Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.
материал

 Татьяна Бельтюкова М

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

Как говорил французский просветитель 18 века Дени Дидро: «Страна, в которой бы учили рисовать, как учат читать и писать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусством и мастерством».

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное.

Дошкольное детство – благодарное времядля взращивания древа добра и красоты.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не р от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируется навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности.

Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки.

А умение видеть в знакомом, известном что-то новое- двигает прогресс. Вот почему так актуальны сегодня занятия

дизайн-деятельностью старших дошкольников. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

На сегодняшний день активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Введение этой деятельности в образовательный процесс обусловлено также возросшими культурными потребностями людей в современном мире, возможностями детей, а также концепцией дошкольного образования, которая заявляет в качестве важнейшей основы реализации программного содержания развивающую предметную среду детской деятельности – как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка.
   У каждого человека есть потребность в творческой деятельности и творческие способности. К сожалению, часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, иногда, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребёнок не приобретает положительный опыт творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему не доступно. А ведь именно через творчество человек может раскрыться как личность.
    

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование результата, что способствует развитию ребенка. 
Цель: создание условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка, творческого потенциала дошкольника средствами дизайн - деятельности. 
Задачи:
1.
Обучающие задачи:
- развитие криотивного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми дизайн - деятельности.
 
- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для достижения определенных результатов.
 
- формировать оценочное отношение к окружающему миру, эстетический вкус, культуру поведения.
 
- развивать интерес к дизайн творчеству.
 
2.
Воспитывающие  задачи:
- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.
 
- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.
 
- формирование внимания и уважения к людям, терпимости к чужому мнению.
 
- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома.
 
3
.Развивающие задачи:
- развить интерес к дизайн – творчеству.
 
- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.
 
- развитие художественного и творческого потенциала.
 
- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности, аккуратности.
 

В результате первого года обучения дети должны знать:
• Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция) .
• Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура) .
• Технологию выполнения аппликации из различных материалов.
 
• Правила оформления готового изделия.
 
• Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.
 
• Освоение различных техник рисования кистью на различных материалах.
 

Уметь:
• Составлять композицию.
 
• Наносить рисунок на ткань с помощью различных штампов.
 
• Декоративно оформлять изделие.
 
• Контролировать качество изделия.
 
• Вырезать по контуру предметы сложной формы.
 

В результате второго года обучения дети должны знать:
• Называть основные понятия дизайна и композиции.
 
• Называть элементы композиции.
 
• Правела выполнения техники «Декупаж».
 
• Правела выполнения техники «Пэчворк».
 
• Правила выполнения простых элементов в техники «Квилинг»

Уметь:
Самостоятельно выбирать технические и изобразительные приемы.
 
Из бросового материала составлять композиционное построение различной формы, используя ритм, симметрию.
 
Создавать изделие по собственному замыслу.
 
Оценивать результат своей работы.
 
Потребность общества в личности нового типа - творчески активной и свободно мыслящей - постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через занятия дизайном именно в дошкольном возрасте.
 
Поэтому в своей работе я обратилась к этой новой на сегодняшний день деятельности - детскому дизайну. Введение этой деятельности в жизнь детей дошкольного возраста способствует развитию всех сторон личности ребенка, в том числе и развитию художественного творчества.
 

2. Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе дизайн – деятельности. 

Что же такое творчество (энциклопедическое понятие) - это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимость, оригинальностью и общественно исторической значимость.
   Творчество даёт человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

   Творческие задатки у разных людей различные. Они зависят от свойств нервной системы, её «пластичности», эмоциональной чувствительности, темперамента и во многом определяются наследственностью.
   
Творческая активность – это свободный полёт воображения, способность к фантазии, интуиция, которые могут вылиться в изобретения и открытия.
 По данным педагогов и психологов к 3-4 годам творческая активность преобразуется в устойчивое качество личности 

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и красоты.

Первые шаги в искусство дизайна настолько просты, что не требуют от ребенка больших усилий. Он с удовольствием открывает для себя мир материй. Постепенно придет опыт, сформируются навыки, и он с легкостью выполнит большое, сложное произведение самостоятельно. Кроме того, сегодня, как никогда прежде ощущается потребность в формировании гармонично развитой личности. Личности, которая будет изучать, беречь и развивать духовное наследие нашего народа. Все это имеет большое значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать, такие люди не способны на безнравственные поступки. Вот почему  так актуальны занятия дизайн - деятельностью старших дошкольников. Детский дизайн направлен на раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала, свободного, без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении, его саморазвитии, на сотрудничестве и сотворчестве, с использованием только гуманных методов и приемов, без запретов и категоричных обращений.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. Полученный результат – первая и очень важная ступенька детского творчества. Создание изделий своими руками – это универсальное образовательное средство, способное уравновесить  интеллектуальную деятельность маленького человека. Занятия дизайн - деятельностью призваны воздействовать на ум, волю, чувства детей, побуждать их к творческому самовыражению, состоянию эмоционального комфорта, ощущения радости детства в различных видах художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник: лепка, конструирование, бисероплетение, изонить, вязание, вышивание, квиллинг, папье-маше, оригами, карвинг, кусудама, скрапбукинг, граттаж,  декупаж,  фельдцевание, торцевание,  пескография и т.д.

У детей развиваются  художественно-творческие  способности, раскрывается творческий потенциал средствами художественно-конструктивного дизайна, а также:

  1. Развивается наглядно – образное мышление; художественный и эстетический вкус, чувство стиля;
  2. Развивается художественное восприятие окружающего мира, воображение, фантазия, творческое мышление;
  3. Повышается эстетическая культура детей;  
  4. Развивается познавательная активность, мелкая моторика, пространственное ориентирование, восприятие;
  5. Получение навыков работы с различными материалами;
  6. Формирование проектной культуры у детей и воспитание грамотного потребителя.

Одной из важнейших задач работы – создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, способствующей его самореализации.

В «центре искусства» подобраны дидактические и развивающие игры, папки с силуэтами моделирования, таблицы с элементами выставки «Гжель», «Дымка», «Керамика», «Каменная крошка» и т. д, предметы для самостоятельной деятельности детей: доступный традиционный (пластилин, краски, карандаши и т. д.) и традиционный изобразительный материал для творчества, наличие его разных видов (перья, проволока, фантики и т. д.). Для игровых и сюрпризных ситуаций, для мотивации детской деятельности и создания творческой активности куклы-королева Кисточка, Карандаш,  Незнайка, девочка Умелочка. Вместе с детьми придумали и создали сундук ненужных вещей, каждый ребенок приносил бутылочки, баночки и другие предметы которые не нужны дома и складывали в сундук, я сама подкладывала детям необходимые материалы- и это было как чудо- новый материал или новый объект. Со временем наш сундучок стал детям лучшим другом, раскрывающим секреты вещей и подталкивающий к творчеству, этаким «сундуком сокровищ».  Практически каждое утро дети, входя в группу заглядывают в него что же новенького?

Практически такой сундук может быть подспорьем в организации любой деятельности но поговорим о дизайнерском творчестве дошкольников.  

3. Виды художественно-творческой деятельности с применением нетрадиционных техник:

ТЕСТОПЛАСТИКА

      Поделки из теста являются древней традицией. С давних пор из теста выпекали не только хлеб, но и делали разные декоративные изделия. Тесто использовалось при изготовлении сувениров, украшений, мистических символов. В Германии считалось, что такие украшения не только украшают дома, но и приносят удачу. Славяне делали из теста большие картины, а в Китае из теста изготавливали марионеток для кукольных представлений.
      В настоящее время, изделия из соленого теста не так популярны. Появилось огромное разнообразие материалов для изготовления сувениров, изменились традиции. Однако, изделия из соленого теста могут использоваться на занятиях в детском саду как один из материалов для лепки. Использование соленого теста при изготовлении изделий получило название – тестопластика.
      Соленое тесто имеет ряд преимуществ перед пластилином. Оно более пластично, его легко формовать, не пачкает руки. Изделия из соленого теста более долговечны, легко раскашиваются красками и фломастерами. Из соленого теста можно изготавливать как плоские, так и объемные фигуры, они легко приклеиваются к бумаге, что позволяет создавать красивые композиции и настенные панно. Кроме того, соленое тесто является экологически чистым продуктом.

Тестопластика – удивительное и увлекательное занятие для детей и взрослых!

ОРИГАМИ

  Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую,  но такую притягивающую школьную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет ОРИГАМИ – искусство близкое ему и доступное. Не перечислить всех достоинств оригами в развитии ребенка. Доступность бумаги, как материала, простота ее обработки привлекает детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
  Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами стимулирует и развитие памяти, так, как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
  Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами.
  Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
  Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

У некоторых воспитанников появляется желание создать,  что - то свое это огромный шаг вперед - это плод его воображения.

ИЗОНИТЬ

 Изонить — техника, напоминающая вышивание. Используя её можно создавать необыкновенные изделия для украшения интерьера, подарки своим друзьям и близким.

У детей с нарушением зрения работа в технике изонить способствует развитию мелкой моторики рук, глазомера, сенсорного восприятия, воображения, воспитанию терпения, усидчивости, умения доводить работу до конца.

Методика проведения занятий достаточно традиционна. Детям предлагаются темы от простого к сложному, поэтому на первых занятиях познакомив детей с правилами техники безопасности, целесообразно научить детей заполнять простые геометрические фигуры и только потом переходить к изображению предметов с общим содержанием или сюжетным

На занятиях дети приобретают практические навыки (владение шилом, иглой, ножницами, фигурными трафаретами), опыт рисования и ручного труда, закрепляют полученные ранее знания о геометрических фигурах, счёте. Создавая красивые вещи своими руками, видя результаты своей работы, дети ощущают прилив энергии, удовлетворение, в них «просыпаются» творческие способности и возникает желание жить «по законам красоты».

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

Бисероплетение – увлекательное занятие. Практика работы показывает, что эту технику можно и нужно использовать в детском саду. Работа с бисером развивает у детей конструктивное мышление, внимание, память, пространственные представления, воспитывает усидчивость, приучает к аккуратности. Кроме того, она приносит огромное удовольствие.
Бисероплетение прекрасно развивает мелкую моторику, что особенно актуально для дошкольников.
     Поделки из разноцветных бусинок – прекрасное средство развития творчества. Дети делают много интересных, полезных и просто красивых вещей, которые отличаются оригинальностью, фантазией.  Бисер – материал древний и вечно юный. В отличие от живописи, вышивки, тканых изделий он не теряет чистоты и звучности цвета с течением времени. Он доносит отголосок бытия наших далеких предков, их вкусы и цветовые пристрастия.

Дети 6-7 лет способны выполнять несложные украшения, цветы, панно, состоящие из нескольких предметов и др. Изделия из бисера очень нравятся детям, они с удовольствием плетут. Кроме того, бисероплетение способствует развитию мелкой моторики рук, что очень важно для   подготовки руки к письму. Воспитывает усидчивость, внимание.

КВИЛИНГ

           Квиллинг  (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

           Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

Цель  – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

В процессе работы в технике «квиллинг», дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

ФИЛЬЦЕВАНИЕ

Только натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить это уже около 8000 лет назад. Есть даже легенда о том, что первый валяный ковер появился в Ноевом ковчеге (как раз примерно в это время). Овцы, плывшие в нем, держались дружно, и когда их шерсть падала на пол и намокала, она взбивалась их копытами. Когда же все покинули ковчег, то увидели, что на полу лежал красивый валяный ковер.

С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, (ее ведь в основном получают, подстригая овец), мягкая, разноцветная. Не удивительно, что она заняла заметное место среди материалов для хобби.

Различают два способа валяния шерсти: мокрое и сухое (сухое валяние также иногда называют фильцеванием, это немецкое слово, обозначающее предварительное уплотнение шерсти перед валкой, имеется ввиду промышленная валка с целью получения плотного войлока).

 Для мокрого валяния Вам также потребуются:

 * Кусок мыла, предпочтительнее использовать мыло с добавлением растительного масла

 * Коврик (можно использовать рифленый резиновый коврик, бамбуковые коврики, жесткий кусок ковролина или, как в нашем примере, воздушно-пузырчатую упаковку, наиболее доступный и недорогой материал)

 * Горячая вода

 А для сухого валяния кроме шерсти

 * Иглы для валяния (три вида)

 Иглы для валяния очень острые и имеют специальные зазубрины.

 Классическая техника валяния руками подразумевает наличие нескольких факторов: шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе, валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах, где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России, Финляндии и Перу.

ТОРЦЕВАНИЕ

"Торцевание" - эта техника оказалась доступна и увлекательна для детей старшего дошкольного возраста. Она не только вырабатывает у детей усидчивость, не только развивает художественный и эстетический вкус, но и развивает мелкую моторику рук детей. Материалы для изготовления таких картин всегда доступны, сюжет картины выбираем вместе с детьми. Для того чтобы выполнить мозаику в технике торцевания, необходима цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА.

  • Из полосок гофрированной бумаги нарежьте на глаз квадраты со стороной примерно 1 см.
  • Нарисуйте на плотной бумаге или картоне любой узор.
  • Нанесите клей тонкой полоской по контуру на небольшой участок узора.
  • Торец стержня (тупой конец) поставьте на квадратик.
  • Сомните квадрат и прокатайте стержень между пальцами.
  • У вас получится цветная трубочка-торцовочка.
  • Поставьте ее на клей.
  • Выньте стержень.
  • Каждую следующую торцовочку приклеивайте рядом с предыдущей. Старайтесь ставить торцовочки плотно друг к другу, чтобы не оставалось промежутков.
  • Мозаику в технике торцевания можно выполнять по контуру или делать сплошной.
  • Можно в той же технике заполнить фон вокруг узора. Получится маленький пушистый коврик.

Можно работать целой группой и выполнить большую мозаику размером с лист ватмана. Работу над таким ковром можно превратить в интересную игру. Надо разбить все поле для мозаики на квадраты (например, со стороной 5 см) и разрезать.  Каждый ребенок выполняет мозаику на нескольких квадратах, а потом наклеивает их на соответствующее место по эскизу. Места стыковки квадратов практически не будут видны за счет пушистости.

КУСУДУМА  или "лекарственный шар"

Все вы наверняка слышали об искусстве складывания различных фигур из бумаги-оригами. Обычно такие фигурки делаются из квадрата, при этом не применяется ни клей, ни ножницы. Слово "кусудама" в переводе с японского - состоит из двух частей "кусури" - означает "лекарство", "тама" - "шар". Следовательно, слово "кусудама" можно перевести как "лекарственный шар". Это тоже техника складывания, но только фигуры получаются более объемные и красивые. Методом складывания отдельных элементов, получаются объемные цветочные шары. Такими шарами можно украсить музыкальный зал, группу к празднику. Дети просто в восторге от этих причудливых фигур!

ПАПЬЕ – МАШЕ

Папье-маше (жеванная бумага) - масса, получаемая из бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавлением клеящих веществ, а также различных наполнителей (гипс, крахмал). Из папье-маше изготавливаются различные бытовые и художественные изделия, отличающиеся легкостью и прочностью. Получаемые изделия обрабатываются различными способами - окраска, роспись, лакировка и другие.

Вся премудрость техники папье-маше заключается в оклеивании какой-нибудь формы кусочками мягкой бумаги в несколько слоев. Само по себе это несложно, но требует терпения и аккуратности. А в результате можно создать такие замечательные произведения, что вы не пожалеете потраченного времени.

Существует три технологии изготовления изделий из папье-маше.

По первой - изделие послойно склеивается на модели из маленьких кусочков мокрой бумаги на заранее приготовленной модели.

По второму методу изделия формируются из жидкой бумажной массы. Бумага, разрезанная на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. Затем она подвергается кипячению, отжимается, разрыхляется и высушивается. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. В качестве клея используют смесь крахмального клейстера и столярного клея. Тесто выливают в приготовленную форму или наносят слоем на ее поверхности и выдерживают до полного высыхания.

По третьему методу, - изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона. Высушенные изделия , шпатлюют, шлифуют, грунтуют, а затем подвергаются росписи. Модели для формования изделий выполняют традиционно из пластилина, глины, дерева и гипса.

Папье-маше хорошо известен художникам миниатюристам, кукольникам, декораторам, дизайнерам.

Папье-маше привлекает к себе простотой обращения, легкостью и прочностью. Часто его используют вовремя творческих занятий на уроках труда в детском саду.

ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ

Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать. Научиться вязать крючком несложно - легче, чем спицами.

Полезный совет

Начальным рядом любого изделия служит цепочка из воздушных  петель. Чтобы цепочка не стягивала вязаное полотно, ее нужно выполнять более свободно. Приступая к выполнению 1-го ряда узора, вывязывают несколько воздушных  петель подъема, которые заменяют 1-й столбик нового ряда. Рисунок полотна состоит из повторяющихся элементов. Чтобы они были расположены симметрично в начале ряда и в конце ряда, необходимо провязывать дополнительные столбики и петли. Число этих петель дано в описании каждого узора, кромочные петли в это число не входят.

Схему нужно читать снизу вверх. Обычно нечетные ряды читаются справа налево, а четные слева направо. В других случаях направление вязания показано стрелками. Часто при вязании крючком изделия выполняют не целым полотном, а отдельными мотивами, которые потом соединяются между собой. Как правило, вязание мотива начинают из центра и выполняют по кругу. Соединять мотивы можно либо при вывязывании последнего ряда, прикрепляя мотив к выполненным ранее, либо все мотивы вяжутся отдельно, а соединяются в конце работы крючком или иголкой с ниткой.

ВЫШИВАНИЕ КРЕСТИКОМ

Для занятий каким –либо ремеслом или искусством, а вышивка –это ремесло и искусство, прежде нужен начальный интерес.

Для того чтобы у детей получились красивые работы, надо тщательно изучить несколько интересных вышивательных техник.

Прежде всего,  нужно подбирать необходимое: пяльцы (диаметром 18 см, лучше деревянные), наперсток (по детскому пальцу), иголку (с большим ушком, длиной не более 3 см. с острым концом), нитки (лучше мулине), ножницы (хорошо отрегулированные и заточенные, размером около 140-170 мм.), игольницу для каждого ребенка, ткань нежных пастельных тонов (мягкую, стиранную, белую или черную).

Сама работа должна проходить только в присутствии взрослого небольшой группой (1-4 детей). Обучение пятилетних детей необходимо проводить в индивидуальном порядке (можно использовать время до завтрака и после сна).

Изучив навыки и умения своих подопечных, надо подбирать соответствующие развивающие игры. Тем, у кого движение рук неловки и неуклюжи – мелкий строительный конструктор, магнитные игры, шнуровки, иногда включать рисование узоров на клетчатой бумаге. Подкреплять обучение мастерству крылатыми выражениями: “Поспешай не торопясь”, “поспешишь – людей насмешишь” - эти выражения помогают вовремя работы.

По времени это работа от 8-10 минут и до 30 минут. Любителей вышивания надо учить делать гимнастику для глаз, рук, головы, шеи, спины. Особое внимание уделяется на освещение. Оказывается, что технические навыки дети осваивают довольно легко, а художественные даются им трудом.

При подборе ниток дети чаще всего в рисунке стараются использовать все имеющие цвета. Они думают, что чем больше красок, тем лучше. Для этого нужно чтобы воспитательница расширила свои знания о цвете. Все многообразие красочных сочетаний и цветов оттенков, которые мы наблюдаем, можно поделить на группы: хроматические (цветные) и ахроматические (бесцветные).

Ахроматические цвета: белый, черный и серый различаются только по светлоте. Они бесцветные, неокрашенные. К хроматическим цветам относятся все оттенки цветового спектра: красный, желтый, оранжевый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Важно научить детей увидеть наилучшее сочетание цветов. Например, синего с белым, серым, желтым, черным; зеленого с серым, оранжевым, коричневым, золотистым; красного с черным и серым и другие.

Надо сшить специальный коврик, чтобы поместить нитки разного цвета, сочетающие по цвету. Ребята просто могут перебирать нитки, искать оттенки. Надо установить правила: как обращаться с ножницами, как хранить иглы, заканчивать работу, как относится друг другу в процессе вышивания.

Вышивание полезно, но надо строго следить за осанкой, умело сочетать труд и отдых.

Прежде чем начать работу нужно подобрать необходимый теоретический материал. Сделать и этого материала наглядное пособие. Для родителей надо организовать беседу о технике безопасности во время занятий детей с ножницами и иголками.

Надо вести предварительному работу по вышиванию. Можно пригласить рукодельницу в детский сад, подбирать соответствующие подвижные игры, провести беседу о вышивке. Рассматривание книг с иллюстрациями о вышивке, рассказать детям о технике безопасности при работе с иголками и ножницами. Во время занятий рекомендуется использовать физкультминутки, пальчиковые игры, разминки для глаз, этюды для снятия мышечного напряжения зон шеи и спины. Занятие проводятся в несколько этапов:

  1. Ознакомление с вышивкой как разновидность декоративно-прикладного искусства.
  2. Работа со шнуровкой.
  3. Вышивание на картоне.
  4. Вышивание на ткани.
  5. Заключительная часть-выставка работ детей.

ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ

Изготовление цветов из лент, занятие не сложное, но увлекательное. Быстро виден результат. Оформленные в рамку работы красиво смотрятся и хороший подарок на праздник. Самое главное нужно задумать композицию. Ленты любой ширины и расцветки можно купить в магазинах для рукоделия. Там же купить иголку и большим ушком - для штопки "цыганскую".

ЛОСКУТНАЯ АППЛИКАЦИЯ

Лоскутная аппликация – необычный вид детских занятий напоминает и мозаику, и конструирование, и старинные лоскутные техники, и аппликацию. Лоскуток за лоскутком – и вот на рамке, обтянутой тканью (лучше других подойдет фланель), появляются таинственный лес и его обитатели или городская улица с высокими домами и троллейбусом. Особенности самого материала дают простор для творчества. В каком еще конструкторе детали можно складывать, сворачивать, накладывать друг на друга или даже мять, для того чтобы создать новую фактуру? А потерянные элементы можно восстановить, если под рукой есть ножницы.

ПЕСКОГРАФИЯ

Пескография – великолепное средство для развития мелкой моторики рук. Кроме того, она развивает образное мышление – ведь в раскиданном по стеклу песке можно создать любой сюжет.

Песок также нужно прокалить в духовке, а потом просеять через сито, чтобы отделить крупный мусор и камни (если песок речной). Также можно вместо песка использовать мелкую соль или манку. Помимо песка, понадобится специальный стол, который подсвечивается изнутри. Можно изготовить такой стол самим. Каркас у стола металлический, поверхность из оргстекла или обычного стекла, которое оклеивается белой матовой пленкой.
Самое легкое в рисовании песком – это пейзаж и натюрморт, самое сложное – портрет. Песок насыпается или забрасывается на поверхность стола. Плотным слоем покрывать весь стол не нужно. Сначала необходимо научить детей правильно насыпать песок, чтобы получались равномерные линии. Дети привыкли рисовать только пальцами, а здесь задействована вся кисть. Причем можно рисовать обеими руками – симметрично.

Живопись песком - это не только искусство. Песок положительно влияет на физическое здоровье ребенка и его психическое состояние. Врачи рекомендуют такие занятия после переломов, больным ДЦП, гиперактивным детям, также рисование песком на стекле лечит от страхов и оздоравливает психику.

ДЕКУПАЖ

Декупаж-это вид аппликации, задача которой иллюзию нарисованного изображения. Если вы хотите украсить свой дом оригинальными вещицами, сделанными своими руками, а рисовать как художник вы не умеете, то декупаж – это то, что вам нужно!

Декупаж(от французского decoupage- существительное, «то, что вырезано») – это техника украшения, аппликация,  декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в х\\в. Стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать ее лаком, что бы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.

Декупаж - это вид аппликации, задача которой создать иллюзию нарисованного изображения.

Сегодня самый популярный материал для декупажа – это трехслойные салфетки. Отсюда и другое название – «салфеточная техника».  Применение может быть абсолютно без граничным –  посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность – кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль.

Если вы хотите развить в своем ребенке творческие способности, то нет ничего лучше, чем предложить ему Игру в аппликацию.

При отсутствии навыков рисования, ваш ребенок легко сможет создать замечательные картинки на картонных коробках, пластмассовых игрушках, чашках, бутылках, шкатулках и на других предметах, которые вы без труда сможете найти дома.

Конечно же, в декупаже для деток есть свои особенности. Если речь идет о совсем малышах, то, конечно же, речь не будет идти о том, чтобы сделать кракелюр – это будет совсем простые, но от этого не менее привлекательные поделки. В каком возрасте можно начинать занятие декупажем – спросите вы? В самом юном! (с 4-5 лет), ведь эта техника имеет различные виды сложности, от человека не умеющего рисовать совсем до опытного профессионала. Материалы, используемые в ней в основном на водной основе, без запаха и нетоксичны, что делает возможным их использование в работе с детьми.

Ребенок сможет заниматься декупажем, декорировать заготовки для шкатулок, коробочек, подносов, предметы из пластмассы и украшения из пластики, стеклянные тарелки и бокалы (декупаж на стекле), керамические вазы и горшки,  гипсовые статуэтки – все это может украсить красочными мотивами из салфеток. Красота, созданная руками ребенка, будет отлично защищена лаком и, вполне возможно, станет предметом фамильной гордости, что в свою очередь придаст ему уверенности в своих силах, позитивно влияет на развитие ребенка – позволяет проявить свою фантазию и почувствовать себя настоящим художником.

Благодаря таким занятиям у ребенка развивается мелкая моторика, фантазия аккуратность. Декупаж подготовит руки дошкольника  к письму, труду: научив его работать с кистью, ножницами, бумагой и клеем, разовьет тактильные навыки, познакомив в работе с различными материалами и предметами,  такие как дерево, стекло, различные виды бумаги и пластика. Техника декупаж развивает концентрацию, внимание и усидчивость во время вырезания рисунков и мотивов, знакомя его с орнаментами, узорами и развивая цветовое восприятие, фантазию. Е менее важным здесь будет развитие логического мышления в процессе обдумывания последовательности  действий: вырезать, наклеить, покрыть лаком.

7 причин для занятия декупажем.

  1. Это умиротворяет. Рукоделие – известный вид успокоитеного лекарства. Можно назвать занятия декупажем салфеткотерапией..
  2. Это не сложно. Заниматься декупажем относительно просто. Рисовать картины с нуля гораздо сложнее (у мастеров на картины уходят месяцы, а мы можем создать красивую работу за один-два вечера).
  3. Это креативно.
  4. Это созидательно. Когда творишь красоту своими руками, невозможно не чувствовать себя художником.
  5.  Это красиво.  Украшение окружающего нас мира – вот главная цель такой работы. И неважно, будет ли это декупаж целого шкафа на четверть стены или простейший стаканчик под кисточки, - мир украсится шедевром!
  6. Это увлекательно.
  7. Это – повод для гордости. Возможно, не сразу, но окружающие начнут гордиться дочкой, мамой, женой, сестрой, имеющей столь необычное для современного мира скоростей увлечение. К тому же будут навсегда сняты проблемы подарков и сувениров для близких.

Что же нужно для декупажа.

Во- первых, это поверхность, которую вы будете декорировать. Ей может стать как старая мебель, так и специальная заготовка.

Во-вторых, салфетки для декупажа или декупажные карты.

В -третьих, специальные ножницы для вырезания и кисточки для нанесения клея.

В-четвертых, лак для декупажа.

Ну и, наверное, самое главное-это ваша идея. О том, как сделать старую и ненужную вещь необыкновенно яркой, новой и интересной.

Техника выполнения декупажа.

Техника декупажа довольно простая, но в то же время это кропотливый труд.

Чтобы результат получится действительно интересным, придется постараться.

Для начала стоит выбрать изображение, которое вы хотели нанести на поверхность: будь то мебели или еще чего – либо. Чаще всего используют традиционные салфетки для декупажа. Они обычно имеют три слоя. Это сделано для того, чтобы легко можно было отделить рисунок от ненужной бумаги. Тонкий слой, который вы будете наклеивать на поверхность, будет практически не заметен на ощупь. Зато рисунки на салфетках могут быть самые разные: от цветов, до абстракции или городских пейзажей.

После того, как изображения и материал выбраны, картинку нужно вырезать. Это тонкая и кропотливая работа. Чаще всего рисунок вырезают тонкими и очень острыми ножницами или вырывают. Но не для всех изображений это подходит. Иногда, чтобы края были совсем незаметными, их нужно истончить. Для этого салфетку или декупажную карту размачивают в воде. После чего аккуратно обрывают ненужные части.  Главное не порвать рисунок. Поэтому эта техника требует особой внимательности.

Основа для декупажа.

Теперь нужно подготовить поверхность. Если вы применяете декупаж в украшении мебели, то ее нужно выровнять. Проще всего сделать это наждачкой. А затем загрунтовать- для этого подойдут акриловый грунт.

Если вы работаете в технике декупаж по стеклу или фарфору, то ничего выравнивать уже не нужно. Поверхность просто обезжирить. Для этого подойдет ацетон или обыкновенное средство для мытья посуды. После очистки декорируемую лучше высушить и затонировать акриловыми красками. Для этого используется губка тычок. Нужно сказать, что дети с удовольствием «Чпокают» губкой по поверхности, попутно совершая свои маленькие открытия. Такие как:  как получить новый оттенок, где стекло просвечивает больше и т. д..

Приклеивание салфетки.

Дальше нужно приступить непосредственно к самому приклеиванию. Это самый сложный этап в декупаже. Причем на любой поверхности. Чаще всего для этой цели используют клей ПВА. Он подходит и для салфеток и для декупажных карт. Его обычно на пятьдесят процентов разводят водой.

Первый метод-покрываем поверхность клеем, прикладываем салфетку и кисть с клеем выравниваем ее на поверхности от середины к краям.  Можно налить клей на середину салфетки и круговыми аккуратными движениями пальца распределять клей в сторону краев. Края салфетки при этом осторожно приподнимаем, чтобы не появлялись складки и воздушные пузыри.

Второй метод- вместо клея сначала используем воду, макая в нее широкую кисточку и  промакивая салфетку от центра к краям.  Процесс не быстрый и требует осторожности. Когда салфетка промокнута водой и с помощью нее плотно держится на поверхности, покрываем ее клеем. Для Наклеивания салфетки нужно положить готовый вырезанный мотив на поверхность, покрашенную по ним белой краской (на темном фоне клеем.).

Третий метод -самый легкий, но больше подходит для средних и больших мотивов.  Для этого понадобиться файлик. На него кладем салфетку обратной стороной и брызгаем водой. Когда салфетка приклеилась с помощью воды к файлику, берем файлик и прикладываем его салфеткой на декорируемую поверхность, пока не приклеится хотя бы один уголок. Тогда нам очень легко перенести и всю салфетку. Теперь, пока салфетка не  высохла и держится, наносим клей для декупажа.

Когда композиция готова – покрываем клеем.

СКРАПБУКИНГ

Скрапбукинг— вид хобби, ручного творчества, особая техника декоративного оформления фотографий, составления коллажей на страницах или альбомах.

Это рассказ о личном или семейном памятном событии при помощи фотографий, карт стран или планов местности, газетных вырезок, билетов на самолет или в кино, рисунков, записок, заметок, комментариев и других памятных мелочей. А память - она бесценна!

Фотоальбом в стиле «скрапбукинг» отличается от обычного тем, что хранит не только фотографии, но и передает историю, настроение и личное отношение к запечатленному событию при помощи особых визуальных и тактильных приемов, а также с помощью записанных историй. В нем остается частичка нашей души.

Занятие скрапбукингом дает безграничные возможности проявлять себя с творческой стороны, придумывать и создавать что-нибудь новое. Тут можно использовать Ваши творческие таланты и навыки из других видов творчества: рисования, лепки, вязания, вышивки, лоскутного шитья, макраме, биссероплетения и многих других.

Создание страниц и альбомов – процесс довольно трудоемкий, здесь понадобятся терпение, выдержка и усидчивость. Невозможно оформить все хранящиеся у нас фотографии. Обычно выбираются только избранные снимки или определенная тема.

По методу изготовления

1. Традиционный (классический) – страницы изготавливаются вручную с использованием кардстока, картона, бумаги для скрапбукинга, фотографий, журналинга (история). В качестве декоративных материалов подойдут ткань, ленты, цветы, кружево и другие украшения. Элементы крепятся клеевыми материалами, термо-пистолетом,  двусторонним скотчем, брадс, скобами или скрепками.

2. Цифровой (Digital Scrapbooking) изготовление страниц на компьютере при помощи графической программы (Adobe Photoshop). Используются специально разработанные электронные версии бумаги и украшений.

Скрапбукинг не ограничивается созданием только альбомов или страниц с фотографиями. Могут быть и другие вещи сделанные в этом стиле. Например открытки, блокноты, подарочные конверты и приглашения, дневники, записные книжки, кулинарные книжки, свадебные книги пожеланий, календари, конверты для СД-дисков, шкатулки и многое другое. При этом открытки и альбомы могут быть самых разных размеров и форм. С интригующими заголовками, дизайном и секретами.

Скрапбукинг - это творчество не имеет рамки  возраста, пола, уровня образования или прослойки общества. Им может заниматься и ребенок и состоявшийся человек. Изготовления страниц и альбомов является доступными для большинства из нас. К тому же скрапбукингом можно заниматься не только для сохранения воспоминаний, это прекрасный способ самовыражения, арт-терапия, самореализация и самоанализ.

Пожалуй, теперь вам остается лишь вооружиться  простыми рекомендациями:

1.Очень важно давать ребенку задание, соответствующее его возрасту. Иначе в дальнейшем он просто откажется выполнять работу, которая оставила у него негативные воспоминания.

2. Не бойтесь привлекать к работе детей, которые еще не умеют работать руками. Начинайте с элементарных заданий, которые он выполнит с легкостью, и вскоре увидите, как малыш стремится к более «масштабным» целям.

3. Учите малыша планировать свой труд. Разделение на простые этапы снизит напряжение от сложности задания, научит ребенка логичности, а, кроме того, даст ему уверенность, что для него нет ничего невозможного. Согласитесь, замечательный постулат для будущих великих свершений!

4. Считается, что в три-четыре года ребенок воспринимает результат своего труда по оценке взрослого. Поэтому, когда вы хвалите его в конце работы, вы одновременно подталкиваете его на будущие подвиги.

5. К пяти-шести годам поделка начинает интересовать детей с практической стороны. Они уже начинают думать, где «в хозяйстве» может пригодиться результат их труда, кому и на какой праздник его можно подарить, и т.д. Так что пользуйтесь этой «предпринимательской» жилкой, помогайте детям создавать что-то полезное и нужное!

6. Поскольку мы знаем, что все дети – это маленькие камикадзе, каждая поделка должна быть изготовлена под чутким наблюдением (но не контролем!) взрослого.

7. Работайте в соавторстве с ребенком. Советуйте, но не указывайте, предлагайте, но не решайте за него. Это даст малышу почувствовать себя на равных с вами.

8. Отнеситесь к труду ребенка доброжелательно и тактично - дайте ему возможность украсить своими произведениями искусства интерьер квартиры или группы в детском саду. Пусть он почувствует гордость оттого, что результаты его труда ценят.  

Заключение

Л.С. Выгодский сказал: «Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Опираясь на высказывания Л.С Выгодского, детский дизайн представляет огромный потенциал и большие возможности для развития творческих способностей, фантазии и воображения дошкольника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников.

Счастье многогранно, но невозможно быть счастливым, потеряв чувство цвета, стремление к созиданию, желание творить прекрасное. Дошкольное детство – благодатное время для взращивания древа добра и крас...

Педагогический совет "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"

Педагогический совет на тему "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"...

Презентация «Развитие творческих качеств педагога как условие развития личностных качеств и творческих способностей дошкольников»

Одаренные дети - особая психологическая реальность, где индивидуальное еще недостаточно отдельно от возрастного. Необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своео...

Методическая разработка. Развитие индивидуальных интересов и творческих способностей дошкольников в культурно-досуговой деятельности.

Методическая разработка отражает виды и формы культурно-досуговой и творческой деятельности дошкольников, а также опыт работы по организации праздников и развлечений....

Презентация "Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников"

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников...

РМО «Развитие речи и художественно-творческих способностей дошкольников в театрализованной деятельности»

Актуальность использования театрализованной деятельности в целях развития речи детей.Театрально-игровая деятельность имеет огромное значение для развития коммуникативных способностей детей дошкольного...

Развитие дизайнерской деятельности и творческих способностей дошкольников

laquo;Страна, в которой бы учили рисовать, вскоре превзошла бы все страны по всем наукам, искусствам и мастерству»Дени Дидро, 18 век...