Доклад на педагогический совет Тема "Развитие творческих способностей детей посредством приобщения к театральной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"
материал

Бусовикова (Мусонова) Оксана Викторовна

Доклад на педагогический совет в ДОУ. Известно, что творческие потенциалы заложеныи существуют  в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что сязана с игрой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetar_doklad.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное

автономное дошкольное образовательное  учреждение

«Детский сад № 15 с. Кабанск»

Доклад

на педагогический совет

Тема: «Развитие творческих способностей детей посредством приобщения

к театральной деятельности в ДОУ

в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Мусонова О.В.

 «Театрализация – это волшебный мир,

в котором ребёнок радуется играя,

 а играя, познаёт окружающее».

О.П. Радынова

       Преобразования, происходящие в обществе, порождают в образовании новые требования к подготовке детей к школе. И сейчас, всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного развития ребёнка. Одним из этих требований является творческое развитие личности, готовой к решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

      Исследуя проблемы дошкольного образования, видные учёные Л.С. Выготский, Ветлугина, Б.М. Теплов и другие, отмечают, что раскрытию внутренних качеств личности и самореализации её творческого потенциала  способствует  театральное искусство, как мощное синтетическое средство развития их творческих способностей.

    Искусство театра представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, живописи, актёрского мастерства, сосредотачивает в единое целое средства выразительности, создаёт условия для воспитания творческой личности.

        Таким образом, сила воздействия театрализованной деятельности на ребёнка огромна, её педагогические возможности – неисчерпаемы. Она способствует раскрытию личности ребёнка, его индивидуальности, творческого потенциала.

         И так как ФГОС дошкольного образования выдвигает задачу создания благоприятных условий развития творческих способностей каждого ребёнка – то мы считаем, это направление является одним из перспективных на современном этапе.

        Педагоги и психологи единодушны в том, что самый короткий путь к развитию творческих способностей детей – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность, так как именно в ней особенно проявляются разные стороны творческого развития и способностей.

        Творческие способности – это индивидуальные особенности ребёнка, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода и требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различного рода проблем.

        Если ребёнок умеет анализировать, сравнивать, наблюдать, рассуждать, обобщать, - то у него, как правило, обнаруживается высокий уровень интеллекта.

        Ориентируясь на ФГОС ДО о интегративном подходе к образованию дошкольников, возникла идея соединения инновационных форм организации совместной образовательной деятельности детей и педагогов, системы музыкально-ритмических упражнений, игровых технологий и традиционных подходов к развитию речи, эмоциональной сферы, творческой активности и общения дошкольников, в основе которой лежит воспитательная система теории развития творческой личности.

        Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи через интеграцию всех образовательных областей «Социализация», «Труд», «Коммуникация», «Безопасность» и т.д.

        Известно, что творческие потенциалы заложены и существуют в каждом человеке и сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса.

        Театр – это удивительный мир, сказка и реальность, где каждый ребёнок может проявить своё творчество. Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания, когда появляются новые Федеральные государственные требования и стандарты, усложняются задачи, стоящие  перед педагогами – дошкольниками, очень важной остаётся задача - приобщение детей к театрализованной деятельности, самому распространённому виду детского творчества.

        Театрализованная деятельность близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит отражение стихийно, потому что связана с игрой. Любую выдумку, впечатление из окружающей жизни ребёнку хочется воплотить в живые образы и действия, проявляя тем самым творчество.

         А так как одним из основных направлений деятельности нашего детского сада является художественно-эстетическое, где перед педагогами стоит основная задача – приобщение детей ко всем видам национального искусства от сказки до живописи, музыки и театра, развитие эстетического восприятия, художественно-творческих способностей, формирование базиса личностной культуры дошкольников. И для того, чтобы решить эту задачу, мы уделяем большое внимание организации и развитию творческой театрализованной деятельности детей через кружковые занятия.      

        Передо мной встала проблема, как организовать её, чтобы она была бы привлекательна для ребёнка, соответствовала его потребностям, интересам, желаниям, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя нужным, получил возможность раскрыть себя, свои возможности.

        Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития  творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно и независимо. И эти качества необходимо развивать.

        Поэтому мы разработали программу дополнительного образования по театральному мастерству «Фантазёры» и используем её как эффективное средство развития творческих способностей дошкольника.

        Целью нашей педагогической деятельности стало развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

         Театральные занятия невозможны без искреннего интереса, увлечённости как со стороны взрослых, так и детей. Каждый ребёнок индивидуален, кто – то чувствует себя на сцене комфортно, кому – то мешает раскрыться банальная застенчивость. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы создать условия для развития и творческой самореализации ребёнка в театрализованной деятельности.

         На первом этапе работы совместно с родителями создали развивающую среду, которая помогает решать задачи творческого развития наших воспитанников.

        Предметно-развивающая среда:

-оборудован  уголок сказок, где дети чувствуют себя в мире волшебства;

- мастерская Самоделкин, где дети изготавливают билеты, атрибуты к сценкам,  рисуют афиши, и т.д.;

- различные виды театров;

- наглядно-дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой;

- картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр – превращений, коммуникативных игр - упражнений.

Задачи:

- развивать устойчивый интерес и творческую активность дошкольников к театрализованной деятельности;

- приобщать дошкольников к театральному искусству;

- обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе (музыкальные НОД; физкультурные досуги; изобразительная деятельность, экскурсии и т. д.);

- создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановки спектаклей с участием воспитанников, родителей, сотрудников, организация выступлений детей старших групп перед младшими);

- способствовать самореализации каждого ребёнка через создание благоприятного микроклимата, уважения к личности каждого дошкольника.

        При этом мы учитывали основные принципы её построения:

- психологического комфорта – создание условий, в которых дети чувствуют себя  «как дома», ощущение радости, удовольствия от самой деятельности, развития свободной творческой личности;

- креативности – ориентация на творческое начало детей, раскрепощение личности;

- целостного представления о мире – формирование личностного отношения ребёнка к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности;

- единства образовательных задач в с Программой Веракса «От рождения до школы»;

- доступности;

- безопасности;

- возрастных особенностей;

- учёта индивидуальных способностей и ценностного подхода к каждому ребёнку;

- вариативности – умение находить выход из любого положения;

- дифференцированного подхода;

- последовательности;

- эстетичности;

- интересов детей;

- резерв свободного места.        

        Важно то, чтобы дети могли самостоятельно использовать игрушки, наглядный материал, атрибуты; менять среду, трансформируя её в соответствии с видом деятельности.

        С детьми общаемся по – партнёрски, спрашиваем их советов, интересуемся мнением. Поэтому они чувствуют, что многое зависит от них в игре, осознаннее относятся к ролям и это вдохновляет их на новые творческие идеи и поиски.

        Для того, чтобы все дети были вовлечены в работу, используются разнообразные методы и приёмы:

- организация слушания и проигрывание небольших по содержанию сказок, мини – сценок, упражнений, этюдов; обыгрывание потешек, стихотворений; драматизация отрывков знакомых произведений детских писателей;

- творческие задания, направленные на разыгрывание жизненных ситуаций;

- игры – занятия, которые включают в  себя все виды театра. Их цель - помочь овладеть средствами образной выразительности и актёрского мастерства: интонацией, позами, жестами, мимикой, пантомимикой;

- выбор детьми ролей по желанию;

- назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей;

-  распределение ролей по карточкам или фишкам, считалочкам;

- проигрывание ролей в парах.

       В ходе работы привлекаем коллектив детского сада: музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, воспитателей, кастелянта и др.

        Мы убедились, что благодаря театрализованной деятельности наши воспитанники проживают со своими героями множество жизненных ситуаций, учатся думать, чувствовать, сопереживать, помогать.

         У наших воспитанников устойчивая положительная динамика в развитии творческих способностей. Это проявляется в любознательности, стремлении познать новое, настойчивости, целеустремлённости. Дети стали инициативнее, возросла степень активности и самостоятельности, повысилась самооценка и умение общаться со взрослыми и ровесниками, чётко формулировать фразы, излагать их публично.

         Дошкольник должен видеть поддержку и заинтересованность родителей в любых начинаниях: будь то разучивание ролей, импровизации, и т. д. Ведь когда он видит рядом с собой на сцене близкого ему человека, он более открыт для зрителя, раскрепощён и действует увереннее.

         Сотрудничество с родителями по избранному направлению включило в себя такие формы работы как: выступления на родительских  собраниях; индивидуальные беседы; консультации на сайте нашего детского сада; папки – передвижки; показ фото и видеосъёмок, где разъясняли значение театрализованной деятельности; помощь в изготовлении атрибутов и декораций, театральных костюмов; реставрации кукол; привлекали к участию в театрализованных представлениях, развлечениях; пополнение студийной библиотеки детскими книгами предлагали домашние задания: чтение произведений, посещение театров.

        Чтобы увидеть и оценить динамику уровня развития творческих способностей ребёнка (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) ведём целенаправленное, систематическое отслеживание результатов.

         Результатом нашей работы стало участие детей в инсценировках на утренниках, родительских собраниях, постановках небольших спектаклей воспитанникам детского сада.

          И именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей дошкольников.

          Итоги наблюдений, осуществлённых в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведённой работы: театрализованная деятельность развивает не только психические функции личности ребёнка, художественные его способности, творческий потенциал, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области, а также помогают адаптироваться в обществе, почувствовать себя нужным и успешным.

         Нужно стремиться создать такую атмосферу, среду для детей, чтобы они всегда с огромным желанием играли и постигали удивительный, волшебный мир. Мир, название которому - «Театр»!

     Таким образом, можно отметить высокую степень значимости театрализованной деятельности для развития творческих способностей и утверждать необходимость и целесообразность её осуществления со всеми воспитанниками, независимо от психических, умственных и физических данных.

Литература:

- Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.

- Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.: ил.

- Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.