Аспекты применения инновационных технологий формирования эмоционального мира дошкольников с ОНР
статья по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Ивкина Галина Ивановна

Применение учителем-логопедом технологий формирования эмоционального мира детей с ОНР 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Высокий уровень развития логического мышления, широкий кругозор ребенка дошкольного возраста еще не являются залогом его будущей успешности в жизни. Гораздо важнее, чтобы ребенок овладел такими способностями эмоционального интеллекта, как умение контролировать свои чувства, определять и признавать их; эффективно общаться с другими людьми.

Сопереживание, положительное отношение к себе и социуму, способность учитывать интересы и чувства других, адекватно проявлять свои чувства, вера в свои силы, умение разрешать конфликты, следовать социальным нормам поведения, активно взаимодействовать с детьми и взрослыми являются необходимыми предпосылками для перехода дошкольника на следующий уровень образования.

Таким образом, актуальность работы в данном направлении определяется значимостью такого принципиально важного для межличностного взаимодействия и общения феномена, как эмпатия, необходимостью установления приоритета личностного взаимодействия на основе эмпатии как общечеловеческой ценности.

На формирование эмоционального интеллекта влияют такие личностные свойства, как эмоциональная устойчивость, положительное отношение к себе и эмпатия. Таким образом, развивая эти качества ребенка, можно повысить уровень его эмоционального интеллекта.

         Этим обоснована необходимость разработки системы инновационных технологий, которая направлена на развитие эмоциональной сферы дошкольника.  

Современный подход к применению методов формирования эмоционального мира ребенка предполагает использование инновационных технологий, позволяющих учителю-логопеду наиболее успешно осуществлять коррекционно-развивающую деятельность в группе компенсирующей направленности.

Наблюдая за вновь поступившими детьми в период их адаптации к условиям группы, я все чаще с тревогой отмечаю, что многие из них испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они гиперактивные, или, наоборот, пассивные, замкнутые, конфликтные; большинству детей присущи эгоизм, недружелюбие, грубость, эмоциональная неустойчивость, агрессивность. Поэтому у этих детей имеются проблемы общения, как с детьми, так и со взрослыми.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с ОНР является сложным процессом, требующим использования особых методических приёмов и инновационных технологий, что обусловило актуальность данной проблемы.

Кроме того, актуальность данного направления обусловлена недостаточной изученностью вопроса в теории и реализации его в аспекте проблемы общего недоразвития речи.

        По результатам многолетней диагностики я выделила следующие отклонения, свойственные детям с общим недоразвитием речи: незрелость эмоционально-волевой сферы, двигательная расторможенность, повышенная аффективная возбудимость, нарушение познавательной деятельности, незрелость мотивационной сферы. Речевые проблемы в сочетании с отставанием в развитии психических процессов приводят к тому, что у детей изменяется характер коммуникации, возникает задержка в эмоциональном и социальном развитии, что отрицательно сказывается на формировании личности в целом.

Я предположила, что оптимизация коррекционного обучения дошкольников с ОНР невозможна без применения инновационных технологий формирования   их эмоционального мира.  

Мною была поставлена цель совершенствования традиционных методов и приёмов работы по формированию эмоционального мира детей с ОНР; применения инновационных технологий.  

           Работая по этой проблеме, уделила большое внимание оптимизации межличностного взаимодействия детей, формируя и совершенствуя их коммуникативные навыки, ведь коммуникация в её полном значении – смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности).

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании системы работы, которая предусматривает:

− максимальное разнообразие методов и приемов оптимизации межличностного взаимодействия детей;

− применение инновационных технологий: танцевально-двигательной терапии, иммаготерапии, методов релаксации (скелетно-мышечного, психоэмоционального напряжения, с использованием дыхательных методик), психогимнастики, телесно-ориентированных методик;

− подбор терапевтических сказок для осуществления коррекционной работы;

− разработку перспективного плана работы, включающего систему игр и упражнений, используемых в работе с детьми по данному направлению;

 − создание оптимальной предметно-развивающей среды.

           Цель моего коррекционного воздействия (даже, скорее, взаимодействия) - вовлечь ребенка в сложный мир человеческих взаимоотношений, дать возможность познать себя и стремиться к общению с другими детьми.

В соответствии с этой целью я поставила следующие задачи:

  1. Способствовать повышению уверенности детей в себе.
  2. Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Приведение в равновесие эмоционального состояния, улучшения   самочувствия и настроения.
  5. Снижение уровня тревожности воспитанников.
  6. Развитие коммуникативных навыков детей.

      Мною были апробированы методы диагностики особенностей эмоциональной сферы детей дошкольного возраста; изучены основные направления коррекционной работы; разработана и реализована своя система работы по формированию эмоционального мира детей с общим недоразвитием речи.

Для реализации поставленных задач успешно применяю следующие технологии: сказкотерапию (метафорические сказки), танцевально-двигательную терапию, иммаготерапию, а также использую методы релаксации, психогимнастику, телесно-ориентированные методики и др.

Сила сказкотерапии заключается в том, что она воспринимается на сознательном и подсознательном уровнях. Вовремя рассказанная, сказка для ребенка – как психологическая консультация для взрослого. В сказках можно найти целый перечень психологических проблем человека и способы их решения (в том числе проблем межличностного общения).

Для активизации творческого мышления и воображения использую метод решения сказочных задач. При решении сказочных задач дети пытаются найти правильный выход из сложившейся ситуации. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт детей, совершенствует речь, развивает способность принимать и уважать мнение других детей, креативность.

Рисуночная терапия, активно применяемая мной в работе, помогает детям выражать свои мысли, чувства, настроения в процессе творчества, а также позволяет заявить о себе детям с проблемами в коммуникативной сфере.

Личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравниваю с другими детьми, в общении не применяются негативные оценочные суждения. И цель здесь - не научить ребёнка рисовать, а помочь справиться с негативными эмоциями, которые не нашли выхода, помочь ребенку самовыразиться. Дети передают через рисунок свои страхи, тревожность, агрессию, обиды. Ценность рисуночной терапии заключается также в том, что дети могут делать то, что в обычной жизни строго запрещено, не принято.

Удовлетворяется желание и интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее, снижаются вспышки агрессии. Ребёнок снимает эмоциональное напряжение.

С целью развития чувства общности, партнерства в группе, применяю следующие техники: рисование по кругу, работа в парах, коллективные работы.

       Танцевально-двигательные техники дают возможность соприкоснуться с миром чувств и эмоций, а также помогают осознать, что каждый человек уникален. Танец (условный, конечно) в круге позволяет почувствовать общность группы. В танце психика человека выполняет когнитивную (развитие образного мышления, психомоторной координации, внимания), регулятивную (развитие произвольности) и коммуникативную (совершенствование средств невербального общения) функции, формируется позитивный образ «Я», снимается психоэмоциональное и скелетно-мышечное напряжение, улучшается речевая функция.

Использую и танец с завязанными глазами. Находясь в одинаковых условиях, дети раскрепощаются, чувствуют себя более свободными и уверенными. В занятия включаю танцевальные упражнения на выражение агрессии, страха, удивления, обиды, радости, счастья. Дети получают возможность отреагировать подавленные негативные эмоции, зарядиться положительными.

Главным принципом остается безоценочное отношение к результатам детского творчества.

          Из всего разнообразия технологий мною были выделены технологии, оптимальным образом влияющие на формирование навыков культуры речевого общения, развития речи и словарного запаса, развития словотворчества и воображения детей в процессе интеграции разных видов деятельности.

        Я использую также мнемотехнику (Ткаченко Т.А., Воробьева В.К., Глухов В.П.), технологию ТРИЗ («Салат из сказок»), здоровьесберегающие технологии (Ахутина Т.В.), которые способствуют развитию коммуникативной компетентности дошкольников.

      Новизна моего опыта в том, что мной создана система игр и упражнений по формированию эмоционального мира детей и, в частности, по оптимизации их межличностного взаимодействия, которую можно использовать в качестве методических рекомендаций специалистам, работающим с детьми с ОНР.

        Применяя инновационные технологии формирования эмоционального мира в работе с детьми с ОНР, я отметила, что это решает многие коррекционные задачи:

-формирует речевые умения (развитие темпо-ритмической стороны речи; интонационной выразительности; расширение словарного запаса; развитие слухового внимания)

-развивает контроль над эмоциональным поведением (формирование умения прогнозировать результаты своего поведения; овладение умениями налаживать эмоциональное взаимодействие с другими; формирование эмоционального самоконтроля)

-развивает коммуникативные умения (формирование симпатии, открытости, доброжелательности, умения слушать, слышать собеседника и договариваться; овладение поведенческими умениями)

-формирует навыки речевого этикета (формирование в речи знаков доброжелательности, осознания тональности общения; осознание эмоциональных характеристик речи)

       После проведенной коррекционной работы мною отмечено снижение уровня тревожности воспитанников. У детей с общим недоразвитием речи несколько снижаются такие отрицательные эмоциональные проявления, как агрессия, импульсивность.

        Встречи с выпускниками группы убедили меня в том, что полученные навыки дети смогли применить в повседневной жизни, что, конечно, способствует их дальнейшей успешной социализации.

Библиографический список:

1. Агафонова И.Н. Развитие эмоциональной сферы дошкольника. СПб.,2006.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. Психическое развитие ребенка до поступления в школу. – 3-е изд., испр. и доп. – М.,2000.

3. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с      общим недоразвитием речи. М.: Книголюб.

4. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль.1997.

5. Крюкова С.В., Слободник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и школьного возраста.М.,2002.

6. Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей»/Популярное пособие для родителей и педагогов/-Ярославль, 1996 г.

7. Лидак Л. Сюжетно-ролевые игры в развитии навыков общения ребенка со сверстниками // Дошкольное воспитание, № 7, 1990.

8. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.,2007.

9. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников.М.,1999.

10. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т.А. Репиной, Р.В. Стеркиной. – М., 1990.

11. Пасечник Л.В. Коррекция тревожности и гиперактивности в детском возрасте.М.,2007.

12. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. -М: Педагогика,1988.

13. Чистякова М.И. «Психогимнастика»-М., 1995 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологий в работе с дошкольниками.

Автоом представлено описание некоторых технологий, возможных в работе ДОУ....

Проект «Применение психогимнастики в формировании эмоционального благополучия дошкольников во время физкультурных занятий»

Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у дете...

Инновационные технологии формирования эмоционального мира детей с ОНР

Инновационный педагогический опыт учителя-логопеда МДОУ...

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работе

Применение инновационных технологий для развития речи дошкольников в логопедической работеНаходясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопедия использует в своей практике, ...

Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

          В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...

Концептуальное изложение исследования «Применение инновационной технологии формирования финансовой грамотности в образовательном процессе дошкольной организации, как основы успешной социализации ребенка в обществе»

Одной из важнейших задач ФГОС ДО  на современном этапе становится формирование социально подготовленной личности, где подразумевается в дальнейшем умение принимать решения в финансовой сфере, обе...

Применение инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников

Использование дополнительных программ и инновационных технологий  создают условия для свободного проявления способностей и развития уникальности личности ребёнка, исходя из его потребностей и инт...