Реализация задач коррекционной педагогики через активизацию творческого потенциала педагога
статья по коррекционной педагогике

     Коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении определяет профессионально-ценностные ориентации педагога, ставит перед ним творческие задачи, которые решаются ежедневно.  Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как через организацию эффективного общения с детьми, родителями, коллегами, так и через профессиональное развитие, а так же творческую самореализацию. Работа учителя-дефектолога, обеспечение современного содержания и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск эффективных методов коррекции, привели меня к пониманию необходимости освоения пограничных отраслей знаний. Именно к таким методам относится арт-терапия, которая соединяет в себе различные области знаний – психологию, педагогику, художественную деятельность.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx29.58 КБ

Предварительный просмотр:

Кантария Светлана Сергеевна,

учитель-дефектолог

ГБДОУ детский сад №60 Колпинского района Санкт-Петербурга

Реализация задач коррекционной педагогики через активизацию

творческого потенциала педагога

Профессиональная деятельность учителя-дефектолога в коррекционной группе детского сада с учетом новых технологий, прогресса и современной системы образования ориентирована на новое педагогическое мышление, на творческое исследование педагогического опыта и инноваций в области специального образования, на совершенствование педагогического мастерства. При этом важны такие личностные качества специалиста как эмпатия, толерантность, гуманность, милосердие, духовность.

Коррекционно-развивающая работа в дошкольном учреждении определяет профессионально-ценностные ориентации педагога, ставит перед ним творческие задачи, которые решаются ежедневно. Творческий характер педагогической деятельности, является важнейшей ее объективной характеристикой. Она обусловлена тем, что многообразие педагогических ситуаций, их неоднозначность требуют вариативных подходов к анализу и решению вытекающих из них задач.

Сфера творчества в деятельности педагога достаточно широка и может проявляться как через организацию эффективного общения с детьми, родителями, коллегами, так и через профессиональное развитие, а так же творческую самореализацию.

А.П. Чехов утверждал, что педагог должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в свое дело.  Заразительность, убедительность, артистизм, индивидуальность учителя  могут обеспечить ему успех у каждого ребенка, проложить путь к его разуму и чувствам. 

Дети  нуждаются в ярком, эмоциональном общении, чувствующем и понимающем педагоге-собеседнике. Педагогу, как и актёру, помогает наличие природных задатков, а также мастерство художественного воздействия: вдохновение, эмоциональность, способность перевоплощаться. При работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходима: чёткая дикция, правильность жестов, умение заинтересовать, «заразить» ребенка радостью, переживаниями, положительным отношением к изучаемому материалу и в целом к окружающему миру.

Артистизм – это личностное качество педагога творчески насыщенного и любящего свою профессию. Благодаря артистизму учитель-дефектолог обретает способность управлять ситуацией, развивает умение вести себя адекватно среде. Использование в повседневной работе приёмов артистического мастерства развивает воображение, помогает создавать свою педагогическую технологию, но она является лишь средством для получения наилучшего, в условиях  группы компенсирующей направленности, результата. Профессиональное творчество педагога направлено на то, чтобы сделать занятие доступным, интересным и понятным как для всех детей, так и для каждого ребенка в группе.

Работа учителя-дефектолога, обеспечение современного содержания и качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья, поиск эффективных методов коррекции, привели меня к пониманию необходимости освоения пограничных отраслей знаний.

Именно к таким методам относится арт-терапия, которая соединяет в себе различные области знаний – психологию, педагогику, художественную деятельность. Уже много лет приёмы и арт-терапевтические техники включены в систему работы нашей  группы, которую посещают дети с задержкой психического развития.

Одно из таких направлений имаготерапия. Само слово «имаготерапия» уходит корнями в латинское слово imago («образ»). Неудивительно: ведь данный вид помогающей практики подразумевает воспроизведение личностью определённого комплекса образов, в которые включены образ мысли, образ слова, и образ действия.  Имаготерапия, на мой взгляд, является очень эффективной методикой,  она способствует:

  • укреплению и обогащению эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей ребенка;
  • воспитанию способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также развивает умение исполнять роль, соответствующую течению событий;
  • дает навыки мобилизации жизненного опыта в нужный момент, тренирует волевые качества, способности к саморегуляции.

По своей организации имаготерапию я провожу в индивидуальной и групповой формах:

  • индивидуальная  (использование пересказа прозаического произведения; переход рассказа в заранее запланированный специалистом диалог, который по своему содержанию может отражать и развивать изложенную ситуацию, импровизационный диалог по заданной ситуации в «режиссерской игре» с персонажами в «театре» на столе или на ширме);
  • групповая (драматизация народной, авторской сказки, театрализация специально составленного рассказа).

Практически каждый ребенок может участвовать в имаготерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо художественных навыков.  Имаготерапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В большинстве случаев творческая работа вызывает у детей положительные эмоции, помогает преодолеть пассивность и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию. Взаимодействие с детьми при помощи имаготерапии проходит очень плодотворно и интересно. Занятия строятся на игровом сюжете, где дети выполняют определенные задания педагога. Эта замечательная форма позволяет привлечь и заинтересовать малоактивных детей, повысить уровень их позитивного самочувствия и психологического комфорта.

Имаготерапия имеет различные подвиды: куклотерапию, образно-ролевую драмтерапию, психодраму. В своей работе  я широко использую куклотерапию.  Куклотерапия – этот метод основан на идентификации ребёнка с любимым героем мультфильма, сказки, игрушки, он базируется на трёх основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр». В качестве основного приёма коррекционного воздействия кукла используется как промежуточный объект взаимодействия ребёнка и педагога. Ребёнок, познавая реальный мир, его социальные связи и отношения, активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию.

На групповых занятиях и в индивидуальной работе я использую перчаточные куклы. Они помогают вызывать положительные эмоции и постепенно ослаблять нервное напряжение у детей. Кукла на руке взрослого, выступающая для ребёнка в роли собеседника, концентрирует на себе его внимание, помогает свободно вступать в разговор, побуждает к активным речевым действиям. Особой популярностью пользуется у детей пальчиковый театр. В нём все герои, сцена и сюжет расположены на одной или двух руках. Надевая сначала на свой палец одну куколку, с ней разыгрывается простой сюжет, любимая сказка. Пальчик-персонаж шевелится, танцует, подпрыгивает, общается с малышами, создавая ощущение того, что он живой актёр.

Здесь же проигрываются модели правильного и неправильного поведения, закладывая понимание возможности исправить допущенную ошибку, что позволяет детям самостоятельно делать доступные их пониманию выводы. Таким образом, у детей  на занятиях развиваются мыслительные процессы и формируются правильные жизненные, моральные установки, а поступки героев сказки – являются примером моделей поведения человека в реальности.

Разыгранные ситуации, эмоционально пережитые и освоенные в игре, постепенно входят в повседневную жизнь  детей, расширяя их коммуникативные возможности, способствуя успешной социализации.

Таким образом, использование кукол на групповых занятиях и в индивидуальной работе с детьми  помогает корректировать эмоционально-волевую сферу ребёнка, развивает речь, укрепляет связь ребёнок-педагог. Включение в структуру занятия образа интересного и знакомого героя повышает познавательную активность детей, что способствует развитию основных психических процессов: воображения, памяти, внимания, мышления, развивает и стимулирует коммуникативную деятельность. Элементы театрализации способствуют рождению положительных эмоций у детей, снятию психоэмоционального напряжения.

         Необходимо остановиться еще на одной характеристике арт-терапевтических техник – это эффективные виды педагогических здоровьесберегающих технологий. Сказка, песня, кукла, рисунок – всё это сопровождает ребенка с самого рождения, является природосообразным действом, то есть органично для природы малыша, при этом задействованы все компоненты здоровья детей.

Контингент группы  для детей с задержкой психического развития составляют воспитанники с различными психофизическими особенностями. Для них свойственны синдромы отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых). В одних случаях у детей страдает работоспособность, в других – произвольность в организации деятельности, в третьих – мотивация познавательной деятельности и т. д. Именно поэтому здоровьесбережение является неотъемлемой, обязательной составляющей деятельности педагогов группы. Технологической основой здоровьесберегающей педагогики в нашем детском саду является совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья, качественная характеристика любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье ребенка и педагога.

При этом здоровьесберегающие технологии, используемые в группе, тесно перекликаются с целями и задачами коррекционно-развивающей работы по всем направлениям развития ребенка и применяются с максимально индивидуальным подходом к каждому воспитаннику.

Интересные и применяемые в повседневной работе учителя-дефектолога здоровьесберегающие технологии: Пальминг – разновидность гимнастики для глаз, помогает им отдохнуть. Пальминг даст глазам отдых, а отдых в свою очередь расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки сетчатки.  Во время пальминга,  ребенок должен ощущать комфорт, тепло и уют, полностью расслабиться, избавиться от напряжения. Этот метод  я использую на своих занятиях после зрительных нагрузок. Ладони – ключевая деталь пальминга. Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Держать ладони на глазах надо 2-3 минуты. В это время  я включаю спокойную музыку, дети отправляются в путешествие по волшебной стране.

Гарденотерапия – английское слово, что означает garden (сад, растения), терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Методы гарденотерапии раскрывают дополнительные возможности личности ребенка через его взаимодействие с растительным миром, развивают эмоционально - волевую сферу. Для детей, живущих в городе, занятия гарденотерапией – это уникальная возможность для общения с миром живой природы. Детей с задержкой психического развития нужно многому учить, в том числе и наблюдению за явлениями природы. Любуясь красотой течения воды, голубизной неба, разными красками растений, ландшафтом родного края, ощущая запахи цветов, тепло и сыпучесть песка, ребенок формирует образ мира, в котором он живёт и развивается. Этот образ является неотъемлемой составляющей речевого процесса. Всевозможные навыки при работе с растениями и различным природным материалом оказывают позитивное влияние на ребенка. В дошкольном возрасте дети учатся близкому общению с природой, малыши начинают ее ценить и понимать основы здорового образа жизни. Гарденотерапия в коррекционном процессе направлена на развитие у детей сенсомоторных функций, на преодоление речевого и поведенческого негативизма, при этом компенсируются и различные трудности в речевом произношении, психологическом состоянии.

Очень интересны для детей игры с крупой (игра «Выложи дорожку», «Сортируем зёрнышки», «Определи на ощупь», «Выложи картинку» и т. д.). Крупу можно пересыпать в разные емкости рукой, мерной ложкой, прятать и искать в крупе секреты, выполнить рисунок крупой. А еще на манной крупе хорошо рисовать узоры, выкладывать целые картины, используя семена фасоли, гороха, арбуза и др.

Работа с семенами способствует и оздоровлению организма ребенка. Оказавшись под воздействием тепла и влаги человеческого тела семя растения способно производить мощный энергетический выброс, имеющий лечебный эффект. В группе есть бассейны для рук. Это контейнер, наполненный горохом, фасолью, пшеном.  В них дети прячут и находят «сокровища». Игры с песком – увлекательный процесс, посредством которого у ребёнка развивается мелкая моторика рук, образное мышление и тактильно-кинетическая чувствительность, проявляются творческие способности и формируются самые первые трудовые навыки. Песок – это уникальный природный материал. Когда ребёнок касается песка, в специальной песочнице, «спектакль внутренней жизни» начинает разворачиваться снаружи. И когда ребенок заканчивает играть с песком, он меняется, обновляется внутренне.

Преимущество гарденотерапии в том, что растения и природный материал дают обратную связь, они экологичны и безопасны. Для наших деток создана зона отдыха и обучения на свежем воздухе включающая высокие грядки, клумбу, плодовый сад. На участке организованы сезонные мероприятия работы с растениями. Одно из моих увлечений это – садоводство. Я выращиваю сад дома и на рабочем месте, а также  на даче и во дворе. Этим увлечением я щедро делюсь с детьми, родителями воспитанников, коллегами.

Таким образом, моя профессиональная позиция, помогающая реализовывать свои силы – это поиск нового, интересного, позитивное мышление. В основе этой позиции творческая природа самой педагогической деятельности:

  • определение индивидуальных путей своего профессионального роста;
  • потребность в творческом взаимодействии с детьми, родителями воспитанников и коллегами;
  • выбор идей, методов работы с детьми, проектирование собственных инноваций;
  • осознание себя как творческой индивидуальности, самореализация творческого Я.

Список литературы:

  1. Баряева Н.С., Воронкина К.А. Арт – терапевтические технологии в коррекционно-развивающей работе с детьми о ограниченными возможностями здоровья. – учебно-методическое пособие ЦДК проф. Л.Б. Баряевой – СПб, 2016.
  2. Сахарова В.Н., Новикова Ж.А. Воспитание ребенка дошкольника. В мире природы. – М. Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 2005.
  3. Демиргоглян Г.Г., Демиргоглян А.Г. Как сохранить зрение у детей.- М. Сталкер, 2000.
  4. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П. Игры-занятия с природным и рукотворным материалом. – НОУ «СОЮЗ», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре «Инновационный потенциал педагогов в реализации задач физического развития дошкольников»

Метод — это система приемов, направленная на оптимизацию процесса обучения в зависимости от содержания, конкретных дидактических задач, средств и условий.Основу методов физического воспитания составля...

Календарно-тематическое планирование по коррекционной педагогике (средняя группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка

Материал содержит планирование работы воспитателей средней  группы по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей  и образовательной программы  в рамках комплексного сопровождени...

Рабочая программа по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему: Планирование деятельности воспитателя по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка специалистами и пе

В представленном материале содержится планирование деятельности по реализации индивидуальной коррекционно-развивающей и образовательной программы в рамках комплексного сопровождения ребенка спе...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Сообщение на заседании творческой группы педагогов ДОО по художественно-эстетическому развитию дошкольников " «Направления работы педагогов ДОО для реализации задач в области «Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и по...

Тематический центр, как эффективная форма работы с детьми раннего возраста по реализации задач познавательного развития (Педагогическая практика "Мягкая педагогика")

Особенность работы в центре, состоит в разнообразии подобранных материалов, которые формируют представление об окружающем природном и предметном мире. Дети имеют возможность играть при поддержке взрос...