Педагогический совет - деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников"
методическая разработка по теме

Деловая игра "Развитие творческих способностей дошкольников", как одна из форм проведения педагогического совета, с целью оказания практической и теоретической помощи педагогам в освоении с дошкольниками образовательных областей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Педагогический совет – деловая игра

«Развитие творческих способностей дошкольников»

Методист Мартынова Е. С.

сп ГБОУ ООШ № 12 г.о. Чапаевск - д/с № 5 "Зернышко"

Используемое ТСО: ноутбук, проектор, слайдовая презентация

Слайд 1.     Что такое творчество?

Слайд 2. Деловую игру мне хотелось бы начать с цитаты Льва Семёновича Выготского, который сказал: «Творчество – это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создаёт что-либо новое». Детское творчество-это выражение индивидуальных способностей ребёнка, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственной персоне.

      Психологи считают, что дети рождаются с творческими задатками. Наша задача: поддерживать и стимулировать развитие у детей творчества.

    Детское творчество отличается от творчества взрослого. Ребёнок действует подсознательно, он не ставит перед собой целей.  

   

Деловая игра  

     Я предлагаю вернуться в чудесный мир детства и немного поиграть. Для этого разделимся на команды: каждый из вас получил жетон (синий, зеленый), рассаживаемся на две команды.

Слайд 3.

1 станция.  Цветоград

Оборудование: восковые мелки, альбомные листы, цветные карандаши, музыкальное произведение, два мольберта с кнопками

 Мне жалко бедный белый цвет,

 Его как будто бы и нет.

 Вот белый лист передо мной,

 Всем сразу видно – лист пустой.

 Но вдруг я вижу сквозь пургу –

 Там лебедь мерзнет на снегу.

 Еще я вижу: там и тут

 Цветы воздушные цветут.

 И белый парус снега,

 Кораблик изо льда,

 И чудо к нам приходит

 Неслышно, как всегда…

    Вокруг все живёт и изменяется. Также изменчивы и бесконечно разнообразны наши с вами чувства. У каждого чувства множество оттенков. Можно тихо радоваться про себя, думать о чём-то приятном и улыбаться. А можно бегать и кричать от радости. И то и другое – радость, но совсем по-разному окрашенная. Давайте попробуем рассказать о том, что принесла нам музыка, языком красок. Пусть в этой игре краски заменят слова, а переходы цвета попробуют передать оттенки того, что мы чувствуем.

Звучат музыкальные произведения Вивальди, Брамса, Бетховена, Паганини.

Послушайте задание: пошаговая инструкция   

 Шаг 1. Прослушивая музыку, задумайте своё, особенное настроение, ей подходящее, и подберите соответствующие цвета.

 Шаг 2. Распишите лист бумаги всеми оттенками своего настроения, так, чтобы на листе почти не осталось белого поля.

 Шаг 3. Какое настроение окрашивает ваш лист? Может быть, это радость? спокойствие? Или тревога, страх? Переверните лист и на обороте напишите тему-настроение. Сохраните её в тайне от других участников игры и от ведущего.

 Шаг 4. Теперь – решающий момент. Возьмите 2-3 ярких мелка, и прямо по цветному листу очень быстро нарисуйте лицо, полное вашего настроения. Неважно, чьё это будет лицо. Важно другое: выражение чувства. Рисунок должен выразить именно то, что написано на обороте.

 Шаг 5. И, наконец, самое интересное. Ваши работы попали в галерею творчества. Первая команда размещает свои работы на первом стенде, вторая на – втором. Участники первой команды угадывают тему-настроение работ соперников, ведущий сверяет с тем, что написано на обороте.

За каждый верный ответ команда получает 1 балл.

Вывод: Важное значение на НОД с изо материалами воспитатель должен уделять цвету, так как роль цвета в развитии творческого потенциала детей огромна. Педагогам нужно обязательно с детьми обсуждать: какие чувства и впечатления вызывает у них тот или иной цвет, так как именно цвет стимулирует желание ребенка взять в руки карандаш, кисть и рисовать.

Слайд 4.

2 станция. Педагогическая

Щелчок

Задание: предложите на ваш взгляд эффективные варианты организации детской деятельности, способствующие развитию творческих способностей детей дошкольного возраста (дидактические упражнения, игры, знакомство с приемами и т.д.), обоснуйте свой ответ.  

Время выполнения 1минута.

Команда получает 1 балл – за каждый правильный вариант.

Слайд 5.

3 станция. Искусствоведение  

Слайд 6.

  Что такое искусство?

Слайд 7.

  Это понятие является для каждого своим, и каждый его понимает по-своему.  

Слайд 8.

   Это способ самовыражения, способ выплескивать свои чувства и эмоции.

Слайд 9. (три щелчка)

   Кто-то пишет музыку, кто-то пишет картины, а кто-то вышивает крестиком. Каждый выбирает свой путь.

Слайд 10. (три щелчка)

  Понятие искусство очень растяжимое, это способ отражения того, что видит человек, что он воспринимает.

Слайд 11. (три щелчка)

  Это мастерство, которое удовлетворяет нужды человека, которое доставляет ему удовольствие.

   Слайд 12.

  Искусство многогранно, это душа человека.

Слайд 13. (три щелчка)

    Искусство - это богатейший мир разнообразных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека.

Слайд 14. (пять щелчков)

    Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, спектакли Станиславского, фильмы Феллини, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Слайд 15.

   Искусство – это радость.

Слайд 16. (два щелчка)

     Картины современных художников у нас нередко вызывают возглас: «Что это за мазня! И я так могу!» Мы не умеем видеть идею художника.

Слайд 17. (четыре щелчка)

   Порой творчество ребенка – это на первый взгляд хаотичные линии (это мы так видим взрослые), но ребенок вложил свою идею, а не технику. И он видит в своем рисунке, например прекрасный город или сказочный цветок. В этот момент ему важно показать, насколько ценна, первостепенная идея в его рисунке.

Задание: Гениальность Малевича не в том, что он нарисовал не очень ровный квадрат, а в том, что около его картины особенно впечатлительные зрители поначалу падали в обморок. Вы так тоже можете?

    Слайд 18. (показ слайда картины Семена Файбисовича «Капли на ресницах», 1992 год, масло)

   Перед вами  картина современного художника нашей страны. Этот художник всегда тщательно прописывает каждую деталь. Поэтому его картины похожи на фотографии, а его живопись называется фотореализм. Разгадайте идею художника – что он показал на картине? Время обсуждения 30 секунд. Каждая команда выскажет свое видение и только после этого ведущий объявит название картины (в названии заключается подсказка правильного ответа)

Высказывания команд

Щелчок

   

  Следующий современные художники не относятся к фотореалистам. Разгадайте их идеи.

Слайд 19. (показ слайда картины Екатерины Милоновой «Полет») 

Обсуждение 30 секунд. Высказывание команд.

Щелчок

Слайд 20. (показ слайда картины Софьи Дубовской «Соляная гряда на Мертвом море», акварель) 

Обсуждение 30 секунд. Высказывание команд.

Щелчок

Слайд 21.Подведение итогов.

Слайд 22.

4 станция. Растим таланты

   Одним из важнейших факторов творческого развития детей является создание условий,  способствующих формированию их творческих способностей.

Щелчок 

Задание: Разработайте памятку для родителей «Советы педагога, чтобы малыш развивался творчески». Время обсуждения 3 минуты. Ответы команд.

Слайд 23. 

Слайд 24. 

5 станция Словотворческая

  Предлагаю посоревноваться в словотворчестве.

Задание: Каждая команда – это так называемая редакция детского журнала («Мурзилка», «Колобок») У каждого члена редакции свой порядковый номер. Я начну сочинять сказку, и как только я скажу слова: «Продолжение следует в журнале «…» в номере «..». Педагог, у которого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета сказки и продолжить её. Мы все внимательно следим за повествованием. В нужном месте, ведущий прерывает и рассказчик говорит «Продолжение следует  в журнале «…» в номере «..» (называет номер из команды соперников – тот номер продолжает, и т. д., а предпоследний участник говорит в конце своего сочинения: «Окончание в журнале «…» в номере «..».

Каждый выступивший приносит команде 1 балл, отказ – минус 1 балл. И так, я начинаю сказку «Красная Шапочка на новый лад»: Жила была девочка – Красная Шапочка. И однажды утром, когда она собиралась навестить свою бабушку, на ее мобильном телефоне раздался звонок. Это звонил Медведь…. Продолжение следует в журнале «…» в номере «…»

Подведение итогов игры: Трудно было подключать свободное фантазирование? Обязательно играйте с детьми в подобные игры на словотворчество.

Слайд25.

6 станция. Вообразилия

   Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. 

Задание- игра: Одна команда изолируется на 1 минуту из зала. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные. Их задача - отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: "На что это похоже?" Например, если загадано слово "бантик", то на вопрос: "На что это похоже?" из зала могут поступать такие ответы: "На пропеллер у самолета" и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет команды, и игра повторяется снова.  Выигрывает команда, которая  быстрее угадает – 1 балл.

Безусловна такая работа с детьми полезна. (раздаются буклеты)

 Изучив буклеты, вы можете познакомиться  с другими методами и способами исследования творческой активности дошкольников.

Слайд 26. 

   И в заключении нашей игры, я подведу итоги, а вам предлагается ненадолго стать творцами: дорисуйте, пожалуйста, элементы, которые расположены на последнем развороте буклета, превратив их в художественные образы. Но при этом есть одно условие к их созданию: вы рисуете то, что желаете своим детям, заканчивая фразу: « Я работаю, чтобы мои воспитанники …».

Подведение итогов деловой игры.

Вручение грамот.

Буклет для педагогов "Методы и способы исследования творческой активности дошкольников"


 
Графические методы исследования 

1. Изучение оригинальности решения задач на воображение.
 
Подготовка исследования. Подобрать альбомные листы на каждого ребенка с нарисованными на них фигурами: контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой, кружок - голова с двумя ушами и т. д., и простые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник и т. д.). Подготовить цветные карандаши, фломастеры.
Проведение исследования. Ребенка 5-8 лет просят дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. Предварительно можно провести вступительную беседу об умении фантазировать (вспомнить на что бывают похожи облака на небе и т. д.).
    Обработка данных. Выявляют степень оригинальности, необычности изображения. Устанавливают тип решения задач на воображение.
1. Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает задачу на построение образа воображения с использованием данного элемента. Он не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование). 
2. Первый тип. Ребенок дорисовывает фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта (дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. 
3. Второй тип. Также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями. 
4. Третий тип. Изображая отдельный объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто девочка, а девочка, делающая зарядку). 
5. Четвертый тип. Ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету (девочка гуляет с собакой). 
6. Пятый тип. Заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок ( кружок - голова и т. д. ), то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания образа воображения ( треугольник уже не крыша дома, а грифель карандаша, которым мальчик рисует картину ). 
Далее высчитывается коэффициент оригинальности: сумма типов решения задач на воображение/количество детей. 

2. Работа по развитию воображения, рассчитанная на подключение творческого потенциала ребенка «Журнал небылицы в лицах». 

    Мероприятие проводится в виде соревнования. Группа детей делится на две команды. Каждая команда - это так называемая редакция журнала. У каждого члена редакции свой порядковый номер. Ведущий начинает сказку: 
  "Жил-был маленький Винтик. Когда он появился на свет, то был очень красивый, блестящий, с новенькой резьбой и восьмью гранями. Все говорили, что его ждет великое будущее. Он вместе с некоторыми винтиками будет участвовать в полете на космическом корабле. И вот наконец настал тот день, когда Винтик очутился на борту огромного космического корабля...
На самом интересном месте ведущий останавливается со словами: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Ребенок, у кого в руках этот номер, должен подхватить нить сюжета и продолжить рассказ. Ведущий внимательно следит за повествованием, в нужном месте прерывает. Ребенок должен сказать: "Продолжение следует в журнале "......." в номере ......." Прервать сказку может ведущий словами: "Окончание в журнале "......." в номере ......."


В результате детского творчества главный герой побывал на многих планетах, встретился с инопланетянами. Однако дети один раз сочинив, продолжение о новой планете и ее жителях, повторяли затем то же самое, изменив лишь название планеты. В целом этот вид деятельности показал, что детям трудно еще подключить свободное фантазирование. Они лучше справляются с работой по готовым шаблонам. 

 

Презентация мира.

 Предметное восприятие окружающего мира, свойственное детям (вот кошка, луна, скамейка, человек, палка и т. д.), с развитием ребенка преобразуется в социально-ценностное восприятие, когда подрастающий человек обнаруживает за предметами отношение, видит ценностные связи и взаимоотношения. Такое преобразование протекает незаметно, оно не обозначается каким-то резким переходом, когда бы вдруг простая "скамейка" превратилась бы в "место для отдыха старика, свидания для влюбленных" и т. д. Оно совершается в силу социализации личности, ее духовного развития, интеллектуального и эмоционального обогащения.
Смена предметного восприятия, однако, не всегда происходит вообще. Иногда мы видим человека, который живет среди предметов, фактов, случаев, но он выпадает из общественных отношений, культурных ценностей. Внешне - живет как все, в сущности - живет вне всех, так как исключен из системы ценностных отношений.

     "Презентация мира" направлена, прежде всего, на перевод предметного восприятия мира в его ценностное восприятие. Предъявляется какой-либо предмет группе детей и предлагается описать роль этого предмета в жизни человека, зачем он для человечества, какую роль он играет в стремлении человека к счастью, какие отношения несет в самом себе, когда включен в повседневный быт. Таким образом выявляется для детей духовная ценность материального предмета, смещает границы духовного и материального, развивает способность к одухотворению и в конечном итоге помогает ребенку обрести свою личность, подняться над ситуацией, освободиться от вещно-предметной зависимости.

Для проведения данной работы избирается любой предмет, окружающий детей (нет смысла брать что-то незнакомое детям, как тостер или пуанты ), задается вопрос о его роли в жизни человека, материальном и духовном предназначении, а так же вопрос о личном отношении ребенка к данному предмету. Необходимо создать надлежащую атмосферу, так чтобы все его достоинства и особенности были подчеркнуты, как ценность общечеловеческой культуры. Дети поочередно высказывают свои соображения. При этом они подходят к предмету, берут его в руки, демонстрируя всей группе, раскрывая то содержание, которое обнаружено им.
Делая вывод, хочется сказать о довольно высоком ценностном восприятии детьми реальности. Поражает их готовность и умение рассуждать, строить выводы, общий высокий уровень интеллекта. В дальнейшем можно усложнить работу, предлагая детям самим выбрать предмет презентации, им может стать явление, событие, факт, процесс.

Что на что похоже.

Развитие воображения играет большую роль в творческом воспитании личности ребенка. Необходимо как можно больше включать в практику виды деятельности направленные на активизацию процессов воображения. 
Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача - отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: "На что это похоже?" Например, если загадано слово "бантик", то на вопрос: "На что это похоже?" из зала могут поступать такие ответы: "На пропеллер у самолета" и т. д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова. Безусловно такая работа полезна.

Фотомомент.
Эта форма групповой деятельности так же направлена на развитие воображения. Однако ее эффективности ниже, чем эффективность описанной выше деятельности. Прежде всего потому что объектом активного развития здесь выступает лишь водящий. 
Методика проведения мероприятия. Проведя краткую беседу на тему "Что такое фото момент", разъяснив смысл этого слова, воспитатель вводит ребенка в мир фотографии: люди на память о каких-то событиях хотят всегда что-то оставить, часто это бывает фотография. Фотографии бывают разные: смешные и печальные, маленькие и большие, цветные и черно-белые, а бывают фотографии, где люди вставляют свое лицо в маленькое окошечко, вырезанное в картине с изображением животных, знаменитых людей и т. д. Затем дети выбирают одного водящего, который вставляет свое лицо в такую вот картину, не зная, что на ней нарисовано. Его задача - отгадать кого он изображает, задавая наводящие вопросы. 

Театр "Рукавичка".

   Форма игры в театр определяет целенаправленное развитие чувственной сферы детей. Представляя тот или иной персонаж в различных ситуациях, ребята огорчаются, радуются, веселятся, сердятся, негодуют - эмоционально осваивают мир отношений и формы их проявления, что способствует более глубокому пониманию духовных связей в реальной жизни. Кроме того используя народные литературные произведения, мы тем самым приобщаем детей к национальной культуре, русскому фольклору.
Цель работы - обучение выразительному чтению на основе подражания, многократного перечитывания, развития памяти, речи, простейших движений, умения говорить перед аудиторией. 

     Деятельность ребенка ориентирована на образец. В процессе общения воспитатель- взрослый своим примером обучает речи, движению, поведению, оказывает неназойливую помощь, если дети что-то забыли. Основа поведения взрослого - доброжелательность, разумность, спокойствие и заинтересованное участие.

   Реквизит (куклы-рукавички) - это опора для воссоздающего воображения, понимания характера персонажа, предпосылка к раскрепощению чувств, движений, к свободе речи. Привлекает и значительная простота в изготовлении самих кукол, можно отыскать старые перчатки, варежки, а уж на их основе с помощью кусочков материи, разноцветной бумаги, пуговиц, иголки с ниткой, ножниц и фантазии можно сделать и детку с бабкой, и мышку, и лису, и собачку и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Педагогический совет – деловая игра «Ознакомление старших дошкольников с историей и культурой Санкт-Петербурга»"

Задачи работы с кадрами по ознакомлению детей с родным городом, конкурсы деловой игры....

Статья для выступления на педагогическом совете. Развитие художественно - творческих способностей детей младшего дошкольного возраста.

    Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческог...

Выступление на педагогическом совете Тема : «Формирование творческих способностей, изобразительных умений детей в аппликации и лепке при организации и проведении занятий по художественно-эстетическому развитию»

laquo;Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем...

Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют  в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методо...

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьников через дополнительное образование».

Выступление на педагогическом совете: Тема: «Развитие творческих способностей младших школьниковчерез дополнительное образование»....

Выступление на педагогическом совете. Тема : «Формирование творческих способностей в аппликации и лепке при организации занятий по художественно-эстетическому развитию»

Изобразительная деятельность имеет большое значение в решении задач эстетического воспитания и формирование творческих способностей.Каждый вид изобразительной деятельности, кроме общего эстетического ...

Педагогический совет № 2 «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕДАГОГОВ ДОУ»

Форма проведения: круглый стол с применением метода мозговой атаки «Совет пиратов»....