Использование Kinetic Sand(живой песок) в работе учителя – дефектолога.
статья по коррекционной педагогике

Ирина Владимировна Урпина

Использование Kinetic Sand(живой песок) в работе учителя – дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ivanova_i_v_5gr.docx628.31 КБ

Предварительный просмотр:

Иванова И.В. учитель-дефектолог

Использование Kinetic Sand в работе учителя – дефектолога.

Дети с ограниченными возможностями здоровья являются особой категорией, в работе с которыми очень важно использовать гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Поэтому в коррекционно-педагогической деятельности особое место занимает специальная техника – Kinetic Sand (живой песок).

Kinetic Sand похож на мокрый пляжный песок, но в то же время он мягкий и пушистый, и течет сквозь пальцы, оставляя при этом руки чистыми и сухими. Он не рассыпается как обычный песок и очень легко собирается.

Занятия с песком многофункциональны, может решать сразу несколько задач, таких как:

1) стабилизация эмоционального состояния детей;

2) развитие познавательных способностей детей;

3) развитие сенсорного восприятия;

4) развитие мелкой моторики руки и тактильно-кинестетической чувствительности;

5) развитие навыков ориентировки в малом пространстве;

6) развитие речи, фонематического слуха;

7) обучение навыкам письма и чтения;

8) повышение представлений о собственной значимости и повышение самооценки;

9) развитие коммуникативных навыков (умение понимать себя и других);

10) создание условий для исследования собственной эмоциональной жизни.

Занятия можно проводить как самостоятельные, так и как часть коррекционного занятия. В зависимости от проблематики, занятия проводятся индивидуально или коллективно.

Упражнения и игры:

  • Развитие зрительного восприятия.
  1. Узнать по нарисованному на песке контуру изображение предмета.
  2. Соотнести нарисованный на песке контур предмета с изображением на картинке.
  3. Найти из разложенных на песке предметов одинаковые.
  4. Написание на песке букв и цифр, их элементов по образцу, а затем на слух.
  5. Узнать и дорисовать предмет по неполному изображению.
  6. Предложить выполнить такое задание: проложи дорожку к домику для зайчика между камешками и т.д.
  • Развитие пространственной ориентации

Расположи игрушки в нужной последовательности: вверху, внизу, слева, справа, в нижнем левом углу, в нижнем правом углу, в верхнем левом углу, в верхнем правом углу, между камешком и кубиком положи палочку, перед треугольником положи квадрат, за квадратом – круг и т.д. В данных упражнениях отрабатывается ориентировка на листе бумаги, происходит развитие мелкой моторики, концентрации и распределения внимания, формируется контроль собственного поведения.

  • Развитие внимания.

Таких свойств внимания, как распределение, переключение, а также координации движений рук и работы обоих полушарий головного мозга, предлагаю детям рисовать на песке сразу обеими руками (рисуем как одинаковые изображения, так и разные: одной рукой круг, другой - квадрат, симметричные изображения каждой рукой в разные стороны, «восьмёрки» в различных направлениях, синхронно и несинхронно обеими руками).

  • Актуализация знаний элементарных математических представлений:
  1. Повторение цифр и счет. Здесь ребенок может под диктовку учителя написать цифры; дополнить числовой ряд, самостоятельно вписав нужное число в нужное место; пересчитать определенные предметы в песочнице или поместить туда нужное количество счетного материала.
  2. Закрепление знаний изученных геометрических форм.
  3. При изучении новой геометрической формы для более прочного усвоения знаний можно попросить ребенка обвести нужную фигуру на песке пальчиком по трафарету.
  4. Изучение и актуализация знаний мер длины: длинный-короткий, высокий-низкий, маленький-большой и т.д. Здесь можно попросить ребенка выложить в песочницу соответствующие пары предметов или изобразить их на песке. Например, нарисуй длинную веревочку, а под ней короткую.
  5. Обучение ребенка умению решать задачи, особенно при мини театрализации условий задачи в песочнице, также происходит быстрее и легче.
  • Развитие различных видов памяти
  1. Перед ребенком раскладывается несколько предметов на парте, затем они убираются. После этого дефектолог просит разложить предметы по памяти в песочнице.
  2. В песочнице перед ребенком разложены предметы. После того, как ученик отворачивается, дефектолог меняет предметы местами, а затем просит разложить их в предыдущей последовательности.
  3. В песочнице разложены несколько предметов, затем один из них закапывается в песок в том месте, где он находился в то время, как ученик отворачивается. Задача ребенка – вспомнить, какой предмет исчез и в каком месте он находился, а затем извлечь его из песка.
  • Развитие мыслительных процессов

Интереснее для ребенка будет выполнение группировки предметов, их классификация, нахождение лишнего предмета и т.д. также при использовании игровых моментов в песочнице.

  • Формирование слоговой структуры слова.

1. «Полоски» - ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

2. «Исправь ошибку» - педагог чертит на песке ошибочное количество полосок и показывает картинку. Ребенок анализирует количество слогов в слове, изображённом на картинке, и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

3. «Раздели слово на слоги» - ребенок печатает буквами магнитной азбуки на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

4. «Художник» - педагог произносит слово, а ребенок рисует на песке столько кругов, (квадратов, треугольников и т.д.), сколько слогов в слове.

5. «Построй ступеньки» - педагог на песке располагает домики с одним, двумя и тремя окнами. Далее педагог предлагает детям разложить картинки по следующему принципу: возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя – двухсложные; с тремя окнами – трёхсложные.

  • Совершенствование грамматического строя речи.

1. «Чего не стало» - игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Педагог просит ребенка запомнить картинки, расположенные на песке, а затем прячет часть картинок в песок и просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

2. «Подбери слово» - ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка – полосатая, кораблик – легкий, блюдце – пластмассовое).

  • Обучение грамоте.

1. «Напиши на песке» – ребенок лепит из песка заданные буквы, слоги и слова, и их читает. Допускается и другой вариант: педагог лепит, а ребенок читает.

2. «Буква потерялась».   Можно предложить слепить из песка слово (с одним слогом, с двумя и т.д.), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Педагог угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Проведение ролевых игр в песочнице способствует развитию коммуникативных навыков, пополнению словарного запаса, расширению знаний об окружающем мире.

Таким образом, игры с Kinetic Sand очень эффективное и современное решение в коррекционно-образовательной работе дефектолога. Они вызывают положительные эмоции у детей, помогают раскрывать каждого ребёнка индивидуально. Удачно сочетаясь с другими видами коррекционной деятельности, такие игры позволяют осуществлять интеграцию в процессе обучения и развития.

https://sun9-3.userapi.com/c855124/v855124010/199ca5/pRKpnHhLVs8.jpghttps://sun9-47.userapi.com/c858528/v858528010/7dfec/O36RhlOgsKM.jpghttps://sun9-52.userapi.com/c206724/v206724010/b76f/RwU3U0FReVU.jpghttps://sun9-34.userapi.com/c858024/v858024763/1205fc/FcVdmYPfxM0.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование предметов-заместителей в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога. Игры с прищепками.

ГУЗ «Республиканский дом ребёнка специализированный» филиал «Набережно - Челнинский дом ребёнка специализированный»     Использование предметов-заместителей в коррекционно-раз...

Использование кубиков Никитина «Сложи узор» в работе учителя - дефектолога

Задержка психического развития (ЗПР) - нарушение (замедление) нормального темпа психического развития. У детей с ЗПР отмечаются трудности в формировании зрительного и слухового  восприятия, недор...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов и родителей «Использование авторских пособий из фетра в работе учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ»

Использование данного пособия развивает активацию когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти), способствует развитию усидчивости, мелкой моторики, зрительного внимания, мышления и п...

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога в ДОУ

В статье представлена проблема применения информационно-коммуникативных технологий в коррекционной работе учителя-дефектолога с дошкольниками с ОВЗ. Рассматриваются направления коррекционной работы уч...