Копилка игр для снятия агрессии и напряжения у ребенка.
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Прокольчева Ольга Викторовна

1.ТУХ-ТИБИ-ДУХ

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Психолог: «Я сообщу тебе по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и ра­зочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, не­обходимо сделать следующее. Сейчас ты начнешь ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только тебе захочется поговорить, остановись напротив того, кто в доме, посмотри ему (ей) в глаза и трижды, сердито-пресердито произнеси волшебное слово: "Тух-тиби-дух, тиби дух, тиби дух". Затем продолжай ходить по комнате. Время от времени останав­ливайся перед кем-либо и снова сердито-пресердито про­износите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо го­ворить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети долж­ны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через неко­торое время они не могут не смеяться.

2.ЗАЙЧИКИ

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Представь себя веселым зай­чиком в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Например, психолог говорит: «Как сильно зайчики сту­чат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаб­лен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже мед­леннее, чтобы уловить все ощущения».


3.РУБКА ДРОВ

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопив­шуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Психолог:  «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно дер­жать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свобод­ного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»


4. БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ

Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плот­ный мячик, несколько бумажных мячиков.

По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на другую сторону. "Приготовились! Внимание! Начали!"

Стремиться как можно быстрее забросить мячи на другую сторону. Услышав команду "Стоп!", прекра­тить бросаться мячами. 

Бумажные мячики можно будет использовать еще неод­нократно.

 5. МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопив­шийся гнев.

Психолог: «Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение ( ведущий приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произно­сить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хло­пать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем ведущий хлопает в ладоши: «Молод­цы! Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!»


6. КОТИК

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения.

Ребенок находится на ковре. Вместе с психологом под спокойную музыку придумывают сказку про котика, который:
 

  • Нежится на солнышке (лежит на ковре);
  • Потягивается;
  • Умывается;
  • Царапает лапками с коготками коврик и т.д.


7. СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ

Цель: снятие излишнего мышечного напряжения.

Психолог: «Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебренное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебренные монеты. Они волшебные, невидимые с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящую от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и большенравишься». 


8.МАСКИ.
Цель: Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать. Примечание. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать скотч или пластырь

9.СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом пользоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор» . Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них. Так же подходят разлчные игры-ходилки.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской области

«Тульский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья»

Копилка  игр для снятия агрессии и напряжения у ребенка. 

                              Педагог-психолог

                                                        Прокольчева Ольга Викторовна


1.ТУХ-ТИБИ-ДУХ

Цель: снятие негативных настроений и восстановление сил.

Психолог: «Я сообщу тебе по секрету особое слово. Это волшебное заклинание против плохого настроения, против обид и разочарований. Чтобы оно подействовало по-настоящему, необходимо сделать следующее. Сейчас ты начнешь ходить по комнате, ни с кем не разговаривая. Как только тебе захочется поговорить, остановись напротив того, кто в доме, посмотри ему (ей) в глаза и трижды, сердито-пресердито произнеси волшебное слово: "Тух-тиби-дух, тиби дух, тиби дух". Затем продолжай ходить по комнате. Время от времени останавливайся перед кем-либо и снова сердито-пресердито произносите это волшебное слово.

Чтобы волшебное слово подействовало, необходимо говорить его не в пустоту, а глядя в глаза человека, стоящего перед вами».

В этой игре заложен комичный парадокс. Хотя дети должны произносить слово «Тух-тиби-дух» сердито, через некоторое время они не могут не смеяться.

2.ЗАЙЧИКИ

Цель: дать ребенку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения, научить задерживать внимание на этих ощущениях, различать и сравнивать их. Представь себя веселым зайчиком в цирке, играющими на воображаемых барабанах. Например, психолог говорит: «Как сильно зайчики стучат на барабанах! А вы чувствуете, как напряжены у них лапки? Ощущаете, какие лапки твердые, не гнутся!

Как палочки! Чувствуете, как напряглись у вас мышцы в кулачках, ручках, даже в плечиках?! А вот лицо нет! Лицо улыбается, свободное, расслабленное. И животик расслаблен. Дышит... А кулачки напряженно стучат!.. А что еще расслаблено? Давайте еще попробуем постучать, но уже медленнее, чтобы уловить все ощущения».


3.РУБКА ДРОВ

Цель: Помочь детям переключиться на активную деятельность после долгой сидячей работы, прочувствовать свою накопившуюся агрессивную энергию и «истратить» ее во время игры.

Психолог:  «Кто из вас хоть раз рубил дрова или видел, как это делают взрослые? Покажите, как нужно держать топор. В каком положении должны находиться руки и ноги? Встаньте так, чтобы вокруг осталось немного свободного места. Будем рубить дрова. Поставьте кусок бревна на пень, поднимите топор над головой и с силой опустите его. Можно даже вскрикнуть: "Ха!"»


4. БУМАЖНЫЕ МЯЧИКИ

Цель: Дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик, несколько бумажных мячиков.

По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на другую сторону. "Приготовились! Внимание! Начали!"

Стремиться как можно быстрее забросить мячи на другую сторону. Услышав команду "Стоп!", прекратить бросаться мячами. 

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

 5. МАЛЕНЬКОЕ ПРИВИДЕНИЕ

Цель: Научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

Психолог: «Сейчас мы будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение ( ведущий приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук "У". Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить "У", если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко.

Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем ведущий хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили — и достаточно. Давайте снова станем детьми!»


6. КОТИК

Цель: снятие эмоционального, мышечного напряжения.

Ребенок находится на ковре. Вместе с психологом под спокойную музыку придумывают сказку про котика, который:

  • Нежится на солнышке (лежит на ковре);
  • Потягивается;
  • Умывается;
  • Царапает лапками с коготками коврик и т.д.


7. СЕРЕБРЯННОЕ КОПЫТЦЕ

Цель: снятие излишнего мышечного напряжения.

Психолог: «Представь себе, что ты - красивый, стройный, сильный, спокойный, мудрый олень с гордо поднятой головой. На твоей левой ножке - серебренное копытце. Как только ты трижды стукнешь копытцем по земле, появляются серебренные монеты. Они волшебные, невидимые с каждой вновь появляющейся новой монетой ты становишься добрее и ласковее. И хотя люди не видят этих монет, они чувствуют доброту, тепло и ласку, исходящую от тебя. Они тянутся к тебе, любят тебя, ты им все больше и большенравишься». 


8.МАСКИ.
Цель: Научить в приемлемой форме, выплеснуть накопившийся у агрессивного ребенка гнев.

Необходимы краски и бумага, липкая лента. На бумаге рисуются страшные маски, затем каждый участник примеряет себе любую, остается в ней какое-то время. Можно потанцевать «дикие» танцы, побегать, погоняться друг за другом. Затем происходит ритуал снятия масок, все берутся за руки, улыбаются друг другу, можно плавно потанцевать. Примечание. Чтобы закрепить маски на лице, лучше использовать скотч или пластырь

9.СОВМЕСТНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ.

Для работы с агрессивными детьми могут с успехом пользоваться различные настольные игры, которые предусматривают игру как поодиночке, так и совместно. Например, игра «Конструктор» . Детям предлагается вдвоем или втроем собрать какую-нибудь фигуру из деталей «Конструктора». По ходу игры взрослый помогает детям решить возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них. Так же подходят разлчные игры-ходилки.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками совместного бесконфликтного общения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: "Как снять напряжение у ребенка после дня в детском саду"

КАК СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ У РЕБЕНКА ПОСЛЕ ДНЯ В  ДЕТСКОМ САДУ                                      ...

"Как снять напряжение у ребенка после детского сада"

"Как снять напряжение у ребенка после детского сада"...

консультация" Как снять напряжение у ребенка после дня в д/с"

ваш ребено пришел из детского сада уставшим и раздраженным...

«Агрессия у детей, или как снять агрессию у ребенка»

Агрессия – это действие, направленные на разрушение, на причинение вреда или ущерба другому человеку. И такое проявление злости и обиды действительно неприемлемо в обществе....

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....