Педагогический совет "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"
материал по теме

Данилова Татьяна Ивановна

Педагогический совет на тему "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников

   « Творчество - является уделом всех, оно обязательно должно являться

нормальным и постоянным спутником детского развития».
В.В.Давыдов

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
   У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
    
Что же такое творчество (энциклопедическое понятие) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимость.
   Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

   Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
   
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
 По данным педагогов и психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности 

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему  так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить  интеллектуальную деятельность маленького человека. Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: лепка, конструирование, бисероплетение, изонить, вязание, вышивание, квиллинг, папье-маше, оригами, карвинг, кусудама, скрапбукинг, граттаж,  декупаж,  фельдцевание, торцевание,  пескография и т.д.

У детей развиваются  художественно-творческие  способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

  1. развивается  наглядно-образное  мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
  2. развивается  художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;
  3. повышается эстетическая  культура детей;
  4. развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;
  5. получение навыков работы с различными материалами;
  6. формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.

ТЕСТОПЛАСТИКА

      Поделки из теста являются древней традицией. С давних пор из теста выпекали не только хлеб, но и делали разные декоративные изделия. Тесто использовалось при изготовлении сувениров, украшений, мистических символов. В Германии считалось, что такие украшения не только украшают дома, но и приносят удачу. Славяне делали из теста большие картины, а в Китае из теста изготавливали марионеток для кукольных представлений.
      В настоящее время, изделия из соленого теста не так популярны. Появилось огромное разнообразие материалов для изготовления сувениров, изменились традиции. Однако, изделия из соленого теста могут использоваться на занятиях в детском саду как один из материалов для лепки. Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика.
      Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно. Кроме того, соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Тестопластика – удивительное и увлекательное занятие для детей и взрослых!
ОРИГАМИ

  Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую,  но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

У некоторых воспитанников появляется желание создать,  что - то свое это огромный шаг вперед - это плод его воображения.

ИЗОНИТЬ

 Изонить — техника, напоминающая вышивание. Используя её можно создавать необыкновенные изделия для украшения интерьера, подарки своим друзьям и близким.

У детей с нарушением зрения работа в технике изонить способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, сенсорного восприятия, воображения, воспитанию терпения, усидчивости, умения доводить работу до конца.

Методика проведения занятий достаточно традиционна. Детям предлагаются темы от простого к сложному, поэтому на первых занятиях познакомив детей с правилами техники безопасности, целесообразно научить детей заполнять простые геометрические фигуры и только потом переходить к изображению предметов с общим содержанием или сюжетным

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

Бисероплетение – увлекательное занятие. Практика работы показывает, что эту технику можно и нужно использовать в детском саду. Работа с бисером развивает у детей конструктивное мышление, внимание, память, пространственные представления, воспитывает усидчивость, приучает к аккуратности. Кроме того, она приносит огромное удовольствие.
Бисероплетение прекрасно развивает мелкую моторику, что особенно актуально для дошкольников.
     Поделки из разноцветных бусинок – прекрасное средство развития творчества. Дети делают много интересных, полезных и просто красивых вещей, которые отличаются оригинальностью, фантазией.
  Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Дети 6-7 лет способны выполнять несложные украшения, цветы, панно, состоящие из нескольких предметов и др. Изделия из бисера очень нравятся детям, они с удовольствием плетут. Кроме того, бисероплетение способствует развитию мелкой моторики рук, что очень важно для   подготовки руки к письму. Воспитывает усидчивость, внимание.

КВИЛИНГ

           Квиллинг  (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

           Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Цель  – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

В процессе работы в технике «квиллинг», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

ФИЛЬЦЕВАНИЕ

Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Есть даже легенда о том, что первый валяный ковер появился в Ноевом ковчеге (как раз примерно в это время). Овцы, плывшие в нем, держались дружно, и когда их шерсть падала на пол и намокала, она взбивалась их копытами. Когда же все покинули ковчег, то увидели, что на полу лежал красивый валяный ковер.

С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, (ее ведь в основном получают, подстригая овец), мягкая, разноцветная. Не удивительно, что она заняла заметное место среди материалов для хобби.

Различают два способа валяния шерсти: мокрое и сухое (сухое валяние также иногда называют фильцеванием, это немецкое слово, обозначающее предварительное уплотнение шерсти перед валкой, имеется ввиду промышленная валка с целью получения плотного войлока).

 Для мокрого валяния Вам также потребуются:

 * Кусок мыла, предпочтительнее использовать мыло с добавлением растительного масла

 * Коврик (можно использовать рифленый резиновый коврик, бамбуковые коврики, жесткий кусок ковролина или, как в нашем примере, воздушно-пузырчатую упаковку, наиболее доступный и недорогой материал)

 * Горячая вода

 А для сухого валяния кроме шерсти

 * Иглы для валяния (три вида)

 Иглы для валяния очень острые и имеют специальные зазубрины.

 Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов: шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу.

ТОРЦЕВАНИЕ

"Торцевание" - эта техника оказалась доступна и увлекательна для детей старшего дошкольного возраста. Она не только вырабатывает у детей усидчивость, не только развивает художественный и эстетический вкус, но и развивает мелкую моторику рук детей. Материалы для изготовления таких картин всегда доступны, сюжет картины выбираем вместе с детьми. Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.

  1. Из полосок гофрированной бумаги нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.
  2. Нарисуйте на плотной бумаге или картоне любой узор.
  3. Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.
  4. Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.
  5. Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.
  6. У вас получится цветная трубочка-торцовочка.
  7. Поставьте ее на клей.
  8. Выньте стержень.
  9. Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
  10. Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.
  11. Можно в той же технике заполнить фон вокруг узора. Получится маленький пушистый коврик.

Можно работать целой группой и выполнить большую мозаику размером с лист ватмана. Работу над таким ковром можно превратить в интересную игру. Надо разбить все поле для мозаики на квадраты (например, со стороной 5 см) и разрезать.  Каждый ребенок выполняет мозаику на нескольких квадратах, а потом наклеивает их на соответствующее место по эскизу. Места стыковки квадратов практически не будут видны за счет пушистости.

КУСУДУМА  или "лекарственный шар"

Все вы наверняка слышали об искусстве складывания различных фигур из бумаги-оригами. Обычно такие фигурки делаются из квадрата, при этом не применяется ни клей, ни ножницы. Слово "кусудама" в переводе с японского - состоит из двух частей "кусури" - означает "лекарство", "тама" - "шар". Следовательно, слово "кусудама" можно перевести как "лекарственный шар". Это тоже техника складывания, но только фигуры получаются более объемные и красивые. Методом складывания отдельных элементов, получаются объемные цветочные шары. Такими шарами можно украсить музыкальный зал, группу к празднику. Дети просто в восторге от этих причудливых фигур!

ПАПЬЕ – МАШЕ

Папье-маше (жеванная бумага) - масса, получаемая из бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавлением клеящих веществ, а также различных наполнителей (гипс, крахмал). Из папье-маше изготавливаются различные бытовые и художественные изделия, отличающиеся легкостью и прочностью. Получаемые изделия обрабатываются различными способами - окраска, роспись, лакировка и другие.

Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

Папье-маше хорошо известен художникам миниатюристам, кукольникам, декораторам, дизайнерам.

Папье-маше привлекает к себе простотой обращения, легкостью и прочностью. Часто его используют вовремя творческих занятий на уроках труда в детском саду.

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Научиться вязать крючком несложно - легче, чем спицами.

Полезный совет

Начальным рядом любого изделия служит цепочка из воздушных  петель. Чтобы цепочка не стягивала вязаное полотно, ее нужно выполнять более свободно. Приступая к выполнению 1-го ряда узора, вывязывают несколько воздушных  петель подъема, которые заменяют 1-й столбик нового ряда. Рисунок полотна состоит из повторяющихся элементов. Чтобы они были расположены симметрично в начале ряда и в конце ряда, необходимо провязывать дополнительные столбики и петли. Число этих петель дано в описании каждого узора, кромочные петли в это число не входят.

Схему нужно читать снизу вверх. Обычно нечетные ряды читаются справа налево, а четные слева направо. В других случаях направление вязания показано стрелками. Часто при вязании крючком изделия выполняют не целым полотном, а отдельными мотивами, которые потом соединяются между собой. Как правило, вязание мотива начинают из центра и выполняют по кругу. Соединять мотивы можно либо при вывязывании последнего ряда, прикрепляя мотив к выполненным ранее, либо все мотивы вяжутся отдельно, а соединяются в конце работы крючком или иголкой с ниткой.

ВЫШИВАНИЕ КРЕСТИКОМ

Для занятий каким –либо ремеслом или искусством, а вышивка –это ремесло и искусство, прежде нужен начальный интерес.

Для того чтобы у детей получились красивые работы, надо тщательно изучить несколько интересных вышивательных техник.

Прежде всего,  нужно подбирать необходимое: пяльцы (диаметром 18 см, лучше деревянные), наперсток (по детскому пальцу), иголку (с большим ушком, длиной не более 3 см. с острым концом), нитки (лучше мулине), ножницы (хорошо отрегулированные и заточенные, размером около 140-170 мм.), игольницу для каждого ребенка, ткань нежных пастельных тонов (мягкую, стиранную, белую или черную).

Сама работа должна проходить только в присутствии взрослого небольшой группой (1-4 детей). Обучение пятилетних детей необходимо проводить в индивидуальном порядке (можно использовать время до завтрака и после сна).

Изучив навыки и умения своих подопечных, надо подбирать соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включать рисование узоров на клетчатой бумаге. Подкреплять обучение мастерству крылатыми выражениями: “Поспешай не торопясь”, “поспешишь – людей насмешишь” - эти выражения помогают вовремя работы.

По времени это работа от 8-10 минут и до 30 минут. Любителей вышивания надо учить делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. Особое внимание уделяется на освещение. Оказывается, что технические навыки дети осваивают довольно легко, а художественные даются им трудом.

При подборе ниток дети чаще всего в рисунке стараются использовать все имеющие цвета. Они думают, что чем больше красок, тем лучше. Для этого нужно чтобы воспитательница расширила свои знания о цвете. Все многообразие красочных сочетаний и цветов оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные).

Ахроматические цвета: белый, черный и серый различаются только по светлоте. Они бесцветные, неокрашенные. К хроматическим цветам относятся все оттенки цветового спектра: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Важно научить детей увидеть наилучшее сочетание цветов. Например, синего с белым, серым, желтым, черным; зеленого с серым, оранжевым, коричневым, золотистым; красного с черным и серым и другие.

Надо сшить специальный коврик, чтобы поместить нитки разного цвета, сочетающие по цвету. Ребята просто могут перебирать нитки, искать оттенки. Надо установить правила: как обращаться с ножницами, как хранить иглы, заканчивать работу, как относится друг другу в процессе вышивания.

Вышивание полезно, но надо строго следить за осанкой, умело сочетать труд и отдых.

Прежде чем начать работу нужно подобрать необходимый теоретический материал. Сделать и этого материала наглядное пособие. Для родителей надо организовать беседу о технике безопасности во время занятий детей с ножницами и иголками.

Надо вести предварительному работу по вышиванию. Можно пригласить рукодельницу в детский сад, подбирать соответствующие подвижные игры, провести беседу о вышивке. Рассматривание книг с иллюстрациями о вышивке, рассказать детям о технике безопасности при работе с иголками и ножницами. Во время занятий рекомендуется использовать физкультминутки, пальчиковые игры, разминки для глаз, этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и спины. Занятие проводятся в несколько этапов:

  1. Ознакомление с вышивкой как разновидность декоративно-прикладного искусства.
  2. Работа со шнуровкой.
  3. Вышивание на картоне.
  4. Вышивание на ткани.
  5. Заключительная часть-выставка работ детей.

ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ

Изготовление цветов из лент, занятие не сложное, но увлекательное. Быстро виден результат. Оформленные в рамку работы красиво смотрятся и хороший подарок на праздник. Самое главное нужно задумать композицию. Ленты любой ширины и расцветки можно купить в магазинах для рукоделия. Там же купить иголку и большим ушком - для штопки "цыганскую".

ЛОСКУТНАЯ АППЛИКАЦИЯ

Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом. Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные элементы можно восстановить, если под рукой есть ножницы.

ПЕСКОГРАФИЯ

Пескография – великолепное средство для развития мелкой моторики рук. Кроме того, она развивает образное мышление – ведь в раскиданном по стеклу песке можно создать любой сюжет.

Песок также нужно прокалить в духовке, а потом просеять через сито, чтобы отделить крупный мусор и камни (если песок речной). Также можно вместо песка использовать мелкую соль или манку. Помимо песка, понадобится специальный стол, который подсвечивается изнутри. Можно изготовить такой стол самим. Каркас у стола металлический, поверхность из оргстекла или обычного стекла, которое оклеивается белой матовой пленкой.
Самое легкое в рисовании песком – это пейзаж и натюрморт, самое сложное – портрет. Песок насыпается или забрасывается на поверхность стола. Плотным слоем покрывать весь стол не нужно. Сначала необходимо научить детей правильно насыпать песок, чтобы получались равномерные линии. Дети привыкли рисовать только пальцами, а здесь задействована вся кисть. Причем можно рисовать обеими руками – симметрично.

Живопись песком - это не только искусство. Песок положительно влияет на физическое здоровье ребенка и его психическое состояние. Врачи рекомендуют такие занятия после переломов, больным ДЦП, гиперактивным детям, также рисование песком на стекле лечит от страхов и оздоравливает психику.

ДЕКУПАЖ

Декупаж – это техника аппликации. Только, это не та аппликация, которой занимаются детишки в детском саду – бумага приклеивается к декорируемому предмету и покрывается слоем лака. Декупажные узоры выглядят, как роспись, и выполнить их достаточно просто. Можно сказать, что декупаж – это одна из самых простых декоративных техник, которая позволяет создавать своими руками неповторимые,и в то же время  интересные, эффектные вещи .

Декорируемые поверхности могут быть самых различных материалов и фактур - дерево, кожа, картон, стекло, пластик, металл, ткань, керамика, любые поверхности гладкие или рельефные.

Материалы для декупажа

Основные материалы для декупажа - это лак для защиты поверхности, чаще акриловый и акриловые краски. Можно также использовать специальные краски для декупажа, художественные краски для дерева или металла.

Для вырезания существует специальный нож для декупажа с вращающимся лезвием или можно пользоваться очень острыми небольшими ножницами. Для создания творческих работ мотивы из салфеток просто вырывают, обводя влажной кисточкой мотив, чтобы было удобнее его отделить. Можно приобрести специальный клей для декупажа, а можно пользоваться ПВА или даже лаком для ногтей.

Можно состарить ваше декорированное изделие. Наиболее популярными техниками старения является "кракелюр" и "лессировка".

Техника декупаж

Итак, вы как следует подготовились, нашли приглянувшуюся вам бумагу или картинку, нашли предмет, которы хотите декорировать. С чего начать, каковы осбенности техники декупаж. Прежде всего, вам необходимо подготовить поверхность предмета. Если вы декорируете шероховатую или неровную поверхность, то вам может понадобиться мелкая наждачная бумага и акриловый грунт. Акриловые грунты бывают самых разных цветов, чаще всего в продаже можно встретить белый, черный и красный грунты, грунт можно подкрашивать акриловыми красками. После того, как поверхность готова, вы можете приступить к вырезанию салфетки или бумаги, в некоторых случаях интереснее  будет сморетреться не ровно вырезанная бумага, а картинка с рваным краем.  Техника декупаж предполагает, что вырезанные рисунки или салфетка приклеиваются к декорируемому предмету специальным клеем. В магазинах вы сможете найти огромное разнообразие клеев для салфеток, хотя вполне можно воспользоваться и клеем ПВА. Он отлично подходит для деревянных поверхностей и при высыхании образует прозрачную пленку. Если же вы не хотите дополнительно обрабатывать салфетку красками, лаками для кракелюра или патиной – вы можете воспользоваться клеящими свойствами самого лака, а поверх покрыть ещё одним слоем лака.

СКРАПБУКИНГ

Скрапбукинг— вид хобби, ручного творчества, особая техника декоративного оформления фотографий, составления коллажей на страницах или альбомах.

Это рассказ о личном или семейном памятном событии при помощи фотографий, карт стран или планов местности, газетных вырезок, билетов на самолет или в кино, рисунков, записок, заметок, комментариев и других памятных мелочей. А память - она бесценна!

Фотоальбом в стиле «скрапбукинг» отличается от обычного тем, что хранит не только фотографии, но и передает историю, настроение и личное отношение к запечатленному событию при помощи особых визуальных и тактильных приемов, а также с помощью записанных историй. В нем остается частичка нашей души.

Занятие скрапбукингом дает безграничные возможности проявлять себя с творческой стороны, придумывать и создавать что-нибудь новое. Тут можно использовать Ваши творческие таланты и навыки из других видов творчества: рисования, лепки, вязания, вышивки, лоскутного шитья, макраме, биссероплетения и многих других.

Создание страниц и альбомов – процесс довольно трудоемкий, здесь понадобятся терпение, выдержка и усидчивость. Невозможно оформить все хранящиеся у нас фотографии. Обычно выбираются только избранные снимки или определенная тема.

По методу изготовления

1. Традиционный (классический) – страницы изготавливаются вручную с использованием кардстока, картона, бумаги для скрапбукинга, фотографий, журналинга (история). В качестве декоративных материалов подойдут ткань, ленты, цветы, кружево и другие украшения. Элементы крепятся клеевыми материалами, термо-пистолетом,  двусторонним скотчем, брадс, скобами или скрепками.

2. Цифровой (Digital Scrapbooking) изготовление страниц на компьютере при помощи графической программы (Adobe Photoshop). Используются специально разработанные электронные версии бумаги и украшений.

Скрапбукинг не ограничивается созданием только альбомов или страниц с фотографиями. Могут быть и другие вещи сделанные в этом стиле. Например открытки, блокноты, подарочные конверты и приглашения, дневники, записные книжки, кулинарные книжки, свадебные книги пожеланий, календари, конверты для СД-дисков, шкатулки и многое другое. При этом открытки и альбомы могут быть самых разных размеров и форм. С интригующими заголовками, дизайном и секретами.

Скрапбукинг - это творчество не имеет рамки  возраста, пола, уровня образования или прослойки общества. Им может заниматься и ребенок и состоявшийся человек. Изготовления страниц и альбомов является доступными для большинства из нас. К тому же скрапбукингом можно заниматься не только для сохранения воспоминаний, это прекрасный способ самовыражения, арт-терапия, самореализация и самоанализ.

Пожалуй, теперь вам остается лишь вооружиться  простыми рекомендациями:

1.Очень важно давать ребенку задание, соответствующее его возрасту. Иначе в дальнейшем он просто откажется выполнять работу, которая оставила у него негативные воспоминания.

2. Не бойтесь привлекать к работе детей, которые еще не умеют работать руками. Начинайте с элементарных заданий, которые он выполнит с легкостью, и вскоре увидите, как малыш стремится к более «масштабным» целям.

3. Учите малыша планировать свой труд. Разделение на простые этапы снизит напряжение от сложности задания, научит ребенка логичности, а, кроме того, даст ему уверенность, что для него нет ничего невозможного. Согласитесь, замечательный постулат для будущих великих свершений!

4. Считается, что в три-четыре года ребенок воспринимает результат своего труда по оценке взрослого. Поэтому, когда вы хвалите его в конце работы, вы одновременно подталкиваете его на будущие подвиги.

5. К пяти-шести годам поделка начинает интересовать детей с практической стороны. Они уже начинают думать, где «в хозяйстве» может пригодиться результат их труда, кому и на какой праздник его можно подарить, и т.д. Так что пользуйтесь этой «предпринимательской» жилкой, помогайте детям создавать что-то полезное и нужное!

6. Поскольку мы знаем, что все дети – это маленькие камикадзе, каждая поделка должна быть изготовлена под чутким наблюдением (но не контролем!) взрослого.

7. Работайте в соавторстве с ребенком. Советуйте, но не указывайте, предлагайте, но не решайте за него. Это даст малышу почувствовать себя на равных с вами.

8. Отнеситесь к труду ребенка доброжелательно и тактично - дайте ему возможность украсить своими произведениями искусства интерьер квартиры или группы в детском саду. Пусть он почувствует гордость оттого, что результаты его труда ценят. 

Заключение

Л.С. Выгодский сказал: «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Опираясь на высказывания Л.С Выгодского, детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника.



Предварительный просмотр:

«Пятью пять»

На экране написано 5 тем для обсуждения, в которых 5 вопросов. Вот она шуточная закономерность – «пятью пять»:

  1. Словесное сложение
  2. Художественные омонимы
  3.  Шуточная викторина
  4. Выбери правильный ответ
  5. Верификатор

Каждая команда по очереди выбирает тему. Ведущий задает вопрос из данной темы. Время на обдумывание вопроса 15 с. Ответ дает один участник группы. Если нет правильного ответа, то вопрос переходит к другой группе.

  1. Словесное сложение

Отгадайте слова-слагаемые и получите слово-сумму из области изобразительного искусства.

  1. Воронье слово + Густые водоросли = Произведение живописи    К _ _ _ _ _ _(Кар + Тина = Картина.)
  2.  Нота + Краска для письма и рисования =  Подрисовка для исправления рисунка или     фотографии    Р _ _ _ _ _(Ре + Тушь = Ретушь.)
  3.  Марка нашего самолёта + Команда собаке = Вид спереди   А _ _ _ _(Ан + Фас = Анфас.)
  4. Несчастливая судьба + Глаз = Причудливый стиль в искусстве    Р _ _ _ _ _ (Рок + Око = Рококо.)
  5. Дискотека позапрошлого века + Место для ставки = Младший брат лоджии   Б _ _ _ _ _(Бал + Кон = Балкон.)

  1. Художественные омонимы

Отгадайте слово, имеющее два разных значения.

  1.  Не только спортсмен, делающий промахи в стрельбе, в играх с мячом и шайбой, но и плохо рисующий художник. (Мазила.)
  2.  Не только часть руки, но и инструмент художника.

(Кисть)

  1.  Не только слой почвы, но и первый слой краски на холсте.

(Грунт)

  1.  Не только единица уровня громкости звука, но и задний план картины.

(Фон)

  1.  Не только часть акта в драме, но и произведение живописи.

(Картина)

  1. Шуточная викторина
  1. Как зовут художников, которые рисуют без кистей и красок? (Мороз, Осень, Солнце);
  2. Какой материал для рисования заливает лицо от стыда? (Краска);
  3. Чем, по мнению художников, маслом не испортишь? (Картину);
  4. Полуфабрикат картины - это... Что? (Эскиз);
  5. Художник с чувством юмора - это... Кто? (Карикатурист).
  1. Выбери правильный ответ
  1. Как называется особа женского пола, позирующая художникам?

А. Сиделка.                         В. Натурщица.

Б. Позёрка.                           Г. Модельщица.

2.  Автопортрет - это:

А. Изображение любимого автомобиля.

В. Портрет человека в автомобиле.

Б. Портрет, часто переезжающий с выставки на выставку.

Г. Портрет художника, выполненный им самим.

3. Как называется картина Ильи Репина?

А. «Бурлаки на «Жигулях».

Б. «Бурлаки на «Волге».

В. «Бурлаки на «Запорожце».

Г. «Запорожцы на «Оке».

4. Кто изображён на знаменитой картине Васнецова?

А. Три богатыря.                     В. Три мушкетёра.

Б. Три поросёнка.                      Г. Три толстяка.

5.  Назовите фамилию таможенника из фильма «Белое солнце пустыни»?

А. Репин.                                     В. Шишкин.

Б. Верещагин.                            Г. Айвазовский.

5. Верификатор

Прочитав, скажи в ответ слово «да» иль слово «нет».

  1. Этюдник - это книжка с нотами этюдов. (Нет. Это специальный плоский ящик с принадлежностями для рисования, живописи и местом для помещения этюда.)
  2. Художники профессионалы предпочитают коленкоровые кисти. (Нет, колонковые.)
  3. «Комната смеха» - это зал в художественной галерее, где выставляют работы карикатуристов. (Нет. Это аттракцион - зал с кривыми зеркалами.)
  4. Третьяковская галерея в Москве названа в честь Третьяка Владислава Александровича, знаменитого хоккейного вратаря. (Нет, в честь П.М. Третьякова, основавшего её в 1856 году.)
  5. Евгений Иванович Чарушин, автор популярных детских книг «Волчишко», «Про Тёмку» и другие - один из самых известных художников-анималистов нашей страны. (Да. Героев своих замечательных книг он рисовал сам.)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и крас...

Педагогический совет - деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников"

Деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников", как одна из форм проведения педагогического совета, с целью оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольник...

Педагогический опыт по теме: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

За время работы с дошкольниками, я обратила внимание, что дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельно...

Презентация "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников...

Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников

laquo;Страна, в которой бы учили рисовать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерству»Дени Дидро, 18 век...

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников....