Методический материал «Интерактивные методы и формы работы с педагогическим составом»
методическая разработка на тему

Яковлева Наталья Юрьевна

Цель использования интерактивных методов и игр - изменение модели поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить о новых формах интерактивной деятельности. Это может быть тренинг, семинар, презентация, диспут, педагогический ринг, "мозговой штурм", КВН, решение ситуационных и педагогических задач, проекты. Основной вопрос - как сделать, чтобы педагог был активным, заинтересовавнным участником различных форм педагогических объединений, как перевести педагогов от репродуктивной деятельности к исследовательской?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для  педагогов «Интерактивные методы и формы работы  с педагогическим составом»

Интерактивные методы и игры

«Интерактивный» означает основывающийся на взаимодействии. Но интерактивность - это не просто взаимодействие субъектов друг с другом, а специально организованная познавательная деятельность, носящая ярко выраженную социальную направленность.

Цель использования интерактивных методов и игр - изменение моделей поведения участников. Анализируя свои реакции и реакции партнера, участник меняет свою модель поведения и осознанно усваивает новые нормы деятельности, что позволяет говорить об интерактивных методах как о процессе интерактивного воспитания.

Ведущими принципами организации интерактивного процесса являются:

•  мыследеятельность;

•  смыслотворчество;

•  свобода выбора;

•  рефлексия.

Организация мыследеятельности заключается:

—   в выполнении участниками различных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, абстрагирование и др.);

— в обмене результатами мыслительной деятельности между участниками педагогического процесса;

— смене и разнообразии видов, форм мыслительной и познавательной деятельности;

— сочетании индивидуальных и групповых форм работы;

— проблемном обучении, использовании в педагогическом процессе современных образовательных технологий;

— смыслотворчестве участников;

— рефлексии.

Смыслотворчество предполагает осознанное создание в процессе взаимодействия педагогов нового содержания, оценки явлений окружающей действительности, своей деятельности, результатов взаимодействия с позиций своей индивидуальности.

Конечным результатом, целью смыслотворчества является обогащение, появление нового индивидуального опыта осмысления (смысла), расширяющего границы индивидуального сознания.

Рефлексия в педагогическом процессе — это процесс и результат фиксирования субъектами (участниками педагогического процесса) состояния саморазвития, установление причин и следствий.

Каждый интерактивный метод, игра имеют свою цель, правила, поэтому, учитывая эту особенность, вы можете использовать их на разных этапах проведения мероприятия. Важным условием является расположение участников таким образом, чтобы они могли видеть друг друга сидя, например, в круге, по периметру.

При использовании любого из активных методов обучения взрослых рекомендуется использовать единую структуру интерактивного занятия:

1. Мотивационно-ориентировочный этап. Организатор знакомит участников работы с темой, выбранной на основе предварительной диагностики, анализа образовательных потребностей педагогов, задач развития учреждения, объективно возникающих в образовательном учреждении проблем. Сообщается, в какой форме будет проводиться работа, организатор предлагает свое видение ее задач.

На данном этапе используются различные методики выявления ожиданий, опасений и идей участников, связанных с предстоящей работой, обучением в целом. (Пример подобной методики приводится ниже).

2. Поисковый этап. По результатам анализа информации, полученной от участников мерприятия, внесенных ими предложений, конкретизируются цели и задачи предстоящей работы, составляется план. Важно отметить, что речь идет не только об общих задачах работы на занятии, но и о целях саморазвития, которые ставит перед собой каждый педагог.

3. Основной этап — время реализации базового метода активного обучения, выбранного организатором в соответствии с содержанием рассматриваемой темы, познавательными и поведенческими особенностями педагогов, эффективностью в поиске объективно необходимых для дальнейшей работы решений. Это может быть тренинг, семинар, презентация, диспут, педагогический ринг, деловая игра, «мозговой штурм», КВН, решение ситуационных и педагогических задач, проект.

Также в структуру основного этапа по необходимости встраиваются различные методические приемы, нацеленные на консолидацию группы, раскрепощение участников работы, снятие зажимов, релаксацию и организацию разминок.

4. Рефлексивно-оценочный этап. Оценка эффективности проделанной работы, соответствия результатов заявленным целям, выявление профессиональных и личностных приобретений - необходимые компоненты деятельности, придающие ей осмысленность, завершенный характер.

Рефлексивный блок можно начать с концентрации участников на эмоциональном аспекте, чувствах, которые испытывали участники в процессе занятия. В рамках анализа занятия обсуждается отношение участников к его содержательному аспекту, использованным методикам, выбранным организатором и группой тактикам взаимодействия.

Примерный перечень вопросов для проведения рефлексии можно представить так:

● Что вы чувствовали и почему?

● Что произвело на вас наибольшее впечатление, удивило, запомнилось?

● Чем вы руководствовались в процессе принятия решения?

● Учитывалось ли вами при совершении действий мнение участников группы?

● Как вы оцениваете свои действия и действия группы?

● Если бы вы играли в эту игру (принимали участие в данном мероприятии) еще раз, что бы вы изменили в модели своего поведения?

Интерактивные формы работы с педагогами

Перед руководителями образовательных   учреждений зачастую стоит вопрос – как сделать, чтобы каждый педагог стал активным, заинтересованным участником работы различных форм профессиональных объединений? Как избавиться от пассивности отдельных педагогов? Как перевести их от репродуктивной деятельности к исследовательской? К формированию умения рефлексировать в процессе познания нового и освоения знакомого материала?

Активизация творческой деятельности педагогов возможна через нетрадиционные, интерактивные методы и формы работы с педагогами. Многие основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения.  Слово «интерактив» пришло к нам из английского языка от слова ”interact”, где “inter”- это «взаимный», “act”- действовать.

Интерактивный означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (например, человеком). Отсюда можно сделать выводы, что интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога (руководителя МО) и обучаемого (педагога-участника МО).

Каковы основные характеристики «интерактива»?

Следует признать, что интерактивное обучение это специальная форма организации той или иной деятельности. Она имеет в виду достаточно конкретные и прогнозируемые цели работы. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых педагог (обучаемый) чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения.

В чем состоит суть интерактивного обучения?

Процесс взаимодействия организован таким образом, что практически все участники оказываются вовлеченными в процесс познания, обсуждения. Они имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают, понимают, о чем думают. Совместная деятельность в данном процессе означает, что каждый участник вносит свой особый индивидуальный вклад, имеет возможность обменяться  знаниями, собственными идеями, способами деятельности, услышать другое мнение коллег. Причем, происходит этот процесс в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что дает возможность получить не только новые знания по обсуждаемой проблеме, но и развивает саму педагогическую деятельность и переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Интерактивная деятельность предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимодействию, взаимопониманию, к совместному решению и принятию наиболее общих, но значимых для каждого участника задач. При интерактивном обучении исключается доминирование как одного выступающего, так и одного мнения.

В  ходе диалогового общения у педагогов формируется умение критически мыслить, рассуждать, решать противоречивые проблемы на основе анализа услышанной информации и обстоятельств. Педагоги учатся взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, правильно выражать свои мысли, участвовать в дискуссиях, профессионально общаться с коллегами.

Ценно то, что при такой организации работы педагог может не только выразить свое мнение, взгляд, дать оценку, но и, услышав доказательные аргументы коллег, отказаться от своей точки зрения или существенно изменить ее. У педагогов формируется уважение к чужому мнению,  умение выслушивать другого,  делать обоснованные заключения и выводы.

Для этого на занятиях профессиональных объединений организуются разные формы – индивидуальные, подгрупповые, парные, применяются ролевые игры, анализируются документы и информация из различных источников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные методы и формы работы с семьей

В презентации раскрыты традиционные, нетрадиционные и интерактивные  формы работы с семьей, что позволит педагогу взять готовый материал и внедрить в свою  работу. Презентация  поможет ...

«Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ІV РАЙОННОМ ФОРУМЕ РАБОТНИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«Результативность и эффективность деятельности ДОУ Щербиновского района на основе реализации образовательных программ в с...

Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»

Интерактивные методы и формы работы с родителями в ДОУ и группе «Солнышко»...

«Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта «Педагог»».

Интерактивные методы и формы работы современного педагога по реализации задач образовательного процесса в контексте профстандарта "Педагог"....

Интерактивные методы и формы работы с детьми дошкольного возраста.

Сущность и основные понятия интерактивного обучения.Одна из важных для дошкольного возраста деятельность –  общение.Это первый шаг на пути к становлению личности. Здесь дети...

Методические рекомендации «Интерактивный метод работы с детьми - сторителлинг»

laquo;Сторителлинг - как инновационная технология развития речи и коммуникативных качеств детей дошкольного возраста»...

Методическая разработка "Интерактивные методы обучения в работе с дошкольниками"

Интерактивное обучение дошкольников – это специфическая форма организации образовательной деятельности, целью которой является обеспечение комфортных условий для взаимодействия, при которых...