Главные вкладки

    Доклад "Роль родителей в развитии познавательной сферы и интеллектуальных способностей дошкольников"
    консультация (средняя группа) на тему

    Козакова Елена Михайловна

    Текст, сопровождающий презентацию "Роль родителей в развитии познавательной сферы и интеллектуальных способностей дошкольников"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

                                                                              1 слайд

                                                           Добрый вечер, уважаемые родители.

    Тема нашей встречи: «Роль семьи в развитии познавательной  сферы и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста».

    В современном мире данная тема очень актуальна, т.к. несмотря на быстро развивающийся век техники, компьютеризации, все большее количество детей в образовательных учреждениях с педагогической запущенностью, которым в дальнейшем тяжело усваивать образовательную программу дошкольного учреждения, а потом следуют и трудности в школе. В нашем учреждении тоже есть дети, которые не усваивают или частично усваивают основную общеобразовательную программу ДОУ. В работе психолога есть направление – психодиагностика, в результате которой, по запросу родителей или воспитателей,  выявляются детки с проблемами в познавательной, интеллектуальной  и эмоциональной сферах.

    Поэтому хочу заострить Ваше внимание на роли семьи в развитии познавательной сферы детей дошкольного возраста.  Надо отметить, что высокий уровень развития способностей позволяет ребенку быстро ориентироваться практически в любой новой задаче, четко видеть ее условия, выделять существенные стороны для понимания отношений, находить пути решения через переструктурирование условий, создавать замыслы новых творческих продуктов, выражать свое отношение к окружающим людям и явлениям жизни в культурно выработанных формах. Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 
    Семья может выступать в качестве
    как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. 
    Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д. 

                                                                                       2 слайд

    Далее предлагаю  рассмотреть,  что такое педагогическая запущенность.

    Педагогическая запущенность - отклонение от нормы в развитии ребенка, обусловленное недостатками воспитания и обучения.

    Причинами педагогической запущенности могут быть: отсутствие правильного воспитания в семье, частая смена образовательных учреждений  и преподавателей, недостаточное внимание педагогов к отстающему ребенку, пропуски занятий, влияние улицы, безнадзорность. Педагогическая запущенность развивается под воздействием определенных факторов, которые затормаживают психическое развитие личности и препятствуют раскрытию его задатков.

    К таким факторам можно отнести биологические, психологические и социальные явления. Запущенный ребенок является физически и психологически здоровым. В дошкольном возрасте педагогическая запущенность проявляется неуспешностью в ролевой игре как ведущем видом деятельности, которая проявляется в наличии затруднений при создании игровых отношений со сверстниками; предпочтением простых, в плане содержания, предметных игр; несостоятельность в неигровых видах деятельности.

                                                          Виды педагогической запущенности

    Нравственно-педагогическая.

    Характеризуется отсутствием нравственных понятий и безнравственным поведением.

    2. Интеллектуально-педагогическая. Инфантильность в отношении учебы и нежелание всесторонне развиваться.

    3. Нравственно-эстетическая.

     Искаженное чувство «прекрасного» и «безобразного».

    4. Медико-педагогическая.

    Физические отклонения в последствие не соблюдения элементарных правил гигиены.

    5. Нравственно-трудовая.

    Отрицание необходимости трудиться как физически, так и умственно.

    3 слайд

            Наилучшим учителем бывает тот, кто поселяет в нас желание учиться.
                                                                                                                             (Ферранд)

    Традиционно принято считать, что главную роль  в развитии и воспитании ребёнка несет мать. И это действительно так. Особенно важна роль матери от рождения до 7 лет.

    4 слайд

    Н.К. Крупская говорила: «Нужно перекинуть мост между общественным и семейным воспитанием. Строительство этого «моста» должно идти с обеих сторон: и со стороны детских учреждений, и со стороны самих матерей». Мостик я изобразила на слайде в виде радуги. Потому, что считаю, что он «мостик» между мамой (семьёй) и учреждением должен быть радужным и разноцветным. Общение и взаимодействие должно быть разноплановое.

    5 слайд

    Под познавательным развитием понимают совокупность врожденных и приобретенных при жизни общих умственных способностей, от которых зависит успешность освоения человеком различных видов деятельности.

    Совершенствование познавательной деятельности дошкольников — одна из важнейших задач в педагогике. Ведь если мы хотим воспитать интеллектуально развитую личность, то нужно создавать условия для её саморазвития.
    Развивать познавательную деятельность у детей нужно для активизации у них любознательности, пытливости и повышения интереса ко всему.
    Познавательная деятельность направлена на:
    - получение новых знаний, их усвоение;
    - овладение необходимыми умениями и навыками;
    -  появление навыка воспроизводить и применять полученные знания.

    6 слайд

    Мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию.

    Познавательная деятельность ребёнка предполагает развитие его психических процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти,   речи, познание окружающего мира, формирование самостоятельности, активности, любознательности.

    7 слайд

    «Семейная жизнь для ребенка то же, что для нас общественная. Душа его питается впечатлениями, получаемыми в семье. Здесь ребенок научается одно любить, другое ненавидеть, здесь привыкает к труду или праздности, получает первые… эстетические вкусы, здесь первоначально сосредоточиваются все его интересы, привязанности и авторитеты». 

                                                                                                                         А.Н.Острогорский

    8 слайд

    «Ребенок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».  

                                                                                                                      В.А. Сухомлинский

    Можно выделить несколько факторов семейного воспитания, влияющих на развитие способностей ребенка:

    - позиция родителей по отношению к развитию ребенка и способы воздействия на него;

    - отношение семьи к развитию способностей ребенка;

    - стили детско-родительских отношений;

    - стиль контроля и руководства ребенком;

    - состав семьи и отношения внутри нее.

    9 слайд

    Значительное влияние на интеллектуальное и творческое развитие дошкольников оказывают ПОЗИЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К РАЗВИТИЮ (активная или пассивная) и способы воздействия на него (учитывающие и не учитывающие возрастные особенности, амплификация или акселерация).

    Ребенок лучше всего развивается, если родители читают ему, много разговаривают, занимаются сами или посещают развивающие занятия, а также активно участвуют в жизни дошкольного учреждения. Не менее важно, чтобы члены семьи были направлены на амплификацию развития, т. е. учитывали возрастные возможности и особенности дошкольников, их образное мышление, складывающуюся систему обобщений, ведущую игровую деятельность, недостаточно развитую волевую сферу.

    Если родители активно развивают ребенка и делают это в доступных и интересных для дошкольника формах, способности развиваются в наибольшей степени. Дети демонстрируют не только высокие достижения в интеллектуальной сфере, но и в воображении, речи, памяти, внимании. Помимо этого у них высокая познавательная активность, что обеспечивает не только сегодняшние результаты, но и успехи в будущем, в школе, в дальнейшей жизни.

    Если родители активны, но при этом направлены на акселерацию развития, стремятся раньше времени сделать из малыша школьника, учат читать и писать, знакомят со сложными школьными задачами, проводят длительные занятия – способности развиваются хуже. Ребенок может демонстрировать высокий уровень осведомленности, много знать, уметь читать и считать, но его способности будут слабо развиваться. По-видимому, это связано с тем, что ребенок уже использует все свои возможности, опираясь на память, в то время как творческие задачи станут ему не по плечу и динамика его развития замедлится. В начальной школе такие дети хорошо успевают, но затем могут стать «твердыми середнячками», а в старшей школе часто испытывают трудности.

    Пассивная позиция родителей – нежелание заниматься развитием своих детей, так же приводит к невысокому уровню развития способностей. Дошкольники не чувствуют потребности в познавательной деятельности, с удовольствием реализуют себя в игре, что оказывается недостаточным. У них также как и в предыдущем случае слабо развита познавательная активность. Они неуспешны на занятиях, что в свою очередь отталкивает их от дальнейшего развития. При этом если родители понимают ценность дошкольного возраста, поощряют игры детей, рисование, конструирование, ребенок может успешно творчески развиваться, чувствовать себя эмоционально комфортно и имеет значительные шансы на успешность в школе.

    Если же родители не занимаются с ребенком, но при этом ожидают, что он должен читать, писать и учиться по школьной программе, перспективы развития такого малыша могут быть печальны. Он демонстрирует невысокие интеллектуальные показатели, имеет скудное воображение, низкую познавательную активность. Кроме того он не уверен в себе, школа вызывает в нем страх.

    10 слайд

    ОТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ К РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА. Само отношение родителей к интеллектуальным и творческим способностям может быть различным: положительным, нейтральным, отрицательным.

    При положительном отношении родители всячески поощряют интеллектуальное развитие, радуются успехам малыша в этой области, поддерживают и творческую активность. В этом случае у ребенка появляется стимул к дальнейшему самосовершенствованию, что положительно сказывается на уровне его умственного развития.

    Если же родители никак не выражают своего отношения к способностям ребенка, а тем более, если высказывают недовольство тем, что ребенок отличается от других, то в этом случае может отсутствовать стимул к достижению новых результатов, стремление познать, научиться чему-либо новому, а, следовательно, снижается активность познавательного развития.

    В случае отрицательного или игнорирующего отношения к одаренности со стороны близких,  дети делают вывод, что важнее всего – не выделяться, и начинают скрывать свои способности. При определенных обстоятельствах это может негативно влиять не только на умственное, но и на личностное развитие. Длительное подавление интеллектуальных и экспрессивных потребностей одаренного ребенка может привести к нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и даже психозам.

    11 слайд

    Другим важным фактором, оказывающим влияние на развитие способностей, является СТИЛЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.

    Безусловное принятие и любовь – обязательное условие благоприятного интеллектуального, личностного и социального развития ребенка. Этот тип отношений характеризуется тем, что ребенок нравится родителям таким, какой он есть. Взрослые уважают его индивидуальность, симпатизирует ему. Противоположным стилем детскородительских отношений является отвержение, когда родители воспринимают своего ребенка плохим, неудачливым, по большей части испытывает к нему злость, досаду, раздражение, обиду. Они не доверяет ребенку, не уважает его. Для детей в таких семьях характерны различные эмоционально-личностные проблемы. Познавательное развитие часто отступает на второй план из-за серьезных личностных и социальных проблем. Такие дети сосредоточены на взаимоотношениях с главными в их жизни людьми, родителями, вследствие чего их познавательная активность и мотивация подавляются.

    Открытое непринятие ребенка в практике встречается редко. Однако бывают случаи скрытого отвержения. Такие родители часто говорят, что они прилагают все усилия для того, чтобы вырастить умного и успешного ребенка. Однако им не повезло с сыном или дочерью, он (она) ленив, невнимателен, медлителен и т. д. Этому типу родительского отношения часто сопутствует другой, называемый «авторитарная гиперсоциализация». Он характеризуется ожиданием безоговорочного послушания и дисциплины, пристальным вниманием к поведению ребенка, требованием социального успеха. Родители много внимания уделяют обучению ребенка, посещают с ним множество занятий, студи, развивающих центров. Он постоянно чем-то занимается, куда-то едет. Часто доходит до того, что ребенку не хватает времени на дневной сон, прогулки, игры. В большинстве случаев эти дети очень перегружены, что приводит к быстрой утомляемости и, как следствие, к снижению успешности. Они начинают чувствовать себя неудачниками, не соответствующим высоким стандартам взрослых, снижается его самооценка, появляются тревожность, мнительность, чувство болезненности. Родители при этом демонстрируют ребенку свое недовольство, тем самым еще больше усугубляя ситуацию.

    12 слайд

    Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка – то, на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Дети с высоким уровнем притязаний, завышенной самооценкой и престижной мотивацией рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. 
    Дети с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в будущем ни в настоящем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.                                                                        

    Личностной особенностью дошкольном возрасте может стать тревожность. Высокая тревожность приобретает устойчивость при постоянном недовольстве учебой со стороны родителей. Допустим, ребенок заболел, отстал от одноклассников и ему трудно включиться в процесс обучения. Если переживаемые им временные трудности раздражают взрослых, возникает тревожность, страх сделать что-то плохо, неправильно. Тот же результат достигается в ситуации, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают большего и предъявляют завышенные, нереальные требования. 
    Из-за нарастания тревожности и связанной с ней низкой самооценки снижаются учебные достижения, закрепляется неуспех. Неуверенность в себе приводит к ряду других особенностей – желанию бездумно следовать указаниям взрослого, действовать только по образцам и шаблонам, боязни проявить инициативу, формальному усвоению знаний и способов действий. 
    В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу

    13 слайд

    Еще одним важным фактором в отношениях ребенка и родителей является СТИЛЬ КОНТРОЛЯ И РУКОВОДСТВА РЕБЕНКОМ.

    Ученые и практики единодушны в том, что жесткий контроль, силовое давление и другие формы прямого авторитарного вмешательства не дают возможности для развития способностей ребенка.

    Родители, предпочитающие императивный стиль, ждут от ребенка беспрекословного выполнения их указаний. Их отношения основываются на соблюдении авторитета взрослого, а не сотрудничестве и уважении. Императивный стиль развивает в ребенке пассивность, податливость наряду с зависимостью и конформизмом. Какое-то время он обеспечивает желаемое поведение, но выказывает пассивное сопротивление. Ребенок слушает команды, но выполняет их медленно и неохотно. Дети не вступают в открытый конфликт, но сознательно затягивают выполнение действия, стремятся найти любые отговорки. У таких детей, как правило, наблюдается невысокий уровень познавательной активности.

    Инструктивный стиль содержит больше информации, а требования обосновываются. Родители беседуют с ребенком «на равных», доказывают, что их требования закономерны и разумны. Ребенок видится им равноправным партнером. Поэтому данный стиль взаимоотношений воспитывает инициативу и твердость. Именно он свойственен родителем, чьи дети обладают высокими интеллектуальными способностями. Такие отношения подталкивают детей к самостоятельному поиску и принятию решения, дает возможность выбора. С одной стороны, при инструктивном стиле родителям гораздо сложнее справится с ребенком, который не боится идти на открытый конфликт и готов отстаивать свою точку зрения. Но, с другой стороны, ребенок, осознанно выполняющий те или иные действия, будет делать их охотнее и быстрее. При таком стиле отношений у детей складывается ориентация не на внешний, а на внутренний контроль, который так необходим при реализации любых задатков. Данный стиль родительского поведения развивает в ребенке независимость и творчество.

    Вывод: Уважение к личности, тактичное направление поступков ребенка с помощью бесед и разъяснений, а также предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие не только интеллектуальных, но и творческих способностей.

    14 слайд

    ВЛИЯНИЕ СОСТАВА СЕМЬИ И ОТНОШЕНИЙ ВНУТРИ НЕЕ на развитие способностей дошкольников.

    Обращаясь к вопросу состава семьи, большинство ученых сходится во мнении, что полнота семьи, т.е. наличие обоих родителей, и их совместное проживание, не определяет само по себе развитие способностей. Важным фактором здесь становится психологическое благополучие членов семьи. Разведенные родители, положительно относящиеся друг к другу и к ребенку могут дать больше для его познавательного развития, чем живущие вместе мама и папа, находящиеся постоянно на грани развода. Установили, что чем больше братьев и сестер, тем ниже их средний коэффициент интеллекта. Было выявлено, что первенцы всегда оказываются более развитыми, чем их младшие братья и сестры.

    Для развития ребенка большое значение имеет жизненная позиция самих родителей. Положительное, активное отношение к жизни, открытость миру оказывает стимулирующее влияние на развитие способностей детей. Обследование родителей, чьи дети демонстрируют высокий уровень познавательного и творческого развития, показало, что большинство взрослых в свободное время предпочитают посещать театры, выставки, часто путешествуют. Эти семьи характеризуются открытостью, разнообразными социальными связями. У них часто бывают родственники или друзья. Хотя бы раз в месяц к ним приходят знакомые с детьми, или они сами ходят в гости.

    В завершение хочется еще раз сказать, что семья, в которой не только одобряются познавательные и творческие устремления ребенка, но и прилагаются значительные усилия для активного развития его способностей, где маленький человек воспринимается как самоценная личность со всеми своими индивидуальными и возрастными особенностями, а контроль и руководство за детским развитием осуществляется на основе уважения и ответственности, имеет все шансы воспитать способного, интересного, творческого человека открытого для познания окружающего мира.

    Упражнение: «Ассоциации»

    Итак, все, что для этого нужно, - услышать задание и назвать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.

    - Если семья - это постройка, то она ...

    - Если семья - это цвет, то она ...

    - Если семья - это музыка, то она ...

    - Если семья - это геометрическая фигура, то она ...

    - Если семья - это название фильма, то она ...

    - Если семья - это настроение, то она ...

    -Если семья – это страна, то она называется

    -Если семья – это фрукт, то это…

    -Если семья – это известный литературный персонаж, то это….

    -Если семья – это животное, то это….


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рисование взрослым для детей как эффективное средство развития коммуникативной, языковой и интеллектуальной способностей дошкольников

    Мне хотелось бы привлечь внимание  к рисованию взрослыми для детей. Многие воспитатели недооценивают значимость этого направления в работе, особенно при наборе старших детей.  Как пока...

    Семинар для воспитателей "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

    Проект  - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенк...

    Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников.

    «Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников»....

    Развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей через математическую деятельность, как важнейший аспект подготовки детей к школе.

    Конспект организованной образовательной деятельности  поможет  упражнять  детей  в решении задач типа «больше, меньше, равно»,в закреплении понимания отношений между чи...

    Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через позновательно-исследовательскую и конструктивную деятельность в младшем дошкольном возрасте

    Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей через познавательно-исследовательскую и конструктивную деятельность вмладшем дошкольном возрасте...