 счисления конкретных предметов и их символов; нарушена зрительно- двигательная

координация.

3. Дислексическая дискалькулия: нарушено чтение математических знаков;

не сформированы представления об образе математических знаков.

4. Графическая дискалькулия: нарушена запись математических знаков и

воспроизведение геометрических фигур, ручная моторика.

5. Операциональная дискалькулия: имеет место непонимание математической

терминологии, текстов задач; не сформированы логические, математические операции.

Профилактика дискалькулии.

Вербальная дискалькулия предупреждается с помощью обучения ребёнка

названиям математических операций и их сути, умению правильно использовать

 их в речи, развития всех видов памяти, обучения пониманию идеи о форме,

 цвете, размере предметов, использованию этих понятий в речи.

Практогностическая дискалькулия предупреждается с помощью обучения

 навыкам счёта, выполнения арифметических операций с их проговариванием,

 называнием результата и показыванием соответствующего количества пальцев,

развития всех видов памяти и грамотной речи, пространственного восприятия и

 двигательной координации, обучения соотнесению реального предмета и его

изображения.

Дислексический вариант дискалькулии можно предупредить, развивая

 зрительное восприятие ребёнка, его представления о цвете, форме, обучая

его узнаванию математических символов и правильному их называнию,

 смыслу этих знаков, развивая память и логическое мышление.

Профилактика дискалькулии графического типа возможна с помощью

 упражнений для развития восприятия зрительных образов, мелкой моторики,

координации между зрением и движением рук, тренировки различных видов

памяти, понимания связи между предметом и его изображением, обучения

 математическим терминам.

Операциональная дискалькулия для профилактики требует обучение счёту,

действиям с числами, использованию математических терминов в речи и счёте,

 развитие речи, памяти и мышления, различных видов восприятия.

Формирование речевых предпосылок овладения математическими знаниями,

 умениями и навыками – важное направление работы при профилактике дискалькулии.

 Коррекция осуществляется путём расширения словарного запаса детей параллельно

 с обучением математическим терминам, их значениям и правильному употреблению.

 Она выстроена по принципу доступности — от простого к сложному и осуществляется по этапам, которые тесно связаны и взаимообусловлены.

Задачи первого этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у

дошкольников. Учить детей понимать речевые конструкции и обобщающие слова

, употребляемые взрослым в процессе показа действий математического содержания,

 в соответствии с возрастными нормами и программными требованиями.

Развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения ими математических

заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них, понимать вопросы

типа: «Чего больше (меньше)?», осознанно использовать в ответах слова больше,

меньше, поровну.

Учить детей презентовать результаты практической деятельности в речевой форме;

 развивать коммуникативную функцию речи, связную речь детей.

Развивать словарный запас детей, вводя в их лексический оборот слова много —

мало, один – ни одного – по одному; поровну, меньше – больше; сколько,

столько же; круг, квадрат, треугольник, шар, куб; вперед – назад, вверх – вниз,

справа – слева, а также обобщающие понятия по родовидовому и

качественному признакам (форма, цвет, величина).

Развивать лексико – грамматический строй речи детей: учить

образовывать множественное число существительных (гриб – грибы);

согласовывать числительное с существительным (один гриб, одна

 морковь, одно яблоко); согласовывать прилагательное с существительным

 в роде (красный дом, красная лента, красное платье);

в числе (большой кубик – большие кубики); добиваться активного овладения

 детьми грамматическими формами единственного и множественного числа

 разных частей речи.

Учить детей сравнивать количество предметов в двух группах, используя приемы

 наложения и приложения. Учить детей уравнивать количество предметов в двух

группах двумя способами: добавляя предметы в меньшую или убирая их из большей.

Учить сравнивать предметы по размеру и выражать результат сравнения словами.

Распознавать и называть круг, квадрат, треугольник.

Осуществлять простейшую ориентировку в пространстве. Развивать

слуховое внимание, зрительную память и чувство ритма. Развивать ручную

моторику (пальчиковая гимнастика).

Задачи второго этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у

 дошкольников.

Продолжать развивать диалогическую речь детей в процессе выполнения

математических заданий, умение задавать вопросы и отвечать на них: 

«Сколько у тебя? У тебя больше, чем у меня.

У тебя три». Учить употреблять в речи числительные.

Расширять словарный запас детей: числительные до пяти; больше (меньше) 

на один; больше (меньше), чем…; высокий – низкий и т.д.; овал,

прямоугольник, трапеция, цилиндр; направления движения. Расширять

их антонимический словарь. Развивать коммуникативную функцию речи детей,

 связную речь.

Продолжать развивать лексико-грамматический строй речи детей:

образование множественного числа существительного (гриб – грибы);

согласование существительного с числительным в роде, числе и падеже (одна машина – нет одной машины, один мяч – нет одного мяча). Учить детей обозначать количество цифрой и записывать число.

Развивать слуховое восприятие детей, учить их считать звуки и движения.

 Добиваться усвоения детьми количественного и порядкового счета в пределах

пяти с опорой на наглядный материал. Учить детей сравнивать числа на основе

сопоставления соответствующих групп предметов (четыре больше, чем три).

Учить детей сравнивать предметы по размеру, упорядочивать группы

предметов по размеру. Учить детей распознавать и называть круг, квадрат,

треугольник, прямоугольник и уметь изображать их. Развивать у детей

конструктивный праксис. Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика,

 массаж с использованием природного материала), их зрительно – двигательную

координацию.

Продолжать учить детей дифференцировать пространственные представления.

Учить детей воспринимать и воспроизводить ритмические рисунки.

Задачи третьего этапа коррекционной работы по профилактике дискалькулии у

дошкольников.

Знакомить детей с арифметически выражениями, продолжать учить их оформлять

 результаты практической деятельности в речевой форме. Учить детей понимать

условие задачи и ее вопрос. Учить их сравнивать содержание задачи с рассказом,

 находить отличия. Учить составлять задачи. Продолжать расширять словарный

запас детей: числительные до десяти, количественный и порядковый счет в пределах

 десяти; предыдущее число – последующее число, …по счету; многоугольник; названия

 дней недели, месяцев, частей суток, времен года; математические знаки плюс, минус,

равно.

Учить детей использовать грамматические конструкции: широкая, шире, еще шире и

 самая широкая и т. п. Развивать активный и пассивный словарь детей.

Продолжать развивать лексико – грамматический строй речи: учить согласовывать

 порядковые числительные с существительными в роде, числе и падеже

 (пятое яблоко, пятая конфета, нет пятого автобуса).

Развивать слуховое восприятие: считать звуки, движения, определять направление

звука, различать детей по голосу и т.д.

Учить детей использовать количественный порядковый счет в пределах десяти 

(в прямом и обратном порядке), а также начинать счет с любого числа числового

 ряда и заканчивать любым числом. Учить детей сравнивать рядом стоящие числа

в пределах десяти (на наглядной основе), понимать отношение между соседними

 числами и знать состав чисел (из двух меньших и отдельных единиц в пределах десяти).

Учить детей измерять и сравнивать размеры предметов (длину, ширину, высоту) 

с помощью условной мерки. Учить детей способам математической записи.

Учить детей делить простейшие геометрические фигуры на две и четыре равные

части, понимать отношения между целым и частью. Учить детей разбивать

геометрические фигуры на части и составлять из нескольких фигур одну большую. Учить детей узнавать в предметах форму геометрических фигур.

Учить детей ориентироваться в пространстве и на листе бумаги в клетку 

(левее, правее, выше, ниже, над, под), а также употреблять предлоги.

Учить детей правильно использовать и называть цифры от 0 до 9, математические

 знаки. Учить детей распознавать основные геометрические фигуры

 (круг, квадрат, треугольник, четырехугольник, многоугольник) и изображать их.

Развивать ручную моторику детей (пальчиковая гимнастика, массаж

с использованием природного материала, игры для развития мелкой моторики и т. п.).

Развивать у детей слуховую и зрительную память. Учить их воспринимать и

воспроизводить ритмические рисунки.

и явлений.

Игровые упражнения коррекционной работы по профилактике вербальной дискалькулии

Развитие умения словесно обозначать математические понятия, развитие

лексико-грамматического строя языка. «Скажи наоборот» 

(употребление слов – антонимов)«Узнай и назови времена года» 

(зима, лето, весна, осень)«Нелепицы» (по временам года)«Времена суток» 

(назови и разложи последовательно; составь рассказ по серии сюжетных картин).

Обучение математической терминологии. «Найди по описанию»

 (ориентировка на 2-3 признака предмета)«Глаголы, стройся!» 

(уточнение понимания глаголов, их употребление)«Поручения»

 (с использованием математической терминологии).

Развитие пространственного восприятия, зрительной и слуховой памяти. 

«Послушай и назови лишнее слово»«Выложи коврик из геометрических фигур

 или цифр» (по памяти)«Выполни движения» (по рисунку – схеме).

 «Послушай и повтори цифры в обратном порядке»«Что изменилось?» 

(действия с геометрическими фигурами и цифрами)«Дырявый ковер» ( «ставим заплатки» из цифр или геометрических фигур).

Развитие восприятия цвета, формы величины, количественных представлений

«Чем похожи, чем различаются две фигуры»«Разложи по коробкам» 

(геометрические фигуры разного цвета и размера).

Развитие понимания связи цифр, обозначающих число, с его вербальным

обозначением. «Чем похожи и чем различаются две цифры?»

«Назови соседей числа». Работа с пособием «Игры и логические упражнения

 с цифрами»«Поручения» (с использованием цифр)«Соедини картинки

 с одинаковым количеством предметов».

по профилактике практогностической дискалькулии:

Развитие системы счисления конкретных предметов и их символов.

Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами»

«Запомни и нарисуй»«Обведи кружком»«Четвертый лишний».

Развитие зрительно-пространственного восприятия. «Назови, что где

находится» (на картине, на схеме)«Сделай зарядку» 

(с использованием схем упражнений)«Наша квартира»«Цыплята в домике».

Развитие зрительно-двигательной координации, моторных навыков,

чувства ритма. «Нарисуй нужное количество геометрических фигур»

«Посчитай и напиши под каждой картинкой нужную цифру»

«Хлопай, как я»«Хлопай так, как на рисунке».

Развитие зрительной и слуховой памяти. «Назови число от указанного числа

в прямом и обратном порядке»«Назови пропущенное число среди названных

чисел»«Найди по описанию» (ориентировка на 2-3 признака предмета).

Развитие логических операций. Серия упражнений на числовом материале 

(закрепление порядкового значения числа)«Раскрась числа разным цветом»,

 «Определи кто и какой по счету в очереди»«На какой жердочке птичка».

Классификация на основе двух признаков: «Покажи те игрушки, на которых

можно кататься»«Покажи фрукты, но не круглые», Классификация на основе

 функциональных признаков: «Покажи, что самое легкое»«Покажи,

что может летать» По профилактике дислексической дискалькулии:

Игры с песком и водой математического содержания. Счет предметов, звуков,

движений.

Развитие восприятия цвета, формы, величины, количественных представлений.

Классификация геометрических фигур по наличию или отсутствию признака; 

«Поручения» (с использованием математических понятий).

Развитие аналитико-синтетической деятельности. «Четвертый – лишний» 

(цифры и геометрические фигуры, цифры и буквы)«Чем похожи и

чем различаются цифры?».

Развитие представлений об образе цифр и математических знаков.

«Найди цифру среди других графических знаков (букв)»«Напиши цифру»

 (перевод слухового образа в графический)«Чем похожи и чем различаются

 цифры». Напиши соседей числа. Различение правильно написанных цифр при

зеркальном расположении элементов. Работа с пособием «Игры и логические

упражнения с цифрами»«Нарисуй нужное количество цифр и назови их»

по профилактике графической дискалькулии:

Развитие ручной моторики, зрительно-двигательной координации.

Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами». Работа в тетрадях

 в крупную клетку по словесной инструкции.

Развитие представлений о форме, величине, цифровой и математической символике.

 Обводка и штриховка цифр, математических знаков. Лепка, аппликация и

вырезание цифр.

Развитие зрительного и слухового гнозиса. «Воспроизведи ряд геометрических

фигур, цифр»«Запомни цифру и найди ее среди других» (усложнение –

увеличение количества цифр, усиление оптической сложности, например,

сначала надо найти цифру 1 среди цифр 5,6, 8, а потом ее же среди цифр 4,7)

«Воспроизведи ритм»«Повтори ряд цифр в обратном порядке».

Развитие пространственного восприятия. Ориентировка и называние правой и

 левой стороны, сидящего напротив человека. Конструирование цифр.

Развитие умения выполнять математические операции. «Как может получитьс

я число…»«Веселые человечки»«Составь задачу и реши ее» (по наглядной

ситуации, по картине, по модели).

Развитие понимания математической терминологии, текстов задач.

«Понимание текста со скрытым смыслом»«Чем отличается задача от рассказа?».

 «Какой месяц лишний?». Игры во времена года. «Вчера, сегодня, завтра».

Развитие аналитико-синтетической деятельности. Графический диктант в тетрадях

 в клетку. Работа с пособием «Игры и логические упражнения с цифрами»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация учителя - дефектолога. «Строительные игры в детском саду».

Строительные игры в детском саду – это один из видов продуктивной деятельности и основа воспитания и обучения детей в дошкольном возрасте.Становление конструктивной деятельности начинается с воспитани...

Консультации учителя-дефектолога

Данные рекомендации помогут родителям с пользой провести лето со своими малышами!...

Профилактика зрительного утомления. Консультация учителя-дефектолога, тифлопедагога

Консультация посвящена здоровьесберегающим технологиям, которые способствуют укреплению здоровья, профилактике утомления и различных заболеваний....

Фронтальное коррекционно – развивающее занятие учителя-дефектолога с детьми с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста с использованием ИКТ в соответствии с ФГОС.

Вид деятельности: «Развитие сенсорного восприятия»Реализация области: «Познавательное развитие».Занятие с использованием интерактивной доски и программы «Mimio».Тема: «Игрушки»Цель: - развитие сенсорн...

КОНСУЛЬТАЦИЯ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «СЕКРЕТЫ ПАМЯТИ»

Что надо знать, чтобы понимать, от чего зависит эффективность работы  памяти ребенка?...