Развитие музыкального восприятия и творческих способностей дошкольников
статья по теме

Бочко Ирина Сергеевна

Задатки к музыкальной деятельности есть у каждого человека. Природа щедро наградила нас. Она дала нам всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, слушать и слышать окружающие звуки: голоса птиц и животных, шорох листьев и завывание ветра, а также различать звуки по высоте, длительности, тембру. Таким образом, все мы музыкальны от природы. Нельзя говорить «немузыкальный» ребёнок, это значит, мы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.                                                                                                            

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Развитие музыкального восприятия и творческих способностей дошкольников»

Музыка способна воздействовать на эмоциональное самочувствие человека, побуждает к сопереживанию, развивает мышление, творческое воображение, память, кругозор и познавательный интерес к искусству звуков.

Задатки к музыкальной деятельности есть у каждого человека. Природа щедро наградила нас. Она дала нам всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир, слушать и слышать окружающие звуки: голоса птиц и животных, шорох листьев и завывание ветра, а также различать звуки по высоте, длительности, тембру. Таким образом, все мы музыкальны от природы. Нельзя говорить «немузыкальный» ребёнок, это значит, мы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить.                                                                                                            Моя задача, как музыкального руководителя, создать условия, способствующие развитию у детей музыкальности. Образно говоря, «дать каждому ребёнку в руки скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка»[1]. Для этого я стремлюсь, чтобы каждый ребёнок смог проявить себя в различных видах музыкальной деятельности, таких, как: -  слушание музыки, пение, музыкально – ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах.         При этом необходимо знание индивидуальных особенностей ребёнка, в чём помогает «Диагностика музыкальных способностей», проводимая мной по системе К. Тарасовой.         Однако цель моих занятий не только в том, чтобы научить выразительно и стройно петь, ритмично двигаться, играть на детских музыкальных инструментах. Главное – это развивать в ребёнке способность эмоционально воспринимать язык искусства, способность вслушиваться, сравнивать, оценивать, сопереживать услышанному.                                                                                                         Важно дать понять, что музыка имеет свою музыкальную речь, которая рассказывает, но только не словами, а звуками. А чтобы понять, о чём она рассказывает, нужно внимательно вслушиваться в её звучание. Такое осознанное слышание музыки не только углубит музыкальное восприятие, но и потребует лот ребёнка рассказа о ней. Разговор о музыке – важный момент в процессе воспитания грамотного, культурного слушателя. Поэтому, для лучшего восприятия музыки на первом этапе, необходимо проводить с детьми вводную беседу.                                                                Дети дошкольного возраста не умеют выделять в своих восприятиях наиболее существенное, основное. Поэтому при первом знакомстве с произведениями надо помочь детям услышать самое главное в песне или в инструментальной пьесе. Беседа направлена на то, чтобы облегчить маленьким слушателям восприятие.                                                                                                               Важно, чтобы ребёнок постиг содержание произведения в целом, понял его характер, проникся его настроением. Подготовительная беседа даёт возможность привлечь внимание детей, заинтересовать, и самое главное, настроить эмоционально. Зрительно воспринимаемый образ способствует пониманию содержания исполняемой песни, её запоминанию. С этой целью применяются и персонажи кукольного театра, с помощью которых инсценируется содержание того или иного произведения… Помогают также короткие стихотворения. Например, перед слушанием пьесы А.Гречанинова «Котик заболел», можно прочитать детям стихотворение «Плачет котик».

Мяу, мяу, плачет котик. Гладит лапкой свой животик

                                        Он не слушал папу с мамой. Он не кушал каши манной.

                                        И в животике кота, разболелась пустота.

Вообще поэтическое слово является тем вспомогательным средством, которое усиливает действие музыки, активизирует внимание, пробуждает фантазию, раскрывает и делает понятным то, что прошло бы незамеченным, проскользнуло бы, не задев и не оставив следа в памяти ребёнка. В работе со старшими дошкольниками можно использовать более сложные стихотворения, которые эмоционально настраивают детей на восприятие музыки, вызывают интерес к ней. Здесь важно помнить, что стихи не должны содержать сюжетной канвы, а только нести настроение. Таким образом, чтобы лучше раскрыть содержание музыкального произведения при слушании музыки используются различные виды наглядности - слуховая (стихи, цитаты, загадки), зрительная (презентации, репродукции).                                                                        Когда дети уяснили себе содержание музыки, когда они способны переживать настроение и чувство данной песни или пьесы, то первый этап работы над раскрытием музыкального образа я считаю законченным.                                                                                                                                                                                      «Правильно развиваться музыкально ребёнок будет только тогда, когда он пойдёт по этому пути сначала, постепенно накопляя запас впечатлений»[2]. Принцип постепенности приводит ко второму этапу, здесь дети знакомятся со средствами музыкальной выразительности. Полноценное восприятие включает в себя также осознание элементов музыкальной речи, хотя бы наиболее существенных из них. Если первый этап работы был направлен на то, чтобы дети охватили произведение в целом, уяснили себе общее содержание, характер и настроение его, то теперь необходимо говорить об отдельных элементах музыкального языка.

  1. Второй этап работы даёт возможность показать детям выразительное значение элементов музыкальной речи, поясняет, какими богатыми возможностями располагает музыка, повышает восприимчивость к ней.                                                                                                                                                                                И, наконец, самый важный и, наверное, самый сложный – третий этап работы над восприятием музыкального произведения – проявление творческого отношения к музыке, творческое самовыражение.                                                                                                                                                                                      Сочетание нескольких видов деятельности даёт возможность воплотить творческий замысел наиболее ярко и красочно. Общеизвестно, что совместное воздействие искусств является наиболее эффективным способом влияния на личность. В ряде случаев достаточный эффект воздействия на эмоциональный мир ребёнка может быть достигнут с помощью зрительно – слуховой синестезии[3], когда под воздействием звуковых раздражителей у ребёнка возникают зрительные образы.                                                                                                                                                                                              Видимо, этим объясняется феномен, неоднократно подтвержденный жизнью – художественно – творческие способности проявляются в комплексе. Человек, пишущий стихи и рассказы, порой прекрасно рисует, музицирует.                                                                                                                                                                                    Ведущая роль в становлении творческой личности принадлежит классике. Чтобы пробудить потребность в общении с таинством музыки уже в раннем возрасте необходимо привлекать детей к знакомству с шедеврами мировой художественной культуры, созданными композиторами, поэтами, художниками. Ибо, занятия с использованием классического репертуара оказывает несомненное влияние на развитие ребёнка.                                                                                                                                        Придумывая каждое интегрированное или комплексное занятие, надо иметь ввиду, что намеченная заранее его структура может быть достаточно подвижной, если следовать принципу « идти от ребёнка». Невозможно переходить ко второй части (этапу) занятия, если в первой не произошло полной доверительности, эмоциональной приподнятости, готовности к совместному фантазированию и творчеству, обострённого внимания ко всему происходящему. Только в этом случае можно переходить к следующему этапу занятия, связанному с восприятием средств выразительности.                                                                                                                                                                                            Точно также невозможно прейти и к третей части занятия, если дети не только на подсознательном уровне сумели сопоставить произведения живописи и музыки, но и поняли, какими средствами выразительности пользовались художник или композитор для передачи того или иного эмоционального  состояния образа( конечно, пока на элементарном уровне).  Интегрированное занятие даёт возможность:                                                   - Поднять освоение искусств детьми до творчески  свободной деятельности;                                                                            - Развивать на основе интеграции искусств полихудожественное освоение мира ребёнком;                                   - Формировать умение варьировать накопленный опыт, пытаться решать задачи различными новыми способами, то есть самовыражаться.                                                                                         Естественно, я не ставила задачи развития навыков, связанных с  изобразительной деятельностью, а исходила из развития у детей способности эмоционально откликаться на музыку и живопись, умение соотносить произведения разных видов искусства, ибо «не об обучении музыке, пению, рисованию, танцу, ритмике следует думать, а о жизни детей в сфере искусства»[4]                                                                                                                                                                              Отсутствие принуждения, поощрение детской инициативы, создание проблемных ситуаций, вариативность методов и приёмов, форм организации творческой музыкальной деятельности выступает важнейшими условиями эмоционально – творческого развития.                             Таким образом, восприятие (слушание) музыки занимает среди видов музыкальной деятельности особенно важное место. Музыка развивает эмоциональность, способность сопереживать, пробуждает гамму чувств, палитру настроений, веру в себя и доброту. Музыка как жизнь удивительна, непредсказуема.                                                                                                                    


[1] Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1974, с.198.

[2] Шацкая В.Н. Музыка в детском саду. ДВ №11, 1996, с.93.

[3] Синестезия  (от греч. Sunaisthesis) – соощущение, явление восприятия, когда при раздражении данного органа чувств, наряду со специфическими для него ощущениями, возникает и ощущения соответствующие и др. органу чувств (напр. «цветной слух» - звуковые переживания при восприятии цвета и т.п.) – Энциклопедический словарь., М., 1983.

[4] Шацкий С.Т. Год исканий. ДВ №11, 1996, с.94


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и крас...

Педагогический совет "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"

Педагогический совет на тему "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

Семинар для воспитателей "Значение проектного метода в развитии познавательной активности и творческих способностей дошкольников".

Проект  - это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, это детская самодеятельность, конкретное творческое дело, поэтапное движение к цели; это метод организованного освоения ребенк...

«Развитие связной речи и творческих способностей дошкольников с ОНР через театрализованную игру»

Работа направлена на взаимосвязь связной речи и моторики рук, а так же на развитие мимики, пантомимики и актерского мастерства, что является актуальным для детей с речевыми нарушениями, т.к. они...

Доклад " Шумовой оркестр, как одно из средств развития музыкально- ритмических и творческих способностей детей.

       Шумовой оркестр – одна из самых доступных и в то же время развивающих форм музицирования в детском саду. Музыка всегда (наряду с движениями, речью и игрушками) ...