Применение инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников
материал

Бортникова Татьяна михайловна

Использование дополнительных программ и инновационных технологий  создают условия для свободного проявления способностей и развития уникальности личности ребёнка, исходя из его потребностей и интересов, и служат залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников. Каждый музыкальный руководитель задумывается о том, какие новые формы, технологии нужно использовать, чтобы добиться творческой активности каждого ребёнка, развить в нём заинтнрнсованность, восприимчивость, а также умение мыслить.

В этом материале я делюсь своим опытом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx85.87 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Применение инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников.

Музыкальное воспитание в детском саду оказывает комплексное воздействие на развитеие детей. За короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников изменилось очень многое. Появились новые программы, образовательные технологии, изменились дети и их родители. И, конечно, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.  С принятием ФГОС круг задач музыкального воспитания и развития ребёнка в ДОУ расширился. В настоящее время в детских садах интенсивно внедряются инновационные технологии, и перед педагогическими учреждениями встала задача, какие выбрать методы и формы организации работы с детьми, педагогические инновационные технологии, которые оптимально соответствуют поставленным целям развития личности дошкольника. Педагогическая технология – это инструмент, позволяющий педагогу, музыкальному руководителю детского сада эффективно решать задачи своей профессиональной деятельности. Использование инновационных технологий в формировании общей культуры детей через развитие музыкальности, приобщение к музыкальному искусству, основ духовно-нравственного воспитания ребёнка, стало одним из важнейших компонентов гармоничного развития личности. Ориентиром в этом направлении являются требования ФГОС ДО,  определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания. Главные принципы, которым должны придерживаться педагоги, это-

1. Внимание к каждому ребёнку (учёт его возрастных, речевых, индивидуальных музыкальных особенностей и потребностей).

2. Музыкальный руководитель – это равноправный партнёр, умеющий интересно играть, организовывать  и придумывать игры.

3. Детям даётся больше свободы и самостоятельности в деятельности. Но, остаётся подчинение своих действий общим правилам.

4. Идёт ориентация на индивидуальные открытия. Удовлетворение  потребности в самовыражении. Дети становятся соучастниками игры, задумки.

Инновационные технологии,  применяемые в музыкальной деятельности.

1. Здоровьесберегающие технологии.

 Необходимое условие полноценного развития ребёнка, формирующее стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. 

2.  Игровые технологии.

Играет ведущую роль в развитии ребёнка и является фундаментом всего дошкольного образования.

3.   Технология «Синтез искусств».

Направлена в основном на восприятие музыки через привлечение других видов искусств (изобразительное искусство, театр, литература, хореография).

 4.   Проектная деятельность.

Позволяет решать комплекс задач, подчинённых одной теме, разнообразными приёмами и методами, постепенно и в системе.

5.    Информационно-коммуникационные технологии.

Использование компьютера в учебном процессе  во-первых,  даёт  дополнительную учебную информацию, во-вторых -  это разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (слайды, анимации, видеоматериалы).

 Здоровьесберегающие технологии:

        Воспитание здорового человека  всегда было одной из главных задач государства, от решения которой во многом зависит его будущее процветание. И, поэтому, особую актуальность приобретает оптимизация сохранения и укрепления психофизического здоровья ребёнка, требующая внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательную область «Музыка».

В системе музыкально - оздоровительной работы в ДОУ  я   использую  следующие здоровьесберегающие технологии:

  • Дыхательная гимнастика
  • Вокалотерапия
  • Музыкотерапия
  • Игротерапия
  • Ритмопластика
  • Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика — это система дыхательных упражнений, направленная главным образом на профилактику и лечение заболеваний связанных с органами дыхания,  сердечно-сосудистых  заболеваний.    Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить особое внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей, ведь ослабленное дыхание не даёт ребёнку полностью проговаривать фразы, строить предложения, даже петь песни – приходится вдыхать воздух чаще. Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить, укрепить здоровье ребенка. Она даёт возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью, сохранять высокую работоспособность. Для формирования диафрагматического дыхания я применяю в своей практике такое упражнение. Детям говорю: «Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его  большим  воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой». Очень детям нравится и такое упражнение «Бегемотик». Дети выполняют его в положении   лёжа или сидя. Ребёнок кладёт ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос. Упражнение  выполняется  и сопровождается рифмовкой:

Сели (легли) бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается  (вдох),

То животик опускается (выдох). 

Так же  для укрепления и оздоровления дыхательной функции использую на занятиях  духовые инструменты (свистульки, дудочки, губные гармошки).  

         Вокалотерапия – лечение  голосом.  Это новое направление в работе с детьми дошкольного возраста.  Вокалотерапия, путем активного тренинга, массируя гортань, щитовидную железу, бронхи, легкие, сердце, печень, оказывает лечебное воздействие на весь организм человека. Собственный голос – это уникальное средство во всех отношениях. Голосом передаётся настроение, глубокие переживания, черты характера. Психическое состояние человека отражается в окраске, тембре, интонации  нашего голоса. Приобщая детей с раннего возраста к доступной и любимой ими вокальной деятельности, мы тем самым способствуем полноценному психическому, физическому развитию. В хоре прекрасно чувствуют себя стеснительные и неуверенные, в группе поющих детей  они становятся уверенными в себе и спокойными. Пение оказывает не только положительные эмоции на ребёнка, но и устраняет различные недомогания. Вокалотерапия очень эффективна при  хронических заболеваниях лёгких и бронхиальной астме. Работая над протяжной песней, над удлинением выдоха, мы способствуем качественной вентиляции лёгких. Так же  пение отлично лечит детей от заикания, при котором ребёнок не в силах выговорить слова полноценно.  Речевая и певческая функции тесно связаны между собой. Через пение возможно комплексно нормализовать компоненты речи, которые при заикании нарушены. Пение регулирует дыхание и устраняет прерывистость речи. Слушая, как поют другие, ребёнок старается попадать в такт, что постепенно помогает избавиться от недуга.  Песни для детей с таким речевым дефектом должны быть плавными, напевными, с несложным ритмическим рисунком. На празднике посвященном  Дню защитника Отечества, Максим Х, (у которого есть этот дефект) отлично исполнил индивидуально песню  «Про папу». Это придало ему большей уверенности в себе, и я его чаще стала назначать запевалой. Такой приём дисциплинирует ребёнка, упорядочивает ритм речи.

Правильное пение способствует объединению деятельности полушарий головного мозга, при этом тренирует память,  фонематический слух, вырабатывает правильное произношение. Применяя в своей работе вокалотерапию, как инновационную педагогическую технологию, я отметила, что дети стали чище интонировать мелодию, правильно брать дыхание между фраз, эмоционально исполнять песни и что самое главное -  реже болеть.

 При разучивании песен на музыкальном занятии часто приходится наблюдать, что некоторые дети неправильно произносят отдельные звуки. Это говорит о неполном развитии мышц речевого аппарата. Поэтому на занятии, чтобы ребёнку справиться с этими трудностями,  я применяю специальные упражнения артикуляционной гимнастики.  Она способствует тренировке движений, необходимых для правильного произношеня звуков, слогов и целых слов.  Артикуляционная гимнастика развивает музыкальную память, способствует запоминанию текста песен, вниманию, развивает чувство ритма. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. На занятиях я провожу эти упражнения под счёт, с хлопками, под музыку, а так же в сочетании с дыхательно-голосовыми упражнениями. Гимнастика не должна быть утомительной, и я провожу её не больше 2-3 минут. Артикуляционную гимнастику провожу сидя. В этом положении у ребёнка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги в спокойном положении. Провожу эмоционально, в игровой форме.  Говорю детям: «К нам сегодня прискакал на занятие маленький пони. (Цокаем язычком быстро-быстро, высоко, на улыбке. Руками изображаем движение копытцев). За ним следом прискакала большая лошадь (Цокаем язычком медленно, низким голосом, нижняя челюсть опускается вниз). А теперь мы с вами станем волшебниками и превратим маленького пони в большую лошадь. (Начинаем цокать язычком высоко на улыбке, постепенно опуская звук всё ниже, вытягивая губы и опуская нижнюю челюсть. Одновременно руками показываем размер лошадки - раздвигаем ладошки в сторону: лошадка растёт. А потом из большой лошадки делаем маленькую: ладошки сдвигаются, цокающий звук становится из низкого высоким). 

Для укрепления мускулатуры языка и щёк выполняем упражнение «Конфетка». (Рот закрыт.  Напряжённым языком упираются то в одну, то в другую щёку).

Вокалотерапия – это метод, который можно использовать на практике в своих музыкальных занятиях. Её целебные свойства доказаны, а значит, музыкальным руководителям важно применять вокалотерапию как фактор здоровьесбережения дошкольников.

Термин «Музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях укрепления и восстановления здоровья. В работе с детьми музыкотерапия используется с целью коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосамотических заболеваний, отклонений в поведении. Многочисленные исследования подтвердили, что классическая музыка не только создаёт чувство психологического комфорта, но и способствует развитию внимания, интеллекта и творческих способностей,  помогает раскрытию внутреннего потенциала ребёнка. Сила музыки заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний – динамику эмоционально-психических состояний человека.  Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно. Достаточно сыграть грустную мелодию и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Благодаря ассоциативным связям, возникающим в процессе восприятия и исполнения музыки, меняется  психическое состояние ребёнка. Исследователи рекомендуют использовать в работе с детьми широкий спектр музыкальных инструментов и виды музыки, воздействующие на различные функции организма.  Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов  деятельности. Поэтому музыкотерапию я  использую не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.   Необходимым условием организации музыкальных занятий с детьми считаю атмосферу доброжелательности, создание для каждого ребёнка ситуации успеха. Это важно не только для музыкального развития детей, но и для сохранения и поддержки их здоровья. Особое внимание на своих занятиях уделяю воспитанию эмоций, развитию выразительности движений, преодолению барьеров общения, созданию возможностей для эмоционального самовыражения. Занятия провожу с учётом психологических и индивидуальных особенностей детей. Для формирования и развития внимания, памяти, я использую психогимнастические этюды и упражнения, которые способствуют не только расслаблению детей и снятию психоэмоционального напряжения, учат управлять своим настроением и эмоциями, выражать своё эмоциональное состояние, но ещё дети учатся нормам и правилам поведения. Детям очень нравится упражнение «Роботы и звёздочки», которое сопровождается разными по характеру мелодиями. Данное упражнение способствует развитию активного внимания, слухового восприятия, фантазии и творческого воображения. Дети импровизируют образные и танцевальные движения в соответствии с характером музыки, превращаясь попеременно то в роботов, то в звёздочек. Даже самые малоактивные дети с удовольствием импровизируют и передают эти образы. Большую популярность как средство борьбы со стрессом приобрела релаксация. Я так же применяю её на своих занятиях для расслабления и получения положительных эмоций, отвлечения ребёнка от переживаний.  Радостные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная музыка даёт детям ощущение безопасности. Звуки природы успокаивают детей. Подвижные и расторможенные дети, благодаря музыке успокаиваются, а нерешительные и малоконтактные значительно повысили свой собственный тонус, уровень бодрости.

        На занятии «Поговорим о чувствах» дети учились управлять своими эмоциями, размышляли о том, что эмоция – это наше настроение, наша реакция на какое-либо событие. Если мы понимаем язык эмоций, то мы легко сможем понять настроение другого человека, утешить или успокоить его, если он расстроен или напуган, и порадоваться вместе с ним, если ему весело. На этом занятии дети учились с заданной интонацией и соответствующим выражением лица  произносить слова «шурум-бурум» для выражения определённой эмоции: радость, грусть, удивление, страх, отвращение, смущение, интерес, злость.  Но не только интонацией дети передавали эмоции, движения под определённую музыку тоже были красноречивы. Во время занятия дети проходили разные испытания и испытывали всевозможные чувства в соответствии с сюжетом. (Звучала оркестровая  фантазия П.И.Чайковского). Дети преодолевали топкое болото, шли над глубоким ущельем по подвесному мостику, пробирались сквозь лесную чащобу  и т.п.  В конце занятия дети оказывались на лесной полянке. (Всё занятие сопровождалось показом слайдов на большом экране). Я говорю: «Мы с вами вышли на лесную полянку. Она со всех сторон защищена добрым волшебством. Никто кроме нас не сможет сюда пробраться. И сейчас мы победим все страхи, которые преследовали нас в пути».  Дети побеждали свой страх такими словами и действиями:

Страхи нас пугают, корчат злые рожи,

Станем на секундочку мы на них похожи  (Эмоция злость)

Покажите-ка мне все, как можно испугаться?  (Эмоция испуг)

Как будто бы заплачем, и станем обижаться  (Эмоция обида)

Теперь мы за руки возьмёмся и своим страхам улыбнёмся (Эмоция радость)

Три раза хлопнем, три раза топнем.

Руки вверх поднимем, на весь лес мы крикнем:

«Не боюсь! Не боюсь! Не боюсь!»

Снова улыбнёмся, громко рассмеёмся».

Этими действиями формировалось состояние покоя и защищённости и заканчивалось занятие становлением конечного радостного, позитивного эмоционального состояния, когда дети исполняли весёлую песню композитора  В.Шаинского «Вместе весело шагать» и раздачей детям смайликов с самой позитивной и положительной эмоцией – радостью!

Такие занятия наполняют жизнь детей разнообразными и яркими впечатлениями.

Музыкальная игротерапия направлена на стабилизацию психического состояния ребенка, снижение уровня тревоги, поднимает эмоциональный положительный фон и настрой.  Цель игровой терапии - возможность “прожить” в игре волнующие ситуации при полном внимании и сопереживании со стороны взрослого. Если ребенка понимают и принимают, он легче преодолевает свои внутренние конфликты, повышаются возможности его личностного роста. Это основное положение игровой терапии. Игра без получения удовольствия невозможна. Игра всегда несёт радость для ребёнка и является  средством  самовыражения и самореализации. Игра обеспечивает ребёнку эмоциональное благополучие, позволяет реализовать самые разные стремления и желания, развивает способность к воображению, образному мышлению.  Так как игра занимает огромное место в развитии, то она давно используется как педагогическое средство. Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

Игра на музыкальных занятиях выполняет несколько функций:

Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.

Релаксационная функция – снятие эмоционального, физического напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребёнка при  обучении,  труде.

Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы или трудновыполнимы в реальной жизни.

Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.

Обучающая функция – развитие умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие.

Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение занятия, других форм общения взрослого с ребёнком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.

        Игротерапия способствует коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения у детей. В своей работе я использую контактные, объединяющие игры, познавательные, игры на развитие основных психических функций и так называемые терапевтические игры. Для снятия общей агрессии мы проводим игру «Добрые - злые кошки». Дети становятся в большой круг, а в центре лежит обруч – это «Волшебный круг». В нём совершаются превращения. Под спокойную музыку дети парами ходят по кругу. По сигналу ведущего выбранная пара входит в обруч и превращается в злючих кошек, которые шипят и царапаются. При этом характер музыки меняется. Вместе с ведущим дети стоящие вокруг обруча говорят: «Сильнее, сильнее, сильнее». Дети,  изображающие кошек, делают ещё более злые выражения лица и соответствующие движения. (Музыка А.Хачатуряна «Токката») При этом они не должны дотрагиваться друг друга, чтобы не нанести травмы. Если правило нарушается, то игра останавливается,  и я  объясняю,  какие могут быть последствия. В конце игры я предлагаю «Злым кошкам» стать добрыми и ласковыми. По сигналу дети превращаются в добрых кошек и ласкаются друг к другу.  (Музыка  К. Дебюсси «Свет луны)

А вот ещё одна терапевтическая игра, которую я применю в своей работе. Она называется «Подушка-упрямка»  и служит снятию общего напряжения и упрямства.         Перед тем, как мы начали разучивать «Танец с подушками» к выпускному утреннику, я сказала детям: «Ребята,  вы принесли свои любимые подушечки, но внутри них живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Чтобы наши подушечки были послушными и помогали нам в танце, мы сейчас будем выбивать из них все упрямки и капризки». На 1-ю часть музыки («Шторм» композитора Вивальди) дети прогоняли упрямки, которые живут внутри подушки. На 2-ю часть музыки («Ноктюрн» № 20 композитора Шопена) дети прикладывали ухо к подушке и прислушивались, что делают упрямки.  «А упрямки испугались и молчат в подушке. Подушка стала доброй.  Давайте полежим на ней и послушаем прекрасную музыку». Этот приём успокаивает ребёнка после возбуждения.

В игре ребёнок может без ограничений и, не задумываясь, выразить свои фантазии, переживания, эмоции. Постепенно ребёнок становится уверенней в себе, перестаёт сомневаться, бояться критики и наказаний. Игротерапия способствует у детей изменению чувств и установок в сторону позитивного принятия себя и окружающего мира,  коррекции и регуляции агрессивности и других нарушений поведения .  Контактные, объединяющие игры, познавательные, игры на развитие основных психических функций способствуют мышечной релаксации, снятию физической агрессии, психологической разгрузке, снятию упрямства и  негативизма, а также развивают эмоциональную и  познавательные сферы.

Ритмопластика – это передача музыки через движения, это отклик на музыку, выполнение несложных танцевальных  упражнений под музыку. Ритмопластика   представляет собой одну из важнейших  инновационных технологий, основанную на комплексах разнообразных ритмических упражнений, выполняющихся под определённую ритмическую музыку. Дети чрезвычайно чувствительны к музыкальному ритму и с радостью реагируют на него. В ритмопластике используют несложные элементы народных плясок, хороводов, бальных танцев. Основная направленность элементов ритмопластики на музыкальных занятиях, — психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. Танцы, ритмичные движения – физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Ритмичные и плавные движения усиливают приток крови к лёгким  и  они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает при этом ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород. Нагрузка на мышцы живота нормализует работу кишечника и желудка, а движения укрепляют сон.

         Ритмопластика доступна всем малышам без исключения. На занятиях мы разыгрываем разнообразные сценки, сюжеты, передаём характерные образы, развивая тем самым не только двигательные навыки, но и актёрские способности. Такие занятия поднимают настроение, дети делятся своими впечатлениями и новыми успехами и достижениями. Очень полюбилась детям «Зверобика», в которой  дети под пение изображают движения и повадки животных (кошечка, змея, цапля и др.) Она очень пригодилась нам в интегрированном занятии «Зоопарк».

После проведения занятий с элементами ритмопластики, я заметила, что дети лучше стали выполнять построения и перестроения, ритмично двигаться в различных  музыкальных темпах, передавть хлопкми и притопами ритмический рисунок. Дети стали лучше запоминать и исполнять танцевальные композиции самостоятельно, выразительнее передавать характер музыкального произведения в движении, исполнять современные и ритмические танцы. И  самое  главное  -  способны к импровизации, с использованием оригинальных и разноообразных движений. Занятия ритмопластикой очень помогли нам при постановке музыкальной, театрализованной сказки «Теремок» детьми старшей группы. Дети применили в передаче образов всё, чему научились: мимика, эмоции, жесты, двигательные навыки, владение своим телом. У детей прошла угловатость и скованность в движениях. Дети старшей группы показали эту сказку родителям и детям младших групп.

        Пальчиковая гимнастика играет очень большую роль в общем развитиии ребёнка:

  • Способствует овладению навыками мелкой моторики
  • Помогает развивать речь
  • Развивает мышление, внимание, память, воображение
  • Повышает работоспособность коры головного мозга
  • Снимает тревожность

 Между рукой и речевым центром мозга существует тесная связь. Стимуляция центров мелкой моторики с помощью пальчиковой гимнастики, массажем кистей рук и пальчиков вызывает распространение возбуждения на двигательный и слуховой центр речи, что способствует развитию речи у детей. Для того, чтобы ребёнку был интересен процесс развития речи, я использую игру, которая является ведущей деятельностью дошкольника. Пальчиковые игры и упражнения  - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве, а также являются технологией сохранения и  стимулирования здоровья. Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, умеют логически рассуждать, у них достаточно развиты память, внимание, связная речь.  Пальчиковые игры интересны всем: и младшим и старшим дошкольникам. Пальчиковые игры я провожу не только на музыкальных занятиях, но и в группе. Во время занятий я учитываю индивидуальные особенности ребёнка. То,  что нам, взрослым кажется простым, порой детям выполнить трудно и сложно. Из-за неудачи у ребёнка может пропасть интерес к занятиям. На первоначальных этапах я активно помогаю детям выполнить движения правильно, но по мере усвоения упражнения я сокращаю свою помощь. Тексты упражнений выбираю весёлые и яркие, являющиеся подсказкой к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают его на игру.

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ

ОБЕЗЬЯНКИ

Обезьянки вышли погулять,  (Выполняют движение “фонарики”)

Обезьянки стали танцевать,  (Сжимают и разжимают кулачки)

Но одна из них ушла домой поспать, (Ладони прижимают друг к другу, кладут под                   щёчку «спят»)

Потому что надоело танцевать. (Выполняют стряхивающие движения кистями рук «как будто стряхиваем водичку»)

МАЛЕНЬКАЯ МЫШКА

Маленькая мышка      (Бегут пальцами обеих рук по столу или коленям.)

По городу бежит,

Глядит ко всем в окошки,    (Сложив пальцы рук круглым окошечком, заглядывают в него.)

И пальчиком грозит:  (Грозят пальчиком)

«А кто не лёг в кроватку?  (Руки прижаты ладонями друг к другу. Лежат на тыльной стороне одной из рук на коленях.

А кто не хочет спать?   (Переворачивают руки на другой “бок”.)

Такого непослушного  (Щекочут пальчиками то одну, то другую ладошку.)

Я буду щекотать!»

У ЖИРАФА

1-й  куплет -  дети хлопают ладошками по всему телу (пятна).

 2-й куплет -  "собирают складки" - щипают себя.

 3-й куплет -   поглаживают всё тело (шёрстка).

4-й куплет -  проводят пальцами или ребром ладони по телу (полоски).

 Во время припева дети показывают пальчиками на соответствующие части тела.

1. У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза)
Припев:
На лбу, ушах, на шее, на локтях,
Есть на носах, на животах, коленях и носках.
2. У слона есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)
Припев.
3. У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (2 раза)
Припев.
4. А у зебры есть полоски, есть полосочки везде (2 раза)

Припев.


Сохранение и укрепление здоровья воспитанников – одна из основных задач

детского сада.  Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Игровые технологии:

Развитие ребёнка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Задача педагогов, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей, и в этом неоценимую роль играют педагогические технологии. Применение педагогических технологий делает процесс решения задач последовательным, упорядоченным, продуманным и осознанным, позволяя педагогу достичь запланированного результата. Игровая педагогическая технология – это организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр   достаточно широко применяемая в дошкольном возрасте, поскольку игра является ведущей деятельностью в этот период. 

        Для успешной работы в этом направлениимы мы совместно с воспитателями групп создали музыкально-игровую среду. Внесли необходимое оборудование. В каждой группе есть музыкальный центр, диски с музыкальными произведениями соответствующими возрасту детей, телевизор, иллюстрации, картинки, игровые костюмы и атрибуты.

        Используя игровые технологии на музыкальном занятии, создаю радостную, доброжелательную обстановку. Поощряю выдумку и фантазию ребёнка. В создании атмосферы  сотрудничества ребёнка со взрослым игра становится полезной для его развития.  Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.

        Музыкальные игры-приветствия помогают мне с первых минут занятия. Цель таких игр – развитие коммуникативных навыков, двигательной координации, развитие чувства ритма.  Вот один из  примеров музыкального занятия,  на котором я использовала  игровые технологии.  Для создания дружественной, тёплой атмосферы начинаю занятие с такой коммуникативной игры:

Замечательный денёк,

Сколько любопытных глаз.

Разрешите вас, ребята,

Поприветствовать сейчас.

У меня сегодня очень хорошее настроение. И я хочу подарить вам свою улыбку. А вы хотите поделиться своей улыбкой с друзьями? Ну, тогда я вам предлагаю поиграть в игру «Передай улыбку другу».  (Я  улыбаюсь рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

Ребята, а  у вас какое сегодня настроение?   (Дети отвечают)

Бывает без сомнения,

Разное настроение,

Музыка нам его будет передавать,

А вы попробуйте отгадать.

Провожу музыкально-дидактическую игру «Узнай настроение».  (В аудиозаписи звучат произведения:  «Колыбельная» В.Моцарта;  «Две плаксы» Е. Гнесина;  «Песня жаворонка» П.Чайковского; «Грустно-весело» Л.Бетховен;  «Детская полька» М.И. Глинка; «Болезнь куклы» П.Чайковского.)

Дети  слушают произведения и поднимают карточку с определённой эмоцией.

Продолжаю: «Оказывается настроение можно выразить не только музыкой или словами, но ещё настроение можно нарисовать. Каждому настроению соответствует свой цвет. (Показываю детям на экране репродукцию  картины  И. Айвазовского «Среди волн»).  Посмотрите, как разбушевался океан и поднялся шторм. Как вам кажется, какое настроение у океана?  (Океан злится).  Давайте и мы с вами сделаем такую картину, но только из ткани, чтобы у нас получился  такой же бурлящий, гневный океан.  (Дети «рисуют» тканью картину бурлящего моря).

 А теперь возьмите музыкальные инструменты и изобразите, как звучит бурлящий океан.  (Дети озвучивают картину музыкальными инструментами, импровизируя на них). Но вот океан выпустил свою злость, успокоился. Посмотрите, ветер утих. (На экране картина Айвазовского «Штиль»). А как сейчас звучит океан?» (Дети импровизируют на музыкальных инструментах).

Чтобы занятия проходили наиболее содержательно и интересно,  я стараюсь включать всегда  игровые моменты. Придя однажды  на занятие, дети младшей группы увидели, что на дорожке сидит кошка и им не пройти.

Я говорю: Посмотрите, дети, кошка села прямо на дорожку,

По дорожке мы пойдём, через киску упадём.

Надо нам её прогнать, а потом пойдём шагать.

Вместе с детьми проговариваем потешку:

Киска, киска, киска, брысь! – дети грозят киске пальчиком

На дорожку не садись.

Наши деточки пойдут,  - дети шагают на месте

Через киску упадут.

Бух! – дети приседают.

Кошка убегает, а дети дальше продолжают шагать по дорожке.

        В следующий раз так обыгрываем игрушку-кошку:

Я говорю: Принесли котёнка в дом,

                    Угостили молочком.

Ребятки, угостите котёночка молочком. (Дети держат ладони «мисочкой», а котёнок «пьёт» из них.)

Он лакал из блюдца быстро своим красным язычком.

Покажите, ребятки, как котёнок лакает молочко.  (Движения язычком)

Котик лапкой умывался:

Вымыл носик – так старался (дети «моют» ладонью носик)

Когти поточил об стул  (Выполняют движения «Цап-царап»)

Потянулся…и уснул (Потягиваются и «засыпают»)

Котёнок уснул, а чтобы ему спалось спокойно, давайте споём колыбельную.

(Дети исполняют «Колыбельную котёнку»). Это песенная импровизация на слова «Баю – бай».

Используя в педагогическом процессе народные игры, мне не только удаётся реализовать обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции,  и одновременно приобщить детей к народной культуре.

Знакомя детей с русской народной песней «Петушок», вношу яркую иллюстрацию, а когда песня разучена – появляется петушок - игрушка. Игрушка радует детей, и они с удовольствием повторяют песенку несколько раз. Затем использую эту песенку в ролевой игре. Надеваю ребёнку шапочку петушка и говорю:

Петушок у нас горластый,

По утрам кричит он «Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят серёжки,

На головке гребешок,

Вот какой он, петушок!

Раньше всех встаёт,

Ване спать не даёт.

Ребёнок двигается, высоко поднимая ноги, показывая шпоры, под пение детей. Кричит «Кукареку!» и будит Ваню.

Для развития творческих способностей, природной музыкальности, накоплению запаса музыкальных впечатлений я использую технологии Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». Данная технология  включает в себя ритмические игры с различными предметами, такими как палочки, ложки, ведёрки, стаканчики, мячи, бумага и т п.  Войти в мир музыки, найти свои собственные формы общения с ней помогают музыкально-дидактические игры. Элементарное музицирование даёт возможность каждому ребёнку выразить себя. Можно придумать свою интонацию, изменить придуманое, применить свой способ игры. Шумовой оркестр – это,  по сути, игра в оркестр, где есть место для фантазии, возможны различные варианты, замены и обмены ролями.  Предлагаю ребёнку: «Поиграй, как хочешь на этом инструменте», «сыграй свою музыку».  Цель такого задания – активизация естественной потребности ребёнка получить удовольствие от собственной активной музыкальной деятельности.

Очень любят дети озвучивать стихи и сказки шумовыми инструментами. Исполнение детьми сказок-шумелок на занятиях способствует развитию у детей навыков общения, помогают уверенней держаться, способствуют развитию терпения, выдержки, умения управлять своим поведением. Дети овладевают различными приёмами извлечения звуков, развивают слуховую память, учатся воспроизводить оттенки звучания.  Выбирая текст, я смотрю, насколько он подходит детям по сложности и объёму. Определяю, какие музыкальные или шумовые инструменты подойдут для шумового оформления текста.  Исходя из этого я  подобрала  сказки-шумелки, такие как: «Трусливый заяц», «Страшный Пых», «Зима в лесу», «Чей голос лучше» и т.д.

Программа «Элементарное музицирование с дошкольниками» предполагает и изготовление своими руками шумовых инструментов. Когда мы готовились к развлечению о древних людях, то я рассказывала детям, что у первобытных людей не было таких музыкальных инструментов,  как у нас и, тогда они, чтобы извлечь звуки, помогали себе всем тем, что было под рукой. А что всегда под рукой? Конечно своё тело. Как первобытные люди мы с детьми  щёлкали пальцами, топали ногами, хлопали в ладоши, стучали кулаками и ладошками по разным частям тела. Слушали, какие звуки издают камни, палки, ракушки, косточки от фруктов и т.п.  Вот все эти предметы и стали самыми первыми музыкальными инструментами человека в древности.  Дальше играли с детьми в музыкально-дидактическую игру «Угадай и сыграй».  Я проигрывала ритмический рисунок на одном из природных материалов  (камень, ракушка, палочки, орехи),  а ребёнок должен был угадать, на чём я проиграла,  и повторить ритмический рисунок.  Перед тем, как провести развлечение «Праздник дикарей» встала задача – изготовить своими руками из природных материалов шумовые инструменты. К этой работе мы подключили родителей и они вместе с детьми, дома, изготовили трещётки (из плоских дощечек), маракасы (из маленьких декоративных тыкв);  на палочку с отверстиями привязывали орехи фундук и получался самобытный и приятный на слух инструмент.   Самый простой ударный инструмент получился из двух палочек, которыми ударяют друг о друга или по деревянному брусочку. Шуршалки – из двух шишек. Шумовые инструменты – это самое привлекательное, что есть для детей в музыке, а особенно сделанные своими руками. Не один ребёнок не остался без инструмента изготовленного своими руками совместно с родителями. Самодельные инструменты позволяют начать процесс приобщенеия детей к музыке в отсутствии настоящих инструментов и делают взаимоотношения родителей с детьми более плодотворными.  Дети получают радость от совместной с родителями трудовой, художественной и музыкальной деятельности.

        Интерес детей к музыкальным занятиям необходимо постоянно поддерживать и оживлять. Как это сделать? Конечно, с помощью игровых технологий. Так, хорошо разученная песня, впоследствии, может быть инсценирована. Распевка стать основой для музыкальной игры, а слушание музыкальных произведений перейти в песенное или танцевальное творчество. Такие варианты способствуют развитию творческой инициативы детей, выдумке, фантазии. Важно на занятии всегда поддерживать атмосферу сказки и фантазии, желание познавать новое и реализовать себя.

        Развитие звуковысотного слуха, чистого интонирования у ребёнка – это не простой труд для музыкального руководителя и  помогает ему в этом раздел «Распевание»  в музыкальном занятии.  Чтобы получить положительные результаты, нужны  конкретные методические приёмы и систематическая работа, а не от случая к случаю.  В своей работе я использую опыт известного педагога Евтодьевой А.А., которая открыла мне новые пути и подходы в обучении детей пению, расширению репертуара в этом виде деятельности. Раньше я пользовалась «Музыкальным букварём» Н.А. Ветлугиной, но использовать эти попевки на протяжении пяти лет стало скучно и однообразно. И вот я нашла, как сделать распевание интересным, а значит и пение успешным. Чем интереснее, нагляднее, занимательней процесс обучения, тем успешней результат. В «Игровом распевании» А.А. Евтодьева использует две фразы на высокое и среднее звучание голоса. Она взяла знакомые детям и понятные сюжеты, героев сказок, образные зарисовки и придумала для них несложный текст и мелодию в двух регистрах: среднем и высоком. Наглядные картинки помогают детям озвучивать героев, а контрастность этих образов помогает детям чётко сопоставлять и воспроизводить их голоса и играть в них, что немаловажно. Такое игровое распевание благодаря наглядности и игровой ситуации развивает образное воображение детей, учит осмысленному выбору голоса (среднего или высокого) для озвучивания знакомых персонажей, вырабатывает чистое интонирование. У детей развивается артикуляция, дыхание в пении. Разыгрывание театральных этюдов с использованием мимики и жестов героев, пение по ролям развивают творческие способности детей. Нередко игровое распевание переходило у нас в музыкальныю игру («Лиса и воробей»), танец («Дюймовочка и жук»). От не эффективного распевания на одном звуке, оно перешло в игровое распевание, которое так нравится детям. Чередование распевок и смена иллюстраций подогревает интерес детей к этому виду деятельности и делает его занимательным и творческим. На Новогоднем утреннике по мотивам сказки «Золотой ключик» мы включили в сценарий  распевку «Карабас – Барабас и куклы», которая была очень уместна.

        Если ребёнок, познавая мир, получает знания в игровой форме, то они усваиваются им быстрее и легче. А значит и на музыкальных занятиях игровые приёмы должны использоваться во всех видах деятельности. И тогда процесс обучения станет живым, интересным и  результативным.

        Применяя инновационную технологию «Синтез искусств» я ставлю своей задачей формирование духовно – нравственного потенциала ребёнка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представление о различных видах искусства, выразительных особенностях.  Необычная форма, отвечающая запросам современных детей, является отличительной особенностью такого вида занятий. На таких занятиях дети узнают различные виды искусства (Музыка, изобразительное искусство, театр, литература), учатся сравнивать музыку, произведения живописи, поэзии и передавать свои чувства при помощи разных средств и видов искусства: в танце, пантомиме, в рисунке. Погружение в искусство, в его различные виды создаёт целостный образ мира у ребёнка. Моя задача – создать условия восприятия ценностей и дать им прорасти в душе ребёнка. Для этого я рассказываю детям о различных музыкальных жанрах, развивая желание слушать музыку, уметь определять её настроение, характер, средства выразительности. Дети передают настроение музыки в цвете, в творческом движении, в игре на музыкальных инструментах, через театрализованную деятельность. Высказывания детей о музыке становятся более развёрнутыми, глубокими, интересными. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ). Содержание работы я планирую исходя из сезонности, различных проявлений природы, календарных праздников и того, что детям близко и интересно. Тематика занятий разнообразна. Знакомя детей с новым музыкальным произведением, я подбираю поэтические строки, красочные репродукции или делаю презентацию.  Созерцание картин помогает создать поэтическую атмосферу, которая настраивает детей на восприятие музыки. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не даёт детям утомляться. В ходе таких  занятий в творческий процесс  включается собственное созидание ребёнка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество.  

Дети знают музыкальные произведения, композиторов,  известных художников, произведения изобразительного искусства и литературы. От таких занятий у детей складывается целостная система художественного видения мира и особенностей его отражения в искусстве. 

Знакомя детей с творчеством композитора Н.Ф Римского – Корсакова мы слушали симфоническую картину «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Солтане», в которой композитор различными оркестровыми красками рассказывает об отдельных персонажах сказки. Маленькая, юркая, грациозная белочка, грызущая золотые орешки, характеризуется лёгкой, подвижной  музыкой и народной песенкой «Во саду ли, в огороде». Сигнальные возгласы труб и энергичные аккорды передают маршеобразную поступь 33 богатырей,  царевну – Лебедь – мягкая, спокойная мелодия скрипок. Я читала детям  фрагменты из сказки, мы рассматривали иллюстрации в книге, картину М. Врубеля  «Царевна – Лебедь»,  а потом сравнивали, как  композитор, поэт и художник, каждый своими средствами, рассказал нам о чудесах острова Буян. Одной из форм непосредственного отклика ребёнка на музыку является детский рисунок, который предоставляет ему возможность выразить то, что им владеет. Поэтому домашним заданием стало нарисовать то чудо, которое наиболее впечатлило ребёнка. В результате взаимодействия музыки, слова и живописи происходит обогащение детских рисунков новым содержанием: развивается сюжет в рисунке, дети передают ритм, динамику музыкального произведения сочетанием цвета, линий, форм и это свидетельствует о том, что дети понимают средства музыкальной выразительности и творчески решают поставленные перед ними изобразительные задачи.

        Обновлённое содержание дошкольного образования по музыкальному воспитанию призывает к поиску новых форм взаимодействия педагога и ребёнка. Огромными возможностями повышения качества музыкального воспитания обладают   современные образовательные технологии, развивающие в детях самостоятельность, активность, инициативность  в поиске ответов на вопросы, дающие возможность использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Успешно эти задачи решаются через использование в деятельности ДОУ проектного метода - инновационного и актуального. Метод проектов можно представить, как способ особой организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога и воспитанника в поэтапной практической деятельности. Большая роль здесь отводится и родителям. Они могут быть не только источником информации, но также стать и непосредственными участниками образовательного процесса. Тематика проектов может быть разнообразна,  и от этого  разнообразны виды деятельности, методы и формы  работы с детьми. Это и  беседы, и чтение стихов, и чтение художественной литературы, разучивание подвижных, пальчиковых, дидактических игр, коллективные и индивидуальные работы по аппликации, рисованию, лепке, физкультурные развлечения,  досуги,  рассматривание репродукций и составление рассказа по картине, разучивание песен, ритмических движений, танцев, хороводов, ритмодикломаций, слушание музыкальных произведений, посещение музея, экскурсии в парк и т. д.  В состав участников проекта входят дети, воспитатели, родители, педагоги. Сроки реализации могут быть разными: краткосрочный, долгосрочный, средней продолжительности. Основной целью использования проектного метода в музыкальном воспитании дошкольников является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами общего развития и задачами развития музыкальных способностей. Проекты позволяют быстро получить наглядный результат своей деятельности. У детей появляется стимул работать с желанием и удовольствием. Ребёнок может научиться ставить проблему и находить пути её решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, уважать мнение других участников. В своей я использовала творческие проекты. После того, как цели проекта были достигнуты, мы завершали его праздником. Содержание проекта разбивалось на несколько этапов.

1 этап Подготовительный.

Он начинается с выбора темы проекта, его типа, количества участников, сбора информации и планирования воспитательно-образовательной работы в рамках проекта.

2 этап Основной или практический

Реализация проекта происходит через различные виды деятельности (творческую, экспериментальную, продуктивную).

3 этап Заключительный

На этом этапе выявлялся уровень развития детей, динамика. Анализировались итоги, эффективность данного проекта для повышения уровня развития детей. Создавалась презентация проекта.

В процессе проектной деятельности создаются благоприятные предпосылки для развития творческой, активной личности ребёнка, для формирования его музыкальных способностей, нравственных качеств.  В наше время с особой остротой стоит задача возрождения и расцвета культурных традиций народов России.  В.В. Путин сказал:  «Забота о сбережении нашего уникального  исторического, культурного, духовного  наследия – один из ключевых государственных приоритетов».  Федеральным государственным образовательным стандартом определены единые воспитательные процессы дошкольного образования, ориентированные на становление гражданина, любящего свой народ, свой край, свою Родину.  Знание своих корней, народных традиций,  приобщение детей к музыкальной культуре своего народа  имеет большое значение в формировании духовного мира, патриотических чувств, любви к своему Отечеству. Но, современные дети очень редко видят и слышат богатую разнообразную народную музыку. У детей недостаточно представлений о русских народных инструментах,  знаний о них  и истории их возникновения. Они обделены музыкальными впечатлениями, которые может дать игра на русских народных инструментах.  Чтобы сформировать интерес к народной музыке, игре на русских народных инструментах, активизировать желание слушать и  исполнять народную музыку мною был создан проет «Путешествие в страну русских народных инструментов».

Содержание проекта

Тема:

«Путешествие в страну русских народных инструментов»

Вид проекта:

Коллективный, исследовательско-творческий

Сроки реализации:

Среднесрочный

Участники:

Дети подготовительной группы, воспитатель, родители, музыкальный руководитель

Продукт проектной деятельности:

Самодельные шумовые инструменты

Цель проекта:

Воспитывать у детей способность слушать и воспринимать народную музыку, развивать умение и навыки исполнительской деятельности

Задачи проекта:

  • Расширить кругозор детей старшего дошкольного возраста через знакомство с лучшими образцами народной музыки
  • Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (жалейка, рожок, гусли, балалайка, гармонь, ансамбль русских народных инструментов и т.п.)
  • Освоить приёмы игры на шумовых и ударных русских народных инструментах (деревянные ложки, трещётки, бубенцы, и т.п.)
  • Развивать умение импровизировать со звуком при игре на самодельных  инструментах
  • Побуждать родителей к совместной деятельности с детьми

Ожидаемые

результаты:

  • У детей сформировано слуховое восприятие,  интерес к произведениям русского  фольклора.
  • Сформированы  навыки исполнительской деятельности.

Методы исследования:

1. Наглядный метод (демонстрация русских народных инструментов, видео, призентации и т.д.)

2.  Исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка)

3. Словесный метод (беседы, рассказы, потешки, частушки, стихи, чтение художественной литературы и т.д.)

4. Метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности)

4. Игровой метод (музыкальные игры «Весёлый бубен», «Оркестр»; музыкально-дидактические игры: «Отгадай на чём играю?», «Что лишнее?» и т.д.)

5. Практический метод (игра на русских народных музыкальных инструментах, игра на самодельных шумовых инструментах)

6.  Метод театрализации (инсценирование песен, сказки-шумелки)

7. Использование ИКТ технологий (презентации, ИКТ – игры)

Итогом всей проектной деятельности стало то, что:

 Дети: знают название русских музыкальных инструментов, различают  их характер звучания, Имеют представление о том, как появились первые русские народные музыкальные инструменты. Играют в оркестре,  соблюдая общую динамику. Дети научились слушать русские народные музыкальные произведения и эмоционально реагировать на них. Используют народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности с детьми. В процессе обучения дети овладели приёмами игры и разнообразными ритмическими композициями. На занятиях проявляли способности к самостоятельным ритмическим  импровизациям. Без помощи взрослого придумывают и могут сыграть ритм, украсив предложенную мелодию.

Воспитатели: владеют информацией об истории создания русских народных музыкальных инструментов. Владеют навыками игры на них. Побуждают детей к  желанию самостоятельно играть на музыкальном инструменте. Ориентируют родителей на приобщение детей к русской народной культуре.

Родители:  знакомят детей с интересной и доступной информацией о русских народных музыкальных инструментах, помогают в поиске информации об истории создания инструментов. Воспитывают чувство гордости за русский народ, который является создателем народных инструментов. Принимают помощь педагогов и специалистов в познании истории создания русских народных музыкальных инструментов. Совместно с детьми изготавливают шумовые инструменты.        

Заключительным этапом стал  праздник «Русские посиделки», где гостями были родители. На выпускном утреннике дети тоже исполняли музыкальные композиции с использованием шумовых и русских народных инструментов.

Чтобы воспитать любовь к Родине, необходимо знать и понимать народные традиции. Раскрывая истоки создания народных инструментов, развивая эмоционально-целостное отношение к жизни через произведения музыкального фольклора,  мы учим детей понимать, уважать и не разрушать культурное наследие наших предков.  Будущее русских народных инструментов целиком и полностью зависит от того, с каким интересом мы будем подходить к созданию и пропаганде народной музыки.  Я хочу верить и донести  до детей, что интерес к исконно русской музыке и русским народным инструментам не угаснет никогда, что культура русского народа разнообразна и многогранна, что нужно любить страну, где ты живёшь, чтить и передавать из поколения в поколение её традиции.

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний и я становлюсь проводником в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего, эмоциональную отзывчивость, учу детей любить и понимать музыку. Использование ИКТ в моей практике позволило значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми, педагогами, родителями.

      Использование информационных технологий на музыкальных занятиях помогают решить  ряд задач:

  • Делают музыкальный материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические. Таким образом, музыкальный руководитель может реализовать на практике идею индивидуализации обучения детей.
  • Использование компьютера существенно расширяет понятийный ряд музыкальных тем, делает доступным и понятным детям специфику звучания музыкальных инструментов и т.д.
  • Становятся базой для формирования музыкального вкуса, развития творческого потенциала ребёнка и гармоничного развития личности в целом.

Компьютерные технологии расширили мои возможности в преподнесении музыкального и дидактического материала. Очень важно, что, используя ИКТ, я имею дополнительную возможность передачи детям визуальной информации.  Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности (при объяснении нового материала, разучивании песен, танцев, повторении, для закрепления усвоенных знаний), так и на развлечениях и праздниках.     Используя возможности программы  Power Point  я сама  создаю  мультимедийные презентации или нахожу в интернете. Это позволяет привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее, акцентировать внимание на значимых моментах излагаемой информации; создавать наглядные эффектные образы в виде схем, диаграмм, рисунков, графических композиций.  Современное музыкальное занятие, это занятие, которое насыщено новыми приёмами педагогической техники на всех его этапах. У детей под влиянием экрана активно развивается аудиовизуальное восприятие. В этом случае музыкальный и художественный образы воспринимаются глубже, полнее, ярче, потому что звучание музыки дополняется картинами, движениями, развитием, а изображение картин и образов дополняется звуками.  В своей работе с детьми я использую презентации как средство наглядности на занятиях при изучении нового материала и для закрепления пройденного. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей. Развивая у воспитанников навыки слушания, знакомлю детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, яркими средствами выразительности. В этом мне помогают видео и презентации на тему «Марш», «Песня», «Танец».   Ребята учатся высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном, тем самым у них развивается речь, мышление, художественный вкус.Интересно, ярко и понятно  знакомлю детей с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав видеоролики. Всю информацию храню на электронных носителях и затем демонстрирую детям на занятиях.

Основное назначение музыкально-дидактических игр – формировать у детей музыкальные способности, в доступной игровой форме помочь им разобраться в соотношении звуков по высоте, развить у них чувство ритма, тембровый и динамический слух, побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях С применением красочных  презентаций я провожу музыкально-дидактические игры: «Ножки и ладошки», «Ритмические дорожки», «Осеннее путешествие листочка», «Ритмы зимы» и др., развивающие музыкально-слуховые представления, ладовое чувство и чувство ритма. Психологические особенности дошкольника  таковы, что именно наглядность и игра, в этом возрасте, помогают детям  развивать интерес к музыке, повышает мотивацию в самообразовании.

Пение является главным, ведущим элементом в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста, которое включает упражнения и логопедические распевки для тренировки периферических отделов речевого аппарата (дыхательного, артикуляционного, голосообразовательного), а также упражнения для развития координации пения с движением. Этот вид деятельности также предполагает широкое использование возможностей ИКТ. Для улучшения выразительности пения, хорошей дикции и эмоциональной наполненности важно понимание смысла слов, музыкального образа. Для этого мною используются презентации к разучиваемым песням, иллюстрации к требующим пояснениям словам. Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребёнка.  Дети учатся управлять своим голосом с помощью упражнений «Прогулка на лыжах», «На машине», «Ветерок», следуя за схематическим изображением мелодии на экране. У детей улучшается запоминание пройденного материала, усиливается познавательный интерес. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес и желание к самостоятельному выполнению задания.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах я также использую презентации для лучшего понимания ритма, оркестровки и для того, чтобы сохранить заинтересованность детей и желания играть с удовольствием.  Показываю детям видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов.  Объясняю детям, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю  с профессией дирижёра. Посмотрев видеозаписи,  дети начинают появляеть интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах,  правильному звукоизвлечению. Для того,  чтобы дети учились вовремя вступать в произведении, чтобы развивать внимание и выдержку я использую красочные звучащие видеоролики,  где на экране изображен тот музыкальный инструмент, который должен играть в данный момент. («Осенний огород», «Солнечный зайчик»).

Не заменим компьютер и  для подбора музыкального сопровождения для праздников, развлечений, музыкальной деятельности и написания сценариев, нотных партитур, и т. д.

 Использование ИКТ на  музыкальных занятиях создаёт атмосферу радостного общения, приподнятого настроения. Дети активны и раскрепощены. Они лучше усваивают элементарные музыкальные знания, познают себя и окружающий мир в процессе игрового общения с музыкой.

Исходя из своего опыта я сделала вывод, что использование ИКТ на занятиях позволило  повысить  интерес и желание детей заниматься музыкой, повысилось  качество воспитательно - образовательного процесса, сделав процесс обучения интересным, а развитие ребенка более эффективным. У детей повысился уровень

развития мышления, воображения, внимания, любознательности,  эмоционального восприятия музыки. Сочетание инновационных технологий с традиционными методами обучения позволило улучшить результат образования и помогло решить ряд следующих задач:

- у детей повысились все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувственное,  

  задействованы все виды памяти;

- расширился  ряд музыкальных тем, делая их доступными и понятными детям;

- повысился интерес к музыкальной культуре;

- развились  интегративные качества дошкольников;

- с родителями воспитанников сформировались взаимодействия в вопросах

музыкального воспитания

- существенно обогатился и  качественно обновился воспитательно-

образовательный процесс в ДОУ

Вывод: Взяв тему по самообразованию «Применение инновационных технологий в музыкальном развитии дошкольников» я стала её реализовывать

через музыкально - игровую деятельность как в непосредственной образовательной деятельности области «Музыка» (в образовательных ситуациях, досугах, развлечениях, праздниках), так и в свободной, самостоятельной творческой деятельности в условиях предметно — развивающей среды. Изучив и внедрив в работу инновационные  технологии,  сделала вывод, что организация музыкально-игровой деятельности на фоне благоприятного психологического климата и эмоционального комфорта каждого ребенка является важным вопросом. Только в жизнерадостной атмосфере создаются ситуации, наиболее способствующие развитию творческих способностей детей, позволяющие ощутить радость сотворчества, а радость дарит здоровье! Эффективное использование здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности создает атмосферу эмоциональной отзывчивости, активности детей, творческой импровизации самовыражения каждого ребенка, побуждает принять воображаемую ситуацию и ответить на неё действием, что позволяет эффективно решать задачи сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Использование современных методов здоровьесбережения помогает обеспечить более бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, развивать музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, способствуют формированию привычки жить в гармонии с самим собой и окружающим миром.

 Так же стала очевидна  ценность и польза коммуникативных танцев-игр. В несложных, но весёлых подвижных музыкальных играх дети получали радость от самого процесса движения под музыку, от того, что у них всё получается, от возможности себя выразить и проявить свои способности, а постоянное     дружелюбное общение, партнёрская поддержка, одобрение друг друга в ситуации коллективного взаимодействия дают положительный психологический стимул. Особенно это ценно, когда такие танцы-игры проводились  с родителями на праздниках. Родители становились не только зрителями, но и активными исполнителями. 

Использование ИКТ в деятельности музыкального руководителя помогает разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, делает встречу с музыкой более яркой, интересной, а музыкальный материал - доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные и кинестетические

Использованные мною    инновационные технологии и методические  формы   позволили  добиться следующих результатов:

  • на музыкальных занятиях,  праздниках   удаётся создать атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • у детей появился интерес к изучаемому материалу:
  • учебно-воспитательный   процесс стал более увлекательным, насыщенным и комфортным для детей и  педагогов. 

Все намеченные технологии реализуются в ООД, на праздниках, музыкальных досугах и вне занятий.   В дальнейшем я  планирую продолжить работу по созданию новых моделей, презентаций, дидактических игр средствами ИКТ, а так же  продолжать активно заниматься самообразованием в этом направлении, внедрять инновационные технологии в педагогический процесс.   Задачи по теме самообразования «Использование инновационных технологий в музыкальном воспитании дошкольников»  успешно решены.  

Список литературы:

1. Атемаскина Ю.В. Современные педагогические технологии в ДОУ.

  М.: Детство-Пресс, 2011г.

2. Дебердеева Т.Х. Новые ценности образования в условиях информационного общества.

Инновации в образовании, 2010г.

3. Тютюнникова Т. Элементарное музицирование

4. Богодяж О. «Пути педагогического творчества»

5. Кузнецова Г.В. ФГОС ДО: Новые подходы в работе музыкального руководителя. //Музыкальный руководитель № 4, 2016г.//


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Инновационные технологии раннего музыкального развития дошкольников"

В данном мастер-классе обсуждаются инновационные технологии  раннего музыкального развития дошкольников. Предложены конкретные примеры муззыкально-игрового материала из технологий  Е. Ж...

«Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия музыкального произведения»

Конспект открытого просмотра образовательной ситуации с детьми подготовительной группы по теме "Применение инновационных технологий, как средство развития художественного восприятия мухыкального ...

Выступление на методическом объединение "Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе"

          В условиях реализации ФГОС ДО принципиально новой является необходимость решения речевых задач в контексте детской деятельности (игры, детского исследова...

Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных...

Сообщение на тему: " Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе".

Актуальность применения инновационных технологий в речевом развитии дошкольников на современном этапе....