Главные вкладки

    «Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».
    консультация на тему

    Зеленецкая Светлана Валерьевна


    Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Тема: «Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

    ИКТ-проблемы и их решения»

    Подготовила:

    Воспитатель ГБДОУ №20

    Зеленецкая С.В.

    В последние годы наблюдается массовое внедрение информационно-компьютерных технологий не только в школьное, но и дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

    В условиях модернизации системы образования появляются новые проблемы и задачи, над решением которых предстоит работать педагогам. Одна из проблем – это падение мотивации дошкольника к обучению. Как же оптимально решить эту проблему?

    Сейчас выигрывает тот воспитатель, который делает ход непосредственной образовательной деятельности наглядным, занимательным, ярким, интересным, эмоциональным, запоминающимся. То есть материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающие интерес у дошкольников к учебному процессу и способствующие созданию положительной эмоциональной обстановки учения, а также развитию мыслительных способностей. Ведь именно приём удивления ведет за собой процесс понимания.

    Компьютер в наше время уже не воспринимается ребёнком как нечто редкое и экзотическое, однако ИКТ еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов.

    Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – одна из самых новых направлений в отечественной дошкольной педагогике.

    Решая данную проблему, Детские сады  ставит перед собой цель: повысить качество образовательной деятельности средствами ИКТ.

    Данная цель определила основные задачи:

    • повышение профессионального мастерства педагогов через использование информационно-коммуникационных технологий;
    • внедрение ИКТ в совместную деятельность педагогов и детей;
    • использование ИКТ в работе с родителями для повышения компетентности в вопросах воспитания детей.

    В связи с этим перед нами встаёт проблема – недостаточное владение педагогами информационными – коммуникационными технологиями и умение применять эти технологии в воспитательно-образовательном процессе. Данное условие является одним из основных требований к кадровому обеспечению, которое регламентируется проектом ФГОС 2013 года.

    На данный момент отсутствует единая система, определяющая правильность использования ИКТ в ДОУ:

    • Методика использования ИКТ в воспитательно-образовательном процессе;
    • Единые программно-методические требования к компьютерным занятиям;
    • Систематизация компьютерных развивающих программ.

    При этом на сегодня ИКТ это единственный вид деятельности, не регламентируемый специальной образовательной программой. Педагогам приходится самостоятельно изучать подход и внедрять его в свою деятельность, однако использование ИКТ является одним из перспективных средств обучения дошкольников.

    Признавая, что компьютер – мощное средство для развития детей, необходимо помнить главное правило «Не навреди!», то есть необходимо соблюдать:

    • санитарно-эпидемиологические правила и нормативы;
    • режим и организацию проведения занятий с ИКТ;
    • правильно определить дидактическую роль и место ИКТ в образовательном процессе
    • соответствие компьютерных игр психофизиологическим и психическим особенностям детей.

    Практическое владение компьютером, позволяющее осуществлять подготовку к образовательной деятельности, ведению документации. Умение работать в текстовом редакторе, электронных таблицах, электронных презентациях, специальных программах, Интернете.

    В «Профессиональном стандарте «Педагог»» выдвинуты профессиональные компетенции воспитателя, отражающие специфику его работы, необходимые трудовые функции, умения и знания. «От педагога нельзя требовать того, чему его никто никогда не учил», (Из профессионального стандарта педагогов) Учиться, повышать свою квалификацию, профессионально самосовершенствоваться — одно из основных современных качеств педагога.

    Первая магистральная линия: профессиональное самосовершенствование.

    Профессиональная ИКТ-компетентность – 2 магистральная линия. «Профессиональная ИКТ-компетентность –квалифицированное использование общераспространённых в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно» (Из профессионального стандарта педагога).

    В стандарте красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три компонента:

    • Общепользовательский (общепользовательская ИКТ-компетентность);
    • Общепедагогический (общепедагогическая ИКТ-компетентность);
    • Предметно-педагогический (предметно-педагогическая компетентность).

    В каждый из трех компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

     Общепользовательский компонент

    • Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.
    • Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).
    • Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в образовательном процессе.
    • Клавиатурный ввод.
    • Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).
    • Навыки поиска в Интернете и базах данных.
    • Систематическое использование имеющихся навыков в повседневном и профессиональном контексте.

    Общепедагогический компонент

    • Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

    - Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

    - Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

    - Организации образовательного процесса:

    • Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.
    • Организация и проведение групповой деятельности в телекоммуникационной среде.
    • Использование инструментов проектирования деятельности (в том числе коллективной), визуализации ролей и событий.
    • Визуальная коммуникация – использование средств наглядных объектов в процессе коммуникации, в том числе концептуальных, организационных и др. диаграмм, видеомонтажа.
    • Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса ребенка, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.
    • Оценивание качества цифровых образовательных ресурсов (источников, инструментов) по отношению к заданным образовательным задачам их использования.

    Предметно-педагогический компонент

    После формулировки элемента компетентности в скобках указаны предметы и группы предметов, в которых этот элемент используется.

    • Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).
    • Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:
    • литературные тексты и экранизации,
    • исторические документы, включая исторические карты
    • (все предметы).
    • Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения.
    • Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации и т.д...

    Термин «информационная компетентность» относится к ключевым терминам образовательных стандартов и определяется как «способность и умение самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию при помощи устных и письменных коммуникативных информационных технологий.

    Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей.

    Информационная технология – это педагогическая технология, использующая специальные способы, программные и технические средства для работы с информацией (кино, аудио – и видео средства, мультимедиа, компьютер, Интернет)

    ИКТ-компетентность педагога понимается как его готовность и способность самостоятельно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности для решения широкого круга образовательных задач и проектировать пути повышения квалификации в этой сфере.

    Недостаточная ИКТ – компетентность педагога.

    Педагог не только должен в совершенстве знать содержание всех компьютерных программ, их операционную характеристику, интерфейс пользователя каждой программы (специфику технических правил действия с каждой из них), но и разбираться в технических характеристиках оборудования, уметь работать в основных прикладных программах, мультимедийных программах и сети Internet.
    Если коллективу ДОУ удастся решить эти проблемы, то ИКТ-технологии станут большим помощником.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Интерактивные методы и формы работы с семьей

    В презентации раскрыты традиционные, нетрадиционные и интерактивные  формы работы с семьей, что позволит педагогу взять готовый материал и внедрить в свою  работу. Презентация  поможет ...

    «Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ»

    ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ІV РАЙОННОМ ФОРУМЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Результативность и эффективность деятельности ДОУ Щербиновского района на основе реализации образовательных программ в с...

    Итоговая аттестационная работа. Современные подходы к реализации задач познавательного развития детей дошкольного возраста.

    Проект рабочей программы по познавательному развитию детей 4-5 лет в условиях реализации ФГОС ДО "Уважайте светофор"....

    Реализация задач образовательного процесса посредством дидактических средств

    Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально &md...

    Методический материал «Интерактивные методы и формы работы с педагогическим составом»

    Цель использования интерактивных методов и игр - изменение модели поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и усваивает новые нормы деятел...

    Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»

    Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»...

    Реализация задач образовательного процесса посредством дидактических средств

    Чаще всего задержка речевого развития тяжело сказывается на общем развитии ребенка, не позволяет ему полноценно общаться с ровесниками, затрудняет познание окружающего мира, отягощает эмоционально &md...