Доклад «Применение инновационных технологий и форм развития музыкальности в целях развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Теселкина Татьяна Алексеевна

Методический материал для музыкальных руководителей ДОУ.Автор рассматривает новые инновационные технологии в работе с детьми дошкольного возраста по музыкальному воспитанию,дает краткий обзор основных методов,приемов,используемых в работе  и видов технологий.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательнон учреждение МДОУ д/с «Рябинка»п.Ковернино Нижегородской области

ДОКЛАД

«Применение инновационных    технологий и форм развития музыкальности   в целях  развития музыкальных способностей дошкольников в ДОУ»

Музыкальный руководитель

 высшей квалификационной категории

Теселкина Татьяна Алексеевна

МДОУ д/с «Рябинка» п.Ковернино

Нижегородской области

2022г

сентябрь

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.

2-й слайд

На современном этапе развития происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируется внимание педагогов дошкольного образования на развитии творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой и двигательной сфер.

На смену традиционным методам приходят как  активные методы обучения и воспитания, так и нетрадиционные  направленные на  активизацию познавательного развития ребенка

Музыкальные занятия занимают особое место в ряду всех остальных. Именно на основе высокохудожественной музыки, в общении с ней развитие ребенка идет по качественно иному пути. Перед нами  стоят вопросы: как сделать, чтобы занятия стали интересней, насыщенней, давали бы детям возможность активного участия в ходе занятия. Поэтому нормой музыкальной жизни в детском саду становятся инновационные технологии проведения занятия.

3-й слайд

Инновационная деятельность музыкального руководителя - это необходимая часть образовательного процесса.   Внедрение инноваций означает необходимость  подстраивать свою деятельность под меняющиеся условия и использовать нестандартные приёмы в образовательных процессах. Работа  не должна ограничиваться рамками исключительно старыми и проверенными методами.

  • В современном понимании инновация - это «проявление новых форм или элементов чего-либо, а также вновь образовавшаяся форма, элемент». Синонимом инновации является понятие «новшество».

 Инновационная деятельность музыкального руководителя  состоит в том, чтобы начать освоение нововведений развивающего характера, внедрять новые формы, методы, методики, средства, технологии, программы в музыкально-образовательный процесс. Применять и изучать на практике, использовать свой личный опыт и знания.  В основе инновационных технологий музыкального воспитания детей лежит коллективная деятельность, объединяющая: пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию

4-й слайд

Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных образовательных  стандартов дошкольного образования. А так же  на сохранение и поддержку индивидуальности, развитие индивидуальных способностей и творческого потенциала каждого ребёнка; формирование общей культуры воспитанников.

Для сохранения и поддержки индивидуальности ребёнка, формирования общей культуры воспитанников, способных адаптироваться к условиям современной жизни современному музыкальному руководителю  можно  работать по нескольким направлениям:

1) повышать мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, гармонично сочетая традиционные и нетрадиционные  средства обучения с применением ИКТ;

2) активизировать  заинтересованность детей для повышения результативности музыкально-художественной деятельности.

Поговорим о том, какие же   технологии и формы развития музыкальности  педагогу  применять в музыкальной деятельности, используя при этом инновационные подходы в системе музыкального дошкольного образования?

5-й слайд

Виды технологий

Технология развития процессов восприятия или слушание

Технология развития певческой культуры

Технология детского музицирования

Технология развития детского творчества (объединяет несколько видов деятельности: музыкально-ритмические движения, театральная деятельность, импровизация)

Технология здоровьесбережения

    Технология «Метод проектов»

    Технология «Игра»

    Технология проектирования музыкально-обогащенной среды

    Технология ИКТ

6-й слайд

В настоящее время всё более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход в работе с детьми старшего дошкольного возраста по методике Татьяны Боровик «Хор рук. Двигательное двухголосие».

Инновационная технология «Хор рук» является одной из форм арттерапии,  артпедагогики, музыкотерапии, как активная релаксация.  Форма «двигательного двухголосия»,  заложенная в основе технологии,  активизирует внимание и способность подражания двигательной импровизации. Также развивает слуховое восприятие и творческое воображение.

7-й слайд

Игровая технология в соединении речь-движение, музыка. Игровая теория музыки с детьми 4-6 лет.«Ти -ти Та и Ди-ли-ДОН» методика Т.Боровик.

Методика музыкальных занятий ориентирована на раскрытие эстетических, художественных, певческих, двигательно-пластических и коммуникативных особенностей личности ребенка. ... 

В методике используются театральные формы работы-заучивание текста оформляется образными жестами и движениями. В тетради предлагаются способы образных аранжировок, предлагается детям импровизировать и искать свои варианты. В специфической музыкальной категории развивается    звуковысотность,  тембр, ритм.

Методические  формы развития детской музыкальности:

I.Обучение на основе подражания или копирования.

II.Развитие чувства ритма

1)Ритм в образных картинках

2)Чтение слогов в ритме 3)ритмические слоги

III.Развитие интонационной выразительности: речевое и вокальное интонирование «рисование голосом», «песенки-графики»

IV.Формы двигательной  активности:

1)Звучащие жесты;

2)Исполнение с образными жестами;

3) «танцы» сидя

V.Развитие детского творчества

8й слайд

ИКТ технологии: мультимедийные презентации, видеоролики, учебные фильмы

 развития музыкальности ребенка происходит  через

-викторины,

-музыкальный досуг;

-КВН,

-концерт,

-НОД

-праздник,

совместный досуг с родителями

-развлечение (музыкальное, музыкально-спортивное)

9-й слайд

 Технология «Синтез искусств»

Цель  применения  технологии – сформировать духовно - нравственный потенциал ребенка через творчество и приобщение к ценностям культуры, дать детям представления о различных видах искусства (музыка, изобразительное искусство, театр, литература), выразительных особенностях их художественных средств, возможностях своим оригинальным языком передать мысли и настроения в разных видах художественной деятельности детей.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства,  является необычная форма его организации. Она отвечает запросам современных детей. Важно продуманно объединять разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого вида искусства, по-своему передающего музыкальный образ. Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Основные формы  развития музыкальности:

  • Групповые  и индивидуальные занятия;
  • Интегрированные занятия;
  • Работа с родителями в ходе  внедрения технологии.
  • Работа с воспитателями в ходе  внедрения технологии.

Технология «Метод проекта»

Метод проектов используется в работе с детьми, начиная с младшего
дошкольного возраста. Прежде всего, это, конечно, 
творческие игровые проекты. Создание творческого проекта всегда связано с продуктивной
деятельностью. 

концерт;

-утренние;

-произведение;

-стихи;

-песни;

10-й слайд

-сказки;

-кукольный спектакль;

-театрализация сказки;

-выставка;

-газета

 Технология  музицирования  (Т.Э.Тютюнниковой)

Основная  идея  программы реализуется  через творческое музицирование  как коллективная  деятельность.  Пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, танец,  импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация.

Основные методические формы развития музыкальности

1.Устное музицирование.

2.Учебное музицирование:

А)ритм и тембр;

Б)звуковыстный слух и пение;

В)аккомпанименты;

Г)исполнение

Д)движение

Е)авторская музыка

3.Творческое музицирование.4.Концертное музицирование.

11 слайд

Технология  А.Евдотьевой  «Учимся петь, танцевать играя»

 3 части

1-я «Учимся петь, играя!» предлагает игровые практические приёмы, позволяющие развить музыкальный слух ребёнка при помощи игровых распевок.
Распевание рассчитано на осознанное озвучивание голосов героев знакомых сказок, предполагающих пение средним и высоким голосом.
Это пение по ролям, разыгрывание театрально- музыкальных этюдов при помощи голоса, мимики и жестов действенно и качественно улучшает результативность этих игровых упражнений, позволяет детям быстро и успешно освоить технику чистого интонирования, артистизма в пении, способствует развитию как вокальных, так и театральных способностей ребёнка.

2-я «Учимся танцевать, играя!» позволяет в игровой, занимательной форме, при помощи кукол: мальчиков по имени Шажок и Прыжок и девочки Пружинки усваивать музыкально- ритмические движения по каждой возрастной группе.

Пособие предлагает «Альбом по Стране движений» с подробными комментариями  всех обязательных движений по всем группам и песенными приложениями. Также схему усложнения движений от младшей до подготовительной группы


3 часть:
«Песенный календарь» включает в себя расширенный /более 50 песен/ авторский песенный репертуар для музыкальных занятий и детских праздников по темам:
- Осенние мелодии;
- Новый Год;
- Весенние мотивы;
- Выпускной утренник;
- Игровая музыкальная грамота.

Формы методической работы:

- вокально-хоровая работа:( -артикуляционные упражнения;

- фонопедические упражнения;)

развитие  музыкально -  ритмических движений;

 - музыкально – дидактические игры;

-восприятие (слушание) музыки;

 12 –й слайд

Технология развития детского творчества

Методические формы  развития детской музыкальности:

   -творческие музыкальные  игры и игры-драматизации;

   -творческие этюды и импровизации

Основой театральных занятий являются программы Губановой Т.Ф. «Театрализованная деятельность дошкольников» и

Маханевой М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду», а также методические пособия: Т.С.Григорьевой «Маленький принц», Е. А. Антипиной «Театрализованная деятельность в детском саду», Е.В. Мигуновой «Театральная педагогика в детском саду»

13-й слайд

  • Одной из инновационных форм в практике музыкального воспитания являются элементарные формы музыкальной импровизации. В основе этой технологии лежит коллективная деятельность, объединяющая пение, ритмизированную речь, игру на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, пантомиму, импровизированную театрализацию. Форму развития музыкальности, которую можно активно использовать это коммуникативные танцы. Вовлечение ребенка в процесс музицирования лежит через создание атмосферы принятия друг друга и эмоционально-психологическое раскрепощение

«Коммуникативные танцы-игры». Методика Бурениной А.И.(игра, танец, пластические этюды)

Задачи, которые решают коммуникативные танцы-игры:

  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Работа над ощущением формы;
  • Развитие двигательной координации;
  • Развитие чувства ритма.

14-й слайд

Технологии по музыкально-ритмическому воспитанию

Технология формирования двигательных умений

А.  И. Бурениной

«Ритмическая мозаика»(ритмическая пластика для детей дошкольного возраста»)

  • Педагогическая технология развития интереса к музыкально-ритмическим движениям детей 2-3 лет

Методика А.И.Бурениной, Т. Сауко «Топ-хлоп малыши

Данная программа предполагает музыкально-ритмическое развитие детей 2-3 лет. Цель программы – воспитание интереса к музыкально-ритмическим движениям, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. ... Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Программа рекомендована министерством образования российской федерации в качестве программы воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста.

15-й слайд

  • Здоровьесберегающие  технологии:

музыкально-валеологический аспект (исполнение песен, распевок о здоровом образе жизни); 

  • дыхательная и артикуляционная гимнастика;
  •  пальчиковые игры;
  • музыкотерапия;
  • физкультминутки,;
  • ритмопластика
  • психогимнастика;
  • логоритмика   и    ……. другие

Использовать в работе  можно   программы и методические пособия такие,  как «Праздник каждый день» И. Каплуновой, «Музыкальное воспитание в детском саду» М. Зацепиной,  «Музыкальное воспитание детей в системе арттерапии» С. А.Коротковой, О. В. Кацер. и  др.

16-й слайд

Здоровьесберегающие технологии: эвритмия

В настоящее время все более активно в музыкальной деятельности применяется такой инновационный подход, как эвритмия. Это искусство движения, основанное на закономерностях речи и музыки и являющееся одним из способов выражения музыкального движения в пространстве.

Основная идея была сформулирована основателем Вальдорфской педагогики, австрийским мыслителем и философом Рудольфом Штайнером.

Эвритмия развивает музыкальные и творческие способности детей, эмоциональную сферу, нравственно-коммуникативные качества, психический потенциал дошкольников, который благотворно влияет на культуру движения детей. Цель эвритмии -это развитие культуры движения детей дошкольного возраста. Занятия для дошкольников должны проходить в форме сказочной увлекательной истории, которую рассказывает педагог. Подражая действиям педагога, ребята превращаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей. Стихи, музыка выбираются в соответствии с сезонным состоянием  природы. В музыкальной эвритмии дети учатся двигаться в характере музыки, учатся чувствовать движение других. Игра-ведущий вид деятельности и стал основой для разработки специальных упражнений по эвритмии.

Эвритмия включает в себя: 
- ритмические игры; 
- упражнения по развитию мелкой моторики, крупной моторики; 
(упражнение для развития координации, равновесия, ловкости стопы); 
- пространственную ориентацию; 
- социальные игры (взаимодействие с партнером, подгруппой детей и всей группой, как единого коллектива); 
- импровизационно-двигательные композиции с музыкальным  сопровождением; 
- игропластику- специальные упражнения для развития мышечной гибкости, силы в образных и игровых двигательных заданиях; 
- игротанцы - танцевальные шаги, направленные на развитие и совершенствование танцевальных движени
й. 

Готовых методик проведения эвристической гимнастики нет. Педагоги, решившие использовать этот метод, должны проявить собственное педагогическое  творчество. По ритмическим играм  и упражнениям можно использовать известное методическое пособие Евгении Владимировны Рыбак «Игротека. Речевые  ритмические  и коммуникативные игры для дошкольников»

Практический опыт,  приобретенный в работе с дошкольниками другими музыкальными педагогами,    позволяет сделать вывод, что эвритмия обладает определенными  неиспользованными резервами в повышении эффективности системы художественно-эстетического  воспитания молодого поколения.

16-й слайд

Современные формы и методы  музыкальной деятельности

возраст

Ведущая деятельность

Современные формы и методы музыкальной деятельности

3-5 лет

Игровая (сюжетно-ролевая игра)

  • Музыкально -сюжетно ролевые игры
  • Музыкальные  игры-фантазирования
  • Игровые проблемные ситуации на музыкальной основе
  • Усложняюшие  игры-эксперименты и игры-путешествия
  • Игры-этюды по мотивам музыкальных произведений
  • Сюжетные проблемные ситуации или ситуации с ролевым взаимодействием
  • Концерты-загадки

5-7лет

Сложные интегративные виды деятельности, переход к учебной деятельности

  • Проблемные и ситуационные, их широкая вариативность
  • Исследовательская (опытническая деятельность)
  • Музыкальные игры-импровизации
  • Проектная деятельность
  • Театрализованная деятельность
  • Музыкальные конкурсы, фестивали, концерты
  • Музыкальные экскурсии и прогулки; музыкальный музей, музыкальная лаборатория;
  • Интегративная деятельность
  • Компьютерные  музыкальные игры
  • Клуб музыкальных интересов
  • Самостоятельная музыкальная деятельность детей

Таким образом,  коренной вопрос педагогики музыкального образования, являющийся актуальным на данном этапе  развития нашего современного общества : как заинтересовать и увлечь ребенка музыкой, требует выведения на первый план тех методов обучения, которые позволяют вызывать в детях понимание и ощущение того, что музыка является неотъемлемой частью их жизни, явлением мира, созданным человеком.



Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель :Теселкина Т.А.

Участки на улице украшены шарами и разноцветными флажками. Под фонограмму песни «Детство» дети проходят на площадку и занимают отведенные им места.

Ведущий.


Пришел июнь, июнь, июнь-
В саду щебечут птицы,
На одуванчик только дунь-
И весь он разлетится!
Праздник солнца! Сколько вас,
Одуванчиков у лета!
Детство – золотой запас,
Для большой нашей планеты!

Дорогие друзья, вот и наступил для нас долгожданный праздник солнца, самый долгий праздник – Праздник солнечного лета! Каждый день этого радостного большого праздника будет распахиваться, как новая страница интересной и яркой, красочной книги. Это книга, в которой будут и песни, и картины, и игры, и сказки, и загадки, и походы, и приключения! Каждый день летнего календаря красный, потому что каждый день лета – это радость, отдых, праздник! А самое главное – это мирное небо над нами!

Сегодня – первый день лета. Этот день посвящен Международному Дню защиты детей и сохранению мира на земле. Этот день посвящен Вам, дорогие ребята.

Песня «Веселая песенка о Родине»

Под веселую музыку выходит старуха Шапокляк: Всем привет! Девочки-вертелочки и мальчишки-кочерыжки! Я – весёлая старушка Шапокляк. А вы попали в гости к сказке. А зачем вы сюда пришли? (играть, веселиться). Да?! Я тоже играть люблю. Я такие замечательные игры знаю. Вот, например, скамейку клеем намазать, а когда кто-то на неё сядет – вот смеху-то будет! Ха-ха-ха! Хорошая игра? (нет!) Тогда другая: идёт человек по улице, а я на него сверху ведро воды выливаю. Здорово? (нет!) Ну, тогда ещё одна игра. Мальчик, иди сюда. Вот шла я по улице и потеряла кошелёк, мальчик, помоги мне, подними кошелёк. (Мальчик пытается поднять, Шапокляк дёргает за верёвку). Ой, как весело! Нравится моя игра? Нет? Ой, какие вы все скучные… Игры вам мои не нравятся. Ну а вы-то во что любите играть? (ответы детей). Ладно, поиграю я в «ваши игры». Но для начала я хочу послушать стихи о лете.

Дети читают стихи:

  1. Мы встречаем праздник лета,
    Праздник солнца, праздник света.
    Приходите в гости к нам.
    Рады мы всегда гостям.

  1. Прилетят на праздник птицы
    Дятлы, ласточки, синицы.
    Будут щелкать и свистеть
    Вместе с нами песни петь.

  1. Зажужжат вокруг стрекозы,
    Улыбнуться маки, розы.
    И оденется тюльпан
    В самый яркий сарафан.

  1. Первый день цветного лета

     Вместе нас собрал, друзья.
    Праздник солнца, праздник света,
    Праздник счастья и добра!

  1. День первый лета, стань ещё светлей!
    Встречают первое июня всюду!
    Ведь это – День защиты всех детей,
    Его недаром отмечают люди!

Ведущий: Праздник, посвященный «Дню защиты детей» считать открытым Ура!

Все вместе: Ура!

Песня «Золотило солнышко»

Ведущий.


Много игр есть на свете,
Но про все не рассказать.
Любят взрослые и дети
В игры разные играть.

Мы начинаем «Сказочные эстафеты».

Звучит песня « Приходи Сказка». Воспитатели делят детей на 4 команды

Ведущий.  Итак, команды в сборе! И в первую очередь нам как-то нужно назвать наши команды! Вам дается одна минута, чтобы вы придумали названия команде, связанное со сказкой. (Дети совещаются).  И я прошу вас громко хором представить ваши команды! (Дети выкрикивают названия своих команд).

Перед началом эстафеты, я читаю отрывок из сказки, команда первая правильно, отгадавшая название сказки, получает дополнительное очко.

Сказочные эстафеты:

  1. «Курочка ряба»

Слушайте отрывок сказки: «Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось…» (Дети угадывают по отрывку сказку).

Задание эстафеты. Пронести в столовой ложке теннисный шарик, передать эстафету следующему.

  1. «Конек-горбунок»

Слушайте отрывок сказки: «Горбунок-конек встряхнулся, встал на лапки встрепенулся. Хлопнул гривой, закряхтел и стрелою полетел».

Задание эстафеты. Бег с баскетбольным мячом за спиной до финиша и обратно.

  1. «Кот в сапогах»

Слушайте отрывок сказки: «Было у отца три сына, и оставил он им наследство: старую мельницу, осла и кота».

Задание эстафеты. Первый игрок надевает сапог, добежит до финиша и обратно, передает сапог следующему.

  1. «Буратино»

Слушайте отрывок сказки: «Карло вошёл в каморку,  сел на единственный стул у безногого стола и, повертев так и эдак полено, начал ножом вырезывать из него куклу».

Задание эстафеты.  Команда разбивается по два человека: это лиса Алиса и кот Базилио. Коту завязывают глаза, лиса его ведет, до финиша и обратно, повязку на глаза передают следующей паре.

Шапокляк: А что - то зрители у нас засиделись – затосковались. А ну-ка, все потопали… А ну-ка, все похлопали… А ну-ка все попрыгали…. И ножками подрыгали…

Игра в кругу: «Если нравится тебе, то делай так!»

Продолжение эстафет.

 Ведущий.

  1.  «Колобок»

Слушайте отрывок сказки: «Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две»

Задание эстафеты.  Покатить мяч обручем до финиша и обратно, передать обруч и мяч следующему игроку.

  1.  «По щучьему велению»

Слушайте отрывок сказки: «Слез Емеля с печки, обулся, оделся, взял ведра и пошел на речку»

Задание эстафеты.  Первый участник берет ведерки, наполненные водой, бежит до финиша и обратно, передает ведерки следующему игроку.

Шапокляк подводит  итоги эстафеты и предлагает станцевать шуточный танец.

Танец «Не зевай»

Шапокляк. Сегодня у вас, ребята праздник. А во всякий праздник принято кушать сладости. Детский сад вас угощает конфетами. Но сначала до них нужно добраться. Ну-ка встала вся детвора в длинный – предлинный паровозик и поехали за конфетами.

Дети выстраиваются цепочкой и двигаются топающем шагом под фонограмму песни «Паровозик Чуки ту» по территории детского сада к тому месту, где спрятан сладкий приз.

Атрибуты к празднику:

  • Костюм персонажа;
  • Столовые ложки и теннисные шарики по количеству детских команд;
  • Мячи по количеству детских команд;
  • По одному сапогу на каждую детскую команду;
  • Повязки на глаза по количеству детских команд;
  • Обручи по количеству детских команд;
  • Детские ведерки с водой.
  • Сладкое угощение.