Развитие познавательной активности и интеллектуальных способностей через математическую деятельность, как важнейший аспект подготовки детей к школе.
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Печникова Гаянэ Арсеновна

Конспект организованной образовательной деятельности  поможет  упражнять  детей  в решении задач типа «больше, меньше, равно»,в закреплении понимания отношений между числами натурального ряда, умения сравнивать между собой  числа, в закреплении умения составлять число из двух меньших ,в  уточнении знания геометрических фигур. Поможет закреплять умение ориентироваться на ограниченной территории, формировать умение «читать» простейшую графическую информацию: в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и т.п., отражать в речи пространственное расположение фигур, развивать внимание, память, мышление.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

ТЕМА: «Развитие познавательной активности и интеллектуальных  способностей через математическую деятельность, как важнейший аспект подготовки детей к школе».

                                                                    Подготовила и провела: воспитатель               Печникова Г.А.

 

Мытищи

                                                              2015

Цели:  

- упражнение  в решении задач типа «больше, меньше, равно»;

- закрепление понимания отношений между числами натурального ряда, умения сравнивать между собой  числа;

- закрепление умения составлять число из двух меньших;

- уточнение знания геометрических фигур.

Задачи:

- закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения;

- располагать на плоскости в указанном порядке;

- закреплять умение ориентироваться на ограниченной территории;

- формировать умение «читать» простейшую графическую информацию: в левом верхнем углу, в правом нижнем углу и т.п.;

- отражать в речи пространственное расположение фигур;

- развивать внимание, память, мышление;

- продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку решать вопросы сообща, закреплять умение, закреплять умение пользоваться формулами словесной вежливости (просьбы, извинения).

Материалы:

эмблемы для команд,

2 мольберта (большой и маленький),

2 маркера для доски,  простые карандаши,

2 шкатулки (одна – для заданий, вторая – для сюрпризов),

 2 стола для выполнения заданий,

задачи в стихах для разминки,  

2 карточки с примерами для сравнения чисел (по одной для каждой ком.)

                     

                     8            10

        2                 3

        6                 6

        3             5

               5                5

               8                       7

               1                       4

               7                       3

Карточка с заданием: «Расставьте знаки =,  <,  > между двумя цифрами»

Карточка с заданием: «Найдите все числа, которые можно подставить

вместо Х»

2 карточки (для каждой команды):

                  5> x

                    X<7

                 8

Карточка с заданием: «Жители Теремка Мышка – норушка, Лягушка – квакушка, Зайчик – побегайчик, Лисичка – сестричка построили себе отдельные домики. Лисичка живет в доме  с высокой крышей, Зайчик – в домике с большим окном, Мышка – в домике с большим окном и высокой крышей. Кто где живет?

Домики

Изображение животных

Карточки с заданием для конкурса капитанов:

             2+7

3+5

7-2

9-3

Задание: «Запомните расположение геометрических фигур и нарисуйте также».

        

                

        

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

   10

    О

    Р

    Б

    М

    Д

    Ж

    А

    К

    У

    И

2 карточки с примерами:

       3+2

       7-5

       8+1

       4+2

       7-4

       6+1

                                                     

                                                    Ход занятия.

Дети входят в группу. Заранее разделены на 2 команды «Кристалл» и «Улыбка». Воспитатель представляет команды, членов жюри и гостей друг другу.

В.: Уважаемые гости, члены жюри и участники! Сегодня в нашем садике состоится математический турнир. В нем примут участие 2 команды. Капитаны команд, представьте свои команды. Пожалуйста, капитан Юля.

Юля: Наша команда…

Дети: «Кристалл».

Юля: Наш девиз…

Дети: Мы решаем, мы считаем, мы большими стать мечтаем!

В.: Капитан Вика, представьте свою команду

Вика: Наша команда…

Дети: «Улыбка».

Вика: Наш девиз…

Дети: Кто считает лучше всех, того ждет большой успех!

В.: Оценивать работу команд будет Совет Мудрейших. (Представляет членов жюри).

В.: Дорогие маленькие математики.  Сегодня нам предстоит совершить увлекательное в Математическую страну. Каждый из вас покажет свое умение складывать, вычитать, сравнивать. Вам помогут ваши знания, смекалка, находчивость и любовь к математике.

Наши соревнования начнутся с разминки. Прошу капитанов команд подойти ко мне.

Капитаны команд подходят к воспитателю, по очереди берут у него карточки с заданиями в стихотворной форме. Воспитатель зачитывает задачки командам. Дети совместно решают и дают ответ.

5 ворон на крышу сели,

К ним ещё  2 прилетели,

Отвечайте быстро, смело

Всего их сколько прилетело?

6 грибов нашел Вадим,

А потом ещё один,

Вы ответьте на вопрос –

Сколько он грибов принес?

В снег упал Сережка,

А за ним – Алешка,

А за ним – Иринка,

А за ней – Маринка,

А потом упал Игнат,

Сколько на снегу ребят?

Сколько яблок у ребят

Солнышком в руках блестят?

У Наташи и у Ромы,

У Сережи и у Томы,

На столе одно лежит и как солнышко блестит.

Ну-ка, сколько яблок, братцы,

Кто сумеет догадаться?

В: Молодцы, разминка окончена. Просим Совет Мудрейших оценить быстроту и правильность ответов обеих команд. А мы продолжаем. Жители Математической страны прислали вам много интересных заданий.  После выполнения заданий, капитаны команд сдают их Совету Мудрейших. Команда, которая первая ответит правильно, получит одно очко.

Воспитатель вынимает конверт с заданием из шкатулки.

В.: Первое письмо пришло с «Острова сравнений». Воспитатель зачитывает задание: «Расставьте знаки >, <, = между 2-мя цифрами». Карточки вложены в письмо. Обеим командам выдаются одинаковые карточки.

8     10          5     5

2       3                              8     7

6       6                              6     5

3       5                              7     8

Дети сообща расставляют знаки и сдают задания жюри. Совет Мудрейших присуждает 1 очко команде – победителю.

Воспитатель достает следующий конверт из шкатулки.

В.: Это письмо пришло от Х из «Океана неизвестность».

Воспитатель читает письмо или предлагает одному из детей прочитать задание.

«Найдите все числа, которые можно подставить вместо Х».  Карточки, одинаковые для обеих команд, достают из конверта».

                 5 > Х

                Х < 8

              8 < Х <  10

Дети сообща решают задания. Сдают решенные задания жюри. Совет Мудрейших подводит итог конкурса и присуждает очко команде – победителю.

Воспитатель предлагает детям немного отдохнуть и провести физкультминутку:

На лужайке поутру мы затеяли игру (по кругу на носочках)

Ты – ромашка, я – вьюнок, становитесь в наш кружок (встали, взялись за руки)

1,2,3,4 раздвигайте круг пошире (раздвигают круг),

А теперь мы – ручейки, побежим вперегонки (бегут по кругу),

Прямо к озеру спешим, станет озеро большим (бегут по кругу),

1,2,3,4 раздвигайте круг пошире (раздвигают круг)

Становитесь в круг опять, будем в солнышко играть (встали в круг),

Мы – веселые лучи, мы резвы и горячи (прыгают на месте).

Воспитатель достает из шкатулки следующий конверт:

-Это письмо пришло из «Долины задач». В нем следующий конкурс –  это конкурс капитанов.

Капитанам предлагается выбрать карточку с примером у ведущего, капитаны вывешивают свои задания на доску и придумывают задачи по заданному примеру. Капитан команды-соперника дает ответ.

2+7                            3+5                             7-2                        9-3

Совет Мудрейших поводит итог, присуждает очко капитану – победителю.

Воспитатель достает следующий конверт. Это письмо пришло из «Города геометрических фигур». Воспитатель читает письмо:

«Запомните расположение геометрических фигур на карточке и нарисуйте так же. Потом расскажите, какая фигура где находится».

        

        

Бумагу подписать «Кристалл», «Улыбка»

Командам демонстрируется карточка. Затем команды сообща должны нарисовать на листе бумаги такое же изображение и рассказать, какая фигура где находится. Сдают работу жюри. Воспитатель предлагает Совету Мудрейших подвести итог.

Жюри оглашает результаты конкурса:

Команда «Кристалл» набрала …очков, команда «Улыбка» набрала …очков.

Мы хотим вручить награды победителям. В этом волшебном сундучке поощрения для вас… Ой, что-то сундук не открывается! Что же делать?

В.: Кажется, я поняла! Это, наверно, «+» что-то придумал, сейчас я ему позвоню.

                                         Звонок «+»

- Здравствуй, уважаемый плюс! Наши ребята выполнили все задания, которые нам прислали жители Математической страны, а сундук с наградами не открывается! Что? А-а-а…Поняла…Хорошо.

Ребята, «+» говорит, что спрятал ещё одно задание под шкатулкой. А-а-а, вот и оно. Сейчас почитаем. Так, оно пришло  нам из «Волшебного леса».

Воспитатель читает текст: «Я  закодировал замок. Чтобы узнать его код, нужно собрать слово. Каждая буква в слове прячется за определенным числом. Если решите примеры правильно, то узнаете буквы. Если составите слово верно, сундук откроется».

На доску или мольберт вывешивается таблица с цифрами и буквами:

         

   1

     2

     3

     4

     5

     6    

     7

      8

     9

    10

     

     о

     

     р

     б

     м

     д

     ж

 

    а

     к

     у

     н

Детям раздаются примеры на карточках:

       3+2

       7-5

       8+1

      4+2

     7-4

      6+1

                

Дети должны вписать в среднюю строку ответ, потом соотнести полученную цифру с таблицей на доске (мольберте), в нижнюю строчку вписать нужную букву, соответствующую данному ответу в цифрах.        

В.: Вы получили буквы? А теперь давайте попробуем составить из этих букв слово.

Дети составляют слово «ДРУЖБА», жюри открывает сундук. Там сверху угощений лежит листочек с правильным ответом «ДРУЖБА».

Правильно, ребята! Какие вы молодцы! Сегодня обе команды показали  великолепные знания и отлично справились со всеми заданиями. Но главное в любом деле – сплоченность и дружба. Вы доказали, что вы – дружные ребята. Если бы вы не были такими дружными, то сундук не открылся бы. А у вас все получилось, значит, победила дружба.

                                         Раздача угощений.

        

                                

                



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Развитие познавательной активности дошкольников в логико-математической деятельности".

Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в логико-математической деятельности».Цель:повышение педагогической компетентности педагогов, позволяющей им осуществлять интеллектуальное развит...

«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»

гТе«Развитие познавательной активности старших дошкольников через экспериментальную деятельность»познавательной активности старших дошкольников через эксТема пма педагогического проекта: «Развитие...

Роль семьи в развитии познавательной активности старших дошкольников через проектную деятельность.

Статья на тему"Роль семьи в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность"...

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"

Консультация для родителей "Развитие познавательной активности ребенка-дошкольника через игровую деятельность"...

Формирование нравственных качеств, как важнейший аспект подготовки детей к школе

Период от рождения до поступления в школу является, по признанию специалистов всего мира, возрастом наиболее стремительного физического и психического развития ребенка, качеств и свойств, делающих его...

Формирование нравственных качеств как важнейший аспект подготовки детей к школе.

Когда речь заходит о подготовке ребенка к школе, обычно имеют в виду, умеет ли он читать и считать. Для большинства родителей очевидно: до школы детей необходимо научить хотя бы всем буквам и счету до...