Эффективные методы социализации детей с расстройством аутистического спектра
презентация по коррекционной педагогике

Буланова Татьяна Николаевна

При расстройствах аутистического спектра у детей в большей степени страдает социально-коммуникативная сфера. У них наблюдаются трудности в социализации, выражающиеся в отсутствии или искажении взаимодействия с окружающими, в неадекватном поведении. Из-за нарушений переработки сенсорной информации, поступающей из окружающего мира, дети с РАС не усваивают основные правила социального поведения, с трудом приобретают необходимые для жизни социальные и коммуникативные навыки. То есть освоение социального опыта не приходит к ним естественным образом. Традиционные методы обучения практически   «не работают».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл социализация детей с ОВЗ1.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Эффективные методы и приемы формирования социальных навыков у детей с расстройством аутистического спектра Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 61 » Буланова Татьяна Николаевна г. Иваново, 2019

Слайд 2

ЧТО? Не желают взаимодействовать с окружающим миром либо взаимодействуют неадекватными способами С трудом привыкают к новой обстановке. На перемены в своей жизни реагируют бурными аффективными реакциями. Не обращаются за помощью. Не пользуется словами «дай», «возьми». Не контактирует физически. Не использует речь для общения. Не откликается на свое имя, не реагирует на стимулы . Обнаруживает трудности социальной адаптации: не соблюдает правила социального поведения, не знает, что хорошо и что плохо . Нарушено чувство самосохранения . Особенная социально-коммуникативная сфера детей с РАС

Слайд 3

В ЧЕМ трудности? Из-за нарушений переработки сенсорной информации, поступающей из окружающего мира, такой ребенок не в состоянии освоить социальный опыт естественным образом. Традиционные методы обучения практически «не работают ». ЗАЧЕМ всем нужно знать ? Такой ребенок может «появится» в любом в детском саду (с заключением ПМПК). Педагоги должны быть готовыми обучать и развивать «особенных» детей .

Слайд 4

КАКИЕ социальные навыки мы формируем у ребенка с РАС? умение « считывать» и понимать правила адекватного поведения в социуме; умение действовать в соответствии с правилами; умение адекватно реагировать на различные нестандартные ситуации (не кричать, не кусаться, не кидать предметы); умение спокойно реагировать на дружеские прикосновения и приветствия других людей; умение правильно отвечать на попытки сверстников вовлечь его в какую-либо деятельность, умение взять предложенный сверстником предмет; умение делиться игрушками и другими предметами; умение начать разговор и самостоятельно присоединяться к сверстникам в какой-либо деятельности и другие.

Слайд 5

КАК 1 этап: Обучение и тренировка конкретного социального навыка в индивидуальной форме в ходе предсказуе­мых структурированных игр и упражнений, организованных взрослым. 2 этап: Постепенный перенос навыка из условий структурированных занятий на взаимодействие с ближайшим окружением через создание искусственной ситуации социального взаимодействия. 3 этап: Формирование интереса к сверстникам , элементарные попытки самостоятельного взаимодействия с ними. формировать социальные навыки у ребенка с РАС ?

Слайд 6

Самый сильный канал восприятия детей с РАС – визуальный . Они отлично воспринимают визуальную информацию, у них феноменально развита зрительная память. КАКИЕ методы показали наибольшую эффективность? Поэтому мы выбрали методы визуальной поддержки: Визуальные правила и инструкции Визуальные расписания Социальные истории Видеомоделирование

Слайд 7

Метод №1 Визуальные правила и инструкции Визуальные правила и инструкции - это наглядное пособие в виде условных знаков, символов которые отображают правила поведения и предлагают оптимальный способ реагирования в определенной ситуации (что ребенку нужно делать, что можно, а что нельзя делать в определенной ситуации). Знак «СТОП», «НЕЛЬЗЯ» . Чтобы обозначить границу, за которую нельзя уходить, либо, чтобы прекратить какое-либо опасное поведение.

Слайд 8

Знак «ЖДИ». Чтобы показать, что нужно чего-то подождать, но скоро желаемый предмет или занятие будут доступны. Знаки «СЛУШАЙ» и «ГОВОРИ» . Для обучения навыкам беседы по очереди. Нужный знак помогает ребенку понять, когда его очередь говорить, а когда нужно подождать и послушать другого человека . Знак «ТИХО» Используется для сообщения ребенку о том, что не нужно кричать. Знак «ПЕРЕРЫВ» Используется на занятии для сообщения ребенку, когда он сможет заняться своим любимым делом.

Слайд 9

Визуальное расписание -это наглядное пособие, состоящее из нескольких последовательных картинок, которые сообщают ребенку, что его ждет в течение дня либо во время какого-то одного события и в каком порядке. Дети действуют, ориентируясь не на руководство со стороны другого человека, а на расписание. Подходит для обучения новым навыкам, для развития самостоятельности, при сильной тревожности в непривычных ситуациях, при сопротивлении изменениям в привычном распорядке дня. Метод №2 Визуальное расписание

Слайд 10

1. Планшет «Сейчас-Потом» — это форма визуального расписания, представляющая из себя карточку, на которой изображена последовательность двух событий в виде изображений. Первое это то, что нужно сделать сначала (чаще отвергаемое ребенком), а второе - это вознаграждение, которое произойдет после завершения первого задания. С помощью данного метода можно учить ребенка следовать указаниям или обучать его новым навыкам. Виды визуального расписания

Слайд 11

2. Расписание из предметов - э то форма визуального расписания, в виде определенных предметов, которые символизируют определенные события. Незадолго до перехода к нужной деятельности дать ребенку этот предмет. Примеры предметов, которые можно использовать: Играть на улице = синий мяч. Обед = ложка. Играть = красная машинка/кукла. Занятия= кусочек паззла.

Слайд 12

3.Расписание из рисунков или фотографий - это форма визуального расписания в виде в виде фотографий, рисунков и написанных слов, расположенных по вертикальной или горизонтальной линии, отображающие последовательность занятий или событий. Расписание лучше сделать переносным, в виде специальной папки или планшетов.

Слайд 13

Социальные истории - это визуальный метод, представляющий из себя краткое, простое и последовательное описание определенной ситуации, которая должна произойти или уже произошла, включающее информацию о том, как себя нужно себя вести в этой ситуации. Оформляется в виде книги с картинками (фотографиями) и пояснением в виде текста. Метод №3 Социальные истории

Слайд 14

Социальная история может использоваться: как обучающая методика, и тогда в ней будет обучение каким-то новым навыкам, например, тем словам, которые ребенок может сказать в группе других детей, или социально одобряемым поступкам. как предупреждающая методика, чтобы предупредить какое-то нежелательное поведение. как реактивная методика уже после того, как произошла какая-то нестандартная ситуация, чтобы помочь ребенку справиться со стрессом

Слайд 15

Социальная история «Я не кусаю своих друзей»

Слайд 16

Видеомоделирование - это визуальный метод, представляющий из себя видеозапись с участием самого ребенка , а также других взрослых и детей, демонстрирующих какое-либо желательное поведение. Используется для формирования социально-коммуникативных навыков и снижения проблемного поведения у детей с РАС при социальных контактах. Например, можно записать видео, когда ребенок взаимодействует с другими, затем убрать моменты, когда он не контактирует или контактирует неадекватно. Монтированное видео затем показать ребенку . Ребенок смотрит видеозапись о том, как он успешно играет вместе с другими и старается делать также.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра в сюжетно-ролевой игре

Презентация позволяет раскрыть возможности сюжетно-ролевой игры для успешной социализации ребенка с РАС, а также рассказывает об этапах развития игры, особенностях, роли взрослого в становлении сюжетн...

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социал...

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра.

Социализация детей с расстройствами аутистического спектра — это многогранный процесс усвоения опыта общественной жизни. Социализация включаете себя основные нормы человеческих отношений, социал...

Практические методы коррекционной помощи детям с расстройствами аутистического спектра дошкольного возраста

Ниже приведенная коррекционная программа, рассчитана на детей с ранним детским аутизмом (РДА) в возрасте от 2 до 7 лет, разработанная  муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждени...

Социализация и адаптация детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольном учреждении.

Перечень игр, которые можно использовать для успешной адаптации ребенка с РАС, в дошкольном учреждении....

Презентация «Социализация детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в условиях логопункта ДОУ».

Залог успеха обучения и адаптации детей с расстройством аутистического спектра (РАС) — направленность на развитие социального взаимодействия и коммуникации. Из-за нарушений переработки сенс...